wrapper

ПРА/ПРО

SITE SLOGAN

Правда дня

Категория: Правда дня

В Москве открылись XVI Международные Рождественские чтения. Тема нынешнего форума – «Православные ценности и современное образование». Соответственно, основной задачей чтений будет продвижение православных ценностей в современное образование, а по сути, в современное российское общество.

В своем вступительном слове, которое было оглашено присутствующим, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II справедливо назвал «искусственными» препятствия, воздвигнутые «на пути сотрудничества Русской Православной Церкви, российского государства и общества в деле воспитания подрастающего поколения», чтобы молодые сограждане знали свою великую историю и богатую культуру.

Митрополит Калужский и Боровский Климент в своем докладе обратил внимание на то, что стране необходимо, чтобы система образования воспитывала у ребенка чувство национального достоинства и гражданского патриотизма.

«Ребенок с детства должен научиться ценить то, что он является гражданином России. Но для этого ему надо научиться ее любить, а чтобы научиться любить, надо ее знать. Надо знать не только даты (правда, многие молодые люди и их не знают), не только цифры — какой протяженности газопроводы, сколько запасов нефти, но надо знать и подвиг тех лиц, кто созидал Россию, кто ее защищал, кто был носителем духовности, кто создал великую русскую культуру. Только при этом условии наше образование будет способствовать созиданию России», — отметил владыка.

Митрополит Климент также уточнил, что «духовно нравственные вопросы должны присутствовать во всех предметах, ибо формирование личности требует непрерывного и постоянного процесса». При этом он отметил, что мы необходимо «включить в новый стандарт новую образовательную область, в рамках которой дети из православных семей могли бы изучать православную духовно-нравственную культуру, и чтобы этот предмет входил в основную программу и охватывал весь период школьного обучения с 1-го по 11-й классы».

Также владыка заявил, что «идея единого для всех школьников учебного курса по духовно-нравственной культуре, как некоторые предлагают, для нас неприемлема».

«Он не может представлять единую систему духовно-нравственной культуры всех религий, ибо религиозные ценности у нас разные, у нас разное понимание вопросов веры и духовности и смысла жизни», — объяснил владыка Климент.

Митрополит заметил также, что это не будет вносить разделение в российское общество.

«Школу нельзя отделить от тех реалий жизни, в которых живет ребенок. Он видит их, знает о его мировоззренческом многообразии и должен научиться, живя среди людей разных взглядов и разного отношения к религии, сохранять свою веру и свою культуру. Преподавание ОПК поможет ребенку научиться уважать право своего соседа по парте быть «другим», а самому быть — православным», сказал владыка, отметив, что «если родители приносят ребенка в храм для совершения над ним таинства, это предполагает необходимость его дальнейшего образования в православном духе, а также твердое намерение возрастать в познании христианского учения».

Данный тезис – о том, что необходимо преподавание православных ценностей, так как это является условием для сохранения национальной идентичности, стал основным в первый день. Так, в своем выступлении епископ Ставропольский Феофан обратил внимание на то, что в Чечне в школах преподаются основы ислама. На вопрос владыки, обращенный к президенту республики Р.Кадырову, не нарушает ли это закон, был получен ответ, что таким образом сохраняются закон, традиция и обычаи народа. Фраза, в целом не требующая комментариев, все же заставляет обратить на себя внимание – оказывается, в некоторых субъектах федерации живут отдельные народности, имеющие свой закон на фоне искусственно навязываемого бесправия других.

Официальную власть на открытии чтений олицетворял министр образования и науки Сергей Фурсенко. Ничем особенным его доклад не выделялся – министр не стал вдруг резко симпатизантом Церкви, не превратился в патриота. Как обычно, Фурсенко жестко отреагировал на претензии Церкви: «Навязывание догм сверху одинаково неприемлемо на любом уровне: федеральном, региональном или муниципальном».

Но видно, что работа ведется. «Для нас всех важно, чтобы с самого начала была предусмотрена свобода выбора для родителей учеников — главных заказчиков образовательного процесса, чтобы не было противоречия в воспитании в семье и в школе», — сказал Фурсенко.

Упоминание «противоречия в воспитании в семье и в школе» — это прямой отсыл к вступительному слову Патриарха, где Алексий II отметил, что «в наши дни зачастую у ребенка происходит раздвоение сознания, когда в семье ему прививаются христианские взгляды и нормы поведения, а затем в учебных классах он слышит совершенно противоположные по своему содержанию постулаты». А просьба министра о свободе выбора была продиктована предложением Церкви, которое, видимо, где-то в наверху власти находит одобрение, о введении в общий образовательный стандарт предмета «Духовно-нравственная культура» с курсом «Православной культуры» как самостоятельного предмета.

Фурсенко был вынужден сообщить, что разработчики новых образовательных стандартов учитывают опыт и авторитет Русской Православной Церкви, поэтому ее предложения обязательно будут учтены.

«Мы продолжаем сотрудничать с Русской Православной Церковью по включению духовно-нравственных ценностей в образовательный процесс», — признался министр.

Вывод, который напрашивается по итогам первого дня чтений, очевиден – Церковь готова к отстаиванию своей позиции по введению православных ценностей в современное образование. Либеральный тезис о многонациональной и многоконфессиональной стране, где преподавание православных ценностей приведет в межконфессиональным столкновениям всячески опровергается убедительными аргументами – от упоминания заповедей до многолетнего опыта преподавания, когда даже в ряде регионов родители-мусульмане не высказывались против преподавания православной культуры для своих детей.

В принципе, для любого адекватного гражданина России не должно быть никаких затруднений в этом вопросе – Россия не мыслится без Православия. Именно православная вера позволяла нашему государству брать под свой покров и не истреблять, в отличие от государств с другими ценностями, иноверные сообщества. Примечательно, что этот позитивный опыт столетий добрососедства с иноверными получился потому, что Россия возросла не как мультикультурная химера "поликонфессионального равенства", а именно как моноконфессиональная страна и стоит до сих пор по молитвам праведников. Искусственно же внедрять в нее толерантный фантом – значит, намеренно лишать ее способности к существованию, лишать ее собственного уникального опыта, когда именно приоритет православной веры служил лучшим гарантом мира внутри России.

Подобный подход четко прослеживает в опубликованном в день открытия чтений докладе Патриархе, озвученном еще в конце декабря на епархиальном собрании московского духовенства. Доклад выдержан в традиционном для подобного рода выступлений жестком консервативном ключе.

В той части, что посвящена преподаванию православной культуры, Патриарх справедливо критикует либеральные тезисы: «Одним из важнейших аргументов против введения основ Православия в школах является утверждение, что Россия — всего лишь полиэтническое и поликультурное сообщество граждан, в котором нет национального большинства или меньшинства. И это в стране, где около 80 % составляет русское население!»

Обращает на себя внимание упоминание русского населения. В приведенных Предстоятелем цифрах видно, что Россия по всем «политологическим» классификациям – мононациональное государство. И оно требует восстановления национального достоинства. Патриарх замечает, что «Церковь дорожит народной самоидентификацией, традиционной национальной культурой, религиозной самобытностью. Это заставляет нас с особым вниманием относиться к теме патриотизма, любви к отечеству земному и Небесному».

Поэтому «патриотизм не следует путать с национализмом, шовинизмом, как это часто стараются представить современные СМИ». По сути, здесь речь идет об адекватном стремлении людей к самоидентификации, которое «современными СМИ» намеренно выставляется в виде «шовинизма». Тогда как «мы должны с Божией помощью победить в войне, начатой против православной Руси». Все очевидно.

И на этой ниве не только каждый гражданин, но и каждый «священнослужитель должен быть убежденным патриотом, должен всем сердцем любить свое отечество, быть преданным своей Родине».

«Если мы не будем защищать свою страну, свой народ, свое право жить в соответствии с нашей традицией, то завтрашнего дня у нас не будет», — сказано в докладе Его Святейшества.

В основе патриотизма лежит акт духовного самоопределения. Это означает, что «патриотизм может жить лишь в той душе, для которой на земле есть нечто священное, которая на своем живом опыте узнала объективность и безусловное достоинство этого священного и увидела его в святынях своего народа».

«Система ценностей Святой Руси создавала все условия для высшего духовного самоопределения, а значит, и зрелого патриотизма русского народа», — справедливо утверждает Патриарх.

Далее Предстоятель Русской Церкви упоминает слова Ивана Ильина о национальном воспитании: «Чем раньше и чем глубже воображение ребенка будет пленено живыми образами национальной святости и национальной доблести, тем лучше для него. Образы святости пробудят его совесть, а русскость святого вызовет в нем чувство соучастия в святых делах, чувство приобщенности, отождествления; она даст его сердцу радостную и гордую уверенность, что “наш народ оправдался перед лицом Божиим”, что алтари его святы и что он имеет право на почетное место в мировой истории... Образы героизма пробудят в нем самом волю к доблести, пробудят его великодушие, его правосознание, жажду подвига и служения, готовность терпеть и бороться, а русскость героя даст ему непоколебимую веру в духовные силы своего народа. Все это вместе взятое есть настоящая школа русского национального характера».

Патриотизм в России может и должен питаться традиционной церковностью, ибо Церковь — хранительница и народных святынь, и языка, и истории, созидательница души народной и духовной красоты нашего мира.

В связи с этим, заявляет Патриарх, «задача Церкви и всех ее священнослужителей заключается в том, чтобы помочь нашему народу вернуться к традиционному православному образу жизни».

«Мы должны помочь нашим соотечественникам возродить семейную жизнь, с радостью растить и воспитывать детей, а не уклоняться от их воспитания, должны решительно противостоять всем соблазнам, развращающим наше молодое поколение, звать людей к целомудрию, трудолюбию, трезвости, честности. Любовь к православной вере, своей культуре и традиции, своей вековой нравственности, основанной на заповедях Божиих, к своему народу, который наша Церковь призвана спасать от гибели, — вот на чем должен быть основан наш патриотизм», — наставляет Патриарх.

«Церковь, православная вера остается величайшей святыней для огромного большинства населения России и великой исторической силой, созидавшей Государство Российское», — сказано в докладе.

В принципе, эти тезисы и есть наставление перед Рождественскими чтениями, и есть их главная задача, пусть и сформулированная не напрямую перед участниками форума. В огромном массиве секций, пленарных заседаний и конференций эти православные ценности должны быть выражены обязательно. Не может и должно быть никаких особых, «нетрадиционных» мнений, ссылок на «толерантность» и «амбивалентность». Слова Патриарха о том, что «мы должны с Божией помощью победить в войне, начатой против православной Руси», являются, по сути, русской духовной мобилизацией.

Ведь, «если мы не будем защищать свою страну, свой народ, свое право жить в соответствии с нашей традицией, то завтрашнего дня у нас не будет».