18 февраля 2020
Вы не правы

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Сергей Лебедев
3 октября 2007 г.
версия для печати

О Слове и словах (открытое письмо Егору Холмогорову)

Простите мою резкость – но когда отдергиваешь кого-то, как тебе представляется, от края ямы, она, пожалуй, неизбежна. А разбираться, есть яма или ее нет, лучше все же потом и теоретически. Что мы сейчас и делаем

Уважаемый Егор!

В свою очередь, не могу оставить без ответа Вашу последнюю статью «В защиту «историцизма», написанную как ответ на мою реплику. Пафос Вашей статьи – в том, что Вам приходится отвечать на обвинение, причем особо тяжкое для христианина, каким является обвинение в ереси. Но решение проблемы зависит от верности постановки вопроса.

Начать следует с того, что обвинение в моем тексте отсутствует как «юридический факт». Прошу прощения за самоцитирование (в дальнейшем к нему придется прибегать еще и еще): «Автор фактически становится на грань оригинальной ереси «историцизма» (в ином, нежели попперовское, значении этого слова)». «Стать на грань» – не то же, что «переступить грань». Если человек стал на некую опасную черту, это не тождественно тому, что он уже «одной ногой там». А тем более – двумя. Обвинение, поверьте, звучало бы несколько иначе.

Далее, как Вам известно, обвинить кого-то в ереси правомочен, как минимум, Поместный Собор. У меня было желание совсем другого рода – предупредить, что, на мой взгляд, Вы подошли к опасной границе, и по мере сил обозначить эту границу и аргументировать эту опасность. Можете обижаться или нет, но я буду твердить, что лучше объявить лишний раз ложную тревогу, чем из соображений политкорректности допустить человека за опасную черту. Поэтому простите мою резкость – но когда отдергиваешь кого-то, как тебе представляется, от края ямы, она, пожалуй, неизбежна. А разбираться, есть яма или ее нет, лучше все же потом и теоретически. Что мы сейчас и делаем.

Прочтя Ваш ответ, я могу сказать, что только рад, если мое первое впечатление оказалось ошибочным, и Вы хотели высказать совсем не то, что я назвал «ересью историцизма». И также рад, если мое замечание помогло Вам найти более точную формулировку для Вашей мысли. Это замечательно сказано – «спастись, несмотря на своё время». Собственно, и я говорил о том же, хотя и шел «от другого полюса». Именно несмотря на. Я даже хотел привести в конце своей статьи почти те же слова о. А. Кураева, где он говорит о «вечно новом» Христианстве. Истина Господня не вмещается ни в какие временные рамки, хотя времена, по мере своих духовных и культурных возможностей, ее отображают. Одни более полно, другие менее – здесь Вы правы. Но ни одни не вмещают Истину полностью.

Искренне благодарю Вас за замечания в связи с православным пониманием спасения. Здесь мои формулировки были некорректны. Действительно, дело не только (и не столько) в вере, но в Благодати, даруемой через литургическую жизнь Церкви. Это подразумевалось, не не было прямо высказано в моих рассуждениях. Вера и дела, в которых она выражается, понимаются мной не как сущность, но как «инструменты», средства духовной жизни – правда, необходимые, но сами по себе, конечно, недостаточные. Наличие благодати Крещения и других церковных Таинств предполагалось в моих рассуждениях как само собой разумеющееся условие духовной жизни во Христе. Но, повторяю, я этого не сказал и в этом был неправ.

Насчет «порывов» согласиться не могу. Напротив, падшее существо, скорее, только и способно, что на порывы. Постоянство и твердая воля в осуществлении цели спасения – именно дар свыше, награда человеку за искреннее и сильное желание получить этот дар. Конечно, одних «порывов» недостаточно. Но именно с них начинается «центростремительное» движение нашей души к Господу: «Из глубины воззвах к Тебе» – это разве не порыв? Господь не против наших «порывов» к Нему, он благостно принимает их и помогает нам сделать из них нечто большее и значительное, чем сиюминутное настроение. И разве Вы, когда Вас охватывает желание помолиться Господу, Божией Матери или кому-либо из святых «не по расписанию», принимаете позу лотоса и ждете, когда эта блажь пройдет? Не думаю.

И «last and not least», последнее, но отнюдь не последнее из Ваших встречных тезисов. Именно: Вы приписываете мне индивидуалистическое мировоззрение со всеми вытекающими из него «еретическими императивами» и заблуждениями, и более того – представляете меня, грешного, едва ли не его страстным защитником.

Я, действительно, знаком с этим индивидуализмом. Но из этого не следует, что он мне нравится. Напротив, мое отношение к нему близко к отвращению. Но при этом я не могу трактовать его иначе, нежели своеобразное испытание, соблазн «века сего», который мне и многим моим современникам следовало и следует преодолеть. В этой связи он не лучше и, наверное, не хуже других грехов. И осознание его в этом качестве и должное отвращение к нему способно «подтолкнуть» человека в направлении к Церкви.

И напротив: если человеку нравится «пребывание во грехе и коснение во злобе» (в индивидуализме), то ему логичнее и «естественнее» от Церкви бежать, как нечистой силе от ладана. Впрочем, не хочу обобщать, но, думаю, я в этом случае предпочел бы остаться атеистом.

Собственно, содержательную часть ответной реплики на этом можно было бы завершить. Однако мне представляется, что Вы постепенно перешли от выдержанных ответов на мои тезисы к страстно-полемическому стилю и увлеклись «сожжением бумажного тигра», которого сами же себе и придумали. При этом сила Вашего творческого воображения оказалась такова, что «тигр» местами получился похожим на что угодно, только не на оригинал. Сверим тексты.

Цитирую: «от многих, в том числе и от Сергея Лебедева, можно услышать довольно странные суждения» в том духе, что «легко быть благочестивым в Иерусалиме, а ты попробуй в Содоме...» Дух этой фразы – в словах «а ты попробуй». То есть в призыве предпочесть Содом Иерусалиму, пусть и с целью испытать свое благочестие. Вот этого, Егор, Вы от меня не слышали и не видели. В реальности у меня в статье была лишь констатация того, что современный мир больше похож на Содом, и что своими силами Иерусалим построить посреди Содома невозможно.

«Только гордец, уверенный в своей спасенности, не интересующийся спасением других людей, уверенный в силе своего "порыва", может рассматривать Содом как благоприятную среду для спасения…» Нет ни малейших возражений. Но «был ли мальчик»? Где Вы нашли в моих словах уверенность в своей спасенности, уверенность в силе своего порыва и тем более утверждение в благоприятности Содома для спасения? Простите, но так и хочется сказать: «Читайте внимательнее». Тем более – текст был совсем небольшой.

«…тот, кто выдержал искушение сим днем, тот и достоин избрания, а тот, кто не выдержал, тот сам виноват». Оригинально. Мне бы такое и в голову не пришло, честное слово… Было так: «несчастное сознание» современного человека призвано хотя бы довести его до порога Храма, хотя бы сподвигнуть произнести слова молитвы, хотя бы заставить отважиться на исповедь». Куда уж нам, грешным, до большего – тут дай Бог до Церкви дойти.

«…те достижения общества в деле содействия христианскому подвигу объявляются ничтожными и необязательными». Где? Было так: «Конечно, социальные и культурные установления – великое дело, и они могут существенно облегчить человеку «несение креста». Егор! Вы не заметили этой фразы? Или же «великое дело» – синоним «ничтожности и необязательности»?

«И отвергать этот дар, плевать в него, говоря, что всё то, что дал нам Всеблагой Отец, ничуть нам не нужно и мы бы прекрасно спаслись и без этого…» Было так: «спасение – не в наших мнимых достоинствах, а в Руке, протянутой нам свыше». Здесь отрицаются только наши мнимые достоинства. Но никак не «все то, что дал нам Всеблагой Отец».

Ну, и, наконец: «разве можно гордиться пребыванием себя и мира в состоянии духовного блуда?» Егор, друг мой! Гордиться нельзя вообще ничем, Вы ведь это знаете.

В свете всего этого вспоминается, как метко Вы сказали о людях, которые «бегают друг за другом с дубинкой "еретик", не понимая, какими серьезными вещами они шутят»; об «интернет-полемической манере читать серьезные тексты по диагонали»; о «приходской культуре, к которой так много претензий»… Ну разве к этому что-то добавишь?

Я без обид воспринимаю то, что Вы, по-видимому, с первого взгляда классифицировали меня как одного из «приходских или салонных великовозрастных мальчиков», которых хлебом не корми – дай только пополемизировать на богословские темы. Просто, по-видимому, Вы значительное время вращались в этой среде, и Ваш жизненный опыт сильно привязан к ней (не хочу сказать – ограничен ею). Мне в плане среды, наверное, повезло больше – ее составляли более взрослые люди. Среди них не принято бросаться обвинениями, и даже замечания они стараются делать корректно, судя поступок, а не поступившего. Соответственно, я тоже ограничен своей средой, и потому не подумал, что мои слова будут восприняты Вами совсем в другом контексте, чем их восприняли бы близкие. Безусловно, мне нужно было выражаться мягче.

Итак, я приношу Вам свои извинения за неосторожное подозрение в ереси, которое, к счастью, не подтвердилось, и обещаю покаяться в нем на первой же исповеди (это не шутка). Ваши замечания в плане недостатков богословской аргументации моих рассуждений о спасении принимаю с благодарностью. Но прошу Вас быть внимательным к слову – как своему, так и своего собеседника. Действительно, «забыли мы, что осиянно было Слово средь мирских тревог…» (Н.С. Гумилев). Но с уважения к словам начинается уважение к себе и окружающим, которое восходит к уважению к Предвечному Слову. И если мы не будем бережно относиться к этому Дару Божию – то кто же тогда будет?





Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

6 октября 20:12, Посетитель сайта:

Да... Вот речь "не мальчика, но мужа".


7 октября 08:56, Александр:

Нудновато, Лебедев! Мог бы и получше.


7 октября 11:19, Вадим:

Посетителю от 6 октября

Согласен с Вами. Это Холмогорову не с молодежью сопливой в ЖЖ общаться. Боюсь, что он, действительно, не привык к такому обращению и теперь офигеет слегка.


8 октября 22:23, Алик:

Да, Холмогоров оказался в ситуации, когда, потянув за хвост мелкую ящерку, а вытащил довольно-таки крупного динозавра. Правда, неагрессивного. Интересно, как теперь будет реагировать Холмогоров? Проигнорирует? Вежливо раскланяется? Или будет исступленно совать голову в пасть с отчаянным криком "а ну-ка, откуси", провоцируя на ответную агрессию?


9 октября 15:15, Посетитель сайта:

Алику

Да никак он не будет реагировать. Сочтет себя правым, да и все тут. Что непонятного.


10 октября 09:41, Г.Н.:

До сих пор я знал, что у С.Л. -- достаточно мощная научная школа. Теперь узнал, что он еще и личность.


10 октября 11:39, Посетитель (другой):

Мнение

А по мне , все, что здесь пишется, работает на пиар этого самого Холмогорова. Раскручивают его все, кому не лень. Превозносят, на фиг...


11 октября 20:27, Сергей Лебедев:

Благодарю за внимание

Уважаемые коллеги! Спасибо, что проявили внимание к моему материалу. Позвольте "пройтись по каждому".

Александру: согласен; возможно, выбрал не тот жанр. Открытое письмо - вообще не самая интересная вещь, особенно, когда в нем "пережевывается" уже сказанное. Собственно, писал я его за день с небольшим, в режиме экстренного ответа, с целью "расставить точки".

Посетителю и Вадиму: благодарю. Ну так, возраст, статус и профессия обязывают :)

Алику: спасибо за "динозавра", оценил. Обещаю не кусаться :)

Г.Н.: Буду стараться держать марку.

Посетителю (другому): Да, возможно. Я как-то об этом не подумал. Что ж, всегда рад дружески помочь с пиаром :)


27 февраля 16:48, Vladimir:

V zashitu geometrii

Vseze sleduet izbegat' daze nichtoznyh podvodnyh kamnei.Rashoziy shtamp-"vstal na gran' " soderzit v sebe ser'eznuy oshibku.Gran' eto sut' ploskost',a ne cherta(eta cherta nazyvaetsya rebrom).To est' esli vstal na gran'-to chertu perestupil po opredeleniy.Eto eshe v shkole davali-geometriya.Pros'ba vsem pishushim-ostoroznee s obraznost'y.


15 марта 15:53, Автор:

Благодарю Вас, Владимир. Да, в этом контексте я действительно имел в виду "черту".



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2020