25 августа 2019
Дневники

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Илья и Яна Бражниковы
6 сентября 2011 г.
версия для печати

Модульным храмам - модульное священство!

Можно сколь угодно иронизировать над проектом «Семь храмов в один день», ибо сторонники оного не жалея сил порождали феерические миссионерские образы – одни надувные храмы чего стоят! Однако нельзя не признать, что идея т.н. модульных «обыденных» храмов и в самом деле чрезвычайно близка православной традиции – возможно, даже гораздо ближе, чем это кажется ее лоббистам

В связи с началом масштабного строительства 200 быстровозводимых храмов в спальных районах Москвы глава МП предусмотрительно высказал опасение, что «Церковь не так поймут». «Некоторые критики считают, что Церковь как некая коммерческая корпорация создает просто еще большее количество точек, где зарабатываются деньги» — сказал патриарх. Однако задача Церкви, по его словам, заключается в том, чтобы создание новых храмов «работало на то, чтобы Церковь приблизилась к этой очень непростой реальности, которую мы называем современным обществом».

Напрасно опасается Патриарх. Напрасно критики модульной миссии и консервативное лобби РПЦ злорадствуют по поводу угождения «современному обществу» и «духу мира сего». Ибо модульная миссия приближает нас отнюдь не к Современности, но к традиционному, если не сказать, архаическому миропорядку.

Храмы Божьи вполне могут утратить ложную модернистскую помпезность официоза. Они должны стать обыденными, повседневными — стать реальностью, вплетенной в повседневные человеческие практики, а не противостоящей последним. «Отложить попечение» не означает погружения в прелестную «духовность» и бездействие – это нулевая точка повседневности, из которой она берет начало, в силу которой она совершается.

Однако не только храмы должны быть возвращены в порядок повседневного. Храмы неотделимы от священников, которые также должны спуститься с заоблачных высот и стать обычными людьми, какими в действительности и являются. Есть много свидетельств о том, как хорошие молодые люди на втором или третьем курсе семинарии вдруг осознают себя людьми особого рода, «не такими как все», предназначенными для высочайшей миссии в миру. Это основано на глубоко ошибочном представлении, что принятие сана преобразует человеческую природу. В действительности принятие сана, являясь, конечно же, Таинством, лишь социально маркирует человека, и в этом смысле черная ряса священника ничем не отличается от белого халата врача. Тем более что последний, собственно говоря, восходит к одеянию зороастрийских жрецов.

Известна средневековая практика детских литургий, когда в особые дни дети облачались в священные одежды и полностью вели службу. А после, разоблачившись – вновь становились детьми. Пример этот наглядно показывает, что святым в священстве является именно сан, представленный облачением, а отнюдь не какая-то сугубая (модернистская) «личная духовность», которая традиционному миру не знакома в принципе как понятие. Поэтому непрельщенные своей «миссией» священники дают целовать не руку, но рукав облачения.

Священник – не носитель особой духовности, возвышающей его над «мирянами». И преображает его то же, что и любого из мирян – дело служения. При этом сама литургическая практика до Нового времени не мыслилась как противостоящая повседневности. Повседневность совершалась как литургия; литургия – как повседневность.

Поэтому модульная миссия должна распространиться не только по линии новостроек; ее просто необходимо дополнить модульным священством! Священством, которое, как упомянутые выше дети, рукополагается для совершения службы и разоблачается после ее окончания. Такое священство гораздо ближе традиции, чем «вечное» и трансцендентное возведение в чин, чем раз и навсегда освященная иерархия, брезгующая обыденным. Именно эта «вечность» естественным образом порождает педофилию, запреты в служении и прочие дефекты. Как ребенок возвращается к своим (отнюдь не высокоморальным, с точки зрения просвещенцев) играм, так и осуществивший общее делание – литургию – после ее окончания может быть актером, доктором, президентом или просто рядовым сотрудником госбезопасности.

Разумеется, модуляция священства не лишена определенного риска, которого не избежали протестанты, также стремившиеся всей душой приблизиться к первичному архаическому статусу священнодействия. Однако на их же примере легко учиться. Для того, чтобы избежать девальвации статуса богослужения, необходимо, чтобы модульная миссия основывалась на исключительной строгости канона, древнего обряда и облачения. В противном случае модульные иерархи быстро превратятся в поющие сердца с гитарами и губными гармошками.

о. Иоанн ОхлобыстинЗамечательным примером и авангардом модульного священства является о. Иоанн Охлобыстин, он же доктор Быков («Интерны»), он же многодетный отец, он же философ и идеолог — актор «Доктрины77», он же (возможно) будущий российский президент. Сама идея модульности – то есть легковозводимости — как храмов, так и священства; так сказать, принцип сборно-разборности последних раз и навсегда снимает псевдопроблему – священник или актер? Послушник или самодур? И т.д. Модульная миссия в принципе решает проблему профанации, вокруг которой сломано столько миссиофильских и миссиофобских копий.

Так что поприветствуем модульную миссию, возводящую семь храмов и семь священников в один день! Это наиболее радикальный авангардный проект МП, который неизбежно подорвет иллюзию непогрешимости этой «корпорации» и вернет нам традиционный опыт церковного бытия и литургического делания.

Правда, если дело ограничится лишь возведением двух сотен храмов при сохранении всех «вечных» льгот иерархов вместо радикальной модуляции последних – это будет несомненным подтверждением того, что заботой МП в данном случае является именно распространение и укрепление корпорации, а не ответ на нужды современного ему общества.


Прикреплённый файл:

 отец Иоанн Охлобыстин, 13 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

6 сентября 09:08, Илья?:

приехали

это вы так шутите, братья?.. Совсем с дуба рухнули? какое модульное священство, какие дети?! Иереев рукополагают епископы, и это таинство, через которое передается благодать. А не через одежды


6 сентября 09:34, Скимен:

Русскому Народу - Русское священство

Недавно высоким лицом были произнесены слова о создании некоей новой нации.

Вещи названы своими именами. Практически официально объявлено, что моей нации - нации Александра Невского, Сергия Радонежского, Пушкина, Достоевского, Суворова, Менделеева, Жукова, Королева, Курчатова - не существует.

Как нет и моей Родины, которой, оказывается, - 20 лет.

Такого вызова своему бытию - Русский Народ еще не знал. Мало того, что у нас отобрали недра и собственность. Сейчас поставлена задача - упразднить само понятие - Русский. Раз вопрос поставлен так - клоунам, изображающим национальное или патриотическое движение, - пора отойти в сторону. Раз речь зашла о нашей жизни и смерти, разговор будет вести - сам Русский Народ. И духовно возглавить его - должен не лицедей-расстрига, а настоящий священник. Не смотря на то, что такая деятельность может привести его на Голгофу.


6 сентября 10:38, Валерий:

Не согласен с авторами.

"Храмы неотделимы от священников, которые также должны спуститься с заоблачных высот и стать обычными людьми, какими в действительности и являются."

О каких "высотах" изволите говорить? На эти высоты поднялись лишь единицы, это действительно священники по призванию, а не гастарбайтеры от Церкви по контракту. Священство - это СЛУЖЕНИЕ БОГУ, это призвание, это смысл жизни священника и его подвиг. Без искренней веры и любви к Богу не может быть священства. Иначе появляются священники только по таинству, по сану. Не спроста некоторым людям дано было видеть недостойных пастырей, связанных ангелами на литургии, и ангелами же производилось таинство, хотя основная масса прихожан ничего подобного не видела. Вы, рациональные, конечно, можете посмеяться над подобными "суевериями". Я не могу быть рацииональным в вере, но я и чувствую свою ущербность, и не дерзнул бы стать в нынешнем положении священником. Хотя, если бы жизнь сложилась бы несколько по-иному, да задним бы умом...

Для меня это - жизненный подвиг. Священство - это жизнь, положенная на служение Богу и людям в их стремлении к Богу. Это трудная, но, думаю, радостная жизнь, неизбежно сочетающаяся со скорбями и напастьми.

"Священник – не носитель особой духовности, возвышающей его над «мирянами».

Нет, и ещё раз нет! Он не должен быть "как все", он должен быть именно выше, духовнее. И не почтение к рясе отдают прихожане, прикладывающиеся к руке священника, но и в знак уважения его подвига, его служения. Ибо таинством посвящается не ряса во священство, а ряса - лишь облачение оного.

Священник же дерзает сам совершать таинства, главное же из которых - Преложение Тела и Крови Господней.

Как же его можно низложить до модульного наймита?

Известно ли многим то обстоятельство, что если супруга священника допустит плотскую измену, блуд, то священник должен выбрать одно из двух: или расстаться с изменившей супругой, или не иметь права более совершать литургию? Иного не дано. А повторный брак после развода священника - тоже не традиция РПЦ.

Именно распутство священников и семинаристов в предреволюционные годы, их выход на богослужение после колбасы и водки - были не последним фактором падения нравов, отказа от веры и кровавой безбожной революции.

Не нужно нам "модульное священство". Про "модульные храмы" воздержусь.

Уважаю незурядного и творчесого человека И.Охлобыстина. Но он не священник. По сути. Я никогда бы не пошёл бы к нему исповедываться или на иное таинство. Не может человек отыграв шута в омерзительном позорном фильме, разоблачившись, идти "окормлять" старушек и молодушек. Сценарий - дело вкуса и душевного состояния режиссёра, а богослужение требует иного от модульного актера.

Охлобыстин - не священник, на нём священство довлеет, как непосильная ноша, которую он откатил в сторону, чтобы не мешала самовыражаться. Избави Боже от таких "священников"! Впрочем, и отнюдь не модульные многие священники по своей сути те ж протестанты и обновленцы.

Да мало в спальных районах обметисившейся и полуагарянской столицы храмов, много их порушили большевики. Но партийное рвение номенклатуры дать план по священству и храмам "на гора" нам неприемлем.

Церковь наша больна, больна от многолетья преследования и надругания. И не стоит плодить новых больных, дабы они не заразили окормляемых.


6 сентября 13:33, Кошкин:

>Иереев рукополагают епископы, и это таинство

А на "модульных" епископах - сугубая благодать!


7 сентября 09:23, Анатолий:

реплика

Да, авторов "слегка" занесло влево. По сути дела, предлагается новый вариант беспоповства или самосвятства.

Есть другой выход, как обеспечить периферийные московские и сельские храмы, а также - передвижные, мобильные. Во многих центральных храмах Москвы и крупных городов служат по 4-5 священников при не так уж многочисленной пастве. В сельских и поселковых храмах бывает, что один священник "обслуживает" несколько сёл и районов. Разумеется, подвиг - дело добровольное, но ведь есть и послушание... Так же можно больше привлекать к службам в мирских храмах иеромонахов и иеродиаконов из монастырей.


8 сентября 14:05, Посетитель сайта:

Не гнался бы ты поп за дешевизной.

Как то неуютно, будет ощущать себя модульным прихожанином.


8 сентября 18:23, Петр Иванов Мюнхен - Германия:

Статью необходимо сохранить и читать насколько раз

Совершенно поддерживаю тревоги и критику Православных авторов данной статьи! Вдумайтесь в слова Кирилла Гундяева: «... чтобы Церковь приблизилась к этой очень непростой реальности, которую мы называем современным обществом».

Это очень похоже на знаменитый укороченный советский лозунг: «Искусство принадлежит народу!». Этот куцый лозунг был направлен на, так сказать, упрощение Искусства и искусство советского периода распахнуло двери посредственности и изгнанию части продленных мастеров и целей самого Искусства - возвышать природу человека.

Полная версия этого лозунга: «Искусство принадлежит народу - оно должно быть понято народом!», то-есть народ надо довести до такого высокого уровня культуры, чтобы Искусство было понятно народу и само Искусство выполняло бы свою естественную функцию и миссию - облагораживания населения страны.

Всмотреться бы внимательно на текст г-на Гундяева... Церковь же с большой буквы, значит не церкви отдельной, а Церкви - организму - Институту Церкви предлагается опуститься на несколько ступенек, чтобы приблизиться, читай упроститься Церкви до уровня «этой очень непростой реальности - современному обществу». Какая лукавая простота г-на Гундяева! Он, видите ли, не знает, что «Современное Общество» специально опускают по рецептам международных сатанинских клубов, организаций и сообществ..!

В этой короткой необыкновенно насыщенной статьи видны и несколько рецептов, дабы избежать падение Церкви. Авторы ратуют о - «Для того, чтобы избежать девальвации статуса богослужения, необходимо, чтобы модульная миссия основывалась на исключительной строгости канона, древнего обряда и облачения». Это ли не пример Православного мышления?! Статью необходимо сохранить и читать насколько раз не только себе, но и подкидывать «болящим» православным...


8 сентября 19:22, Петр Иванов Мюнхен - Германия:

С вершины дуба - господам посетителей сайта:

1. Илье. Без облачения священник не рискнёт служить не только таинство, но и на вынимание частичек одевают поручи и епитрахиль. Илья, прочитайте внимательно место о детском богослужении и подробнее: может с дуба и виднее будет Вам?!

2. Скимену просьба: А как имя того высокого лица, которым были произнесены слова о создании некоей новой нации? без подвоха спрашиваю Вас.

3. Валерию. Вы пишите - Не согласен с авторами. Но то, что Вы пишите ниже - взгляд верного Православного человека. Может Вам, Валерий, стоит прочитать статью параллельно держа в руке и Ваш текст? Вы же пишите и беспокоитесь горячо так-же, как и наши Войны Православия - авторы статьи!

4. Кошкину. Да Вас тяпнуть мало за язвительность к словам Валерия. Понятно, что Вы церковный человек..!

5. Анатолию с левого заноса: Как это Вас угораздило и, отнюдь не слегка, занесло в право? Я знаком с Вашим умением глубоко вчитываться в тексты статей и выносить на обсуждение вдумчивые рассуждения и тревоги. Позвольте, Анатолий, предположить, что статью Вы в СПЕШКЕ ПРОБЕЖАЛИ своими усталыми очами и от статьи у Вас осталось только комментарии наших верных, постоянных, горячих и честных блюстителей Правой.ru !

Всем дружелюбный и уважительный привет из Мюнхена!!!

(А кто подаст мне руку, чтобы с дуба спуститься и слева на прямую тропинку попасть?)


9 сентября 13:06, Валерий:

На вершину дуба (Германию)

Вы б, действительно, спустились бы с дуба-то. А то окромя желудей и земли не видите, как мне кажется.

Прочитайте мои предыдущий текст повнимательнее. Там ссылки на конкретный текст.

И если вы человек православный, то должны уважительно относиться к Патриаху, нравится вам он или нет. Мне тоже многое в нём не нравится, но я стараюсь говорить об этом конкретно, уважая сан. Патриарх избран Собором, мне не нравится этот Собор, методы "выборов", но иных нет. С этим необходимо считаться.

Если ещё нужно ссылку на текст авторов, с которыми я несогласен, то пож.

"Сама идея модульности – то есть легковозводимости — как храмов, так и священства; так сказать, принцип сборно-разборности последних раз и навсегда снимает псевдопроблему – священник или актер? Послушник или самодур? И т.д. Модульная миссия в принципе решает проблему профанации, вокруг которой сломано столько миссиофильских и миссиофобских копий."

Это противоречит Традиции, почитанию Храма Господня, как обиталища Его. Храм (но не священник, разве что в особых условиях гонений) может возводиться и скоро, современными методами, но: обязательно, как храм, со всеми необходимыми молитвами и обрядами. И почитаться. И быть объектом, защищаемым верующими, и не предназначенным для разбора. Не следует путь передвижные храмы-палатки и храмы-вагоны - это иная "песня".

И священников-артистов в принципе быть не должно. То, что Охлобыстину только лишь запретили служение - это черезчур либеральная мера, ему б одуматься и определиться. Никто бы не порицал его честный поступок, если бы он отказался от священства. Или, ещё лучше, избрал бы посленее и полностью отдался благородному делу. Наоборот, думаю, его бы более уважали и доверяли.

А голобородые священники с бирюльками, зарабатывающие себе на хлеб съемками в непотребных фильмах и шоу - не традиционны для Православия.

Да и спешка при "выпечке" модульных священников неуместна. Лучше один правильный и консервативный батюшка на несколько приходов, чем группа непомерно молодых и "модерновых" попиков, которые лишь унижают образ священства в глазах не только паствы, но и просто обывателей. Мог бы привести конкретные примеры, но не к месту это.

Хотя вам с дуба этого и не видно.


9 сентября 18:55, Andrej:

Зародилась крамольная мысль - а может, возводить временные надувные храмы, и пусть в них служат временные столь же надувные священники?

Возможно, я смотрю без оптимизма на модульность - однако - к причастию не просто так подойти, а уж литургию совершать.

И принцип - вчера на сцене, сегодня на алтаре, как мне кажется, содержит в себе лукавство - ибо не служат двум господам.

Насчёт строгости согласен - более того, пусть сие распространится и на всю Церковь Православную, все только выиграют. И начнём всю эту строгость с созыва Поместного Собора, на котором и обсудим модульность Православия и строгоканонические требования к житию наших иерархов и священослужителей. А то можно и модульные Соборы созвать.


11 сентября 07:19, Особист:

Никто не отменял Кормчую.

Поп не может : брать в руки оружие (даже для охоты), играть на сцене и вообще лицедействовать, занимать "градские должности", телесно сообщаться с женой накануне литургии и вообще вхождения в алтарь, есть в корчме. Кормится поп только от треб ( никаких "окладов"). И проч.

Поп избирается общиной. Священноиноки на мирских приходах не служат, не венчают браков.

По русской традиции (до середины 17 в.) попы не проповедовали (в этом отношении Никон и прот. Аввакум- "двойники"), а поучали своих чад тайно.

Вот к чему надо возвращаться.

Кстати, целование одежды принято в старом обряде

А форма быта священства на сегодня вполне подходит позднесоветская - с Советом по делам религий, с недопуском в СМИ и на ТВ ( кроме чисто церковных), раз сами не хотят отстраниться от мирского, с жестким государственным контролем. Без гонений, но и без привилегий. При монархии будет иначе, но тоже без клерикализма.

Но никакого "модульного священства". Это профанация.


12 сентября 02:15, Петр Иванов Мюнхен - Германия:

Валерий: (09 сентября 13:06)

Уважаемый брат во Христе, Валерий!

Это я влез на дуб, который принадлежит Илюше (от 06 сентября 09:08). Но я и без дуба - дубоват; порой не вижу очевидного. Это от гордыни проклятой...

А почему я, недостойный, должен, как Вы пишите, уважать человека, который переступил кого-то, и наглеющим образом вскарабкался на Российскую Патриаршую Кафедру? Если Вы уважаете господина Гуньдяева, то для меня Вы, Ваша душа остаётся такой-же ценностью..!

Вот я на литургии Гундяева не уважаю, а служащего литургию Патриарха Кирилла приемлю духовно и ручку поцелую - поцелую с трепетом - ибо целую Десницу Самого Христа. Так многие при советском режиме лицезрели на недостойных служителей... Многие в те годы, даже вынужденно исповедовались у стукачей... Эта была школа Скорби и Мужания, Горькой Радости, что есть возможность в церковь придти и к Таинствам быть причастным...

Да, брат Валермй, я конечно могу г-на Гундяева по-церковным правилам именовать, да и должен, дыбы не смущать своего прямого, в живую, собеседника незнающего или простодушного.., и на сайте Правая.ru модератора послушаюсь, если мне поставят на вид.

Но в душе, г-н Гундяев остаётся господином чиновником, который ведёт Русскую Церковь, а значит и Русское государство к ПОГИБЕЛИ.

Хранит Вас Бог!

1. http://pravaya.ru/look/21469

2. http://pravaya.ru/look/20722

3. http://pravaya.ru/look/20686


12 сентября 10:11, Валерий:

Петру.

Патриарх остаётся таковым и вне литургии. Поэтому говорить о сем звании нужно с должным уважением. Критиковать же никто не запрещает. Куда нас ведут я прекрасно вижу. Это уже видно даже домохозяйкам. Но для обвинений нужны более серьёзные аргументы, типа нарушения канонов, догматов и апостольских правил. В последних, кстати, говорится и о поведении паствы по отношению к архиерею-отступнику.

На совещании "под Фанарем" уже активно ведутся переговоры за нашей спиной. Там, очевидно, о многом договорились. Вот и будем трезветь, протестовать и писать письма до того, пока не грянет явный отход от Православия и Традиции. Правда, мне кажется, всё будет делаться очень постепенно, малыми реформами, прАвами, с реверансами и обманами. Чтоб незаметно заглотить и "обасурманить". Претензий к интеллекту Патриарха у меня нет. Всё будет делаться "по-умному", тихой сапой. Чтоб люди русские проснулись в одно не очень прекрасное утро униатами и еретиками.

На то нам и заповедано Христом трезветь.

Уверен, найдётся достаточно пастырей, и старцы выйдут, дабы обличить в нужный момент и призвать православных стоять в истине. Это и будет наш час истины. Тогда уже и сможете звать и.о. патриарха по фамилии.

И я призывал вас уважать не человека, а Патриарха. Пока ещё. Не подавайте пример пустого бунтарства, это заразительно. Лучше лишний раз напишить своё мнение в Патриархию: читать не будут, но круги останутся.

Выскажитесь на обсуждении новых проектов более расширенно.



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019