29 января 2020
Правое слово

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Вадим Нифонтов
23 декабря 2005 г.
версия для печати

Перманентная революция de profundis

Следуя каким-то, видимо, византийским традициям, люди, устав от окружающего хаоса и борьбы непонятно с чем, замыкаются в узком кругу семьи или компании, начинают думать о вещах совершенно потусторонних. Не исключено, что лет через двадцать у нас на этой почве случится некое религиозное возрождение. Похоже, что других средств от стиля "перманентной революции", кроме интенсивных духовных переживаний, просто нет...

На днях опять удивили данные опросов населения. Они вообще в последнее время всё удивительнее – хотя бы тем, что, как мне кажется, уже более-менее отражают обывательские представления о жизни. Аналитический центр Юрия Левады опубликовал результаты исследования общественного мнения на тему "Приоритетные направления деятельности правительства". Люди с улицы назвали таковыми обеспечение социальной защиты населения при проведении экономических реформ (58%), рост промышленного производства (49%) и ликвидацию задолженностей по зарплатам и пенсиям (30%). Что лишний раз демонстрирует – все идеологические замыслы "реформаторов" провалились. Население по сей день хочет, чтобы его защищали от реформ, думает о росте производства и требует, чтобы ему платили вовремя. Нет бы этим дикарям перековаться, отказаться от социальных программ, заниматься исключительно перепродажей иностранных товаров (что можно сделать "в Рашке"?) и не брать за свою работу ни копейки… Неисправимые, тупые скоты! Как, скажите, можно жить в этой принципиально нереформируемой стране?

А между тем ответы прохожих свидетельствуют о довольно-таки серьёзной вещи: реформы стали частью повседневной жизни, на них смотрят уже как на неизбежное стихийное бедствие, и думают, что государство может хоть как-то помочь в борьбе с ним. Неудивительно, впрочем… Загадочная путаница, когда само государство реформы проводит и само же от них страдает (все провалы "российского реформаторства" обычно списываются на "вороватых чиновников", "государственный саботаж", "ленивое быдло" и тому подобные конспирологические объекты), дезориентируют население. Получается, что государства и правительства у нас два — одно уже почти 20 лет методически проводит какие-то непонятные "реформы", весь смысл которых, похоже, в том, чтобы население вымирало с максимальной скоростью, а другое всё же осуществляет и некоторые полезные меры. Куда бежать и у кого искать защиты, непонятно… Люди ждут, что та часть государства, которая занимается "созиданием", защитит их от "разрушительной" части.

Короче говоря, мы все уже привыкли, что живём в бушующем водовороте реформ, но всё же надеемся, что какие-то силы нам помогут.

Возможно, в таком стиле существования есть высший смысл, если вспомнить, что человек в этом мире – только гость. Бесконечное реформирование всего и вся лишний раз напоминает нам о бренности земного существования. Нет никаких устоявшихся форм, нет и понятных ценностей, за которые можно зацепиться душой… Человек оказывается игрушкой стихий и внешних сил, и вся беда лишь в том, что у этих внешних сил теперь есть вполне осязаемые хозяева, авторы, проектанты… Они-то и играют теперь роль средневековых бесов. Поскольку мы привыкли видеть в них людей, а не какие-то потусторонние сущности (хотя, похоже, они именно такие сущности и есть), то нам и кажется, что наши проблемы имеют сугубо материальную подоплёку, что их можно решить только средствами социальной защиты… Но так ли это?

Казалось бы, за 20 лет в России перевернули всё, что могли, "реформировали" все стороны жизни. Возьмите горожанина среднего возраста из какого-нибудь 1984 г. и без предупреждения перебросьте в наше время – в лучшем случае, его ждёт острый инфаркт, а то и психиатрическая клиника. Изменилось всё. Но стихии реформ всё равно недовольны, они посылают сигналы своим верным слугам – вот, к примеру, через 20 лет усиленных перемен Россия, оказывается, перестала быть демократической страной, о чём нам сообщили "Freedom House" и советник президента по экономике Андрей Илларионов. Несмотря на все усилия, говорит последний, в стране побеждают "неоимперские тенденции" и лояльность к государству. И, значит, революция всё же будет продолжена.

А пока страна заехала во временный тупик. Опять не получилось сделать из России страну перманентной революции, хотя призывы ознаменовать свою жизнь "серией маленьких ежедневных революций" периодически звучат. Но, видимо, такой стиль существования русское сознание отторгает. Ему подавай какие-то простые радости. Жизнь продолжается, и в потоке перманентных реформ возникают тихие омуты обывательщины. Вот сидит народ по вечерам у телевизоров, смотрит "Мастера и Маргариту", и даже не требует возврата задолженностей. Улицы на два часа, говорят, буквально пустеют. Натуральнейший застой, какие уж тут ежедневные маленькие революции. Следуя каким-то, видимо, византийским традициям, люди, устав от окружающего хаоса и борьбы непонятно с чем, замыкаются в узком кругу семьи или компании, начинают думать о вещах совершенно потусторонних. Не исключено, что лет через двадцать у нас на этой почве случится некое религиозное возрождение. Похоже, что других средств от стиля "перманентной революции", кроме интенсивных духовных переживаний, просто нет.

Пока всё это проявляется в гротескных, грубоватых, примитивных формах, да и направлено, в общем, "не туда". Люди, в духе своего времени, пытаются быть ироничными даже и в этом. Получается смешно, но не без некоторой сентиментальности. К примеру, на днях запустили очередной искусственный спутник, который будет нести по своей орбите детские письма Деду Морозу. Между прочим, на церемонии, предшествовавшей запуску, присутствовал сам Дед Мороз. Собственно, логики нет – зачем Деду, жителю Великого Устюга отправлять в космос письма, ему же и адресованные, непонятно. Но пресловутая "диалектика мифа" во всём это, несомненно, присутствует. Диалектика мимолётного прикосновения к Вечности, к холодному свету далёких звёзд, к иному стилю жизни – к той вселенной, которая, конечно, тоже когда-нибудь перестанет существовать, но в которой всё же по сей день не наблюдается ни ежедневных реформ, ни перманентных революций. Это оставляет людям хоть какую-то надежду на возможность другой жизни – хотя царя нет, а до Бога слишком высоко.


Прикреплённый файл:

 nif.jpg, 5 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2020