19 января 2019
Правое слово

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Илья Бражников
6 января 2007 г.
версия для печати

Рождение России из духа волшебной сказки

Но вот Рождество опять застало тебя врасплох…

БГ

Россия – волшебная страна. Новая Россия должна родиться из духа русской волшебной сказки. Для меня это несомненно, как смена дня и ночи. Отсчет дней новой России по старому образцу, о которой пророчествовал святой Иоанн Кронштадтский, для многих из нас уже начался

Неуместность и несвоевременность новогодней вакханалии в преддверии Рождества чем-то напоминает торжество злодея перед развязкой какого-нибудь классического сюжета. Кажется, главный герой и все возможные препятствия уже устранены, и ничто не мешает отрицательному персонажу пожать плоды победы. Но, оказывается, герой жив и – трепещи, злодей! – ты сам будешь повержен. Свет Христова Рождества в очередной раз побеждает мир: С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог!

Поскольку мне не в первый раз приходится выступать противником пост-советских праздников, хочется сказать что-то в свое оправдание. На самом деле мне хорошо знакомо и понятно чувство ностальгии по временам мандаринового генсека, по доброму ёлочному Брежневу, которое, судя по телевизионной брежневиане, становится едва ли не официальным курсом. Но именно поэтому нынешнее новогоднее действо можно расценить в лучшем случае как неудачную пародию. В нем нет уже той задушевности, нет застойной теплоты. Есть какая-то звенящая мавзолейная пустота, гламурный труп, играющий самого себя...

Активную фазу "тоски по застою" я пережил очень давно – примерно году в 1993-м, когда стало ясно, что СССР исчезает как вид, бесповоротно, навсегда. Тогда какие-то советские черты стали казаться милыми, дорогими сердцу, хотелось их удержать – однако, советская реальность утекала, как вода, спущенная из бассейна «Москва»: сначала оставался котлован, потом и его застроили. К сожалению, не всякая пустота была заполнена храмом, да и сами храмы вернули не все... Тогда же – или примерно тогда – я перестал придавать значение празднованию Нового года.

Думаю, одно с другим связано. В 93-м стало понятно, что советская сказка кончилась. Ведь советский строй, несмотря на обещание сказку сделать былью, так и остался по преимуществу сказкой. Сказка эта венчалась празднованием Нового года, — действом, которое заимствовало карнавальность и некоторую неотмирность у русских Святок. В новый год советский человек ненадолго выпадал из довольно унылой повседневности, с ним могло произойти всё, что угодно – от забавной путаницы, за которой явственно маячил промысел (мегахит «Ирония судьбы»); от приключений («Маши и Вити») — до самых настоящих чудес («Чародеи»). Советское кино 70-х, как видно, закрепляло за новым годом ощущение чуда, победу иррационального (или сверх-рационального) над смешными попытками человека быть хозяином своей судьбы. Неслучайно гайдаевского «Ивана Васильевича» тоже обычно показывают под новый год (в частности, под нынешний). Идея этого фильма прямо сформулирована словами звучащей в нем известной песни:

Вдруг, как в сказке,

скрипнула дверь:

Всё мне ясно

стало теперь

Сколько лет я спорил с судьбой

Ради этой встречи с тобой…

Всё на свете было не зря

Не напрасно было!

Ради этой «сказки», которая приносит сверх-рациональную ясность, положительно решает судьбу и открывает тотальный смысл жизни, оправдывает ее, — и трудились целый год на производстве советские люди. В конце каждого года производство надолго останавливалось, а сказка оживала. Вообще в обезбоженном советском космосе наряженная ёлка и вся новогодняя сказочная эстетика были убежищем от всесильного рацио – последним прибежищем чуда.

В 1993-м стало понятно, что бессмысленно загадывать на будущий год: будет только хуже и все менее сказочно. Новая реальность поначалу выглядела настолько отчуждённой (то есть предельно далекой от чуда) и столь прозаической, что здесь, казалось, вовсе не было места сказке, полностью растворившейся в были. Эта быль на новом языке называлась байкой. Вспоминается великолепный Вася Васин с его призывом:

Расскажи реальную байку братве!

Байка начиналась следующими словами:

Сегодня я гуляю, меня выгнали с работы,

денег не дали, выпить охота,

кинули, кинули, меня на деньги кинули,

развели на деньги и по морде двинули...

Так вот и жили. В этой байке, несмотря на весь ее нарочитый "реализм", слышится тоска по утраченной сказке. В действительности «байкореализм» девяностых был здоровой реакцией и противостоял наркоманской эстетике, узурпировавшей область чудесного. Это был совершенно необходимый момент духовного трезвения, чтобы набиравшая обороты наркоромантика не засосала всех в переливающуюся ядовитыми цветами воронку антикосмоса.

Однако, по мере того, как Русское Православие с его повышенным вниманием к тайне и чуду постепенно получало прописку в новой реальности, действительность обернулась своей скрытой, тайной, по-настоящему чудесной стороной. Эта сторона действительности превосходила самые смелые мечты советской новогодней сказки. Чудеса стали происходить вживую – и каждый, кто имел очи, увидел их, почувствовал, прикоснулся…

Достаточно сказать, что одних только свидетельств о чудесах по молитвам Царственным Страстотерпцам было собрано целых пять книг, объединенных впоследствии в два весьма увесистых тома. Сам автор этих строк, прикладываясь 19 мая 1999 г. к мироточащей иконе Государя (представлявшей собой всего лишь отпечаток цветного ксерокса), стал свидетелем, как замироточило деревянное распятие, висевшее над иконой. И это было лишь одно маленькое чудо из тысяч. Невидимая реальность проступала прямо на глазах — столь явно, что, казалось, вот-вот потеснит мир видимый и привычный. Становилось всё чудесатее и чудесатее, как говорила кэролловская Алиса.

Как раз тогда моя старшая дочка и поделилось со мной своим впечатлением. Мы гуляли в парке, жена дала ей яблоко, чтобы она покормила голубей. Дочь спросила, станет ли голубь есть яблоко. «Предложи ему кусочек», — сказала жена. Держа яблоко в руке, дочь пошла за голубем. Походив немного, вернулась. «Ну, что: ты предложила яблоко голубю?» — «Нет, — ответила дочь. – Я его спросила, и он ответил, что не ест яблоки» – «А голуби разве разговаривают?» – спросила недоверчиво жена. – «Ты что, не знаешь разве? – возмутилась дочь. – Конечно, разговаривают! А у моей подруги кот говорящий». И добавила, подумав: «Ты знаешь, мне кажется, Россия становится волшебной страной: говорящие коты, голуби…» Как это часто бывает, она просто, по-детски немудрено высказала заветное.

Россия – волшебная страна. Новая Россия должна родиться из духа русской волшебной сказки. Для меня это несомненно, как смена дня и ночи. Отсчет дней новой России по старому образцу, о которой пророчествовал святой Иоанн Кронштадтский, для многих из нас уже начался.

Однако, много ещё и таких, кто не хочет поверить в сказку. Разочарованные романтики, теперь они стали трезвыми «реалистами» и повсюду несут с собой эстетику смерти, падали, с маниакальным постоянством пишут о какой-то трубе. Вся Россия сегодня для них – это труба.

Откуда, интересно, они берут эту «трубу»? Не в окно ведь наблюдают. Чай, не мимо их дома проходит. Если проанализировать этот прозаический образ, порожденный болезненным подсознанием, то, несомненно, он тянется всё из той же нарко-эстетики девяностых, когда украшением первых ночных клубов, располагавшихся в подвалах, были огромные, выкрашенные в разные кислотные цвета трубы. В то время «поиски чудесного» обычно заканчивались chill out’ом или банальным туалетом. Фёдор Чистяков с беспощадной точностью выразил это восприятие:

Но не слышат стены,

Трубы словно вены,

И сливной бачок, как сердце, бешено стучит…

Воистину: только неизлечимая наркомания может заставить увидеть Россию – в трубе и отождествить трубу с Россией. Если же человек ещё и настаивает на том, что Россия – труба, волей-неволей мысленно направишь его к психоаналитикам, которые зацикленные на образе трубы ассоциации объяснят не иначе, как задержку орально-анальной фазы развития, когда ребенка интересуют акты дефекации, рвоты и т.п., то есть работа и продукты различных каналов организма – кишок, выводящих путей, пищевода, гортани. Только задержка в развитии может объяснить болезненный интерес к проекциям каналов организма во внешнем мире. По сути, мы имеем дело с больными людьми, маргиналами, которые хотят навязать свои бредовые образы доверчивому населению.

Безусловно, они никогда не преуспеют в этом. Россия рождается из духа волшебной сказки, и в байку о трубе поверят немногие. И хотя нынешняя Россия зачастую и вызывает печаль, наша печаль-тоска всё же иного происхождения. Мы томимся от недостаточности проявления инобытия в реальности. Они – от недостаточно реализованного желания публично испражниться. Их «тоска» сродни легенде о происхождении названия Тосно – местечка недалеко от Свято-Петрограда. Согласно этой легенде, Императрицу Екатерину Вторую, проезжающую в карете, укачало и, выйдя из нее, она сказала: «Ой, тошно мне!» Это «тошно» как будто бы и превратилось впоследствии в «Тосно».

Так вот: мы тоскуем, а им «тошно».

Это о них писал гениальный Хармс: Театр закрывается. Нас всех тошнит!

Пора, пора закрывать этот театр. Их тошнит от новой России. Нам тоскливо от них, их лукавых речей, их политического балагана.

Кто-то празднует Рождество Христово, кто-то — год Свиньи. Новый год окончательно космополитизировался, превратился в коммерческий проект, который начинается уже в ноябре и в котором сам праздник выступает в качестве прилагательного: новогодние скидки, новогодние распродажи, новогодние цены… Хотя что здесь собственно новогоднего? В Европе, допустим, скидки — это форма празднования Рождества. Запад со своим «рождественским архетипом» из последних сил поддерживает традицию, что с каждым годом, по мере увеличения мусульманского и юдаистического влияния, становится всё труднее.

Спрашивается: а нам-то – что? Наш главный праздник в году – Пасха, к ней бы готовить, как встарь, праздничные ярмарки и распродажи, да и каникулы на Светлой не помешали бы. Как, впрочем, и на Святках — вместо нынешнего советско-православного гибрида новогодне-рождественских «выходных». Но пока у нас некий абстрактный год, словно неведомый god, рождается и приходит в виде мальчика на залитую льдом Красную Площадь – неделей раньше, чем в мир является Спаситель Христос...

Новогодние чудеса сегодня – это когда вам по почте приходит бодрое: «Поздравляем Вас с Новым Годом! А в Новый Год случаются чудеса! Просто зайдите к нам в галерею и убедитесь в этом сами!» Разумеется, «просто» не нужно ходить никуда, поскольку ясно, что речь идёт о рекламе очередного порносайта. Новый год уже отгремит шумом на улице и болью в голове, а рассыльщики эротического спама всё никак не уймутся: «Подарки дарят не только на Новый год! Заходите к нам и выбирайте себе подарок – девушки просто чудо!»

Наконец, Новый год теперь – это праздник клерков, «оттяг» офисных работников с дежурным чудом по графику, с непременными фейерверками, шумами, пальбой и другими "чудесами" пиротехники. От корпоративной вечеринки требуется немного: внешний эффект, впечатление веселья, не затрагивающее глубины. Но в праздновании Нового года сегодня нет и не может быть никакой глубины.

Глубина – в реальности. Кончилась советская сказка. Доживает байками о трубе и нефтяной игле дискурс девяностых. Наступает эпоха русской волшебной сказки. Сквозь расступившуюся толщу Модерна, как бы продираясь сквозь чащу, к нам возвращаются герои, святые, цари. И, как знать, может быть, царь Иван Васильевич, вызванный гением русского изобретателя, в нашем времени почувствует себя лучше, нежели в мещанской квартирке советского служащего. Быть может, у нас ему уже не будет так тесно и одиноко...

Очень жаль тех людей, которые до сих пор предпочитают новогоднюю тошноту чистому свету Рождества, тех, кого Рождество всё ёще застаёт врасплох. Им трудно будет найти себя в новой России, рождающейся на наших глазах.

Восстановление в календарных правах Рождества требует выбора – как от властей, так и от каждого из нас. Либо нужно снова отменить Рождество, либо – вернуть наш старый добрый календарь, освященный рождением в мир Сына Божьего, и праздновать Новый год на Святках. Тогда-то и станет ясно, чему наследует новая Россия: СССР или Российской Империи.

Сегодня эти два начала непримиримы, выбор неизбежен. Нельзя без конца стоять на голове – рано или поздно шея сломается. Бессмысленно и лошадь запрягать позади телеги: повозка не поедет. Думается, выбор будет сделан правильный. И притом — довольно скоро. Как знать, не в наступающем ли году?

Рождество победит. В этом уверен митрополит Кирилл: «Христианская идея должна пропитать своими животворными токами современную нерелигиозную культуру. Если так произойдет в России, то ее ждет великое будущее».

Давайте, что ли, загадаем желание под Рождественской ёлкой?

Днесь Христос в Вифлееме раждается от Девы.

Христос рождается, славите! Христа с Небес встречайте!..


Прикреплённый файл:

 ИБ, 5 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

7 января 19:37, Вершинин Владимир:

Автор: «Однако, много ещё и таких, кто не хочет поверить в сказку. …с маниакальным постоянством пишут о какой-то трубе.»

4 января 1920 г. П. Н. Милюков написал из Лондона своей сподвижнице, графине С. В. Паниной, находившейся тогда в Белой армии на Дону: «Теперь выдвигается [на Западе] в более грубой и откровенной форме идея эксплуатации России как КОЛОНИИ ради ее богатств и необходимости для Европы сырых материалов».

Из работы «Новый мировой порядок» профессора Гарвардского университета Наума Чомски: «Из-за своих размеров экономическое подчинение России Западу началось позднее, но в 19 веке этот процесс уже шел вовсю. Большевистский переворот в октябре 1917 г. вырвал СССР из этой ловушки, на что Запад ответил немедленной военной интервенцией».

Из статьи С. Г. Кара-Мурзы «Февраль 1917. Трагическое распутье России»: «Наши патриоты-антисоветчики говорят, что Октябрь был фатально ошибочным выбором. Тем самым они утверждают, что либерально-буржуазный путь в большей мере соответствовал сути России и ее культуры. Но третьего пути не было… Те, кто плачет по Февралю и проклинает Октябрь, просто отвергают русские традиции и инстинкты народа.»

Из работы Н.С.Трубецкого «Русская проблема» (1921 г.): «Пока ее [то есть Россию] не поделят или не отдадут одному из романо-германских зверей, мировую войну нельзя считать законченной. В этом и состоит сущность «русской проблемы» для романогерманцев. Эти последние смотрят на Россию как на возможную колонию. Огромные размеры России нисколько их не смущают. … Россия есть территория, на которой произрастает то-то и то-то, в которой имеются такие-то ископаемые. Что на этой территории есть население — это неважно: им займутся этнографы; для политики интересна главным образом территория, а туземное население — лишь рабочая сила.»

Автор: «…чему наследует новая Россия: СССР или Российской Империи. Сегодня эти два начала непримиримы, выбор неизбежен.»

Учитывая вышеизложенное, ответ очевиден, так как СССР «ближе» Московской Руси, нежели вестернизированной петровской Российской Империи.

Не возможно мыслить Православную Веру без сформированного ею (исторического) русского (великорусского) народа. Перестанет существовать русский народ – в лучшем случае Православие сохранится в этнографическом музее.

Россия была КРЕСТЬЯНСКОЙ страной. А крестьянин – это не просто работник на земле, но в первую очередь христианин, так как в России сначала возникал ПРИХОД, а вокруг – поселение землепашцев, которыми земля воспринималась как СВЯТАЯ. Лучше всех это выразил Тютчев (имевший, кстати, и ордынские корни):

«Удручённый ношей крестной,

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде Царь Небесный

Исходил, благославляя.»

Но тогда становится понятна МЕСТЬ крестьянской России в 1917 г. не Православной Вере, а церкви, подмятой, начиная с Петра I, государством и вынужденно причастной к вестернизации России, не выступившей ЗАЩИТНИЦЕЙ народа и СВЯТОЙ земли от либеральной вакханалии в России конца XIX – начала XX вв.


8 января 11:15, Посетитель сайта:

О Трубе

Она была проложена, если не ошибаюсь, еще в 1970-е годы, при СССР. Тогда же в страну пошёл поток нефтедолларов и начался застой. Празднование дня рождения Брежнева в прошлом году далеко не случайно. Вот и подумайте, к чему именно ближе нынешняя Россияния - к Российской империи, Московской Руси или к СССР периода застоя. Я ничего оптимистичного за пределами Церкви, честно говоря, не вижу и не знаю, что такого может увидеть уважаемый автор.


9 января 02:26, ИБ:

о Трубе

Я прекрасно помню времена застоя и не вижу с нынешним временем вообще ничего общего. Вижу разницу, во-первых, между нефтяной и газовой трубой. Вижу, во-вторых, полную финансовую зависимость Брежневского СССР и отсутствие таковой в нынешней России. Вижу, в-третьих, продовольственную зависимость брежневского СССР от импорта и не вижу ее сегодня. Вижу, наконец, совсем другие перспективы - не только у России, но у хода мировой истории.

Впрочем и то, о чем Вы пишете, может оказаться правдой при самом пессимистическом сценарии.


9 января 16:02, с.Д.:

Спасибо. Замечательная статья.


9 января 19:53, читатель сайта:

если Бог с нами, кто против нас?

Огромное спасибо автору статьи за столь здравый оптимизм,именно такая ВЕРА и рождает ничем и никем непоколебимую силу ДУХА и силу ВОЛИ богатырей земли Русской,достойных высокого назначения-быть сынами этой земли,нести через всевозможные испытания веру крепкую.А враги(и внутренние,и внешние) нам ПОМОГУТ воспитать в себе мужество, честь и достоинство,благо-уже глаза открываются и души оживают! С Рождеством! С Богом!


9 января 23:34, Посетитель сайта:

Господин Бражников поистине-сказочник!!!

История России тесно переплетается с тем,о чём Вы пра-

вославные говорите.Сила Духа и сила Воли у тех,кто контролирует газовые и нефтяные трубы,но не у тех,кто

читает о сладком,а на языке горечь.СССР,как и царская

Россия имела другие границы,а что мы видим сегодня.

Православные люди борятся(воюют) за иностранный доллар,

а надо вместе создавать единую систему со своим золотым

рублём,как было ранее,чтобы госп.ФУНТ кланялся,а доллар

казался бумажкой,вроде "зайчика".Нам пудрили пять лет мозги,существует какой-то совет во главе с Бородиным и

бывшим мин.внутр.дел-деньги на ветер.Белорусов и украинцев стараемся пугать Вайнштоками,президент не знает-что делать.

Надо не сказки слушать,а объединяться.

Если не можете-уходите.Найдёт народ человека,который поможет ему возродиться,а не слюнки глотать при ежедневных напоминанияж про Абромовичей,Фридманах и

прочих иудеях.Борьба за транзитные коридоры евреи вели

ещё до нашей эры-хазарские евреи в древнии времена

дошли до Китая.Банки,заводы,пароходы,порты,дома-всё по

существу в мире принадлежит им.СССР мог вначале исправить положение,Царь Российский уничтожен ими.

Что они затевают сейчас-это очередной развал России,

раздробление в свою пользу гиганской структуры экономики.Посмотрите на министра транспорта России

Ливитина,миллиардера.В чью пользу он играет-только

в свою(не было в России дорог и не будет,а будут,то

платные и платить надо ьудет ему и его СЕВЕРОТРАНСто-

вой компании.Куда не чихни,странности-сказки господин

Бражников русский народ умеет сочинять и такая про-

стота до добра не доведёт


12 января 13:58, Ревнитель:

ИБ о трубе продовольтвенной проблеме

Продовольственная зависимость России ныне еще сильнее, чем была при СССР. Все крупнейшие мясоперерабатывающие заводы страны работают на импортном сырье.Отечественный производитель не обеспечивает даже внутреннего рынка (хотя пресловутый потенциал огромен как и прежде, но остается только потенциалом). Не имею под рукой достоверных сведений о других отаслях, но уверен, сельское хозяйство нынешней России, находится в несравнимо худшем состоянии, чем с\х застойного СССР (тоже, во общем-то, не блиставшее успехами).


27 февраля 22:54, Posetitel 2:

СпасиБо за Хармса.

Как вспомнил про театр - ржунимагу, одним словом.

И за статью спасиБо. По прочтении понял, что я романтик, а от политики меня тошнит.

А про трубу... Впрочем, все - ухожу, т.к. от трубы меня тоже тошнит. (убегает)


3 марта 06:18, Victor:

Cегодня дольше обычного побыл на "prvaya.ru",прочитиал и эту статью. Статья добрая,но тяжеловатая... и без отдачи...?!

На мой взгляд... нужно настойчиво стучаться во все сердца человеческие, побуждать Россию и власть придержащих к переходу на юлианский календарь, разъеснять правильность данного подхода... я это делаю, а вы?????



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019