16 января 2019
Правда дня

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Елена Малер-Матьязова, Правая.ру
6 мая 2006 г.
версия для печати

Решающая битва за воссоединение Русской Православной Церкви

Сегодня, 6 Мая 2006 года, в Кафедральном соборе Пресвятой Богородицы "Всех скорбящих Радости" города Сан-Франциско состоится официальное открытие IV Всезарубежного Собора Русской Православной Зарубежной Церкви (РПЦЗ) - долгожданного Собора, ключевым вопросом которого станет установление каноничных отношений с Московским Патриархатом - восстановление евхаристического общения и преодоление того разделения, которое уже около века существующет внутри Русской Православной Церкви

1. Разделение единой Русской Православной Церкви.

Событие разделения единой Русской Православной Церкви на «российскую» и «зарубежную» части является весьма прискорбным, хотя и не уникальным в православной обще церковной истории.Как известно, причиной этого разделения стало установление в 1917 году в России советского атеистического политического строя, систематически осуществлявшего масштабные атеистические репрессии в отношении представителей Православной Церкви – как священнослужителей, так и мирян, по причине чего рядом русских церковных иерархов и была основана Русская Православная Зарубежная Церковь. Важно отметить, что основание РПЦЗ имело абсолютно каноничное обоснование, поскольку опиралось на Указ № 362 Святейшего Патриарха Тихона о временной самостоятельности отдельных епархий Русской Православной Церкви, обеспечение нормальной связи которых с их церковным центром — Московским Патриархатом — не представлялось возможным. В связи с этим, представители Зарубежной Церкви всегда особенно подчеркивали, что, во-первых, РПЦЗ ни в коем случае не является некой иной по отношению к РПЦ Церковью, но только частью Русской Православной Церкви; и, во-вторых, что это разделение является абсолютно вынужденным и временным шагом, который, безусловно, будет преодолен путем объединения как только осуществится освобождение Русской Православной Церкви в России. Нужно отметить, что этим важнейшим установкам Зарубежная Церковь придерживалась на протяжении всей истории своего вынужденного существования, но, к сожалению, разделение единой Русской Православной Церкви было в огромной степени усилено тем, что постепенно, в течение 1921 — 1943 гг.,

Сегодня, 6 Мая 2006 года, в Кафедральном соборе Пресвятой Богородицы Всех скорбящих Радости города Сан-Франциско состоится официальное открытие IV Всезарубежного Собора Русской Православной Зарубежной Церкви (РПЦЗ) — долгожданного Собора, ключевым вопросом которого станет установление каноничных отношений с Московским Патриархатом — восстановление евхаристического общения и преодоление того разделения, которое уже около века существующет внутри Русской Православной Церкви

1. Разделение единой Русской Православной Церкви.

Событие разделения единой Русской Православной Церкви на «российскую» и «зарубежную» части является весьма прискорбным, хотя и не уникальным в православной общецерковной истории. Как известно, причиной этого разделения стало установление в 1917 году в России советского строя, систематически осуществлявшего масштабные атеистические репрессии в отношении представителей Православной Церкви – как священнослужителей, так и мирян, по причине чего рядом русских церковных иерархов и была основана Русская Православная Зарубежная Церковь. Важно отметить, что основание РПЦЗ имело абсолютно каноничное обоснование, поскольку опиралось на Указ № 362 Святейшего Патриарха Тихона о временной самостоятельности отдельных епархий Русской Православной Церкви, обеспечение нормальной связи которых с их церковным центром — Московским Патриархатом — не представлялось возможным. В связи с этим, представители Зарубежной Церкви всегда особенно подчеркивали, во-первых, что РПЦЗ ни в коем случае не является иной по отношению к РПЦ Церковью, но только частью Русской Православной Церкви; и, во-вторых, что это разделение является абсолютно вынужденным и временным шагом, который будет преодолен как только осуществится освобождение Русской Православной Церкви в России. Нужно отметить, что этим важнейшим установкам Зарубежная Церковь придерживалась на протяжении всей истории своего вынужденного существования, но, к сожалению, разделение единой Русской Православной Церкви было в огромной степени усилено тем, что постепенно, в течение 1921 — 1943 гг., наблюдая усугубляющуюся зависимость Российской Церкви от атеистической власти, представители РПЦЗ пришли к выводу о необходимости разрыва каноничного евхаристического общения со столь зависимой Православной Церковью в России. Таким образом, произошло недопустимое событие – разрыв каноничного евхаристичного общения между двумя частями одной Русской Православной Церкви – события абсолютно абсурдного и сохраняющего свои последствия до сих пор, но, опять же, не уникального в общецерковной православной истории.

Дальнейшее существование обеих разделенных частей Русской Православной Церкви было весьма и весьма достойным. Зарубежная Церковь на протяжении всего своего существования стояла на позиции последовательного церковного консерватизма, что проявилось в радикальной критике любых форм церковного обновленчества и экуменизма, и его основных проводников в XX веке – представителей экуменического «константинопольского» патриархата; кроме того, с момента своего основания Зарубежная Церковь стояла на позиции последовательного традиционализма, бережно сохраняя свою русскую историческую и культурную идентичность во всех ее аспектах. Эти моменты заслуживают особого внимания в связи с тем, что эти позиции сохранялись Русской Православной Зарубежной Церковью в ситуации ее пребывания в чуждом, западном секулярном мире… Русская Православная Церковь в России, несмотря на сложнейшие исторические обстоятельства, смогла занять и последовательно проводить антиобновленческую и антиэкуменическую позицию, проявившуюся в радикальном осуждении обновленчества и экуменизма Святейшими Патриархами Тихоном и Сергием, а затем и всеправославном осуждении обновленчества, экуменизма, новоюлианской календарной реформы и в целом политики Ватикана и «константинопольского» Патриархата на созванном Святейшим Патриархом Алексием I Всеправославном Московском Совещании 1948 года. Но эти позиции заявлялись и поддерживались в ситуации радикального атеистического режима! Также необходимо отметить и тот важнейший факт, что на протяжении XX века в обеих разъединенных частях Русской Православной Церкви были явлены многочисленные случаи святости: в качестве примера из Зарубежной Церкви можно вспомнить святого Иоанна (Максимовича), архиепископа Сан-Францискского; в Российской Церкви, помимо многочисленного сонма святых мучеников за веру, можно вспомнить таких святых, как святая Матрона, старица Московская, святой Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Крымский, святой архиепископ Алексий (Кабалюк) и многие другие… Все эти многочисленные случаи святости являются бесспорными безусловными фактами, свидетельствующими о благодатности обеих частей Русской Православной Церкви!

2. Диалог между частями Русской Православной Церкви.

В связи с событиями, произошедшими в 1991 г., внутриполитическая и, естественно, околоцерковная ситуация в России кардинально изменилась: режим воинствующего атеизма сменился мягким, инертно-атеистическим, сделавшим возможным новое церковное возрождение. И Русская Православная Церковь в России, невероятно ослабленная многократными гонениями и репрессиями, а в то же время невероятно окрепшая многочисленным сонмом Новомучеников возрождается и начинает решать наболевшие внутрицерковные проблемы. Одной из самых важнейших проблем как раз и было вынужденное и временное разделение единой Русской Православной Церкви на две части, в связи с чем Московским Патриархатом был взят четкий курс на воссоединение разделенных частей.

В 1990-е годы на территории Германии были проведены ознакомительные собеседования между делегациями обеих частей Русской Православной Церкви, во главе с их правящими архиереями — архиепископами Феофаном от РПЦ и Марком от РПЦЗ. В 2000 году на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви было принято соборное постановление «Об отношениях Церкви и государства», в котором была отмечена необходимость церковного отказа в доверии государственной власти, действия которой будут носить богоборческий характер. Зарубежная Церковь восприняла это Соборное Постановление как критику и отказ Российской Церкви от идеологии компромисса с атеистической властью. Кроме того, на этом же Соборе был принят документ «Принципы отношения к инославию», который устанавливал границы каноничных отношений православных с инославными, резко осуждая ересь экуменизма. В связи с принятием этих соборных документов, на Архиерейском Соборе Зарубежной Церкви октября 2000 года были сняты претензии к Московскому Патриархату и была создана комиссия по вопросам объединения частей Русской Православной Церкви. В октябре 2003 г. состоялась встреча группы иерархов Зарубежной Церкви во главе с архиепископом Марком с иерархами Российской Церкви, во время которой были проведены переговоры со Святейшим Патриархом Московским и членами Священного Синода, а также состоялись общие молитвы в московских храмах. В мае следующего 2004 г. состоялся грандиозный визит в Москву председателя Зарубежного Синода митрополита Лавра, который включал в себя собеседование под председательством Святейшего Патриарха Московского Алексия II, посещение делегацией Зарубежной Церкви московских и российских православных святынь – особенно мест, связанных со святыми царственными страстотерпцами, совместную закладку Святейшим Патриархом Московским и митрополитом Лавром храма Новомучеников Российских в Бутово и освящение храма Живоначальной Троицы в честь Тысячелетия Крещения Руси; наконец, было восстановлено молитвенное общение…

По решению представителей обеих разделенных частей Русской Православной Церкви, в целях достижение церковного единства, для разрешения всех накопившихся спорных вопросов и претензий были организованы совместные заседания комиссий Зарубежной и Российской Церкви. В результате, и в Москве и за рубежом, были проведены пять совместных заседаний, на которых были окончательно разрешены все спорные вопросы и выработаны необходимые документы, одобренные Священным Синодом Русской Православной Церкви и Зарубежным Синодом.

1) Обвинение в несвободе и неканонизации Новомучеников:

Обвинение, выдвигаемое Зарубежной Церковью в несвободе Российской Церкви, проявляющейся в неканонизации Новомучеников, было снято прославлением многочисленного сонма Новомучеников и Исповедников Российских, и, прежде всего, Святых царственных страстотерпцев. (Интересно в связи с этим отметить, что по приказу руководства Лубянки в ее департаменте была построена и освящена часовня для поминовения безвинно убиенных…)

2) Обвинение в «сергианстве»:

Обвинение, выдвигаемое Зарубежной Церковью в «сергианстве», как в идеологии компромисса с тоталитарной властью, вынужденно провозглашенной митрополитом, а затем и Святейшим Патриархом Сергием, было снято, во-первых, после Соборного постановления Архиерейского Собора РПЦ 2000 г. «Об отношениях Церкви и государства», в котором была отмечена возможность, и даже необходимость церковного отказа в доверии государственной власти, действия которой будут носить богоборческий характер; а во-вторых, после принятия в 2004 г. «Социальной концепции РПЦ», в которой личность Патриарха Сергия была отделена от его вынужденной Декларации, позиция которой была раскритикована как «не соответствующая подлинной норме церковно-государственных отношений».

3) Обвинение в экуменизме:

Обвинение, выдвигаемое Зарубежной Церковью в экуменизме, проявившееся в неканоничной форме общения представителей Российской Церкви с инославными, имело отношение к определенным фактам истории Российской Церкви. Действительно, в 1956-57 гг. со стороны Российской Церкви были сделаны попытки сблизиться с экуменическим движением, а в 1961 г. она вступила во Всемирный Совет Церквей, под давлением советского государства и вопреки позиции большинства священников и мирян… Экуменизм был осужден как ересь Архиерейским Собором РПЦЗ 1981 г., и предъявлен в качестве обвинения Российской Церкви, но это обвинение было снято после принятия на Архиерейском соборе РПЦ 2000 г. важнейшего документа «Принципы отношения к инославию», в котором были четко определены каноничные границы возможного общения православных с инославными. Кроме того, нельзя забывать, что именно Русская Православная Церковь в России, задолго до Архиерейского Собора РПЦЗ 1981 г. резко осудила ересь экуменизма на Всеправославном Московском Совещании 1948 года!

4) Имущественные споры:

Конфликтные ситуации существования приходов Зарубежной Церкви на территории Московского Патриархата будут решены исходя из канонического запрета на подобную форму церковного «сосуществования»; при этом, персональные дела священнослужителей и епископов, действующих в параллельных структурах, будут решаться в духе икономии.

5) Вопрос о статусе Русской Православной Зарубежной Церкви:

На заседаниях рабочих комиссий был выработан согласованный проект «Акта о каноническом единстве», которым предусматривается присвоение Зарубежной Церкви статуса одной из самоуправляемых частей Русской Православной Церкви, имеющей при этом особенности, отраженные в ее собственном уставе и документах. Как самоуправляемая часть РПЦ Зарубежная Церковь сохранит полную самостоятельность в административных, пастырских, просветительных, имущественных делах, сохранит управление свои собственным Архиерейским Собором, будет возглавляться своим предстоятелем, но при этом ее архиереи по своему статусу будут членами Архиерейского и Поместного Соборов Русской Церкви и в установленном порядке будут приглашаться на заседания Священного Синода в качестве его временных членов. Принадлежность к Русской Церкви предполагает и канонически установленное возношение имени Святейшего Патриарха за каждым богослужением во всех церквях, а вслед за ним имя первоиерарха Зарубежной Церкви. В знак своей принадлежности к единой Русской Церкви Зарубежная Церковь будет получать святое миро от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

Таким образом, в результате мудрой и плодотворной работы пяти совместных заседаний комиссий Русской Православной Церкви и Русской Православной Зарубежной Церкви, были окончательно разрешены все канонические препятствия, спорные вопросы и взаимные претензии, мешающие воссоединению двух частей единой Русской Православной Церкви, а также выработаны все необходимые документы, одобренные Священным Синодом Русской Православной Церкви и Зарубежным Синодом.

3. Битва за единую Русскую Православную Церковь.

У проекта воссоединения разъединенных частей Русской Православной Церкви имеются весьма яростные и радикальные противники.

Ряд из них – деятели с очень близкими идеологическими позициями и типологически очень схожими «церковными биографиями». Речь идет о группе людей, занимающих радикально либеральные, обновленческие, околосектанские церковные позиции, в основном либо поссорившихся с епископом, либо лишенных сана, либо запрещенных одной из или даже обеими частями Русской Православной Церкви…Среди подобных противников воссоединения можно назвать основных: это представители «суздальского раскола» или так называемой «русской православной автономной церкви» (РПАЦ), запрещенной и изгнанной и Российской, и Зарубежной Церковью, во главе с Валентином Русанцовым, уголовно осужденным за педофилию; это интернет-портал «Credo.ru» - главный информационный орган «РПАЦ», постоянно проводящий позицию ее представителей по всем вопросам во главе с Александром Солдатовым – радикально антицерковным журналистом, известным по статьям в «Московских новостях» времен редакции Евгения Киселева; это Василий Лурье – известный деятель, самопровозгласивший себя «иеромонахом Григорием», запрещенный не только обеими частями Русской Православной Церкви, но даже изгнанным из «РПАЦ»! А в рамках РПЦЗ подобной им фигурой является митрополит Виталий, находящийся в расколе с Зарубежной Церковью… Представители этой группы всячески предостерегают представителей РПЦЗ объединяться с РПЦ и угрожают в случае его осуществления устроить новый церковный раскол внутри Зарубежной Церкви …

Другой группой противников воссоединения разъединенных частей Русской Православной Церкви являются представители Зарубежной Церкви, русские диссиденты — мигранты, просто не желающие лишаться своего настоящего независимого положения… Среди представителей этой группы противников воссоединения можно назвать, например, отца Игоря Шитикова, который считает, что соединение с Москвой – якобы опасный способ сохранения Зарубежной Церкви, и, кроме этого, считающий определяющим в вопросе о воссоединения мнение «константинопольского» патриарха Варфоломея, давно славившегося своей раздорной, экуменической и анти-московской политикой… И это при том, что сама Зарубежная Церковь постоянно критиковала раздорную экуменическую политику Фанара!

Эта позиция весьма похожа на такую же диссидентскую позицию русских эмигрантов в Западной Европе – верных прихожан «константинопольской» западноевропейской архиепископии типа протоиерея Алексея Струве и журналиста Никиты Струве, или Михаила Соллогуба, — архиепископия, которая, нарушая канонические церковные нормы, удерживает в своей юрисдикции русские храмы в Ницце и Биаррице… Здесь же можно упомянуть о Гаврииле (Чемодакове), епископе Манхэттенском, сотрудничающим с различными анти-московскими силами в РПЦЗ, с администрацией США, а также с «Credo. ru»… Также же нужно сказать об Одесском епископе Зарубежной Церкви Агафангеле (Пашковском), от имени которого, вопреки воле Синода Зарубежной Церкви, на Всезарубежный Собор был назначен куратором такой известный деятель, как Александр Хербст – бывший посол США в России, а затем на Украине, ставший одним из организаторов и продюссеров «оранжевой революции»…

Что касается сторонников воссоединения разъединенных частей Русской Православной Церкви, то их численное и, главное, качественное преимущество очевидно. Они представляют основной процент представителей и Российской, и Зарубежной Церкви. Естественно, самыми важными сторонниками этого объединительного процесса являются его основные организаторы — главы обеих частей Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский Алексий II и митрополит Зарубежной Церкви Лавр, и их ближайшие помощники – митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл и митрополит Берлинский Марк. Огромное значение для положительного результата процесса воссоединения сыграла позиция и действия Президента Российской Федерации Владимира Путина, лично посетивший митрополита Зарубежной Церкви Лавра. Процесс воссоединения Русской Православной Церкви не только активно поддержан всем клиром Московского Патриархата, но и вызвал бурную богословскую публицистическую реакцию. Идею воссоединения активно поддерживают все церковные средства массовой информации: и официальный сайт РПЦ, сайт "Православие.ру", сайт "Православной Энциклопедии", сайт "Седмица", сайт «Церковный вестник" и др. Не менее активно в поддержку воссоединения выступили все основные православные общественные организации: это и Союз Православных Граждан, собравший огромное число подписей в поддержку воссоединения, и общество «Радонеж», активно поддерживающее процесс воссоединения, и философско-политический центр «Северный Катехон», организовавший общественный семинар по теме воссоединения на Византистском Клубе, и, конечно, порталы «Русская линия» и «Правая.Ru», систематически освещающие происходящие в связи с процессом воссоединения события и специально открывшие целую серию публикаций по теме предстоящего Всезерубежного Собора Русской Православной Зарубежной Церкви…

Важно отметить, что со стороны Зарубежной Церкви в поддержку диалога с Московским Патриархатом по восстановлению канонического общения выступили епархиальные собрания 5 епархий, то есть абсолютное большинство!

Воссоединение разъединенных частей Русской Православной Церкви является не просто желательным, но абсолютно необходимым шагом, причем как канонически, так и исторически. Каноническая необходимость этого шага связана с тем, что как основание, так и самостоятельное положение Зарубежной Церкви в соответствии с Указом Святейшего Патриарха Тихона № 362, носит исключительно вынужденный и временный характер до освобождения плененной Русской Церкви, которое произошло более десятилетия назад. В результате мудрой и плодотворной работы пяти совместных заседаний комиссий Русской Православной Церкви и Русской Православной Зарубежной Церкви, были окончательно разрешены все канонические препятствия, все спорные вопросы и взаимные претензии, мешающие воссоединению двух частей единой Русской Православной Церкви. Историческая же необходимость этого шага связана с тем, что воссоединение частей Русской Православной Церкви не только упорядочит периодически возникающие раздорные ситуации внутри Русской Православной Церкви, а также вокруг всех ее зарубежных приходов, но и окончательно ударит по всем многочисленным раскольническим проектам «маргинального православия», и, объединив самую многочисленную Православную Церковь, невероятно сплотит и усилит позиции Вселенского Православия во всем мире!

Итак, позади пять совместных заседаний комиссий Русской Зарубежной Церкви и Московского Патриархата, впереди решающий IV Всезарубежный Собор и Архиерейский Собор Русской православной Зарубежной Церкви… Все будет решаться 6 Мая — в день Святого Великомученика Георгия Победоносца, покровителя Москвы – центра Московской Патриархии и всей Русской Православной Церкви, воина, символизирующего победоносную православную битву! Пусть в этот день осуществится и наша совместная, долгожданная православная победа!


Прикреплённый файл:

 Воссоединение, 3 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

6 мая 21:29, Посетитель сайта:

Господи Боже Сил, охрани, спаси, защити, соедини нас,

да будем мы снова вместе!!!


10 мая 19:51, Елена:

вместе

Промоги Вам Господь!!!!


16 октября 03:50, Посетитель сайта:

Господи! Помоги нам, грешным!



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019