29 января 2020
Правое слово

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Вадим Нифонтов
19 января 2007 г.
версия для печати

Рукотворные идолы истории

Никаких "причин и следствий" в историческом процессе нет. Есть лишь события, которые мы по каким-то своим причинам принимаем за причины и следствия. Хотя при вдумчивом анализе каждый раз оказывается, что такое допущение сделано совершенно произвольно

На страницах нашей прессы периодически вспыхивают дискуссии о том, насколько история мифологизирована и можно ли избавиться от мифа. На мой взгляд, в мифологизации нет ничего плохого, а избавляться от мифов не только бессмысленно, но и попросту невозможно.

История, воспринимаемая людьми, есть всего-навсего повествование. То есть, попросту говоря, специальным образом организованный текст. Прежде, чем говорить о том, какие жанры бывают в этом повествовании, ещё раз коснёмся любимой темы всех дилетантов, которые думают, будто что-то понимают в историческом процессе (особенно этим грешат люди с чисто техническим образованием, без уклона в физику и вообще естественные науки) – темы, которая носит обобщённое название "причины и следствия".

Начиная этот цикл статей, я писал следующее:

"…настоящие исторические события (то, что у нас любят называть "фактами") происходят не "из-за чего-то", а просто потому, что они происходят. Сами по себе они совершенно иррациональны. Более того, они настолько "сильны", что впоследствии порождают собственную логику и сами создают себе адвокатов (ну, и обвинителей, конечно, тоже). Можно сказать, что чем явственнее предопределённость того или иного события, тем меньше у него шансов стать объектом исторического повествования"

Иными словами, никаких "причин и следствий" в историческом процессе нет. Есть лишь события, которые мы по каким-то своим причинам принимаем за причины и следствия. Хотя при вдумчивом анализе каждый раз оказывается, что такое допущение сделано совершенно произвольно – точнее, не имеет объективного характера. "Причина" оказывается вопросом личной веры. Знаменитое "ветер дует оттого, что деревья качаются" – прекрасный пример такого подхода (заметим, что обратное утверждение тоже является проявлением личной веры, хотя, возможно, и выглядит несколько более адекватной).

И, тем не менее, огромное количество людей верит в исторические следствия и причины. Почему? Всё очень просто: люди хотят, чтобы мир, в котором они живут, просто и понятно объяснялся. Это похвальное стремление, но, увы, в историческом исследовании оно быстро заводит в "дискурсивный тупик".

Самый простой, самый честный и, кстати, самый гуманный подход из области причинно-следственных факторов – это пресловутая "теория заговоров" (в скобках напомню, что ВСЕ причинно-следственные подходы к истории, включая и "конспирологию", ошибочны). В древности эта теория выражалась в сказаниях о богах и героях, которые творят мир в соответствии со своим разумением. Троянская война, как известно, случилась из-за того, что боги устроили нечто вроде конкурса красоты. То есть, в сущности, она оказалась результатом некоего мимоходом составленного заговора (ведь боги, конечно, могли предвидеть последствия).

Но со временем от богов отказались, центр тяжести исторического процесса был перенесён в человеческий мир, и в результате появились "теория заговоров" и "теория роли выдающейся личности". Особой разницы между ними нет. "Сверхличность", или "гений", творит мир по образцам, созревшим в его собственном мозгу. "Заговорщики" делают это скопом, артелью – у них есть огромная мощная организация, которая способна изменить мир совершенно определённым образом, так, как они понимают его будущее.

И если в "сверхличность" иронично настроенный средний обыватель, как правило, верит с трудом, то "теорию заговора" вполне может и проглотить. Ведь жизнь показывает, что организованная совместная работа даёт больше результатов, чем усилия одного человека. Обыватель, экстраполируя деятельность своего узкого коллектива-цеха, приходит к простому выводу: могут существовать огромные, очень влиятельные структуры, способные эффективно влиять на ход истории. Более того, он думает, что они умеют просчитывать возможные варианты развития событий и делать так, чтобы состоялся сценарий, отвечающий их интересам. Между прочим, постоянные ссылки на то, что "заговорщики" владеют некими магическими силами ("каббала" и т.п.), весьма показательны – сознание неспособно себе представить, что такое можно реализовать с помощью простой человеческой логики.

Так и возникают "городские мифы" о пресловутых "жидомасонах", розенкрейцерах, иезуитах и т.п. Некоей тайной организации, объединяющей интеллектуалов и богачей, в сущности, приписывается контроль за колоссальными вычислительными ресурсами, с помощью которых можно не только заглянуть в будущее, но и разработать сценарий его переделки. Всё это, конечно, легко опровергается опытным путём, однако ни вера в "страшных масонов", ни, что удивительнее, попытки создать подобные структуры (неизменно заканчивающиеся крахом и выходом событий из-под контроля), по всей видимости, никогда не исчезнут. Такова уж человеческая натура.

На следующем же уровне исторического восприятия люди вообще отказываются от идеи творческой личности. Это уже уровень для "побитых жизнью", "стреляных воробьёв" – они понимают всю тщетность долгосрочного стратегического планирования и попыток что-то коренным образом изменить. Они уже поучаствовали в многочисленных "заговорах" и пришли к выводу, что влиять на происходящее таким способом можно только в очень узких пределах. Их взгляд на происходящее, если угодно, уже начинает отдавать "религиозным душком". Личность ниспровергается с пьедестала, гуманизм терпит крах и выбрасывается на свалку. На место прежних кумиров водружаются "движущие силы истории" – например, экономическая деятельность индивидов. Причём люди ("индивиды") здесь играют второстепенную роль: раз уж они вступили в экономические отношения, то включаются какие-то механизмы, которые сильнее и человека, и любого коллектива. "Производительные силы и производственные отношения" в марксизме, "невидимая рука рынка" в либеральных экономических учениях и так далее… Всё это кажется значительно более "научным", чем теории "творческой личности" или "заговора". Ведь научное мышление – это в первую очередь мышление, предполагающее, что у человеческой деятельности есть реально заданные границы. Нельзя убить слона носовым платком, нельзя вылечить грипп путём разглядывания картин Пикассо. И так далее…

Однако в результате картина получается ещё сложнее. У сторонников "движущих сил" вообще в результате складывается чисто религиозное, языческое мировосприятие. "Масоноборцу" проще – существование заговоров давно доказано, ему остаётся лишь приписать им всеведение и демоническую силу. А вот поклонники "нечеловеческих сущностей" должны, во-первых, доказать наличие некоей "невидимой" истории, состоящей, например, из развития производительных сил, во-вторых, доказать существование самих этих сил, и в-третьих, связать явную историю с открытой ими "подспудной" историей. Конечная станция путешествий "объективистов" – самый обыкновенный пантеизм, старое доброе "Бог тождественен Природе". Конечно, кому-то и такой подход может казаться научным. Но, в сущности, он вообще ничего не объясняет.

Короче говоря, оба подхода так или иначе связаны с обожествлением неких предметов. Сторонник субъективной истории обожествляет коллектив сверхчеловеческих личностей или саму личность. "Объективист" обожествляет пресловутые движущие силы (существование которых сам тут же и постулирует). Немудрено, что исторические описания, основанные на таких подходах, всегда отдают идеологией.

В принципе, повествования без идеологии не бывает (об этом – в следующий раз). Однако всё же хотелось бы, чтобы идеология была осмысленной, а не просто кое-как собранным "на коленке" пантеизмом для бедных читателей или одой совместному труду избранных гениев. Жизнь всё равно намного сложнее подобных конструкций.


Прикреплённый файл:

 Вадим Нифонтов, 2 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

19 января 16:10, Гость:

Можно не по теме?

Можно ли делать лазерную коррекцию близорукости? Мне некого спросить.


19 января 23:59, Валерий:

По теме

Есть воля темных сил, воля человека и воля Божия. И над всей земной историей - Божий Промысел. И масоны есть, и участвовали они активно в 1917. И большевики их "немного" подрасстреляли в 33-м и 37-м годах и не только (что посеешь, то и пожнеш). Для неверующего человека история сплошной хаос, а для верующего смысл существования человечества - восполнение Ангелов из людей (святых) числа Ангелов, отпавших от творца. Судя по статье, автор не принадлежит к верующим и я удивляюсь появлению этой статьи на данном сайте. С уважением, Валерий


20 января 18:12, Виктор Спб:

Автору

Статья вообще написана без всякой аргументации.

Видимо автор с предметом научного познания, который называется логикой, не знаком.

Если аргументы и факты, существующие в исторической науке, не принимаются автором во внимание - значит речь идет о вере, о некоем "религиозном идеале". В этом случае переубедить кого-то трудно.

С уважением ко всем. Виктор.


24 января 17:46, Посетитель сайта:

С трудом заставил себя дочитать этот опус. Не знаю как для И.Бражникова, но для меня совершенно очевидно - это писанина представителя малого народа.



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2020