2 июня 2020
Правое слово

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Денис Ступников
11 октября 2006 г.
версия для печати

Страсти русского рока

Утверждение о том, что «рок-н-ролл – это негритянская музыка ритм-энд-блюз плюс кантри, плюс электрические инструменты, плюс секс» на российских просторах не действует. Особенно много резонных вопросов всегда возникало к последнему компоненту. Даже внешне русские рок-музыканты, за редкими исключениями, не выглядели соблазнительными

В 80-е годы эксперты с трудом выявили трёх секс-символов русского рока: Константин Кинчев («Алиса»), Вячеслав Бутусов («Наутилус Помпилиус») и Михаил Борзыкин («Телевизор»). Да и то названные персоны не сильно озадачивались вопросами собственной притягательности, которая к тому же нередко терпела крах в борьбе с саморазрушением. Нынешние девичьи фавориты – Дмитрий Спирин («Тараканы!»), Алексей Никонов («Последние Танки В Париже»), Владимир Селиванов (экс-«Красные Звёзды») декларативно дистанцировались от самого понятия «русский рок». Любопытно и другое: симпатичные «гитарные» культуристы Гоша Куценко (группа «Анатомия Души») и Никель (одноимённый проект) проявляют пока полную творческую импотенцию.

Полтора года назад музыкальная общественность вдоволь потешилась над заголовком одной новостей: «Butch выступит с самыми брутальными мужчинами русского рока». Причина невольного смеха до боли банальна: никакой фантазии не хватило на то, чтобы представить себе хотя бы одного труженика современной рок-индустрии, к которому бы подходил эпитет, применяемый обычно к героям Клинта Иствуда. Откровенно надуманной и абсурдной показалась многим песня Земфиры «Пьяный мачо лечит меня и плачет», даже несмотря на то, что у героя этой композиции, говорят, был реальный прототип – уфимский друг исполнительницы, вытягивавший её из душевных кризисов.

Аналогичная тенденция складывается и в женском роке. Пожалуй, только покойная Наталия Медведева возвела в абсолют свою фотомодельную внешность и объявила квинтэссенцией своего творчества фразу «А у них была страсть». Чем это для неё обернулось – известно всем.

Ранние тексты Андрея Макаревича, «Воскресения», Бориса Гребенщикова интровертны. Лирических героев больше заботит собственная отверженность от социума, нежели аспекты взаимоотношения с прочими людьми (яркий пример – песня «Иванов» «Аквариума»). Конечно, многие из этих текстов культивируют гордыню, уныние, раздражительность, пьянство, однако блудная страсть обычно оказывалась на периферии.

Российские рок-музыканты достаточно рано вывели предельно демонизированный тип женщины-вамп, от которого следует держаться подальше. Одна из первых песен этой серии – «Береги Свой Хой» Бориса Гребенщикова. Ещё острее и непримиримее – «Пантера» группы «Агата Кристи». Здесь автор текста Вадим Самойлов не просто цветисто перечисляет пороки и модели поведения стервозной героини (как это было у БГ), но и решительно обличает их и отражает. А это уже признак – сильной нравственной личности:

Но с глупою улыбкой, маскирующей страх

Она читает яд в моих холодных зрачках,

Она дрожит от слова, что хранится у меня на губах –

Пантера!!!

В 90-е годы Александр Ф. Скляр («Ва-БанкЪ») окончательно абстрагировался от притягательности описываемого женского типажа, посвятив ему инфернальную песню «Летучая Мышь» (альбом «Домой», 1997 год). Примерно тогда же Юрий Шевчук выпускает альбом «Любовь», где воздушная серенада «Я у вас» странным образом соседствует с диковатой недоделкой «Онанист». Тут прослеживается очень серьёзная борьба со страстями, вероятно, одолевавшими основателя ДДТ в названный период. Заглавная песня альбома содержит слишком смелые строки «Медный Пётр в увольнении – до сих пор нет, пошёл вразнос, говорят, ведь конь стоял столько лет…». С другой стороны, диск включает пронзительнейшую «Вороны», где слепая и суетная земная любовь («молчал мой любимый, и крестное знамя лицо его светом едва освещало») наглядно претворяется в бесконечное трансцендентальное чувство («мы встретимся вскоре, но будем иными»).

Безжалостен к страстям и Константин Кинчев, который в песне «Моя Война» (альбом «Изгой», 2005 г.) подвергает «ветхого человека» обстоятельному остракизму. Не так давно вокалист «АукцЫона» в одном из интервью приписал Кинчеву потакание духу времени. Выпад курьёзен, ведь начало «Моей Войны» сохраняло актуальность как 1000 лет назад, так и сегодня:

Если свет, который во мне, есть тьма, —

То какова тогда тьма?

Я худое око без ночи и дня,

Сам себе позор и тюрьма.

Помыслами путан, пороками мят,

Перепачкан пеной молвы,

Я засохший корень, запекшийся яд

В стеблях перепрелой ботвы. Зависть да крамола, похоть да лень Пеленают душу в тартар. Я жевал покорно страстей дребедень

Да глушил гордыни отвар…

Кинчев в лучших традициях святоотеческой психологии совершенно чётко отделяет помыслы от пороков (= страстей). Рельефное разграничение одного с другим проводит в практическом руководстве «Страсти и борьба с ними» святитель Феофан Затворник: «Помыслы суть умозрительный образ объекта вожделения или раздражительности». Сам по себе помысел ещё не является грехом, но, если к нему возбуждается внимание, услаждение, желание и решимость, то человек чаще всего доводит мысленный образ до исполнения и становится рабом какой-либо страсти. По Феофану Затворнику, «…страсть – есть постоянное желание грешить известным образом, или любовь к греховным каким-нибудь делам или предметам». Оружием против разжигания страстей святитель назначает следующий алгоритм: неприятие прилога – трезвение – раскаяние – молитва – преследование – благодарение. Проходя благополучно этим путём, христианин сохраняет нравственную чистоту, преодолевает искушение и побеждает страсть, не попадая в её сети.

Ниже мы кратко рассмотрим несколько способов выражения этого алгоритма «невидимой брани» в композициях российских рок-музыкантов.

Думаю, что следует начать с простого декларирования пагубности той или иной страсти. Так, Евгений Феклистов («Конец Фильма») в альбоме 2001 года «Камни Падают Вверх» ополчается против смертного греха зависти:

Не завидуй свету в чужом окне –

Там нас с тобою нет!

И, если плохо тебе,

Не показывай виду

Наудачу путь мой во тьме лежит

И больше незачем жить,

Но, если хочется плакать,

Не плачу…

Это – припев, а в куплетах устрашающе конкретизруются муки, которые поджидают завистника уже в этой жизни: непопутный ветер мечет ему в лицо снег, дождь и грязь, ведя прямиком к чёрным рассохшимся вратам ада. Феклистов уверенно опроверг расхожее утверждение о том, что песни, содержащие неприкрытые нравоучения – никому не интересны. Молодёжь до сих пор активно заказывает «Не Завидуй» на концертах «Конца Фильма».

Потом следует упомянуть насильственное укрощение терзающей душу страсти посредством молитвенной апелляции к высшим силам. Например, композицию «Под Занавес» группы «Тёплая Трасса» (альбом «Критика Танка», 2002) можно считать убедительным ответом православных рок-музыкантов авторам всевозможных слезливых стенаний о несчастной любви. От героя уходит девушка, но он и не думает впадать по этому поводу в депрессию и отчаяние:

Пожалеть бы кого В мире злого огня, Жизнь украсил бы ей, Вечной радостью дня, Только где-то Она Все грустит без меня,

Только почему-то не грустно мне…

В чём причина такого поразительного спокойствия лирического субъекта? Ну, во-первых, он наверняка в курсе того, что раз Господь не связал его с объектом вожделения, значит, между ними не было истинной любви, а было тривиальное плотское мудрование, иллюзия подлинного чувства. Одним словом, прилог. Во-вторых, многое проясняет местоимение «Она» пятой в пятой строке, писанное с заглавной буквы. Очевидно, что здесь подразумевается не грустная девушка (как в третьей строке), а сама Богородица, к заступничеству которой прибегает герой в самый тяжёлый момент.

Думаю, не слишком ошибусь в своем предположении, что для «Тёплой Трассы» образ Небесной Заступницы является магистральным. Один из альбомов коллектива носит название «Царица Небесная», к Ней же обращается персонаж песни «Москва» (диск «Критика Танка»). Вообще, описанное в песне «Под Занавес» чудесным образом напоминает подлинную историю, произошедшую как-то с одним моим знакомым. Будучи воцерковлённым человеком, он, тем не менее, частенько заглядывался на девушек в метро. Его тяготил этот грех. Однажды знакомый долго и слёзно молился перед сном Богоматери: «Пресвятая Богородица, позволь мне всегда быть с Тобой». Наутро он явственно услышал полный сострадания голос: «Хочешь быть со Мной, а смотришь на других?!».

Вне сомнения, каждой притягательной страсти найдён её неприглядный противовес. В песне «Агаты Кристи» «Весёлый Мiр» без обиняков летит намек о губительной привязанности к земным удовольствиям: «сначала весело, потом – повесишься». Здесь же утверждается приоритет христианского брака, основанного не на плотском влечении, а способности «носить бремена друг друга»: «Сначала стерпится – потом полюбится».

И, конечно, страсть, доведённая до своего логического конца, ломает песенную структуру и предельно обедняет текст. Уместно вспомнить высказывание святого праведного Иоанна Кронштадского: «Замечательно, что люди раздражительные, после агонии сильного и продолжительного гнева и после испытания всей его мучительности, делаются, как говорится, шелковыми, кроткими и смирнехонькими. Что сказано о злости и раздражительности, то следует сказать и о прочих страстях. Сам Господь указал наказание для них самих, в их крайней агонии. Так наказывается гордость, зависть, ненависть, скупость, сребролюбие. Каждая страсть есть собственный мучитель и вместе палач каждого одержимаго ею человека».

Львиная доля треков проекта Кирилла НЕМоляева «Карданный Вал» посвящена именно таким снедающим самих себя страстям. Из-за этого песни продолжаются по 20-30 секунд и ограничиваются, как правило, двумя-тремя возгласами вокалиста. Перекроенный НЕМоляевым на новый лад «Эй, приятель» Богдана Титомира изобличает непомерно раздутое тщеславие, «Джага-Джага» бичует сладострастие и содомию, а «Моя Семья» воспроизводит удушающую атмосферу классического семейного скандала.

Интересно, что герой песни избавляется от довлеющий над ним страсти чудесным образом, за счёт внезапного Божественного вмешательства. Пётр Мамонов рассказывает об этом в мелодекламации «Нежное Существо» из альбома 2003 года «Зелёненький». Автобиографическую параллель данной ситуации находим в интервью Петра Николаевича, данного «Известиям»: «…настоящая встреча с Богом произошла не так давно, года полтора назад. Я не мог выбраться из одного греха. Никак не мог. И вот утром на Сретение встал и вдруг почувствовал, что Господь залил мое сердце любовью и обезоружил меня. И все прошло. Исаак Сирин говорил: «Бог наш – это любовь, это океан любви». И причина Боговоплощения и крестной смерти – только любовь к человечеству, а все остальное вторично».

Кроме того, содержание чувственных песен резко контрастирует с манерой их исполнения и поведением солиста на сцене. Вячеслав Петкун, выступая на сцене с группой «Танцы Минус» всячески демонстрирует свою полную отстранённость и чуждость исполняемому материалу. Музыкант цинично посмеивается во время самых «трогательных» цитат, а между песнями издевательски комментирует реакцию зрителей. Это действует отрезвляюще, как ушат холодной воды.

Так, в непрестанном противоборстве страстям, творится драйв и нерв русского рока. Песни героев настоящего исследования способствуют укрощению разрушительных эмоциональных порывов. В этом смысле лучшие творения наших рокеров схожи с проповедями. Солидаризуясь с персонажами подобных песен, человек не только не испытывает сочувствия к греху, но и ощущает неодолимую потребность к внутреннему изменению.

Убежден, что причина столь активной позиции кроется в увлекательной динамике и освежающей контрастности, которую музыканты умудряются сохранять даже в самых нравоучительных композициях. При этом музыканты отнюдь не навязываются со своей «позитивной программой» и не пытаются лезть в «чужой монастырь со своим уставом». Всё это ведёт к появлению нового человека, черты которого прекрасно запечатлел еще Иван Ильин в «Аксиомах религиозного опыта»: «Надо найти начало духовности в самом себе; много раз проверить, и убедиться, что найденное – найдено верно и затем утвердить своё собственное, подлинное естество в этой духовной сфере; и после этого уже не бродить по случайным «окрестностям» своего существа, сомневаясь в бытии своего духа, а жить из своего духа, созерцая свои «окрестности» оком озабоченного строителя и хозяина».

Думаю, что в этом вопросе с Иваном Александровичем трудно не согласиться.


Прикреплённый файл:

 Денис Ступников, 2 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

12 октября 00:06, Sabbaka:

Само сочетание рок-текстов со святоотеческими, использованное в статье, просто комично и просто безвкусно, откровенно безвкусно. Даже если рок-тексты призывают к "морали и нравственновсти", они смешны- еще более смешны, чем откровенный "рок-порок". Даже баптистские канты выглядят естественнее , и даже негритянские спричуэлс, но только не "русский православный рок"


12 октября 07:54, Посетитель:

Sabbak-е

Опять одно вместо другого: чалма вместо тиары, баптисты вместо русрокеров. А точнее - Тату вместо БГ, согласно старому (точнее устаревшему и изначально ироническому) концепту АГД? Пора АГД обновить подход :))

Мне не очень близка эта уж точно не безвкусная статья. Но вот то, что ее основная идея работает НА лейтмотив (точнее, рефрен) всех последних публикаций уважаемого В.И. Карпца, это нельзя не заметить. Конкурент-с?


12 октября 07:56, Яна Бражникова:

Автору - спасибо. И еще за интервью с Ревякиным, кот. давно было. Вспоминается постоянно.


12 октября 14:37, Sabbaka- Посетителю:

Начнем с того, что Карпец это Карпец, а Sabbaka это Sabbaka. Путать не надо. Карпец ходит в костюме и галстука не носит разве лишь потому, что нельзя - июдина удавка, пишет вполне цензурные тексты и следит за соблюдением политкорректности. А Sabbaka похож на стареющего Мусоргского после трехдневного сидения у "Малоярославца".Sabbaka позволяет себе высказываться совершенно свободно ( он даже на тихаря стишки пописывает). Теперь о Тату и БГ . Тату, конечно, две дуры, даже Sabbakу-грешника не привлекут, но они во время Иракской войны поехали в Штату и там сами знаете с чем выступили, а БГ в это время в Лондоне с Березой квасил. "Русский рок" - отрыжка комсомольского хиппизма - вес целиком, в т.ч. и "православный". И здесь более компетентен даже не АГД, а Гарик Осипов ( "граф Хортица"). Кстати, высказывание БГ по "бибисям"- "Славяне изначально неполноценный народ" . И еще одно - "Курехина сгубило увлечение фашизмом" ( это Курехин-то фащист ? Сын советского адмирала и еврейки из хасидского рода! ) Впрочем, уместнее ввсего здесь высказывание самого Курехина, точнее, из дебижевского фильма с Курехиным - "Лучше пидор на рее, чем акула в трюме". А Кинчев, Шевчук и т.д. - просто бездарности. В Арефьевой что-то есть, но лучше ей замуж, и чтоб платок надела. А теперь повторю как КАТОН СТАРШИЙ - ШЕВЧУК ОРАНЖЕВЫЙ.


12 октября 18:36, Денис Ступников:

Спаси Господи, дорогая Яна!! Такие отзывы дорогого стОят и очень укрепляют


12 октября 19:37, Максим:

да идите вы, Собака.ху

..."Шевчук и т.д. - просто бездарности"

покажите нам, что вы сочинили, прежде чем так говорить


12 октября 20:52, Sabbaka-Максиму:

Удостоверение инквизитора предъявите - покажу.


12 октября 21:19, Посетитель сайта:

Sabbake

А кто ж их путает? Не знаю, какие там стишки Саббака пишет, а В.И. - талант, поэт, аналитик. Да что говорить -Человек! Он не станет из-за угла брюэжать: безвкусица! бездарность! Ибо знает, что это модернизьм, хуже удавки.

БГ - забирайте, не жалко, он сам пусть за свой базар отвечает. Нечего было на нашего православного Сверхчеловека фошизм вешать.

Шевчука не люблю, но он такой же оранжевый, как и некоторые патриоты-демократы, к которым Саббака демонстрирует симпатии. просто те песен не поют. так что не в этом дело. Ш. - немного наивный русский демократ. (Оранжевая, кажется Земфира, ну так ее и прокатили в статье за дело).

С арефьевой - осторожно, свет на ней клином не сошелся, а Вы уж, кажется и под венец готовы. Есть там в русском роке чистые сибирские девушки, по восресным дням на крылосе поют, а на концерты им в платках продюсеры не велят. Вот к ним присмотритесь, голосом помощнее О.А. будут.

А в остальном, у Вас неплохая статья может о роке получиться, материалом Вы явно владеете, хоть и ограниченным, но интерес налицо. Попробуйте, может редакция и опубликует, чем тявкать-то на авторов. Карпец все равно не напишет, что ему до всей этой ерунды. Он небось и имен-то этих не знает. И правильно. Нечего костюм портить почтенному аналитику.


13 октября 04:19, Sabbaka-Посетителю сайта:

Карпрец, насколько я знаю, стихов давно не пишет, а те, что писал - г.... Жениться на Арефьевой не собираюсь, поскольку, во-первых, женат, и , во-вторых, мне эта проблема вообще по барабану. Те, которые поют на крылосах, а потом на рок-концертах, да еще и "продюсеров" ( выразимся так поприличнее) слушают, еще хуже. Как там товарищ Жданов об Ахматовой говорил ?...Но, впрочем, какая разница, все равно партесом поют, а про партес даже Владыка Антоний ( Храповицкий ) любил приговаривать- "Партесы поют бесы".


13 октября 12:22, Максим:

Собаке

Куда же вы убегаете? Я вам ещё не сильно хвост прищемил.

Вас просили дать нам ваше произведение для сранения с произведением автора, названного бездарным, чтобы восхититься вашим даром.


13 октября 14:30, Sabbaka-Максиму:

А кто Вы , собственно, такой, чтобы Вам давать ( извините, это Ваши слова) Я же сказал, покажите удостоверение инквизитора, на худо конец ксиву ФСБ, чтобы я был Вам что-то обязан.Ну, а на совсем худой - ФИО, место работы, электронный адрес, телефон. Желательно указать вероисповедание, социальное происхожение, национальность до восьмого( в ккрайнем случае, четвертого) колена. Неплохо бы адрес, ИНН.


13 октября 14:46, Максим:

собака лает караван идёт...

ну вы хотя бы привели этот список рифмованным

лично я пока никакого дара у вас не наблюдаю.


13 октября 16:39, Максим:

Собаке

а вот мужской хор Сретенского монастыря поёт партесом и народные песни - например "Ах, ты степь широкая...!, или "Чёрный ворон..."

так даже народные (не церковные) песни во мне воспламеняют дух, а у вас и тут бесы ликуют?


13 октября 18:21, Sabbaka-Максиму:

Конечно, ликуют. Да еще как.


13 октября 22:24, pingvin1:

Кинчев и Шевчук - лучшие в нашем роке. Русском роке. Если вы православный рокер и не слушаете их - послушайте, вам понравится... Начните с Сейчас Позднее чем ты думаешь и Мир Номер Ноль...


14 октября 16:14, Хегай:

Простите, но, мне кажется, что Владимира Селиванова из распавшейся белорусской группы Красные Звезды вряд ли можно причислисть к нынешним девичьим фаворитам. Хорошо, если эту одиозную фигуру знает хотя бы тысяча человек мужского пола на всю Россию.


16 октября 20:10, Старый рокер...:

Отнимите у современных хоров 500-700руб за службу-и партесы тихо умрут безо всякого рукоприкладства, гы...А вот знаменные-выстоят.Потому как идейные-с.

Уважаю. Сам такой, скромняга:-)


19 октября 08:41, Краб-скептик:

Ого! Уже и Петкуну с Немоляевым православные интенции в песнях приписали! За что ж тогда Земфиру-то с Тараканами на свалку? Поверьте, достаточно исполниться известной благосклонностью к сим личностям- и тут же повсюду в песнях их начнут мерещиться благословенные перлы.


25 декабря 03:44, Андрей:

Дополнение

А давайте ещё поговорим: о православных - дэтметалле, трэшметале, альтернативе, гранже, блюзе, пэпе,РНБ, джазе, техно, диско, шансоне, трансе и нойсе. Вам ещё не смешно? Моё мнение( автор-исполнитель, писатель, за базар отвечаю:)) - нет никакого христианского-православного рока. Христианское общение с Богом - тишина и молитва.

Поэтому, думаю правильнее будет - рокеры, исповедающие христианство, в данном случае Православие и пропагандирующие христианские ценности своим творчеством.

Со страстью не борятся, её вытесняют добродетелью.



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2020