2 июня 2020
Правое слово

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Юрий Максимов
24 октября 2006 г.
версия для печати

Богословие комфорта

Тот, кто, считая себя православным, не замечает столь ясных слов Писания, противоречащих его схемам, естественно, отказывается и видеть очевидные факты – как то, например, что развитие прогресса привело к обмирщению и отступничеству Запада, так и то, что Православие прекрасно выживало и там, где не было ни цивилизации, ни прогресса

Будучи в Белграде пару недель назад общался там с одним пожилым сербом. Он — профессор Сорбонны, с юности живёт в Париже, а в Сербии был проездом, по делам.

Краткое общение с ним породило у меня столько мыслей, что даже не знаю, с чего начать их излагать. Прежде всего, меня неприятно поразило его обычие мыслить и воспринимать реальность через уже готовые схемы, совершенно игнорируя факты, им противоречащие.

Например, мне рассказали, что свою то ли дипломную, то ли кандидатскую он писал в Ватикане, и посвящена она была святым правителям, прославленным Православной Церковью. Эта работа была издана Ватиканом и особенно отмечена как лучшая в тот год, или что-то вроде того. И вот он пересказывает основной тезис: прославление благочестивых правителей как святых свойственно только Сербской и Русской Православной Церкви, во всех остальных Поместных Церквах этого не было, и в Византии тоже не было, потому что в Сербии и в России это было как результат западного (читай: католического) влияния.

Я ошеломлённо хлопаю глазами и говорю: а как же насчёт св. Константина Великого, св. Феодосия, св. Юстиниана, св. Ирины? Не говоря о том, что и Маврикия некоторые почитали как мученика, и Никифору Фоке на Афоне была составлена служба как святому. Всё это Византийские императоры, прославленные без какого бы то ни было католического влияния! А как же сонм грузинских святых правителей? Два года назад мне и румыны подарили икону их святого правителя... И это лишь то, что я вспомнил, не занимаясь специально этой темой, то есть, — даже не специалиста, а человека обычной эрудиции достаточно, чтобы указать факты, опровергающие главный вывод научной работы!

Можно понять, почему работа, утверждающая влияние католицизма на русское и сербское Православие, пришлась по душе и была опубликована Ватиканом, но я не могу понять исследователя, который, занимаясь этой темой, "не заметил" указанных фактов.

Однако, общаясь с профессором, я начал, к своему изумлению, понимать. Оказывается, среди, по крайней мере, некоторых европейских учёных такая манера подгонять факты под заранее придуманную схему, в чести. По крайней мере, в нашем сравнительно недолгом разговоре я неоднократно замечал это обескураживающе прямолинейное мышление схемами с наивной уверенностью "реальность такова, какой мне её хочется видеть".

Тяжёлое и вместе с тем сильное впечатление.

В Париже он живёт на улице, где совсем рядом находятся храм Русской Православной Церкви Московского Патриархата, и храм Руссукго Экзархата Констатинопольского Патриархата. Ходит во второй, потому что именно там, по его мнению, сохранилось настоящее русское Православие, тогда как в первом — "советское". Спрашиваю, в чём же выражается, по его мнению, эта "советскость"? "Ну, в том, что пение там партесное..." "Но, помилуйте, — отвечаю я, — партесное пение (которое я и сам, к слову сказать, не люблю) появилось отнюдь не в советской России". "Ну да, — с неохотой соглашается профессор. — После Петра Первого". И затем сразу же выдаёт второй пункт: то, что Русский Экзархат — либерально и модернистски продвинут, в отличие от прихода Московского Патриархата. В этом он видит главный смысл Православие — следовать за Цивилизацией и Прогрессом, ибо "без Цивилизации, Прогресса и Разума Православия быть не может".

В этот момент мне снова пришлось ошеломлённо похлопать глазами.

Кристально-чистый пример, когда апология собственного образа жизни превращается в агрессивно-навязчивое “богословие комфорта”.

Всем нам свойственно оправдывать себя. Это неизменный соблазн падшего человечества – напомним, что и грехом Адама, окончательно отвергшим его от Бога было не столько нарушение заповеди, сколько нежелание каяться. А самооправдание и есть нежелание каяться, больше ничего. Именно когда Адам стал говорить – “я не виноват, это жена мне подсунула, которую Ты мне дал”, — он оказался изверженным из рая.

И в наше время этот соблазн, естественно, никуда не делся. Если честно рассмотреть жизнь каждого из нас, можно найти в ней то, что противоречит Евангелию и святоотеческому учению, противоречит Истине. И отсюда может быть лишь три пути – либо отказаться от всего, что противоречит Истине, или, по крайней мере, начать такой труд, либо, если нет на это сил, смиренно повторять молитву мытаря: “Боже, буди милостив мне грешному”, либо – отказаться от Истины во всём том, в чём она противоречит нашим привычкам, взглядам, делам. Провозгласить вторичность Истины по сравнению с тем, что нам хочется думать и считать.

И вот тогда возникает мышление схемами. Изначально ложными схемами. Когда мы начинаем кроить всё, — даже Православие – под наш комфорт и наш образ жизни.

В особенности этот соблазн силён на Западе. Ибо на Западе человек не страдает, он хорошо, комфортно живёт. И поэтому так сложно устоять обольщению мира сего. Так хочется полюбить его – со всеми его дарами, цивилизацией и прогрессом, забывая даже очевидные слова апостола Иакова: "Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу" (Иак.4:4), и апостола Иоанна: “Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей” (1Иоан.2:15).

И, тот, кто, считая себя православным, не замечает столь ясных слов Писания, противоречащих его схемам, естественно, отказывается и видеть очевидные факты – как то, например, что развитие прогресса привело к обмирщению и отступничеству Запада, так и то, что Православие прекрасно выживало и там, где не было ни цивилизации, ни прогресса.

Это действительно та страшная стадия прельщения и упорства, о которой свидетельствовал праотец Авраам в притче Господней, говоря, что “если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят” (Лк 16:31).

Всё это свидетельствует о слабости западного человека описанного типа. Ибо, отрицая реальность ради умозрительных схем, он становится уязвим перед столкновением с реальностью, отвергая Истину ради оправдания собственного комфорта, он лишается благодатной поддержки свыше, и возлюбя мир, он стал врагом Богу. От этого соблазна никто не застрахован, эта опасность подстерегает не только людей Запада, но и каждого из нас. Как только мы начинаем перекраивать под себя Истину – вместо того, чтобы себя, свои дела и мысли привести в соответствие с Истиной – мы обрекаем себя на неизбежное поражение. Если не в этой жизни, то в бдущей.


Прикреплённый файл:

 Юрий Максимов, 2 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

24 октября 22:58, ЮРИЙ АГЕЩЕВ:

О ЛЖЕБОГОСЛОВИИ

Все верно !

Ныне увы , много " богословов" и у Сербов , которые

мыслят , как упоминаемый вами - Серб , давно ассимилированный в Запад !

Самое верное Богословие , было и есть у Сербских Четников - Царь , Православие и Свобода !

И никаких " модернов" века сего !

Так буди и с нами Бог!


25 октября 05:23, Олег:

Хорошо говорите, но это только "правые слова".

А вот "правые мысли" чуть ниже: Елизавета Стрелкова "Случайно подслушанная история".

Противно,господа.


25 октября 18:39, Димыч - Олегу:

Раз противно, то не ешьте. Или вы хотите, чтобы "правое" здесь процветало только в форме русского лубка и балалаечных традиций? Это, конечно, все прекрасно, вот только любить "лубок" особого труда не стоит. А вы Россию вот такой полюбите, как в "Эйфории" - грязную, грешную и босую...


25 октября 23:42, семенсеменыч:

"прекрасное выживание православия", - это, автор имеет в виду 75 лет большевистского ига? Куда уж лучше! ПАо-моему, аффтар так же замечательно подгоняет историю под свои идеи, как это делает и сербский богослов. Правда же, я думаю в том, что тупое закостнение так же губительно для Церкви, как и бездумный прогресс. И чем такое "прекраивание под себя истины" вопреки очевидности времени,такое нежелание смотреть правде в глаза лучше, чем на Западе? А что до "модерна", то сами-то вы кто такие будете, господа? Дети великого модерн-проекта под названием СССР, со всеми вытекающими последствиями и психологией. Так что тщательней надо...


28 октября 11:24, Мария:

"Ибо на Западе человек не страдает, он хорошо, комфортно живёт".

По-вашему, страдание - это только отсутствие денег и хороших вещей? А духовный рост людей возможен только на фоне экономической отсталости общества, членами которого они являются?

По-моему, Вы слишком узко смотрите не проблему...



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2020