19 июля 2019
Правое слово

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Илья Бражников
7 апреля 2007 г.
версия для печати

Жизнь и свет человеков

В пасхальную ночь во всех православных храмах земли громогласно прозвучат на разных языках слова Евангелия, написанные одним из "сынов громовых" - как назвал Господь апостола Иоанна. Евангелие от Матфея написано для еврейской общины. От Марка – римлянам. От Луки – эллинам-грекам. Евангелие от Иоанна написано словно бы для русских...

Неслучайно в Голубиной Книге только Иван Богослов упоминается из апостолов, чуть не в каждом третьем стихе. Голубиная Книга описывает его именно как вселенского мудреца, тайнозрителя и главного хранителя Христовой истины. Благодаря апостолу и евангелисту Иоанну, национальным именем русских стало имя Иван.

Однако, Евангелие от Иоанна почти сразу ведет повествование о двух Иванах. И оба они чрезвычайно значимы. Нигде, как в Евангелии от Иоанна, не показана роль Иоанна Предтечи, нигде он не говорит столько слов – важнейших, с точки зрения христианской Традиции.

Это потому, что юный Иоанн Богослов был учеником Иоанна Крестителя. Как и брат Петра, Андрей Первозванный. Именно от Иоанна Предтечи, Иоанна Богослова и Андрея Первозванного христианская Традиция начала быть.

Андрей Первозванный крестил Русь. Иван Богослов стал героем русского народного творчества. Иван Купала также органически и мистически встроен в русский народный календарь, русскую жизнь, в самую толщу русского бытия.

Евангелие от Иоанна начинается самыми глубокими и радикальными по смыслу словами, где-либо и когда-либо говорившимися:

1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

2 Оно было в начале у Бога.

3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.

Здесь речь идет об Иисусе Христе. Апостол видит Его в том Слове, Которым Бог творил мiр. Слово это – жизнь и свет человеков. Таким образом, жизнь и свет человеков – это и есть именно то, что лежит в самом основании творения.

Далее речь сразу заходит об Иоанне Предтече как человеке, посланном от Бога, т. е. пророке. Он будет свидетельствовать — о Свете, как мы увидим дальше, о Духе, который же есть и Христос. Тут содержится и оговорка, что сам Иоанн «не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.

Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились (ст. 9-13).

Так формулируется один из основных конфликтов этого Евангелия. Свет учения, Слово Бога истинного, воплотившись, пришло в мiр, пришло к «своим», т. е. к Иудеям, имеющим Завет с Самим Творцом мiра, и эти «считающие себя Иудеями», оказались «не суть таковы» — не приняли Света истины и благодати.

Понятно, что «свои» были предызбраны Богом. К прочим, или «чужим» не было смысла идти вообще. «Чужие», а правильнее сказать, отчужденные от Бога (поскольку Творцу–то созданные Им твари как раз не чужие), в земной истории своей утратили о Боге верные представления, смешали Его образ со своими фантазиями, допустили поклонение твари.

Здесь возникает вопрос: является ли сам человек тварью? и все, чему он поклоняется, кроме Бога Единого, есть иное, или, напротив, тождественное ему? Может быть, человек и его кумиры – тождественны по сущности, а различаются по образу?

На первый взгляд, именно так и кажется, но в действительности, похоже, все обстоит ровным счетом наоборот: в корне различаясь со всей остальной тварью по сущности, человек ищет в ней собственное образное подобие; он творит кумира по образу и подобию своему. Язычники, забывшие о Творце, вступили в мерзкие пред очами Его связи с падшими духами, подчинились им, прославили их — и стали «чужими», испытали отчуждение от Бога. Отчуждение по сути, а не по образу. Говоря философски, они перестали различать тождественное и иное, приняли иное за тождественное себе и сами вместе стали иными, чуждыми Творцу. Поклоняясь твари, человек, будучи изначально иным ей, как бы сам отождествляет себя с ней по сути, сам признает себя тварью.

Вне всякого сомнения, это неизбежный удел всех земных народов, неизбывное следствие грехопадения и потери рая. Дабы все же спасти от забвения и вечной смерти хотя бы некоторых, Бог избрал Авраама и его потомков хранителями Завета. У Бога появился «свой» народ, силой Закона, данного Моисею, способный хранить истинное представление об Ином. Но это был лишь первый акт спасения (который, впрочем, никогда не отменялся, как любое Божественное установление). Однако, Бог не мог навсегда оставаться Иным для людей. Почему? Потому, объясняет тайнозритель Иоанн, что Он есть жизнь и свет человеков. А свет человеков, как мы помним, – это есть именно то, что лежит в самом основании творения. То, посредством чего сотворен весь мiр (по-гречески, космос), – Слово – является сутью человека: вот в чем дело. Более того: это вовсе не есть нечто, это не безличная сила – напротив, это Личность, Лицо. Человек, в отличие от остального творения, не иной Богу. Суть человека – свет, его истинная природа – Дух. То есть, в некотором смысле, с осторожностью, можно сказать, что человек не вполне тварь.

Говорит ли об этом Тора? Да, по-видимому, в словах об «образе и подобии». Адам не просто подобен Богу, он есть образ, икона Бога. С одной стороны, он горсть глины, в которую вдохнули душу (но, кстати, и ведь душу-то эту не вдыхают больше ни в кого, кроме Адама). Он – прах и тлен – носитель души Духа и образа Отца.

Итак, люди на земле как бы выродились в тварей, оскотинились. Духовное воспринимается ими как иное. С такими людьми Творец как Иной, как другая сторона, и заключил Завет – договор. По этому договору люди, по крайней мере, знали допустимые пределы ниспадения в тварь, знали границу, которая их отделяет от животного и растительного мiра, с одной стороны, и от мiра «духов злобы поднебесной» – с другой. И примеры тех, кто переходил эту границу, достаточно выпуклы: это и «дочери человеческие», которые стали спать с сынами Божиими, это также Гоморра и Содом.

Однако, даже Содому и Гоморре отраднее будет в день суда, нежели тому городу, который не примет Благую Весть – Евангелие, не станет слушать апостолов, прогонит их (Мк. 6: 11). Удивительные слова: разве может быть что-то мерзее пред очами Господа, нежели уничтоженные Содом и Гоморра? Оказывается, может: Содом и Гоморра перешли границу допустимого и утратили человеческий – Божественный – образ, довели до крайних выводов особенности и обстоятельства земного существования, абсолютизировали то, из чего были созданы. Они заслужили уничтожение, заслужили обратиться вновь в то, из чего были сделаны – в глину.

Но не это самое страшное — не забвение света, не обращение в прах, не земная гибель. Страшнее, когда отказываются принять Свет истинный, который приходит в мiр. За это – как следует из слов Самого Господа – в день суда придется ответить нелицеприятно. Содомиты стали как животные, а затем как глина и песок, а кем же станут не принявшие свет?

Тем не менее, нашлись всё же те, «которые приняли Его». И среди них оказались не только «свои», но все «верующие во имя Его». И ради этой веры им дана власть. Что за власть? Над кем или над чем?

Власть здесь лучше было бы перевести как «воля». Всем верующим дана воля к тому, чтобы усыновиться Богу. Ясно, что быть просвещенными Светом, учениками Слова, то есть, говоря по-нашему, христианами — означает усыновление Богу. Быть чадами, или сынами Божиими – разъясняет тут же Иоанн Богослов – значит родиться от Бога. Но, что, в свою очередь, значит это?

Разъяснению этого будет посвящена 3-я глава, весь диалог с иудеем Никодимом. Пока же ясно, оговаривает апостол для иудеев и язычников, что под рождением от Бога не подразумевается, ни в какой мере, физическое рождение. Не плоть, не кровь и не наличие земного отца усыновляет человека Богу. Из сказанного следует, что не принявшие Свет Иудеи, не стали чадами Божиими; а если и были ими когда-то — перестали быть. Поскольку их Богосыновство основывалось именно на физическом рождении, на плотском и кровном наследовании Аврааму. Быть сыном Авраама недостаточно для того, чтобы являться чадом Божиим. Самое важное заключается в акте приятия/отвержения.

Это, строго говоря, и есть исполнение Завета. Авраам в свое время точно так же принял весть от Бога и стал отцом веры. Теперь же, после прихода в мир света, каждый стал как Авраам. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца (ст. 14). Тем самым понятно, что Богу нужно не столько соблюдение договора (хотя это и непременное условие), но восстановление падшей природы человека. Природы, которая есть жизнь и свет, но которая в земных условиях неизбежно вырождается – в смерть и тьму соответственно. Плоть человека, не направляемая светом, стремится соединиться и раствориться в подобном себе, т. е. умереть, как все вещество. Душа, смутно сознающая, что она-то не умрет, останется, не будучи просвещена, — стремится к тьме, то есть к состоянию, бывшему до творения – к хаосу, к бездне. Неслучайно, кстати, в Откровении Иоанна зверь выходит из бездны – бездна противоположна творению. Тьма над бездною – это и есть точное описание природы анти-Слова, анти-Христа, анти-человека.

Как спасти вырождающегося человека? Необходимо соединение Бога с человеком как двунаправленный процесс: надо, во-первых, изменить самое слабое звено в его составе (глина-адам), для этого Бог должен снизойти и стать человеком; а во-вторых, человек должен измениться сам, приняв свет. Только так – как бы с двух концов — Слово может воплотиться. Слово воплощается рождением от Девы Сына Божьего — и Слово воплощается в каждом человеке, который услышит и примет свет истины – Благую Весть. Об этом втором аспекте Боговоплощения преимущественно и рассказывает нам Евангелие от Иоанна, поскольку его предшественники достаточно полно засвидетельствовали первый аспект. Святой евангелист Иоанн демонстративно, я бы даже сказал, с некоторым вызовом, пропускает всё, относящееся к физическому рождению Сына Божьего, и от общих и главных слов переходит сразу к Иоанну Предтече – первому воспреемнику Благой Вести.


Прикреплённый файл:

 ИБ, 2 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

8 апреля 03:22, Читатель:

Не "словно" для русских, а специально для русских написано Евангелие от Иоанна. Это доказано независимыми экспертами. О, маловеры!


8 апреля 10:24, Игумен Кирилл (Семёнов):

Дорогой Илья Леонидович!

Христос воскресе!

Спаси Вас Господь за Ваше слово - как всегда умное, глубокое и точное!

Вас и всех сотрудников, а также и читателей ПРАВОЙ сердечно поздравляю с праздником Пасхи Господней!

Поздравляю и с недавней заслуженной наградой! Аксиос!

Божия благословения Вашим трудам!

С любовью о Христе воскресшем!


9 апреля 00:17, ИБ:

Игумену Кириллу

Воистину Воскресе Христос, Бог наш!

Спасибо за поздравления и теплые слова.


11 апреля 11:13, Максим Сергеев:

"Неслучайно в Голубиной Книге только Иван Богослов упоминается из апостолов, чуть не в каждом третьем стихе"

не случайно, это

не случайно и у катаров (а все наши сектанты это наследники одной гностико-манихейской линии) только Евангелие от Иоанна котировалось


11 апреля 15:05, Алексей Филонов:

Христос воскресе!

Отлично, Илья Бражников!

По поводу евангелия от Иоанна: не случайно, что именно оно вызывает такой интерес в сектах мистического толка, ибо глубже иных евангелий раскрывает учение Спасителя и касается самых глубинных богословских вопросов. Что же до снисходительно-высокомерного замечания Читателя, то я, Алексей Филонов, просто категорически настаиваю: г-н Читатель, назовите мне имена сих независимых экспертов и те источники, из которых я узнаю вслед за Вами всю окончательную истину о таинственной связи ап.Иоанна Богослова и нас, русских. Впрочем, если этот эксперт - г-н Кандыба, то не извольте безпокоиться...

Жду с нетерпением!


11 апреля 15:29, Посетитель сайта:

Дорогой редактор,побывав в Пюхтице, непонятно тяжело

смотреть и слышать в Пасхальную ночь не то.что для Вас свято.как для многих христиан.Картина службы драматическая,как в 16 веке-непонятно,отчего там такое.

Природа со снегом и ветром,в храме один священник.



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019