29 января 2020
Правое слово

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Вадим Нифонтов
12 февраля 2007 г.
версия для печати

Пробуждение великого дятла

Мировая пресса погнала волны статей и библиографических заметок о новой книге Аттали "Краткая история будущего". Выяснилось, что философ жив-здоров и даже намерен повлиять своими рассуждениями на то, каким будет мир в 2050 г., а потом, если всё будет хорошо, напишет и про 2100 г.

Интеллектуальной модой буквально в последние несколько недель стал вдруг не кто иной, как Жак Аттали. Честно говоря, я думал, что про него уже основательно забыли – в начале 90-х гг. книги "1492" и "Линии горизонта" были своего рода сенсацией и на очень многих, включая автора этих строк, оказали определённое влияние, однако потом футурологическая звезда Аттали как-то незаметно закатилась. В начале 2000-х гг. уже и не всякий образованный гуманитарий знал о том, кто это такой (могли и философом 19 века обозвать).

И вдруг произошёл резкий всплеск – мировая пресса погнала волны статей и библиографических заметок о новой книге Аттали "Краткая история будущего". Выяснилось, что философ жив-здоров и даже намерен повлиять своими рассуждениями на то, каким будет мир в 2050 г., а потом, если всё будет хорошо, напишет и про 2100 г. Этим он очень напомнил Солженицына, который писал "Красное колесо" в назидание потомкам, да не успел – новое колесо покатилось по русским головам, когда до точки в эпопее было ещё далеко.

Признаюсь честно – саму книгу Аттали я ещё не читал. Боюсь, что на известных мне языках её пока и в природе не существует, а французским я, увы, не владею. Однако примерно две дюжины рецензий прочитать удалось. И, знаете ли, создалось впечатление, что Жак Аттали, как старательный дятел, продолжает долбить всё то же, что он говорил двадцать лет назад.

Аттали считал и считает, что в истории человечества есть только один вектор – освобождение человеческой личности от внешних оков. Из столетия в столетие эта самая личность, часто с боем, отделывается от всего, что стремится её поработить, от всяких абстрактных тотальных сущностей вроде "общей веры", "почвы", "крови", идеологий и так далее. От всего, что связывает её некими вынужденными узами с другими человеческими личностями. В сущности, происходит атомизация общества, каждый человек превращается в некий самодостаточный мир, границы которого не могут быть пересечены, если сам человек этого не захочет. Торжествует принцип "моя душа – моя крепость".

Естественно, в ходе процесса Великого Освобождения Личности разрушатся все тотальные структуры – такая судьба ждёт как государство (это-то понятно), так и священную корову корпоративности (поскольку личность нельзя будет ограничить корпоративными рамками, эти структуры приобретут неуловимый, виртуальный характер). Вопросы личной безопасности и т.п. будут решаться самой личностью. На место закона придёт временный контракт.

Побороть эту тенденцию, считает Аттали, невозможно. Все победы над ней будут временными, потом атомизация всё равно возьмёт своё. А сферой взаимоотношений "людей-атомов" вполне логично оказывается рынок, то есть процессы обмена одних стоимостей на другие. Никуда от этого процесса превращения мира в глобальный рынок не деться – остаётся, как говорится, расслабиться и получить удовольствие. Тем более, что от такого вектора развития пользы людям будет больше, чем вреда. Наличия вреда Аттали, кстати, и не отрицает – он всегда писал, что в таком обществе всё более критичным будет владение ресурсами, например, энергетическими, и их хозяева смогут поставить тех, кто ими не владеет, на колени.

В конечном счёте, намекает Аттали, рынок уничтожит последнюю тотальность – индивидуальное человеческое тело. Люди смогут бесконечно клонировать себя, пользоваться протезами для различных органов (в том числе протезами, резко повышающими их эффективность), менять внешность, пол, возраст в соответствии с собственными желаниями. При этом, понятное дело, они смогут воспользоваться частями тела собственных клонов (этаких "людей второго сорта"), и Аттали никогда не скрывал, что это, в сущности, можно считать каннибализмом.

Судя по рецензиям, новая книга Аттали посвящена описаниям страшных социальных катастроф, которые ждут человечество в ближайшие 50-100 лет, а также счастливого спасения от них путём некоей "гипердемократической революции". Но в данном случае нас интересует не это.

Серьёзнее другое – судя по всему, общий вектор развития человечества Аттали определил более или менее верно. Всеобщее разрушение тотальностей, этакий "апофеоз беспочвенности" и есть едва ли не основная линия истории, как минимум, последних четырёх-пяти веков.

Вместо того, чтобы сразу подвергать её критике и обзывать "путём в тупик", посмотрим, какие перспективы на этом пути рисует Аттали – вдруг кому-то и понравится? А выглядят они следующим образом. Разрушение тотальностей приводит к одной интересной вещи – полному освобождению человеческой души из самых разных "темниц" и "оболочек" (от "крови и почвы" до, в буквальном смысле слова, собственного тела). Что дальше будет с этой дистиллированной душой, не очень понятно. Тут Аттали, так сказать, начинает впадать в идеалистический оппортунизм и выдумывать политические решения проблемы на уровне "человечество установит гипердемократию, и мировая гармония сразу восторжествует". Однако ещё в середине 90-х гг. один футуролог и по совместительству владелец известной компании аудиотехники (его имя, увы, напрочь вылетело из головы) как-то написал, что "чистая душа" сделает очень простую вещь – переведёт себя в цифровую форму, превратится в некое подобие компьютерной программы и тем самым, наконец, обретёт бессмертие, навсегда уйдя в кремниевый мир. На смену "белковому человеку" придёт "электронно-кремниевый дух", который и есть тот самый сверхчеловек, предсказанный Ницше.

Перспектива, если задуматься, не такая уж и фантастическая. Так что, может, катастрофы, предсказанные Аттали, попросту не понадобятся.

Однако в "Краткой истории будущего" содержится ещё пара идей, которые философствующий дятел Аттали вбивает в головы читателей уже не первое десятилетие. Прежде всего, это описание грядущего стиля жизни, как "кочевничества". Большинство людей, кроме небольшой части откровенных неудачников ("оседлых"; впрочем, в некоторых случаях "оседлость" будет признаком очень большого богатства) не будет "привязано" ни к чему. Их жизнь станет хаосом кочующих душ-атомов, вступающих в виртуальные (контрактные) отношения между собой.

При этом кочевников будет два типа: так сказать, "всадники" и "пешие". Предполагается, что "всадники" будут управлять миром, а "пешие" – бродить по этому миру в поисках лучшей доли. И те, и другие будут нещадно эксплуатировать "оседлых", не вписавшихся в глобальную экономику.

Другая идея состоит в том, что элита кочевников, "всадники", уже формируется, и в неё попадут те, кто уже сейчас понял, что "номадизм" в качестве стиля жизни неизбежен, кто учится осваивать эту технологию существования и при этом получает те знания, которые помогут ему удерживаться на плаву в океане глобальной экономики. Те, кто быстрее всех оценит сложившееся положение, окажутся в первых рядах высшей касты кочевников, остальные осознавшие попадут в некий "глобальный средний класс". Ну, а те, кому осознать происходящее не дано, навсегда окажутся на дне глобалистской экономики.

Аттали показывает, что исторические процессы неуклонно ведут к созданию некоего кастового общества, где есть "философы" (очень богатые индивиды, способные позволить себе оседлость и глубокие "размышления о сущем"), "воины" (высшая часть кочевников), "торговцы" (глобалистский средний класс) и "крестьяне" (навеки привязанные к почве неудачники). И избежать создания этого общества невозможно, да и не нужно. Во всяком случае, так он говорил раньше.

Судя по описаниям "Краткой истории будущего", теперь он испугался собственных построений и предлагает некое идеальное решение в виде строительства "гипердемократии". Похоже, Великий Дятел сам не рад тому, что нарисованная им картина помаленьку воплощается в жизнь, и ему хочется как-то изменить предначертанную человечеству судьбу. Ради этого он неожиданно и проснулся.

Однако в своих сочинениях Аттали ничего особо нового не сообщает – в сущности, это всего-навсего изложенные современным языком построения гностиков об освобождении души от "оков косной материи", этакий техногностицизм. И если раньше он лишь переделывал старую гностическую картину мира на новый лад (причём это казалось едва ли не откровением), то в "Краткой истории будущего" явно прослеживаются элементы, заимствованные из "Откровения Иоанна" – вселенская катастрофа, тысячелетнее царство счастья, спасение избранных, а затем всех остальных и так далее. Знакомые мелодии, хоть и без указания источника (что же, как известно, Жак Аттали – довольно гордый человек…). Тем не менее, показательно, что в конце жизненного пути в пророчествах Аттали вдруг зазвучали, хоть и сильно сдавленные, искажённые – но всё же христианские мотивы. Чистый интеллект, лишённый любых ограничителей, в своём путешествии неизбежно наталкивается на объекты, которые вызывают у него панический ужас и заставляют оглянуться назад – и тогда он превращается в подобие соляного столпа. Похоже, тут именно такой случай…


Прикреплённый файл:

 Вадим Нифонтов, 2 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

13 февраля 09:08, Посетитель сайта:

недаром фильм Матрица имеет более скрытый смысл...


13 февраля 22:23, Гас:

Мир движется к тотальному рабству. Чего копья ломать?

Еще сто лет развития электроники и одновременно сто лет управляемого терроризма и всё.

А первым на путь тотального рабства станет Китай.

Ему иначе не выжить. Кто не верит- смотрите внимателнее на Китай. Это будет интересно...

Ладно. Помолчу..


14 февраля 11:04, Sabbaka:

Чрезвычайно интересно. Прочитаю обязательно - в ближайшее время. Пока можно сказать одно - это полное "преодоление христианства" ( о каковом мечтают и наши "новоязычники", см. книгу В Авдеева под тем же названием ), но возникнкть оно могло ТОЛЬКО изнутри самого христианства ( конкретно, католицизма - ряд положений, судя по изложению, прямо ДОВОДЯТ ДО КОНЦА, при этом "переворачивая") Августина и "Золотую Легенду". Интереснейший мотив - освобождение души от крови.


15 февраля 14:35, Антон:

ЗдОрово !

Изумительная статья !

Превосходный язык, сосредоточенная мысль со знающим себе цену сарказмом (при отсутствии, увы, нередкого у нынешней консервативной публицистики предапокалиптического кликушества).

Стоит также отметить, что данный материал идёт гораздо дальше простой злобы дня: мысль развивается от конкретного к общему – от изысков г-на Аттали к вскрытию особенностоей революционно-освобожденчекой (право-либеральной ли или лево-марксистской - какая разница) идеологии.

Видно откуда у доктрины сверхчеловека ноги растут (либертарианцы с завистью почитывают Ницше) – забавно как-то, что атталистский либерализм недалеко ушёл от нацизма – просто критерий определения сверхчеловека тут чуточку другой.

Мы никогда не сможем жить в мире с либертарианскими доктринами “полного освобождения человека”. Но при этом не стоит пренебрегать интеллектуальными наработками врага – например труд фон Хайека “Научная контрреволюция” – исследование весьма интересная и поучительное , опять же – в “Шахматной доске” Бжезинского имеется множество подсказок (в смысле – послушай совет врага и сделай наоборот) ...

Автору – почтение !!

Так держать !


1 апреля 12:26, Ящер:

Прогноз

Судя по всему - очень толковая книжка.

Под оковами личности наверняка подразумевается и освобождение от православной церкви.

Может тысячелетнее иго вскорости закончится.

PS Только дурак не видит грядущего системного мирового кризиса.


23 ноября 19:14, Посетитель сайта:

Просто Аттали перепевает положения Каббалы об освобождении божественных искр... А уж с Каббалой он знаком хорошо.



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2020