16 января 2019
Дневники

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Илья Бражников
5 апреля 2013 г.
версия для печати

От "метафизики истории" к теологии Революции

Изборский клуб 4 апреля 2013 г. провёл дискуссию "Метафизика русской истории". Участникам обсуждения предлагалось "наметить программу изучения различных духовных, историософских, мистических, конспирологических, "энигматических" сюжетов прошлого и настоящего Русской цивилизации, объединяемых той или иной перспективой смысла истории, Промысла в истории, чуда в русской истории, миссии России". Публикуем тезисы И. Л. Бражникова

ТЕЗИСЫ

выступления на "круглом столе" в рамках «Изборского клуба» на тему

"Метафизика русской истории"

1. Прежде всего, нет никакой «метафизики истории» — ни русской, ни английской, ни французской и т.д. Есть исторические тексты, исторические документы, артефакты, историческая память (в том числе коллективная), инкорпорированный «возвышенный» (Анкерсмит) исторический опыт. Всё.

В истории как временной длительности, несводимой к пространственным образам и моделям, нет места ни физике, ни метафизике.

2. "Духовных" сюжетов в истории нет и не может быть. — Дух всегда воплощен в ткань и плоть истории. — Дух, как и материя, неисторичны. — Исторична только плоть (англ. Plot – сюжет). — Мессия Христос был плотником.

3. Конспирология уничтожает саму идею истории. — Теория заговора лишает историю самого главного – случайности, незапрограммированности, открытости, которые составляют суть истории как богочеловеческого действа. — Теория заговора уничтожает и «энигматичное» в истории, поскольку локализует и суживает пространство «энигмы», наделяет ложной «энигматичностью». — Суть энигмы в истории начиная с Богоявления и Крещения – открытость, если угодно, «непотаенность», «тайное сделалось явным». — Открытость и очевидность (помимо всякой метафизики и конспирологии) – атрибутивные признаки истории.

4. Историософию следует понять не как метафизику, но как семиотику истории, как «метаисторию» (по Уайту). — В рамках своей докторской диссертации и монографии я предлагаю понятие «историософский текст».

5. Историософский текст (ИТ) – это коммуникативная система, знаками в которой предстают исторические события. Эта система складывается или выстраивается на основе исторических событий, которые наделяются (сами по себе или в сочетании с другими) особыми значениями, понятными тем, кто осуществляет коммуникацию. Историософский текст – это тропологическое выражение возвышенного исторического опыта.

6. Русская культура у самых истоков своих обнаруживает историософский текстзадолго до возникновения истории как науки и построения «больших» историософских систем. Русская литература XI-ХХ вв. историософична. Необходим системный и многоаспектный анализ русского ИТ, выявление его основных сюжетов и коммуникативных стратегий.

7. В своих работах я выявляю две стратегии русского ИТ, два его временных измерения – эсхатологическое и утопическое.

Эсхатологизм и утопизм в различные исторические эпохи задают коммуникативные стратегии ИТ и тем самым, фактически, формируют его сюжеты, т.е. являются сюжетообразующими. Эсхатологизм в данном контексте – различные стратегии представления истории как радикального изменения, преображения человека, народов, мира и вселенной в целом, «конца истории», всеобщей смерти и воскресения. Эсхатологизм отнюдь не тождественен апокалиптике – дискурсу «конца истории». Эсхатологическая стратегия в русском ИТ обязательно включает в себя семантику спасения, воскресения.

Начиная с Нового времени в рамках ИТ получает развитие другая стратегия: утопизм. Утопизм как измерение и стратегия ИТ отличается от утопии и «антиутопии» как жанров, в которых далеко не обязательно проявляется ИТ.

8. В русской культуре возникновение ИТ происходит одновременно с образованием государственности. Киевская Русь – это государство, имеющее историософское обоснование, таким оно осознаётся с самого начала в письменной традиции («Повесть временных лет», «Слово о Законе и Благодати»). Историософское обоснование в литературе и публицистике своего времени получают и Московское царство, и Российская империя, а после Октябрьской революции – Советское государство. Поэтому следует говорить об историософизме всей национальной письменной традиции. В Киевской Руси складывается представление о «русьском» народе как народе «одиннадцатого часа», последнем из вошедших в Царство Божье и ставшем в нём первым.

9. Революция – ключевой топос русской истории начиная с середины XIX века, с работ Тютчева и Герцена. Революция – единственная – совмещает в себе эсхатологическую и утопическую стратегии русского ИТ. Идея Русских как «новых людей» и Руси как царства «последних времен» есть основополагающая и фундаментальная предпосылка возникновения и развития историософского текста русской революции. Историософское прочтение социально-политических событий наделяет Революцию религиозными и метафизическими смыслами. Анализ революционной и эсхатологической литературы выявляет глубокую взаимообусловленность идеи Революции и Откровения (Апокалипсиса). Революционное мироощущение прямо вытекает из эсхатологических переживаний конечности мира и неизбежности его преображения.

10. Русская Революция имела глубокие национальные корни, тянущиеся от церковного раскола XVII в. через историософские утопии XIX в. к апокалиптическому сознанию интеллигенции начала ХХ в., к идеологии «радикального историзма» — «скифству», а позднее «сменовеховству» и евразийству. После Революции в русском ИТ больше не возникло ни одного полновесного концепта, обозначившего новые смыслы и перспективы.

Таким образом, сегодня есть только одна метафизическая (теологическая) перспектива для русской истории – это Революция. Необходимо сегодня разворачивать изучение метафизики русской революции, но и не только изучение.

Если нам дорога русская история, следует работать не столько над культурологическим анализом её «духовной» сути, сколько над тем, как сделать событие Революции вновь возможным.


Прикреплённый файл:

 ilbra.gif, 4 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019