29 января 2020
Правое слово

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Вадим Нифонтов
26 июня 2006 г.
версия для печати

История как видеосалон

Через какое-то время в распоряжении человечества окажется своего рода "видеосалон" исторических событий. То есть по любому запросу можно будет воспроизвести любую историческую реальность. Таким образом, история достигнет своей "центральной точки" – все времена и все идеи будут из неё равнодоступны

Избитый и навязший в зубах термин "общество зрелищ" у нас обычно воспринимают в негативном ключе – вот, мол, люди вместо реальных вещей получают виртуальные картинки, и должны быть этим довольны. Ужас! Не унизимся, не удовлетворимся таким исходом! Нам, настоящим конкретным парням, обязательно подавай саму суть бытия, "сермягу", чтобы было что пощупать. Самое удивительное, что такой подход мы (ну, большинство из нас) считаем неким "признаком зрелости". Вот, мол, человеку нет никакого дела до завитушек и виньеток, ему подавай "настоящее". При этом все почему-то убеждены, что это самое "настоящее" должно быть каким-то особенно грязным, вонючим и противным. Мол, "реальность – она вообще всегда такая".

Результатом такого странного подхода оказываются, как правило, разные виды редукционизма – то есть сведения всех явлений к следствиям из простейших причин. Например, "народный фрейдизм" (о котором я как-то уже писал) или "теория заговоров", которая, в сущности, от "народного фрейдизма" отличается только именами действующих лиц, а сюжет разыгрывается тот же – только теперь вместо персонажей "Коллективное Бессознательное" или "Либидо" выступает персонаж "Жидомасон". Или марксизм с либерализмом — в их пьесах на тот же сюжет в главной роли оказываются "Экономические Потребности".

В редукционистском понимании история как таковая вообще оказывается лишней. По большому счёту, в человеческой жизни, с точки зрения редукциониста, ничего нового не происходит – просто слегка меняются параметры наблюдаемых явлений. Как пузыри на поверхности лужи в дождь: один побольше, другой поменьше, кап-кап-кап… И не более того…

Между тем, как только такая унылая картина мира стала общепринятой, человечество немедленно возжелало сбежать из такой реальности. Причём скорость этого бега была прямо пропорциональна степени внедрения редукционистской идеологии.

Вот традиционные общественные формы стали гибнуть и заменяться "рациональными конструкциями" (то, что в наших учебниках называется периодом новой истории), и мы сразу наблюдаем всплеск разнообразных течений – как политических, так и религиозных, и литературных – вовсе не собирающихся мириться с "новой историей". Естественно, у победителей все они тут же прошли по разряду "иррациональных" и "реакционных" (собственно, пресловутая "махровая реакция" – это ведь именно что реакция живого общественного организма на внедрение редукционистских моделей). Потребовалось несколько столетий, чтобы "махровая реакция" отвоевала себе небольшой кусочек пространства – когда стало ясно, что абсолютная логичность есть ярко выраженный признак психического заболевания, и в жизни всегда должно быть немного места для "иррационального".

Между прочим, одним из главных проявлений бегства от редукционистской реальности стало – вы будете смеяться! – коллекционирование исторических артефактов. Именно в эпоху новой истории оно получило тот смысл, который сейчас нам всем привычен. Раньше это был удел властителей или очень богатых людей, причём в основном собирали драгоценности или просто "красивые вещи". Как только наступила новая история, предметом собирательства оказываются совершенно невероятные штуки (например, камни древних построек, военные знаки различия, изображения архитектурных памятников и т.п.). Это удивительный процесс "низовой реакции", попытки сохранить куски распадающейся истории. Именно новая история порождает лозунг "остановись, мгновенье!" Люди всё чаще начинают связывать свои ощущения с историческим пейзажем, то есть с пейзажем, который создан самими людьми. "Изменился Париж мой, но грусть неизменна // Всё становится символом – краны, леса…" – так пишет Шарль Бодлер о французской столице, которая при его жизни была полностью перестроена.

Если до начала новой истории в целом господствовало восприятие жизни человечества как "деградации", "инволюции" (или, говоря христианским языком, апостасии), то теперь в голове среднего человека начинают уживаться две противоположные линии. С одной стороны, он видит прогресс – технический, социальный, даже политический. С другой – деградацию, постоянное разрушение органических, привычных форм бытия. Отсюда и противопоставление "культура — цивилизация", до которого додумался Шпенглер. Стало гуманитарным штампом, что "цивилизация" развивается, а "культура" гибнет.

Поэтому человек "цивилизации" начинает инстинктивно сохранять остатки уходящей "культуры", складывать их штабелями, подвергать переписи... Возникает музей в его современном виде, как нечто, представляющее историю в качестве процесса (большинство музеев мира основаны на хронологической концепции – экспонаты в них выставлены "от древности до наших дней"). В общем, чем больше разваливается единый организм "культуры", тем больше его "кусков" обретает своё место в разнообразных хранилищах. Я думаю, что сейчас по уровню представленных исторических артефактов человечество обогнало все предшествующие эпохи – никогда не было такого интереса к "древнему" (учитывая, что теперь "древним" могут назвать, скажем, фильм, вышедший 30 лет назад) и никогда такое количество "старинных вещей" не было сохранено.

Зачем всё это делается? В качестве несколько фанастичного варианта можно предположить следующее: человечество как-то подсознательно верит в то, что "старую" историю можно воспроизвести (как когда-то верил в воскресение всех мёртвых одержимый библиотекарь Н.Фёдоров). Где-то на графиках развития должны совпасть точки высокого уровня компьютерных (и шире, воспроизводящих виртуальную реальность технологий) и количества накопленных артефактов. Собственно говоря, период приблизительного совпадения уже начался, и пока кривые всё делаются всё ближе. Свидетельство этому – не только фильмы и компьютерные игры на исторические темы (пока, с точки зрения обывателя, довольно-таки кондовые), но и просто осознание того факта, что теперь любой антураж может быть довольно адекватно восстановлен. Отсюда, скажем, мода на рестораны "в средневековом стиле", на массовые театрализованные представления вроде "Бородинской битвы" (которая помаленьку превращается в настоящий ритуал) и тому подобные вещи. И более того, уже можно сказать, что восстановление той или иной исторической обстановки – просто вопрос наличия материальных средств. При очень больших затратах можно полностью погрузить себя в другую историческую эпоху. Относительно недорого обойдётся воссоздание личной обстановки недавнего прошлого, скажем, "моя комната на 1 января 1980 г." Значительно дороже – скажем, восстановление всего стиля жизни в каком-нибудь средневековом замке. Но, тем не менее, повторяю, это всего лишь вопрос наличия средств. А учитывая развитие соответствующих технологий, можно считать, что стоимость таких "виртуальностей" с каждым годом будет уменьшаться.

В результате через какое-то, даже не очень продолжительное время, в распоряжении человечества окажется своего рода "видеосалон" исторических событий. То есть по любому запросу можно будет воспроизвести любую историческую реальность. И не просто показать её зрителю, а сделать его участником событий. Таким образом, история достигнет своей "центральной точки" – все времена и все идеи будут из неё равнодоступны. И, если вспомнить "Откровение Иоанна", в каком-то смысле наступит эпоха, когда "времени больше не будет". Точнее, история-то течения своего не прекратит – она и дальше будет двигаться по какой-то "спирали". Зато теперь появится точка, из которой любая пройденная точка этой спирали может быть достигнута кратчайшим путём.


Прикреплённый файл:

 Вадим Нифонтов, 3 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2020