19 октября 2019
Правое слово

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Дмитрий Данилов
22 февраля 2007 г.
версия для печати

Россия за гробом

И в эту неделю Торжества Православия мы должны по-особому утвердить свою Веру перед лицом тех, кто снова и снова проводит разделительную полосу между Образом и тем, что несет этот Образ, между Любовью к Богу и Любовью к ближнему, между Церковью и народом. Мы утверждаем свою Веру перед химерой "среднеарифметического православия без границ", нивелирующим нашу культурную и духовную идентичность...

Первая седмица Великого поста, когда Церковь особо длительной литургией празднует Торжество Православия, всегда заставляет задуматься о судьбах нашей Веры. Восстановление иконопочитания в 843 году не только утвердило победу над ересями и расколами в православном мире, но и вернуло ему главное – обретение Образа. Причем Образа истинного, зримо проявленного в мире, а не призрачного и скрытого во тьме измышлений иконокластиков, ложно разделявших его природу и запрещавших Образу быть посредником между тварным и нетварным миром.

В VIII — IX столетиях в сердце тогдашней православной ойкумены – Византии — иконоборцы проводили четкую разделительную грань между Образом Божиим и деревянной доской, не имеющей никакого права Его отображать. Но эти времена давно закончились, и сегодня иконы почитают во всем православном мире. Правда, разделительная грань все же осталась, но теперь она проходит уже в Третьем Риме и по несколько иным категориям, которые, впрочем, не отменяют ее иконокластической сути.

Прошедшие совсем недавно XV Рождественские чтения вскрыли эту иконокластическую суть со столь беспощадной очевидностью, что никакого сомнения не остается – Русскую Православную Церковь снова подталкивают к расколу. Раскол этот пока неявный, но по разрушительности своего будущего потенциала — поистине чудовищный. Речь идет о сознательном разделении таких краеугольных для русского человека понятий, как Любовь к Богу и Любовь к Родине.

Доклад игумена Петра (Мещеринова) «Проблемы церковной работы с молодежью» на секции «Молодежь и православные молодежные движения в системе образования и воспитания», в котором о. Петр подчеркнул «недопустимость религиозного отношения к патриотизму» и свел патриотические чувства к «кликушеству», где идея «Великой России» противопоставлена Христу, уже вызвал самые неоднозначные отклики в церковной среде. Считая, что у Церкви нет ресурсов для работы с нецерковной молодёжью, вместе с тем о. Петр убежден, что «необходимо озаботиться созданием молодёжной церковной среды, которая зиждилась бы не на запретах, а на всестороннем творческом развитии личности. Главным здесь является воспитание евангельской нравственности».

Давно уже не секрет, что традиционализму, национализму, монархизму и патриотизму в духовных концепциях о. Петра нет места. Эти вещи для него вообще не являются аспектом христианской любви, не являются христианскими ценностями, а приобретают «религиозный характер языческого идолопоклонства». Якобы вместо Христа патриотизм ставит конечной целью земную Великую Россию, где вместо «нравственной евангельской деятельности» происходят «военизация, сворачивание гражданских свобод(!!!), навязчивая пропаганда и т.п.».

Что тут сказать? Для человека, в системе мировоззрения которого ценность Христа и ценность «гражданских свобод» поставлены как бы на одну чашу весов, вряд ли стоит ожидать чего-то иного. Ведь для него «любовь, предоставленная сама себе» не выходит из состояния падения, а в религиозном аспекте приводит к язычеству, ибо «с евангельской точки зрения любовь к чему-либо сама по себе — не самоценная вещь» .

Впрочем, собрат о. Петра отец Даниил Сысоев пошел еще дальше. Открыто выступив против русского православного национализма на секции Чтений «Глобальные стратегии православного миссионерства», отец Даниил противопоставил ему космополитизм как истинный дух Церкви. Он также заявил о необходимости проведения активной миссионерской работы среди различных сектантов, а также среди приезжих гастарбайтеров, поскольку все они «являются не опасными врагами, но нашими заблудшими братьями». Что же до восприятия России, о. Даниил шокировал многих, сказав, что она никакой ценности не имеет, ибо «России за гробом нет!».

Я не знаю, что именно движет подобными пастырями. Но мне очень хотелось бы посмотреть, как о. Даниил, представ перед Высшим судом и глядя в глаза сонму русских святых, будет им говорить, что «России за гробом нет». Мне также хотелось бы понаблюдать, как о. Петр будет объяснять в мире ином Апостолу Павлу, что Любовь, которая долготерпит, милосердствует, не завидует, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде,а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит; любовь, которая никогда не перестает (1 Кор. 13: 4-8), — с евангельской точки зрения — не самоценная вещь.

Конечно, Небесное Отечество выше отечества земного. Но где начинается это самое Небесное Отечество? Не на земле ли? Не с земного ли отечества? Не с любви ли к семье, к ближнему? И как именно, по каким проявлениям будет оценена наша любовь к Богу и к ближнему? И может ли быть одно без другого?

Понимают ли это наши уважаемые отцы, разделяющие, словно опытные вивисекторы, любовь и заповеди любви по видам, родам и по неприкасаемым кастам? Скорее всего, не понимают. Потому что в их представлениях жажда «небесного гражданства» уж больно сильно напоминает диссидентское презрение к «этой стране», противопоставленной «свободному миру» Царствия Небесного, где можно будет в полной мере насладиться истинными «гражданскими свободами». Теперь становится особо понятной мысль святителя Филарета, митрополита Московского, сказавшего, что «худой гражданин в своем Отечестве и для Отечества Небесного негоден». Ведь сегодня о. Петру и иже с ним не нравится русский патриотизм и «монархические суеверия». Завтра ему не понравится слово «русский» в самом названии нашей Церкви и расстрелянный Государь. А послезавтра — сам русский народ.

Отрицая духовную ценность народа, нации, их культуры и традиции, противопоставляя русский патриотизм и имперский национализм некоему аморфному «здравому патриотизму», который непонятно в чем заключается, наши отцы впадают в настоящую духовную прелесть. Взывая к возвращению к «христоцентричности», к «чистоте веры», к «апостольской трезвости», на самом деле они становятся своеобразными православными протестантами, стремясь своевольно переформатировать духовную матрицу нашей «грязной истории», расщепляя ее на «нужные» и «ненужные составляющие». Но что это, если не бунт против истории, в которой творит сам Господь? Если вспомнить, то и благое намерение отцов Реформации «возвратиться к истокам» привело в их странах отнюдь не к преображению падшего человека и падшего общества, а к падению в ересь, богоборчеству и созданию новой, «альтернативной» ветки истории, кинувшей вызов и вставшей против истории прежней.

Многие забывают, что вселенская миссия Господа нашего Иисуса Христа начинается в мире не с аморфного «человечества», а со своего народа. Христос является сначала как законный Царь из рода Давидова. А Царь был послан только к погибшим овцам дома Израилева (Мф. 15: 24), как хлеб для детей, который нехорошо у них отнимать и бросать псам (Мф. 15: 25). Но дом Израилев отверг миссию Спасителя, не захотев стать светильником миру, и поэтому уже после Восресения Господь призвал учеников идти и крестить все народы во имя Его.

Понятно, что новоявленные апостолы «чистого Православия» целью своей миссии видят не отдельные народы, а «человечество» в целом. Но деление человечества на нации и народы, своеобразие которых создано самим Богом, никто не отменял. Вера не размыла народы в истории, но лишь подчеркнула их уникальность. Ведь чтобы воцерковлять народ, нужно знать и переживать всем сердцем живой дух и язык его истории, его культуру и традиции, его блеск и его нищету. А значит – его надо любить. Поэтому вопрос должен быть поставлен жестко: достаточно ли любят вышеупомянутые отцы наш народ, отправляясь в миссию к остальному человечеству? Сделали ли они все возможное для него, как некогда Спаситель для своего народа, прежде чем отправляться в мир? Или им кажется, что лучше сначала отнять хлеб у голодных детей и накормить наглых псов, которые с удовольствием его сожрут, позабыв про свои законные крошки? Да еще потом и на стол залезут.

Ведь самое тревожное заключается в том, что в нашей Церкви уже произошла смена поколений, к которой она, если честно, не была готова. Молодежь, прибывающая в храмы сегодня – это уже не «последние дети Империи», выросшие и воцерковившиеся на руинах одной эпохи и наблюдая родовые схватки другой. Область «русского великого» для многих из сегодняшней молодежи – уже не живое ощущение истории, а в лучшем случае — область легенд и мифов, не всегда реальных. Двадцатилетний человек воспринимает православный храм, окруженный системой иных образов и ценностей: интернет, гламур, «Ашан», модные сотовые телефоны, интерактивное телевидение, предельная жизненная мобильность и легкий космополитизм. Естественно, что и образ молодого верующего, выросшего в такой атмосфере, иной: более стерильный и индифферентный по отношению к собственной истории и ее высшим смыслам.

Видимо, это чувствуют те круги в нашей Церкви, которые хотят использовать изменившиеся социальные условия в деле слепой экспансии Православия, экспансии, как самоцели, тешащей их лаодикийское самолюбие. По-видимому, дан старт мультикультурному проекту «толерантного православия», в рамки которого национально-имперское и, шире, патриотическое измерение русской религиозности становятся чужими. Отсюда и этот хорошо уловимый душок «борьбы с ксенофобией» и провозглашение «толерантности» как одной из нравственных ценностей, признаваемых Православной Церковью.

Первые плоды этой «борьбы» уже появились. Незадолго до Великого Поста администрации православных ярмарок на ВВЦ и в «Манеже» запретили продажу футболок с изображением монограммы Христа, православных крестов, двуглавых орлов и другой национальной православно-монархической символикой. Футболки были яростно сорваны с вешалок, а с информационного стенда была сорвана и реклама производителя футболок – художественной мастерской Союза Православных Хоругвеносцев «Русскiй Символъ». Причем, на ВВЦ требование прекратить продажу футболок поступило от администрации в грубейшей форме, с угрозами отлучения продавцов от выставок и без каких-либо объяснений. На просьбу продавцов разъяснить, в чем же дело, последовал такой ответ: «Развели здесь монархизм!». Согласитесь – эта фраза говорит о многом.

По информации самого Союза Православных Хоругвеносцев, до сих пор осается неясным, кто же все-таки явился источником этих репрессий – администрация православных ярмарок или некие «люди» из Патриархии, которые, по некоторым данным, специально прибыли для проведения с администрацией «разъяснительных работ».

На прошедших Чтениях был четко озвучено еще одно новое направление церковной политики – работа с диаспорами , особенно – с их молодежью. Эта работа видится едва ли не основным способом урегулирования проблемы межнациональной напряженности в российском обществе. И православные молодежные центры по всей стране должны стать штабами и базами для этой миссии. Как о. Даниил, так и о. Петр по роду своей деятельности занимаются именно молодежью. Но какой именно образ нашей Церкви посредством их трудов сформируется у русской, так и нерусской молодежи? – вот в чем вопрос.

Под все социальное здание Русской Православной Церкви отныне закладывается самая настоящая бомба замедленного действия. Ее возможные последствия досточтимые отцы вряд ли подсчитали на калькуляторах собственного благочестия. Ведь в Церкви не существует ни одной серьезной социальной программы по схемам рецепиенции слова миссии к диаспорам, которая была бы выработана с привлечением ученых и специалистов. Не разработано ни одного критерия «полевой работы» с теми самыми диаспорами, не говоря уже о механизмах их конкретной ассимиляции и инкультурации в русское духовное пространство. А ассимиляция диаспор сегодня — одна из самых сложнейших проблем в мире, увы, пока почти не решаемая.

Более того, во всем мире сейчас социальные проекты мультикультурного толерантного общества серьезно сбоят и терпят крах почти повсеместно. Бунты французских предместий осенью 2005 года, когда стало понятно, что из местных мусульман никогда не получится среднеарифметических французов, говорят сами за себя. Наоборот, чем сильнее попытки ассимилировать их, тем ярче обратный эффект – замыкание в собственной этнокультурной оболочке, обострение собственной этноконфессиональной идентичности. Даже в самом благополучном по мультикультурным меркам уголке Земли – в Австралии, гордившейся собственным социальным коктейлем из сонма народов и культур, мультикультурализм терпит крах. «Пляжные протесты» австралийцев против засилья мусульман с Ближнего Востока в декабре 2005 года тоже подвели черту под эпохой местного мультикультурализма.

Но, допустим, что в условиях колоссальной напряженности национального вопроса в России, у нас все-таки начинает реализовываться конкретная программа по евангелизации диаспор, милых сердцу о. Даниилу гастарбайтеров и мигрантов всех мастей. Между прочим, для начала более половины из них следует сперва обучить русскому языку. Значит – привлечь дополнительные кадры, средства и силы Русской Церкви, создать школы и специальные курсы. И поверьте — какая-то часть этих мигрантов действительно с радостью пойдет учиться. Ведь огромное количество их – это незаконные мигранты. И для них это отличный шанс получить рекомендации и работу, а значит — повысить свою социальную витальность и увеличить шансы собственной выживаемости в российских условиях. А когда найдет новую работу – забудет Православие, которое им не нужно. Как оно не было нужно сотням тысячам татар и вообще приволжских мусульман, которые были реально крещены в царской России. И где теперь вера всех этих татар и их потомков?

К тому же, надо мигрантов и диаспоры как-то социализировать в храмовом пространстве. И здесь начинаются самые грандиозные проблемы, потому что большинство русских прихожан настроены резко негативно к мигрантам и членам этнических диаспор. Потому что именно внутри этих диаспор и в среде мигрантов процветают невиданная преступность и коррупция, направленные в первую очередь против русских. Итоги такой «миссии» уже сейчас можно легко предсказать: значительная часть русских прихожан будут недовольны приходом в храмы людей, которые в большинстве своем не уважают ни наши традиции, ни нашу культуру, ни наш народ. А значит – либо русские люди будут искать для себя новый храм, либо в приходах начнутся трения на национальной почве, которые, в отличие от мифологических конструкций о. Петра, могут стать вполне реальными.

Или же придется строить для «неофитов» отдельные храмы, что не только противоестественно для нашей Веры, но и не решает главную проблему адептов православной мультикультуральности – ассимиляции их в рамках русской православной культуры. Тем самым, диаспоры, давая мизерный процент реальных новообращенных, будут замыкаться еще больше, а эскалация напряженности будет еще выше. А если проект получит финансовую подпитку государства и начнет реализовываться по принципу "собаки", лающей на "караван"? Ведь рождаемость в семьях мигрантов не в пример выше, чем в русских семьях. Выходит, бомба под здание Русского Православия приобретает еще и демографическую "взрывную оболочку", грозя еще больше нивелировать русскую культурную матрицу.

Более того – огромное количество действительно потенциальных неофитов среди молодых русских патриотов да и просто русской молодежи, видя такое отношение Церкви к «чужим» и нерадение о своих, уже вряд ли когда-нибудь переступят порог наших храмов. В итоге ради горстки обращенных гастарбайтеров и членов иноэтнических диаспор мы можем потерять для Православия в десятки раз больше своих, русских людей. И еще больше оттолкнуть от Церкви, вызывая обвинения и без того униженных русских в сознательном потворчестве деструктивным и антинациональным явлениям в нашей жизни. Это – очевидный удар по Церкви, намеренное лишение ее огромной социальной базы ради ничтожной и не оправдывающей свои средства цели.

И этот удар готовят при всем при том, что огромное число русских людей можно привлечь в Церковь, взывая не только к их патриотическим чувствам, но и к их исторической памяти, к их естественной национально-культурной идентичности, о которой нужно только грамотно напомнить и начать, наконец, разрабатывать реальные и эффективные миссионерские программы. Но, видимо, эта задача действительно пугает кое-кого.

Теперь мне становится понятным еще один смысл давным-давно услышанного разговора двух пожилых женщин в Троице-Сергиевой лавре, о том, что антихристова эра сначала начнется в Церкви. Возможно, России говорят, что ее за гробом нет, для того, чтобы свести ее действительно за гроб? На Православие сегодня снова брошена тень ереси «всечеловечности», которая начинается обычно с красивой салонной философии, а заканчивается миллионами трупов, принесенных в жертву очередной мировой революции.

Именно поэтому в эту неделю мы должны привести свое сердце к присяге пролитой крови Государя, чтобы на суде не стать по одну сторону с теми, кто ее проливал и с теми, кому она безразлична.

И в эту неделю Торжества Православия мы должны по-особому утвердить свою Веру перед лицом тех, кто снова и снова проводит разделительную полосу между Образом и тем, что несет этот Образ, между Любовью к Богу и Любовью к ближнему, между Церковью и народом. Мы утверждаем свою Веру перед химерой "среднеарифметического православия без границ", нивелирующим нашу культурную и духовную идентичность. Мы утверждаем Торжество Православия перед теми, кто пытается искусственно разделить артерии от вен единой кровеносной системы русского духовного организма. Мы любим их тоже, ибо и они тоже часть этого организма, каждую часть которого мы не можем не любить, потому что любовь — единственное, что побеждает этот мир.


Прикреплённый файл:

 Дмитрий Данилов, 2 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

22 февраля 23:08, Михаилъ:

РОССИИ ЗА ГРОБОМ НЕТ! Аминь!

Автор уже не в первый раз уверенно демонстрирует, скажем, так, некоторую неосведомлённость в богословский вопросах, и тем не менее, уверенно берётся поучать отдельных священников (в этой статье) и всю Церковь (по вопросу Социальной Концепции РПЦ в одной из предыдущих). Может, Вам, уважаемый Дмитрий, почитать что-нибудь серьёзное? Тогда не будут возникать перлы вроде "На Православие сегодня снова брошена тень ереси «всечеловечности»". Эта "ересь" брошена на Православие Самим Христом, в противовес ветхозаветным фарисеям, в душе говорящим себе в оправдание "Отец у нас Авраам" (Мф.3,9).

Хоть я и не считаю себя богословом, по поводу "Загробной России" придётся дать именно богословский комментарий. Цель человека в Церкви - обожение, т.е., соединение со Христом здесь и в "жизни будущего века". Всевозможные пантеистические системы в самой своей серцевине также предполагают соединение с пантеистическим "божеством" (напр., индуизм или древний неоплатонизм), но с потерей человеком своей личности, которая в этих системах понимается исключительно катафатически, т.е., как набор отличительных черт и свойств (этот пагубный взгляд в средние века отчасти проник и в католицизм - достаточно вспомнить Фому Аквинского: "Persona est relatio"). Православие же всегда утверждало, утверждает и будет утверждать, что каждый человек имеет неоспоримую ценность в очах Божьих и никакого растворения человеческой личности в жизни будущаго века не предвидется. Вместе с тем несомненно и обожение, причастие Божественной жизни. Эти два утверждения совместимы, потому что человеческая личность - это не есть "что", её невозможно определить, это и есть то, что в человеке создано по образу Божьему. Всё же остальное "что" (включая национальную принадлежность) - это природа человека, которой владеет личность - "кто", причём падшая природа, которая в будущем веке будет заменена причастием Божественной природе, без стирания личности человека. Божественная природа проста, в ней не может быть национальностей! Поэтому "за гробом" не будет никакой России, как и Греции и Палестины. Национальная принадлежность - это именно свойство природы, причём падшей, а не личности. Довление же падшей природы над личностью и есть смерть, от которой спас нас Христос. Как-то даже неудобно такие банальности объяснять... Почитайте, напр., "Догматическое богословие" Лосского для самообразования.

Сравнение с иконоборцами просто смешно, Вы уж, Дмитрий, извините. "Иконоборцы проводили четкую разделительную грань между Образом Божиим и деревянной доской, не имеющей никакого права Его отображать". Это неправда. Иконоборцы утверждали, что Христос вообще неизобразим, так как неизобразима Его Божественная природа, а изображать и поклоняться Его человеческой природе - несторианство. Аргументация преп. Феодора Студита в защиту иконопочитания говорит, что мы поклоняемся Личности Христа, а не Его природам. И деревянная доска здесь не причём. Кстати, Ваша фраза, Дмитрий, двусмысленна, так как Христос, Тот, Кого изображают и Кому поклоняются, и есть "Образ ипостаси Отца" (Евр.1,3), Который, действительно, неизобразим. Если Вы употребляете слово "Образ" именно в таком смысле, то далее Вы пропагандируете некую ересь о воплощении Бога в нации и государстве. Уверен, Гегель бы это заценил (Гегель считал историю мира саморазвитием пантеистического божества)! Если же нет, то какая связь между иконами и любовью к Родине?

Ну и есть Вам что на это по существу возразить? Кстати, где это Вы нашли "огромное количество ... молодых русских патриотов"? Не смешите...


22 февраля 23:45, Михаилъ:

P. S.

И ещё безотносительно к богословию:

Ваша фраза, Дмитрий, про крещёных татар - "И где теперь вера всех этих татар и их потомков" - это просто подлость. Уж кажется в православно-патриотическом сегменте Рунета достаточно статей о том, какому давлению подвергались и подвергаются кряшены со стороны татар-мусульман, и как они сохранили Православие в годы советского богоборчества. Это для нас всех закончились официальные гонения, а для них - нет. И про них такое писать... Стыдно.


23 февраля 01:29, Посетитель сайта:

Дмитрию:

Вы вноввь написали хорошую статью, хотя вряд ли она носит богословский характер. "Россия за гробом есть" - это, конечно, полемический тезис, в котором есть огромная доля правды: сонм русских святых и все святые, включая Владычицу нашу Богородицу, не отступающую от нашего грешного но боголюбивого народа, и сам Господь Иисус Христос - это духовная Россия, то есть самая существенная часть нашего святого Отечества - Святорусской земли, без которой бессмысленно наше земное бытие. И именна такая Россия встретит нас за гробом, если Господь дарует спасение. Это - наши братья и сестры, наши благочестивые отцы, наша любовь и наша вера.

Отвратительна позиция тех священников, которые откровенно проповедуют церковный космополитизм, сродный с экуменизмом. Если первый, то есть отрицание ценности земного Отечества, а следовательно и народа - есть проекция старой ереси монофизитства, столь удобной современным растлителям народа, подготавливает изменников и предателей своих ближних на поле боя, то второй, будучи ересью последних времен, подготавливает измену Богу - Святой Троице.

Они могут и далее самозабвенно и высокомерно наслаждаться схоластикой, в надежде на то, что никогда не придется отвечать за свои слова. Спорить с ними бессмысленно. Они не знают, что такое любовь. Но Господь-сердцеведец видит, какое злое "богатство" сердца наполняет уста сих проповедников антипатриотизма и антихристианства, какая пустота ими движет. Это - современные жидовствующие, и конец их известен.

Что касается запрета монархической символики, то сие происходит от бессилия и злобы одних и трусливой глупости других. Они хотят пальцем заткнуть родник. Борьба с монархией есть род Богоборчества, а Бог поругаем не бывает.

Визг этой антимонархической шпаны, в том числе, и в околоцерковных кругах раздается столь навязчиво только потому, что действительно близится час возвращения Благодатной православной монархии с Помазанником Божиим во главе. Считайте это добрым знаком.


23 февраля 10:47, ЮРИЙ АГЕЩЕВ:

Россия и Православие - Национальны!

Отменная и зело - статья . Главное актуальная и честная . Не обращайте Дмитрий внимания на шипящих - "оппонентов " и современных " необогословов - модернистов ".

Бывая и не раз на Кипре и в Иерусалиме , видел , что там на наждом храме висят - Византийские стяги и греческие !

Общался с греками и они все Православные Националисты , вплоть до Священноначалия их.

У нас же оказывается сие - недопустимо . Бред сие и только . Русский Православный Национализм , это не "не любовь к иным народам и религиям " , а противоядие и фундамет , в наше время , когда увы некоторые пастыри - космополиты и миряне , пытаются сделать нас - толерантщиками без национальности уже и в лоне Церкви , которая пока еще (на их явную не радость)называется Русской Православной Церковью , подчеркивая сим , не исключительную суперпервичность Русского народа . А его народа сего - Центральность ибо он есть Государствообразующий и в миру и в лоне Церкви сделавший (вкупе с другими народами России)более - иных и сие факт .

Кстати и пострадал более всех и ныне его убывает более миллиона в год ....

И Русофобии он подвергается ныне , как и само понятие - Русский !

И в нынешней " конституции " сего народа Русского - нет , благодаря реформаторам - русофобам .

А тут еще и батюшки некоторые по сути заявляют - " Молчите со своим Русским(Православным) - патриотизмом ....

Но не быть сему ибо мы Русские(а это те кто себя таковыми искренне считает и таковых большинство) и с нами Бог , кого убоимся !...


23 февраля 11:46, Дмитрий:

///....падшая природа, которая в будущем веке будет заменена причастием Божественной природе....///

В жизни будущего века человеческая пророда будет не заменена, а воскрешена и преображена.

///Национальная принадлежность - это именно свойство природы, причём падшей, а не личности.///

Да, свойство природы. Также как и родственные связи. Не падшей природы, а просто человеческой природы. Вы противопоставляете природу и личность непременно как падшую природу и личность. Но следствием падения являются не природные свойства, а грех. Родственные связи - не грех.

///Как-то даже неудобно такие банальности объяснять... ///

Вот именно...

///Аргументация преп. Феодора Студита в защиту иконопочитания говорит, что мы поклоняемся Личности Христа, а не Его природам.///

Его аргументация говорит, что мы изображаем Личность Христа, а не его природы.

Поклоняемся же мы Единому Господу нашему Иисусу Христу, совершенному в Божестве и совершенному в человечестве истинно Бога и истинно человека, единосущного Отцу по Божеству, и единосущному нам по человечеству во всем подобному нам, кроме греха рожденному прежде веков от Отца по Божеству, и от Марии Девы Богородицы, по человечеству.

Воскресший же Господь Иисус Христос теперь вечно пребывает в Своем человеческом естестве.


23 февраля 18:24, Sabbaka:

Богословские аспекты надо обсуждать отдельно. Исторически - в Русской Церкви НА ВИДИМОМ УРОВНЕ космополитизм начался с Никоновых реформ. Хотя в СОВРЕМЕННОМ старообрядчестве такие настроения тожек очень распространены ( причина - вполне с т.зр. особенно Белокриницких нелюбовь к Романовым, для них вполне понятная). НА ЗЛОБУ ( в прямом и переносном смысле).Чем больше в Церкви Мещериновых, Сысоевых и Кураевых, тем скорее православных начнут резать "новоязычники" ( впрочем, на жидовские деньги, каковых они сейчас получают предостаточно). Впрочем, быть может, И ЭТО В ЗАМЫСЛЕ БОЖИЕМ ?


23 февраля 19:25, Посетитель сайта:

Михаилу

Ваша богословская аргументация противоречит сама себе. Сначала Вы говорите, что личность самоценна, потом - что она растворится после Воскресения в Божественной сущности, т.е. тот же самый пантеистичный аверроизм. На самом деле Божеству как пресущественной субстанции непричаствуемо ничто из тварного, тварь может причаститься Божества лишь посредством насыщения тварной материи нетварными энергиями (подробно об этом писали св. Максим Исповедник и св. Григорий Палама). Вообще святоотеческое учение о патриотизме включает в себя и любовь к своим собратьям по крови, к своему роду, и любовь к своей стране, и повиновение светским властям во всём, что не противно благочестию (именно с этим в Россиянии и проблемы). После Воскресения люди получат те же самые тела, что имели, но эти тела в то же время будут тонкими и нетленными, и, несмотря на то, что пола и возраста уже не будет, важнейшие черты личности (идиома), её память, идентичность, жизненный опыт, самосознание - сохранятся. Лосский - не самый серьёзный аргумент по сравнению с настоящей святоотеческой традицией, хотя он и опирался на неё, многие его взгляды последней не вполне соответствуют.

Небесная Русь существует. Как и Небесная Эллада, Небесная Палестина и так далее. У каждого православного народа есть заступники перед Богом, родные ему по крови, которых ему удобнее всего просить о предстоянии и помощи. Догматы и Таинства одни для всех, но Православие в каждой стране - всегда национально. Вместо масонского "ex pluribus unum" лозунг Православия - "Единство в многообразии".


23 февраля 19:36, Ортодокс:

Без сомнения, Христос всечеловечен. и сознание наше без сомнения должно быть христоцентрично. Но за гробом хочется встретить именно Святую Русь, наших святых сродников, потому что мы не "всечеловеки" (это удел иных),а русские.


23 февраля 20:55, Михаилъ:

Дмитрию:

> Да, свойство природы. Также как и родственные

>связи. Не падшей природы, а просто человеческой

>природы

Дмитрий, ну зачем Христу тогда надо было на кресте распинаться? Можно было бы ограничиться Нагорной Проповедью - подправить Моисеев Закон, обросший к тому времени ложными толкованиями, и дело с концом. Если в человеческой природе ничего менять не надо. Просто удивительно, неужели Вы, будучи православным христианином, не чувствуете смерти и тления, разлитой вокруг и в каждом из нас? Здесь речь идёт не о гнушении материальным миром, присущем гностическим сектам, а именно об ощущении принципиальной самонедостаточности окружающей реальности, оторванной - из-за грехопадения человека - от причастия единственному подлинному Бытию - Богу Жизнодателю. Евангелие что-то говорит о ветхом человеке - это не вызывает в Вас сомнения в "просто человеческой природе"?

"Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и

делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я

человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом,

Господом нашим. " (Рим.7,22)

В принципе, католическая богословская мысль (и вслед за ней - официальное богословие Синодального периода) действително рассматривает последствия грехопадения Адама в юридических терминах, но это течение не является органичным для Православия. Повреждена именно природа человека, и именно для этого Христу приходится её принимать и исправлять.

Я просто стараюсь всегда держать в памати Евангельские слова про сокровище сердца, и не полагать чрезмерно своего сердца в том, существование чего в будущем веке весьма сомнительно. Чего и всем советую.

ЮРИЮ АГЕЩЕВУ:

Вы только подтвердили приговор грекам - православные националисты! Это - смертельный диагноз, а не комплимент. Греки отказались от миссии и замкнулись в своём национальном самосознании - и попущением Божьим оказались под турками. Слышал ли кто-нибудь о турках, обращённых в Православие? За века пленения греки мало-помалу рассеялись по всему миру, строя везде православные храмы - но слышал ли кто-нибудь о миссионерствующих греках? Разве что о везде во всё вмешивающимся Константинопольском Патриархате. Греческое "национальное" Православие никто и нигде не воспринимает как веру для всех. Мало того, национализм греков систематически отравляет жизнь Иерусалимскому патриархату, в котором прихожане - арабы, а архиереи - только греки.

Русские в рассеянии же всё-таки начали миссионерствовать - и появились плоды - напр., OCA - Orthodox Church of America, по большей части состоящая именно из американцев, или Сурожская митрополия РПЦ, с коренными англичанами - прихожанами и священниками. Блаженной памяти митр. Антоний (Блум) писал, что только русское Православие воспринимается на западе как всеобщая вселенская вера, тогда как греческое, болгарское, румынское - как национальный колорит. Надеюсь, мы никогда не станем "православными националистами" в греческом понимании этого слова. Это будет историческое поражение России и русских.


23 февраля 22:10, Васильев:

Отличный материал! Даже не ожидал от "Правой"

Дай Бог сайту вновь стать правым не только по названию

А мещериновы, сысоевы это те же мени, кочетковы,

игуменыиннокентиипавловы только еще хитрей и подлей. Волки в овечьих шкурах


24 февраля 10:26, Посетитель сайта:

Те, кто полагают, что Православие создано для России, заблуждаются роковым образом. Это Россия создана Церковью, которая пребудет до скончания века, и которая пережила, кстати, немало славных царств, империй и прочего. Попытка сделать из Православия "русскую национальную религию" - смешна, как попытка уместить в стакане океан.

Что касается греков с их национализмом - да, на нем они и погорели. Себя считали ромеями, а просвещать окрестные народы не хотели, типа они же варвары, чучмеки, как можно-с. Св. Кирилл и Мефодий были посланы, собственно говоря, к болгарам - соседям и давним недругам Византии; о Руси речь вообще в тот момент не шла. Если бы Византия проявила хоть чуть-чуть миссионерской активности в Аравии, мир был бы свободен от ислама. Делайте выводы, господа, и не забывайте: не вы создавали Церковь, но Господь, и не вам менять церковные установления и пытаться использовать Церковь в интересах каких-то отдельных народов.


24 февраля 11:40, Дмитрий:

Михаилу:

///ну зачем Христу тогда надо было на кресте распинаться?///

Чтобы воскреснуть, и нас воскресить вместе с Ним.

А с Вашей точки зрения получается непонятно: "зачем Христу воскресать?" Если человеческая природа все равно подлежит отбрасыванию и замещению причастием Божеству.

///Здесь речь идёт не о гнушении материальным миром, присущем гностическим сектам, а именно об ощущении принципиальной самонедостаточности окружающей реальности, оторванной - из-за грехопадения человека - от причастия единственному подлинному Бытию - Богу Жизнодателю. Евангелие что-то говорит о ветхом человеке - это не вызывает в Вас сомнения в "просто человеческой природе"?///

Правильно. Человеческая природа далеко не самодостаточна, а также искажена грехопадением. Но это не повод путать грешное с праведным. Есть грех, есть последствия греха. Национальность, родство и любовь к ближнему - это не грех и не следствие греха.

И не случайно Вы сами вспоминаете гностицизм, пытаясь от него дистанцироваться.

Как правильно замечает Дмитрий Данилов:

----------------

Потому что в их представлениях жажда «небесного гражданства» уж больно сильно напоминает диссидентское презрение к «этой стране», противопоставленной «свободному миру» Царствия Небесного.

----------------

Могу добавить, что диссидентское презрение к «этой стране», весьма напоминает гностическое презрение к «этому миру».


24 февраля 11:45, Михаилъ:

Посетителю

Нигде я не утверждаю, что личность растворится в Боге! Это неправда. Что же касается Паламы, то, по-моему, он говорит больше о сем веке, а не о будущем. О будущем же говорит Евангелие

"Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем" (1Кор.15,28)

(церк. сл. - да будет Бог всяческая во всем)

"где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос" (Кол.3,11).

Я вовсе не пытаюсь отрицать, что святые, в земле Русской воссиявшие, молятся за нас перед Престолом Божьим. Было бы кощунственно это отрицать, тогда бы надо было бы отменить праздник Всех Святых, в земле Русской воссиявших. Просто всё это актульно в веке сём, а не в будующем.


26 февраля 17:04, Дмитрий Данилов - Михаилу:

Прежде чем аттестировать мои познания в богословии и отсылать к Лосскому и Фоме Аквинату, вы бы уяснили для начала, что существут разница между кряшенами, которые представляют собой достаточно древний субэтнос и крещеными татарами из мусульман, которых действительно было до революции очень много. Их, видите ли, нельзя автоматически сводить к друг другу. И речь в статье шла именно о вторых.

Я действительно не претендую на богословское видение данных вопросов, но если вы могли заметить, основной упор в статье был сделан не них. Но даже с точки зрения моей "падшей природы" могу констатировать одно: отрицая духовное измерение Национального, вы противоречите не гегелевскому пантеизму, а Христу и его миссии в мире. У вас история христианства перевернута с ног на голову. Не "национализм" греков и римлян был препятствием для миссии к варварам, а как раз общечеловечность. Вот и "спасались", они, "кроткие" в своих позднеантичных деградирующих городах, не смея идти к варварам потому, что именно их "всечеловечность" не могла найти общий язык с варварами - ибо "некультурны". А миссию к варварам сделали совсем другие люди, и когда она стала успешной, НАЧАЛСЯ ГЕНЕЗИС МЕСТНЫХ ТРАДИЦИЙ ХРИСТИАНСТВА. Вне этого формата миссия была бы невозможной, и расцвет христианства был обязан возникновению именно историко-культурных традиций местных церквей.

Но вы продолжаете настаивать на том, что православный национализм греков - это их приговор еще со времен Византии, который ее вроде как ти "погубил". Вы неправы. Византию погубила больше ересь католицизма - как раз ересь "всечеловечения". Но самое главное - миссия к народам, которые умаляют национально-культурное достинство нации-миссионера, которые паразитируют на ней и прямо или косвенно уничтожают ее, во все времена была невозможной. Ни бритты под саксами, ни русские под ордой, ни византийцы под турками не могли заниматься крещением тех, кто пришел к ним без спроса, кто с мечом угрожал гибелью основам их бытия. А тем более в те времена, когда в миссии нуждались более всего сами нации-миссионеры.

Ваш же упрек Ю.Агещеву насчет того, что якобы греческий национализм "систематически отравляет жизнь Иерусалимскому патриархату, в котором прихожане - арабы, а архиереи - только греки" свидетельствует о вашем дремучем невежестве. Вам бы следовало знать, что у Элладской церкви нет особых претензий по этому вопросу. Политика назначения архиереев-неарабов навязана Иерусалимской церкви государством Израиль как дно из условий ее нормального существования и проповеди среди арабского населения.


26 февраля 17:22, Дмитрий Данилов:

Тем же, кто полагает, что к этническим диаспорам в современном мире можно идти по принципу "есть у миссии начало - нет у миссии конца", хочу сказать, что здесь явное противоречие. Диаспоры сегодня - это "бастионы самосознания" и чтобы успех миссии кним был успешен, нужно сначла разрушить основы их национально-культурной идентификации. То есть, разрушить сами диаспоры. Нонсенс очевиден.

Но даже если и идти к диаспорам - то почему это нужно выделять в отдельный мегапроект Русского Православия, а миссию к собственно русским по-прежнему считать "самим собой разумеющимся"? Давайте уж по сраведливости создадим альтернативный "русский проект" - и сравним потом результаты. А то у нас будет по-прежнему - чуть об интересах русских вспомнишь и сразу - "нельзя, вы других обижаете". А когда напомнишь об интересах и особенностях миссии к русским, требующей особой работы с национальным фактором, то нам говорят в ответ: "нехорошо вселенскость нарушать".


12 марта 22:25, Посетитель сайта:

охринеть

Панятно все! Как не тужитесь, ломехузы они и есть ломехузы - плохо играют, бесталанны, неумны, корыстны, развратны и т.д. Особенно тронуло, когда михыйловская возопила: Родина-мать, мужшины-защитники отечества, грязь кругом... но как всегда у ломехуз проколы - ты хоть тетчер не вспоминай, и гришу в антрепренеры не бери, а то еще бабушки-детоубицы в глазках заплывших михайловской от жиру стоять... это вы с медведкой запускайте Витязей - проснулись, блин! А мы уж вымрем, поскольку от вашей мерзкой породы ни один народ избавиться не смог. вы не всемогущи - вы клоака человечества - там вас создают - там и центр управления. поскольку дефекация - естественный процесс - там вы и кучкуетесь, питаясь дерьмом, и вопли ваши настька, похожие на реквием (тоже гавно) не трогают. Так что за интернет-акцию по подъему гоев - двойка! Читайте Р.Вагнера!


21 февраля 21:51, ДД:

свящ. Алексею Шляпину

Горе вам, новые иконокласты, дерзающие разделять Образ Христов на составные части! Древние иконокласты разделяли Его на "дерево" и "изображение", а вы разделяете Его, как Любовь в человеке - в образе Божием, на любовь к Богу и на любовь к Родине, а в конечном счете - на Церковь и на Народ.



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019