18 ноября 2018
Правое слово

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Константин Крылов
12 октября 2005 г.
версия для печати

Мелочи русской жизни

Я патриот и я люблю квас. Правильный ржаной квас — это тяжёлый, плотный напиток с душистой пеной. Пить его можно бесконечно

1.

Я — квасной патриот. Да, да — тот самый, пресловутый, из тех, над которыми принято потешаться в приличных кругах.

То есть — я патриот и я люблю квас.

2.

Сначала — некоторые сведения о квасе. В отличие от пива, которое варили везде и всегда, вплоть до самых Аппалачей, квас — напиток по преимуществу славянский, точнее — восточнославянский, ещё точнее — русский. В Польше и Литве квас имеет место быть, финны тоже научились — а в последнее время с чухонским нахальством начали даже выпускать сухие квасные дрожжи в пакетиках — но всё же законными держателями бренда (простите за скверное слово) являются русские. Хотя бы потому, что квас был известен ещё в Киевской Руси, ещё до крещения. В «Повести временных лет» сказано, что в 988 г. по случаю того самого крещения киевлян князь Владимир приказал раздать народу еду и напитки — мед в бочках и хлебный квас.

Надо сказать, что в классической русской кухне существовали два напитка, для тёплого и холодного времени года соответственно. Квас был «летним» напитком, зимним был сбитень (если кому интересно — что-то вроде безалкогольного грога). Сбитень был впоследствии вытеснен чаем (кстати, самовары раньше использовались для подогрева сбитня, и лишь потом стали чайной посудиной), а вот квас заменить было нечем.

Однако к тому времени в образованных кругах квас считался напитком реакционным и даже отчасти символизирующим свинцовые мерзости русской жизни. «Образованные классы», впрочем, находили выход: мужчины прохлаждали себя пивцом или морсами, барышни в основном лакомились лимонадом. Как раз в те времена Достоевский ввёл в обращение словечки «лимонничать» и «апельсинничать» — в значении «проявлять чрезвычайную деликатность чувств». Не знаю, когда появилось словечко «квасить» в значении «нажираться» — но, думаю, позже.

В советские времена имел место быть своего рода квасной ренессанс под эгидой социалистического государства: знаменитые жёлтые бочки с надписью «Квас». По данным НИИ пивоваренной, безалкогольной и винодельческой промышленности, на 1985 год производство кваса в России составляло 55, 3 млн дал, или 29% всех безалкогольных напитков. Но опять же, квас считался напитком простоватым. К тому же купить его можно было только летом. В очередях за пенистым напитком из уст в уста передавали историю о том, как в одной из таких жёлтых бочек нашли дохлую крысу. Народ качал головами и возмущался. «Совсем нас не уважают» — сокрушался какой-нибудь ветеран с медалями и брал три кружки.

В деревнях квас делали традиционно — как и бражку, и самогончик. Интересно, однако, что в городе, несмотря на общую мастеровитость в области самообслуживания, квас в домашних условиях практически не делали — по крайней мере, в Москве и Ленинграде это было не принято. Прохлаждались чем могли. Люди поинтеллигентнее традиционно лимонадничали: у них были сифоны, к которым нужно было приобретать тяжёлые свинцовые баллончики с углекислотой, а также бутылки с сиропами. Купить всё это было непросто, особенно сиропы, но «которые москвичи со связями» — где-то покупали. Сиропов имелось два: апельсиновый и лимонный, «прям по Достоевскому». Ещё в сифонах делали эротический напиток «бабоукладчик», то есть газировали водку, иногда с пивом. Подразумевалось, что этой смесью угощают нежных барышень, заглянувших на огонёк посмотреть коллекцию пластинок. Барышни, вкусив такой благодати, становились нетверды на ноги и податливы на перепихон.

У самых низов умствующей прослойки был свой особенный напиток — «японский гриб». На множестве кухонь в трёхлитровых банках, завязанных марлей, колыхались студенистые слои какой-то пакости. Пакость полагалось кормить сладкой водой, а она в ту воду выделяла приятную освежающую кислоту. Журнал «Здоровье» очень настаивал на полезности этих грибных испражнений… «Гриб», короче, пили. Кваса не было.

Потом появились напитки «коричневой серии» — «Байкал» и «Саяны», а также «Настоящая Как У Них» пепси-кола. Кока-кола тоже попадалась, но считалась напитком редким и оттого особенно желанным. О квасе не то чтобы забыли, но окончательно перестали уважать.

Дальше пришли новые времена, и всё смыло потоками иноземных пойлищ, изготовляемых из концентрата и водопроводной воды. Жёлтые бочки исчезли. В 1997 г. в России произведено всего 4, 9 млн дал, что составило 3% всего производства безалкогольных напитков — падение в десять раз, хули.

В последние годы народ немножко опомнился и зарыскал в поисках кваса. Увы, секретные советские технологии изготовления кваса умерли вместе с СССР. Зато появились подделки — «квасные напитки», то есть химические смеси, по вкусу напоминающие квас. У них, однако, имелось преимущество перед настоящим квасом — долгий срок хранения. Народ, однако, эти баллоны с подделкой не жаловал, в результате чего их производители шли на всяческие хитрости дизайнерского свойства — например, писали на этикетке жирными красными буквами «КВАС», а дальше тоненькими еле заметными подленькими такими линиями продолжали — «ной» и снизу меленько «напиток». Такие приёмчики раздражали крайне, но «выбора особого не было».

Сейчас в продаже появилось что-то вроде настоящего кваса — настоящего хотя бы в смысле технологии приготовления. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить за это нашего мэра Лужкова. Да-да, именно этот титан, озаботившись квасным беспределом, выпустил в 2001 году особливый указ на тему того, что квасом могут называться только напитки, приготовленные по правильной технологии, а не химические подделки. Чем ещё раз показал пользу просвещённого тоталитаризма. Впрочем, Церетели… увы, увы.

Перечислять «настоящие сорта кваса» не буду: кто их знает, вдруг кого из производителей потянет на лёгкий рубль и они начнут химичить. В любом случае, покупатель кваса должен тщательнейшим образом изучить ту ёмкость, которую собирается купить. Особо обращая внимание на список ингредиентов, а также на срок хранения — чем он меньше, тем больше шансов, что это квас, а не синтетика. Тара из полиэтиленфталата (так называемая ПЭТ-упаковка) держит квас два месяца, железная банка — три. Синтетика же может храниться годами, не теряя товарных свойств — «неживое не умирает».

Кроме того, квас теперь подают в хороших ресторанах с европейской и русской кухней. Такой квас делают обычно прямо на месте сбыта (обычно вместе с «живым» нефильтрованным пивом), и за технологией приглядывают. К сожалению, на всю Россию нельзя сыскать ни одного «квасного» едального заведения, как, впрочем, и водочного. Думаю, это вещи взаимосвязанные: что предложить любителям запивать (а не закусывать) чистенькую? Хорошая водка — напиток строгий, вольностей не терпит, но квас — это, пожалуй, то, что надо. Он же прекрасно помогает утром, с похмелюги.

3.

Если рассматривать квас с точки зрения генетической, то изготавливается он из ржаного, или из смеси ржаного и ячменного солода, ржаной муки, а чаще всего — ржаных сухарей, с последующим незавершённым спиртовым и молочнокислым брожением. В случае завершённого спиртового брожения получилось бы, наверное, пиво, в случае молочнокислого — что-нибудь вроде кефирчика. Если переусердствовать с домашним приготовлением, то квас может получиться с небольшими градусами. Но не стоит путать божий дар с яичницей: квас — не пиво, и пивом быть не обязан. В правильном квасе полтора процента спирта, как в кефире.

Классический русский хлебный квас делается из ржаной муки или сухарей. Лучше, конечно, сухари. Бывает ещё и пшеничный квас, светлый, но это уже не совсем то, хотя тоже неплохо. Но вообще-то квасному брожению поддаётся чуть ли не любая органика, к тому же никто не возбраняет делать добавки. Поэтому существуют сотни и сотни рецептов разных квасов — изюмных, мятных, имбирных, грушевых, яблочных, рябиновых, черёмуховых, есть свекольный квас, а также лимонный и апельсиновый, клубничный квас тоже есть. Есть квас с лепестками роз. В последнее время пытливый русский народ создал рецепт кваса на модном чае каркаде. Делают также квас из берёзового сока и исландского мха (говорят, он напоминает по вкусу квас из смородинового листа). Не знаю, пробовал ли кто смешивать разные виды кваса, делать купаж. Интересно было бы попробовать.

Что касается химического состава кваса, то в нём намешано много чего, «и всё такое полезное». Мы не будем расписывать подробно, что да как. Во всяком случае, квас пятак не растворяет, как некоторые особо модные напитки коричневого и ярко-жёлтого цвета.

Квас несложно приготовить самому. Вот простейший рецепт.

Берётся стандартное ведро на восемь литров, буханка чёрного (лучше ржаного, на крайняк ржаного пополам с пшеницей), дрожжи (60 грамм свежих или четыре чайные ложки сухих) и полстакана сахара. Ведро следует осмотреть изнутри, чтобы на нем не было чёрных пятен и прочей гадости. Можно, конечно, использовать не ведро, а стеклянную банку (соответственно уменьшая пропорции), но лучше ведро — просто потому, что получается «сразу много»: квас быстро пьётся.

Хлеб должен быть чёрствым или хотя бы почерствевшим. Нарезать его и кусочки обжарить на сильном жару. Хлеб должен зажариться, хорошо зажариться, но ни в коем случае не перегореть. Можно сушить сухари в духовке, это самое оптимальное. Далее в ведро заливается какая-нибудь хорошая неводопроводная вода — ну, я не знаю, «Аква Минерале» подойдёт, только негазированная, а обычная, которая в больших таких прозрачных жбанах продаётся. Некоторые воду подогревают, некоторые нет. Если будете подогревать, не доводите дело до кипения — вода должна быть просто тёплой. Дальше в ведро бухается всё вышеперечисленное — жареные сухари, дрожжи и сахар. Всё перемешивается. Сверху желательно накрыть всё это крышкой. Оставляете в тепле на два дня. То, что получится — это уже квас. Дальше его следует процедить через марлю и разлить по бутылкам, каковые хранить в холодильнике. Всё.

Другой рецепт (с квасным суслом), изложенный живым русским языком, можно прочитать здесь: http: //www. mud. ru/vbb/showthread. php? t=1360. Ещё гляньте здесь: http: //www. livejournal. com/community/ru_kitchen/285002. html — к тому же тут можно задать вопросы автору. Если хотите приготовить квасной солод по старым рецептам — смотрите здесь: http: //www. foodsmarket. info/news/content. php? id_news=594&id_groups=11&PHPSESSID=1f4aff93441bddd65e3c357046088e36. Но вообще-то рецептов приготовления самого разнообразного кваса и квасных изделий разбросано по сети предостаточно.

Единственный недостаток кваса, в том числе домашнего, уже был указан: стоит он недолго. Бутылку с готовым квасом лучше держать в холодильнике — и то не дольше недели. Иначе квас забродит и вы получите что-то вроде тёмного пива. Некоторым, впрочем, нравится.

Если же заводить домашнее производство по какой-то причине хлопотно, можно найти какого-нибудь более-менее пристойного производителя напитка и подсесть на него.

Правильный ржаной квас — это тяжёлый, плотный напиток с душистой пеной. Пить его можно бесконечно. Для беспокоящихся за талию следует отметить, что квас содержит около 250-300 Ккал на литр, к тому же повышает аппетит. Однако же, не следует пугаться этого: вы всё равно сожрёте больше, к тому же это будет какая-нибудь помойка, а квас — напиток диетический.

Существует также квасная кулинария, хотя и не так чтобы уж очень богатая. Квас используется в окрошке (что это такое, большинство знает) и ботвинье (её же никто не едал, кроме особенных любителей русской кухни). В квасе также можно мариновать мясо, особенно свинину: весьма вкусно.

4.

Теперь о мифологии, связанной с квасом. Я имею в виду современную интеллигентскую мифологию.

Подленькое выражение «квасной патриот» было испущено в атмосферу довольно давно, где-то во второй половине двадцатых девятнадцатого. Показывают на Вяземского: этот мог, да и самое словечко употреблял (Вяземский вообще не жаловал русачков и их быт и любил поиздеваться над «русским богом»). Впрочем, честь изобретения обзывалки приписывают также и Н. А. Полевому. Либералам очень понравилась новая дразнилка для русских. Белинский, рассуждая спор об авторстве удачного плевка, писал: «Мы понимаем, что название квасного патриотизма, по известным причинам, должно крепко не нравиться [… ]; но, тем не менее, остроумное название это, которого многие боятся пуще чумы, придумано не г. Полевым, а князем Вяземским, — и, по нашему мнению, изобрести название квасного патриотизма есть большая заслуга, нежели написать нелепую, хотя бы и ученую, книгу в 700 страниц. Мы помним, что г. Полевой, тогда еще не писавший квасных драм, комедий и водевилей, очень ловко и удачно умел пользоваться остроумным выражением князя Вяземского… против всех тех непризнанных и самозванных патриотов, которые мнимым патриотизмом прикрывают свою ограниченность и свое невежество и восстают против всякого успеха мысли и знания. Со стороны г. Полевого это заслуга, которая делает ему честь».

В чём тут честь, понятно. Само по себе разделение патриотизма (или любого другого «изма») на «истинный» и «ложный» есть традиционный, банальный приём манипуляции. Дальше манипулятор начинает сам назначать, кто истинный патриот, а кто нет, причём в «ложные» попадают все настоящие патриоты, а в истинные — сборище честнейших врагов Отечества.

Но тут задействован ещё один механизм — глумление над национальным бытом. А это очень продуктивно — это разрушает душу народа лучше всяких брошюрок «про царёвы злодейства». Для того, чтобы подбить люд убить Государя и перевешать попов, сначала нужно заставить его посчитать свои бытовые привычки постыдными и смешными, плюнуть в свои щи и высморкаться себе же в кашу.

В дальнейшем квас так и остался напитком наиболее дремучих и замшелых русских патриотов. «Квасников» не людили, над ними было принято глумиться, и не только глумиться. Последним известным квасным патриотом можно, наверное, считать писателя и историка Дмитрия Балашёва, автора исторического сериала про Древнюю Русь — «Господин Великий Новгород», «Марфа Посадница», «Симеон Гордый» и прочее. Балашёв, в отличие от многих подвизавшихся близь русской тематики, был, во-первых, русским, во-вторых, последовательным реакционером и ретроградом в самом бытовом смысле слова: поселился в деревне, срубил себе избу, ходил в косоворотке и лаптях, произвёл на свет тринадцать детей, ну и, конечно, употреблял только русскую пищу — репу, крапивные щи, ну и, конечно, самодельный квас… Балашёва убили в двухтысячном. В том же году убили Вильяма Похлёбкина, большого знатока русской национальной кухни. Он, в частности, утверждал, что суворовская армия побеждала в том числе благодаря кислым щам, ржаному хлебу и квасу. Русских — особенно сознательных русских — вообще много убивают, особенно в нынешней россиянии, которая, как известно, не для них… Впрочем, к квасу как таковому это уже отношения не имеет.

5.

Была и некая особенная причина для того, чтобы в качестве объекта глумления был избран именно квас. Я имею в виду известную легенду о славянофилах, которые на своих собраниях якобы угощались из серебряного ковша квасом напополам с французским шампанским. Что чрезвычайно смешило людей более тонкого разбора.

Признаться, я сам долгое время считал эту легенду забавной — ну как же, какое варварство мешать тончайший напиток и какой-то квас. Пока однажды мой приятель, тоже русских убеждений, не подбил меня на простейший эксперимент: купить бутылку шампанского (ну, не «Вёв Клико», а простой советский «брют») и жбан кваса, после чего смешать и посмотреть, что получится. Попробовав, я понял, что славянофилы изобрели чудесный диджестив, который вульгарно западничающие современники просто не оценили, как по причине недоразвитости культуры коктейлей в тогдашней России, так и из-за собственной дури и злонамеренности.

Итак, «квас по-славянофильски»:

Шампанское (сухое, но лучше брют) — 50%

Квас ржаной русский классический — 50%.

Не вполне понятно, следует ли вливать квас в шампанское или наоборот. Я лично наливаю шампанское в квас – так образуется меньше пены. К тому же, учитывая символику напитка – достаточно очевидно, что квас символизирует русскую основу, а шампанское европейскую технику и образованность, — славянофилы должны были бы поступать именно так. Напротив, просвещённый западник, не страдающий русофобией, должен был бы вливать квас в шампанское, что символизировало бы вхождение России в Европу. Образующаяся лишняя пена, однако, символически указует на издержки этого пути…

Некоторые товарищи добавляют в коктейль ложечку какого-нибудь ликёра. Я думаю, это нарушение канона — скорее уж следует использовать соответствующий квас (например, фруктовый). Коктейль подаётся в высоком бокале или шампанке, но ни в коем случае не в стакане.

Существовали и легенды о более радикальных рецептах квасных коктейлей от квасных патриотов. Так, известный русский предприниматель Василий Александрович Кокорев, по свидетельствам современников, пил шампанское с квасом и огуречным рассолом. Это, впрочем, уже отдаёт «чёрной легендой» всё того же интеллигентского изготовления. Однако, ежели кто осмелится попробовать на практике нечто подобное, мы будем благодарны за рассказы о впечатлениях.

В любом случае – пейте квас на здоровье, и да пребудут с нами духи Хомякова, Аксакова, и многих других хороших и честных людей, которые были квасными патриотами: любили своё Отечество во всём его многообразии и великолепии.


Прикреплённый файл:

 Константин Крылов, 4 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

12 октября 13:25, Посетитель сайта:

Хорошая статья, спасибо Вам


12 октября 13:31, Посетитель сайта:

квас

А с квасом еще окрошка хороша по весне... Хороший материал, автору - "пятерку".


12 октября 14:01, Димитрий:

статья -

замечательная! Поддерживаю Посетителя сайта, который поставил автору "пятерку"... Я бы пошел одальше и сказал бы так: по пятибальной шкале - автору десять баллов! :-) Тем более что и я квас люблю паче пива и иных напитков. Говоря молодежным жаргоном: "Квас - форева! Кока-колы - мастдай!" :-)


12 октября 14:09, Вереск:

Спасибо огромное Константину, так развеселил, так распотешил! Я смеялся в отдельных местах текста прямо на границе неприличия. Блестяще и остроумно! Сам я всю жизнь противлюсь, как могу, завозному пойлу - всей этой чернухе и желтухе. А квас любил и люблю. Но купить в Москве хорошего кваса не просто. Из всего обихода больше на квас похож, по-моему, "Очаковский". А "Монастырский", с изображением, как можно предположить, весьма "заквасившего" монаха, никуда не годен. Появляется иногда ещё и квас "Братина", но этот вначале был недурён, а теперь тоже как-то скурвился.

Ещё раз, спасибо, Константин!


12 октября 15:15, Влад:

а вот у нас (во Владике) продажа кваса в желтых бочках никогда не прекращалась.

Даже когда начало продаваться ЭТО в пластиковых бутылках.

темный, горлодеристый, когда холодный. В окрошке - самое то.

а шампанское с квасом - это сила, наверное, надо будет попробовать.


12 октября 17:46, Димитрий:

Вереску

это правда - по моим опросам, среди квасов, единственным похожим на настоящий признают "Очаковский". Так что тут вкусы как тех кого я спрашивал, так и мои - полностью совпадает с Вашим. Мнение относительно "Монастырского" и "Братины" - точно такое же, как и у Вас. В желтых бочках, во всяком случае те что я встречал на Алексеевской и на Калужской - квас никуда не годен. Много хуже "Очаковского". :-(


12 октября 17:49, Димитрий:

Владу

...да, думаю стоит попробовать шампанское с квасом. А квас не только с окрошкой хорошо (ну это само-собой), но, как оказалось, вяленая воблочка под квас идет не хуже, а по моему личному мнению, даже лучше чем под пиво.


12 октября 19:16, Вереск:

Димитрию и Владу

Ребята, вы это... того... Вы с шампанским-то поаккуратней; оно, конечно, славянофилы там и всё такое, однако ж не увлекайтесь шибко-то, а то, неровён час... Э, да чего уж... наливай!!!


13 октября 02:02, Посетитель сайта:

Патриотизм а ля Шампань

Нет, не смешать квас с шампанским, как, впрочем, и ересь с Верой Христовой!

Шампанское вообще не из добрых напитков Запада, и под его пенящиеся струи делались вещи весьма постыдные для Отечества.

Стиль автора - это и есть смешение кваса с шампанским. Тогда как заимствование доброго у Запада, это есть не смешение одного с другим, а, например, просто использование продвинутых западных технологий для очистки хотя бы той же русской водки.


13 октября 03:40, Андрей.:

А на Урале из пророщенных зерен ржи делали

прекрасное пиво. В печке томили. Сусло детям на сладкое. Технология простейшая, но без печки не

выйдет.


13 октября 11:09, Александр:

Из покупных достаточно неплох курский "Утоляев" - на прежний, желтобочечный похож значительно боле "Очаковского". К сожалению, в Москве мало где продается.


13 октября 12:16, Вереск:

Крестовый поход на Шампань за продвинутыми западными технологиями

"Жомини да Жомини, а об водке ни полслова"

Денис Давыдов.

Ох уж эти безчисленные посетители сайта, не способные даже двусложного псевдонима себе придумать: один посетитель, два, двадцать на одной, бывает, странице, и всё - посетители... Видно, квасу им для разнообразия не достаёт. Да-с. Но к делу.

Наш Посетитель, восставший противу шампанского и даже не к месту присовокупивший Веру Христову, обвиняет сей пенистый лозный продукт в бедствиях многострадального Отечества нашего. Не приводя, впрочем, подтверждающих сию мысль примеров. Ничего другого не остаётся, как попытаться своим умом проникнуть в сию тайну.

Бывали у нас на Руси всякие бунты - медные, соляные, хлебные (квасные, может быть), а вот шампанских что-то не припомню. Галлы совершили безславное для себя нашествие на Россию (не исключено, что под влиянием опять же паров шампанских), однако с позором из Отечества нашего изгнаны были. Может быть декабристы произвели преступный свой бунт, движимые "Вдовою Клико"? Ну, дак в те достославные времена не они одни шампанским баловались. И Пушкин, чай, не токмо пунш пивал, однако ж составил-таки славу Отечеству. Да, помнится Владимир Соловьёв ушампанивался регулярно, оттого-то, должно быть, всё колебался между Православием и латинством. Так ведь это больше его беда, нежели всего Отечества нашего. Ничего иного вспомнить не могу; пили шампанское вёдрами и победоносные гусары наши, не брезговали им и безудержные сыны купечества русского, но ни те, ни другие, кажется, не причинили Отчизне никакого заметного вреда, скорее напротив...

Вынужден с прискорбием заключить, что причиной воинственности нашего Посетителя является неочищенная русская водка, в чём он мимоходом и проговаривается. Как сказывал незабвенный Плюшкин: "Пенника, чай, насмерть придерживается".

Так что, ребята, пейте квас во славу и на пользу Отечеству!


13 октября 15:49, Ротмистр Поцелуев:

в Украине из настоящих, пожалуй, только "Ярило" из Запорожья. Остальное - помои концентратные.

Небезысвестная компания Sun Interbrew S.A. (Stella Artois, etc), купив пивзавод в Чернигове, отправила квасной цех на металлолом. Назвали красиво -"ликвидация непрофильных активов". Ну и чтобы мучимый жаждой Untermensch не дерзнул отказать себе в бокале Beck´s или Stella в пользу "свиного лимонада"


13 октября 15:57, Ротмистр Поцелуев:

Malztrunk

да, квас отдалённо напоминает тевтонский "солодовый трунок" - Malztrunk (Malzbier), хотя всё же не то - нет характерной кислинки.


13 октября 17:46, Матвей Полусусанин:

А я вот просто люблю квас, без всякого подтекста. Кстати, в Питере самый лучший квас случился летом 1985 года, когда его делали с добавлением яблок.


13 октября 22:44, Посетитель сайта:

О вереске и псевдонимах

Дорогой "Вереск", должен Вам сообщить, что анализ проведен Вами неверно, законы экзегезиса грубо нарушены, выводы неверны и поверхностны.

Кроме того, плохой водки я вообще никогда не пью, и Вам не советую. Если и примите мой совет, то он будет таков:поменьше писать, и побольше читать. Не поднимайте вереск попусту, сие более свойственно неумным женщинам, нежели мужу благоразумну.

Что же касается псевдонимов, то "вереск" - это вообще не псевдоним (ложное имя греч.), псевдоним - это, например, "Корней Чуковский". "Вереск" - это или копроним, или, максимум, банальный интернетовский "ник".

О писателях российских Вы также не здравое рассуждение имеете. "Шампанский" период Пушкина - период "Гаврилиады", победоностность же гусарства (явления не русского) вовсе не от шампанского происходит. От шампанского в гусарстве - будодейство, картежничество и дуэлянтство. Не даром великий русский полководец Суворов не выносил западненщины в военных порядках.

Даже водочно-портвейное пьянство католика Ерофеева ближе к истине, чем трезвенное держание ног в тазу с шампанским подлеца Гетте.

Да чего уж обиняками говорить: в наше время пить шампанское могут либо кокетливые дамы, либо полные ......


14 октября 10:57, Игорь:

квас

В начале 70-х в городке Кромы Орловской губерни зашёл в кафе (впрочем, как это тогда называлось не помню), в котором из деревянных бочек разливали квас сортов эдак 5-7, с хреном, с мёдом, с .... Вобщем, я такого кваса больше в жизни никогда нигде не пил. А теперяшняя говённая Cola даже близко не протекала рядом с тем кваском. "Очаковский" конечно лучший пока, если не забывать, что на безрыбье и рак рыба.


15 октября 14:22, myslenkov:

Средняя статья

Средняя статья. Собственно о квасе ничего нового не сообщено. О его месте в культуре - интересно, но явно мало. Ну и реверансы Лужкову, конечно, всё портят.


15 октября 14:31, Вереск:

"О бедном гусаре замолвите слово..."

Не менее дорогой "Посетитель сайта", должен и Вам сообщить, что Ваши обвинения в неверном анализе и прочей наукообразной ахинее ничего, кроме недоуменной улыбки у меня не вызывают. Вы не предоставили ровным счётом никаких материалов для какого-то бы то ни было анализа: просто обругали шампанское и обвинили его во многих российских бедах. И мой ответ Вам - всего лишь весёлая попытка пошутить над Вашими просто до смешного "сурьёзными" инвективами. Теперь мне в пору каяться в своём легкомыслии, ибо нет ничего страшнее, нежели начать прения с человеком, абсолютно никак не обременённым чувством юмора. Вообще удивляюсь, как у Вас достало терпения прочитать саму статью Константина Крылова; людям до такой степени неулыбчивым, каким Вы мне представляетесь в каждой своей строке, читать такие тексты просто мука.

Узнав от Вас, что Вы плохой водки не пьёте (я, поздравьте, тоже), вообще прихожу к убеждению, что имею дело с невесёлым трезвенником. Для русского человека такой диагноз, осложнённый вдобавок отсутствием чувства юмора, чреват самыми печальными последствиями. Мой Вам совет: оставьте читать "Гавриилиаду" (Пушкин горячо раскаялся в том, что из-под его пера вышла эта гнусность), не обольщайтесь даже Ерофеевым (обоими, кстати), а почитайте, что ли, того же Корнея Ивановича - и смешно, и назидательно. Это - хороший выбор для мужа благоразумного. Можно было бы ещё дать совет устами поэта: "...иль перечти "Женитьбу Фигаро" (предыдущую строку опускаю, щадя Ваше отношение к шампанскому).

Гусары, Вы пишете, явление не русское. Согласен. Так не русскими придуманы и гренадёры, а равно и уланы, кирасиры, кавалергарды, драгуны, штабс-капитаны, ротмистры купно с вахмистрами, редуты с бастионами и аксельбанты с киверами. И что с того? Не всё ведь бравые гусары дулись в карты, перебрав шампанского, да стрелялись почём зря. Впрочем, мы с Вами это уже проходили...

И последнее. Если Вам угодно, то "Вереск" в употребляемом мною контексте это ф и т о н и м, то есть вид псевдонима, в котором использовано название растения (Иван Карамазов. Зачем поэту псевдоним? http://www.strogino.com/karamazoff/pseudosnext.htm#6 -рекомендую, любопытное пособие для тех, кто дальше самого банального интернетовского ника типа "посетитель сайта" ничего изобрести не может; впрочем, для этого достаточно было бы всё того же банального чувства юмора...). А Вы копронимом обзываетесь...

А я, кстати, и шампанское не жалую, тем более в "наше время"(?..), так что пока ещё не полный... (это чтоб "обиняками не говорить"). Честь имею.


16 октября 14:09, Димитрий:

брату Вереску

любезный брате... а как на счет горылочки? :-) По мне - так очень душевно "Медова з пэрцем", "победить" которую может только водка "Ять" :-))

Впрочем - опивства не люблю.

Поздравляю с воскресным прздником!... :-)


16 октября 23:12, Вереск:

брату Димитрию

С воскресным праздником взаимно!

Нет, брат, я больше жалую хорошие красные вина. Но уважаю и Ваш выбор ("Ять" не пробовал, а горылкою Медовою з пэрцем потчевался, помню, в охотку). Но пора, кажется, вернуться в квасное русло, чтобы любезному автору не обидно было выслушивать сторонние от его темы разсуждения.

Едучи тут как-то по проспекту Мира, приметил киоск, увенчанный вывеской РУССКИЙ КВАС. Не знаю, была ли там хоть одна бутылка заявленного продукта, но по бокам киоск украшен был красными щитами кока-колы, а за стеклом громоздились штабеля сигарет и какого-то явно не квасного пойла всех цветов радуги. Вот и верь после этого написанному.


16 октября 23:47, Избор:

о квасе и окрошке

Константин - молодец.

как всегда, не в бровь, а в глаз.

хотелось бы добавить только одну деталь: настоящая окрошка хороша только с ржаным (светлым и кисловатым) квасом. В Москве её не делают - утеряна традиция. За рецептами лучше ехать в Воронежскую и Липецкую области, к бабушкам.

Светлая окрошка настолько хороша в знойный летний день, что её не заменит ни одно блюдо. Отлично утоляет и голод, и жажду.

Красный (сладкий) квас в окрошку не годится совершенно, это просто чудовщиное надругательство над здравым смыслом.


17 октября 22:35, Александр П.:

Цель статьи

Извините Избор, я не разбираюсь в квасе как вы. Я ещё могу сказать о "квасе" "Монастырском" или о "Очаковском", но ржаного кваса я не видел и не пробовал.

Но мы отвлеклись. Цель этой статьи напомнить русским о квасе. И по многочисленным отзывам, видно, что не многие забыли, но все-таки большинство населения России забыло о квасе.

Так не пора ли нам скинуться, чтоб построить завод не квасных напитков, а настоящего кваса.


20 октября 00:14, Посетитель сайта:

Воспоьзуюсь рецептом статья нормальная


24 октября 18:35, Alex'A:

С душой! Спасибо. А квас в Питере и сейчас по домам делается.


28 октября 12:39, Пэ:

А я как от пива (и всего остального спиртосодержащего) отказался, так на квас и подсел. В отличии от автора - "квасного патриота" я себя называю "квасным алконавтом". А потому, что альтернативы этому напитку нет и не предвидится. Газировки всякие - слишком сладко, пиво - алкоголь содержит. А КВАС - то, что надо. Я его в бане пью, и после бани с воблой. Зашибись! Со всеми согласен по поводу магазинных сортов. Наиболее похожий -"Очаковский". "Першин" тоже ничего по вкусу, но на квас мало похож :). "Утоляев" - отстой. Вот и приходится иногда по всему городу ездить в поисках "Очаковского" (если это не в Москве). Хотя рекламу ему делать тоже не хочу. И пять баллов не поставлю, но при всем богатстве выбора другой альтернативы нет, как говорилось в старой дебильной рекламе. И на месте нашего тупоголового правительства я бы не пиво в массы двигал, а квас. Пущай студенты лучше его пьют, чем эту отраву помойную, сделанную из концентрата и углекислоты со спиртягой. Ведь на "Паулайнер" или "Грольш" денег у большинства нет, вот и травятся и спиваются все кругом. Так что - долой совковое пиво, да здравствует русский квас! ;Р


20 декабря 22:06, алфа:

Молодец,Константин

В маленькой Словакии тоде знаем квас, я его собственно из рдкнного хлеба делал. Я Славянини всей душою, и продлагаю экспорт кваса в Словакию, в Чехию, и остальные славянские страны. Хороший напиток. А есть и другое- по нашему, словацкому medovina тоже славянский напиток, как пиво, но намного вкуснее.

Последний раз я пил квас ещё во время СССР.

Ваш славянский жруг, Ладислав


6 января 10:51, Посетитель сайта:

Мо - ло - дец! Квас, окрошка, огурец.


1 февраля 18:05, Змееяд:

квас

Огромное количество откликов свидетельствует, что квас и настоенный на нем патриотзм - тема живая и злободневная. Планомерная скрытая борьба с русскостью и русскими, понятная вначале немногим, начинает начинает становиться достоянием масс. Что само по себе уже замечательно. Квас действительно одна из главных составляющих русской жизни, по которым тоскуешь за границей, наряду с черным хлебом, баней, хрестоматийныи березками...Пока мы живем по-своему,мы - русские и страна наша - Россия.Поэтому и убивают таких как Похлебкин.

К слову, квас необязательно делать из черного хлеба. Моя бабушка делала только из сушеных яблок или груш, вместо сахара мед. Рекомендую.


16 марта 01:37, Посетитель сайта:

квасной патриотизм

очень меня порадовал и сам сайт, который я нашла совершенно случайно, и статья о квасе))) Своему сыну, есму 14 лет, я всегда говорю, что русские люди, всегда пьют квас, от него умнеют, а от колы дуреют))). Хорошие квасы делают в "Елках -палках", и Очаковский завод. В корчме"Тарас Бульба" очень много дрожжей- от него не умнеешь а пьянеешь... вот так...


27 марта 14:16, Люмпен:

квас

Молодец, Константин!

Отличная статья.

Лично я считаю, что всем людям думающим и болеющим за Россию надо собраться вместе и заквасить (т.е. за квасом обсудить насущные проблемы, не только квасные)


9 июня 18:06, Посетитель сайта:

Очень хорош квас Очаковский с хреном.Всем рекомендую. А просто Очаковский на мой вкус -сладковат


2 августа 09:56, Посетитель сайта:

Квас

По мне, неплохой квас - "Никола". Производит Новгород. У нас в Питере можно пить только его, ну и "Очаковский"


23 ноября 00:34, menashe:

квас

...ру НЕТ в кефире 1,5% этилового спита(алкоголя)!Этот миф ведёт начало с 19-го века- с анализа забродившего молока с добавкой сахара,причём смесь выдерживалась 50 дней.В наше время кефирный алкоголь активно поддерживал своим авторитетом Ф.Ф. Углов.Кто хочет подробнее- журнал "Химия и жизнь" 70-80-е годы,самому искать лень -уже поздно-У меня В Риге-23-33


18 мая 15:03, Отлично:

Спасибо!


25 мая 22:49, Алексей:

Я люблю КВАС!!!

Очень люблю Квас! Помню ещё советский, и читая отзывы просто поражаюсь... "Очаковский" квас??? Купил раза 2, вкус преотвратный, даже чуть-чуть не похож на квас, ни капли!!! Делал пару глотков и просто выкидывал в урну. Жалко что сейчас не продают советский Квас...


7 июля 11:23, Посетитель сайта:

Это тот КРЫЛОВ, что предлагает "отделить нацию от государства"?.. М-да, квасным патриотизмом глаза не замажешь.

А квас действительно хорош - только без европеизма.


15 ноября 16:33, Посетитель сайта:

Справка об эволюции Крылова

«Традиционалисткая» и «нацдемовская» позиции связаны не случайно: идеолог нацдемов К. Крылов был в свое время главным автором портала traditio.ru. Читателям Правой он известен как идеолог «квасного патриотизма» и автор соответствующего текста. Однако, с некоторых пор К. Крылов перестал "квасить" и стал активно рекламировать новую схему питания для тех, кто считает себя русскими (в народе ее прозвали «фашистской диетой»). Русский квас был объявлен крайне вредным продуктом, а сам «квасной патриот» открыто променял квас на Кавказ. Теперь Крылов продвигает «кавказскую диету» на политическом уровне, а его лозунг «Хватит кормить Кавказ!», по скотоводческой логике, видимо, подразумевает, что сам Кавказ становится базовым продуктом питания.

http://pravaya.ru/look/22060


20 ноября 00:22, Посетитель сайта:

018168764@mail.ru

крылатая фраза «смесь французского с нижегородским », имеющая широкое хождение (и

введённая в оборот А. Грибоедовым ещё в XIX веке), по некоторым источникам[25][26], имеет непосредственное отношение к

квасу — после Отечественной войны 1812 года русскими гусарами была придумана смесь шампанского с квасом в пропорции 50-на-50.

Отсюда, возможно, и пошло это

крылатое выражение, в дальнейшем

получившее и иные смыслы. Сам

оборот, также возможно, был взят

Грибоедовым из современного ему фольклора.


12 марта 16:02, Димка Севастопольский:

Ржаной нашелся!

Отличная статья! Обязательно попробую смешивать квас с шампанским, да и с прочими алкогольными продуктами. Готов пожертвовать здоровьем во славу науки! Ну да хохмы хохмами, хочу поделиться радостью и о патриотизме, и о квасе:

В общем-то не уверен, что это кто-то прочтет, тема-то старая. Но, вдохновившись комментариями, доношу до вашего сведения - есть у нас хороший квас. Прям в Крыму. Очень порадовал в прошлом году тот факт, что после присоединения к России, на волне патриотизма переехал к нам завод кваса из города Орла. Квас так и зовется: \"Орловский\". Правда ржаной сухарь до сих пор заказывают из Орла, но что не сделаешь ради хорошего кваса в жаркий крымский полдень? Признаюсь, лет 10 квас не пил - делать лень, а бурду не хочется. Просто размешивал \"Совиньон\" с минералкой (1\\2) - тоже отлично утоляет, но пьянит...

Сам я из деревни, и вкус домашнего кваса узнаю из тысячи. Так что был приятно удивлен.

Кто приедет отдыхать - прошу любить и жаловать!



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2018