2 апреля 2020
Вы не правы

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Григорий Бондаренко, Дублин, Ирландия
18 апреля 2005 г.
версия для печати

В сторону от консерватизма

Защищая современную российскую государственность под знаменем традиционных ценностей, консерваторы отстаивают вполне либеральные, модернистские и буржуазные принципы. Дело в том, что любые «позитивные» регулярные государственные, социальные и экономические структуры современного мира суть искажения аналогичных традиционных структур и, будучи плоть от плоти эпохи модерна, несут агрессивно светский, профанный характер

Мои друзья и сверстники подхватили знамя консерватизма из дрогнувших рук старшего поколения родителей и учителей. Знамя консерватизма, раздуваемое ветрами неурядиц и либеральных непогод нашего времени, трепетно полощется в неуверенных и дрожащих руках. Они вроде бы помогают друг другу: один подталкивает другого выше, третий уверенно отстраняет четвертого, чья голова немного закружилась, пятый лезет наверх поправить флагшток и развернуть скрутившееся полотнище. Общее место, что ни им снизу, ни нам поодаль не разглядеть гербы, созвездия и иероглифы, кем-то начертанные на знамени в незапамятные времена наших прародителей. Часть символов стерлась или замалевана, новые копии старых фотоснимков, наспех пришпиленные булавками, неуклюже топорщат ветхую ткань. Вектор движения знаменосцев неведом, страна их обитания неизвестна, и солнце, согревающее их, чернеет на глазах.

Этой скульптурной композиции вполне можно задать вопрос: что защищаете? Осталось ли в нашем грешном мире хоть что-то, что еще не отравлено, чем еще не поступились? Какие ценности, какое положение вещей собираются охранять новые консерваторы? Первый, и самый очевидный, ответ с их стороны – государство Российское. Веру, семью, ближних можно оставить на потом. Государство превыше всего. Государственник – давний синоним консерватора, сейчас, в пору окраинных революций, ставший наиболее актуальным для всей патриотической и консервативной публики. Но кто скажет, что за государство современная Россия? Реальная «Российская Федерация», этот курьезный огрызок от исторической России остается за скобками русского консервативного дискурса, завороженного самовоспроизводящимся ложным эсхатологизмом и очарованного патологической харизмой нынешнего президента РФ Владимира Путина.

Можно ли полемизировать с нашими младоконсерваторами, опираясь на те же традиционные ценности, которые многие из них в свое время поднимали на щит? Уместна ли критика консерватизма справа? Не только уместна – необходима. Необходима, поскольку прелесть консерватизма затягивает молодых и умных русских интеллектуалов в шестеренки всеядной и унифицированной системы международного менеджмента, роль рядовых винтиков в которой играют и президент Путин, и министр иностранных дел Лавров, и прочие чумные «кадровые» лица из выпусков новостей, из президиумов совещаний и соборов. Надо же, наконец, назвать вещи своими именами: любой толковый технический специалист объяснит романтику-консерватору, что РФ давно уже играет роль сырьевого придатка, сателлита Запада. Мы с вами живем в проекте «Бразилия-2», а не «Третий Рим». Мы, русские, лишились традиционной государственности отнюдь не вчера, но даже если считать концом исторической России 1917 год, все правление Путина есть постоянный и планомерный откат от традиционного имперского (евразийского и византийского, если хотите) прошлого и исторической памяти о нем. Президент, как-то в запале суесловия возмечтавший поучаствовать в Февральской революции, мог бы и не делать этого заявления. Он мог бы вообще не делать никаких заявлений, потому что все они пусты и беспочвенны. Бесконечные «утонувшие лодки», потерянные «великие державы» и «победившие януковичи» все равно ничего не меняют. Менеджер с бесцветными чекистскими глазами, временщик, пришел делать свое нехитрое дело: обустроить самоубийство страны и народа, soft suicide, «бархатный» суицид. Поэтому никаких «бархатных» революций нам в РФ и не светит: для нас приготовлен пирог из других элементов. Как в начале 1990-х только окраинам Советского Союза был позволен национализм и всевозможные «народные фронты», так и сейчас «революция» и встраивание в западные структуры предназначены лишь для окраин Большой России, межеумочных пространств, где давно назрел вопрос о дерусификации, без которой Большая Россия все еще существует на ментальном уровне и беспокоит игроков на большой шахматной доске.

Вполне резонно выходит, что, казалось бы, защищая современную российскую государственность под знаменем традиционных ценностей (народности, православия и зачастую монархизма), консерваторы отстаивают вполне либеральные, модернистские и буржуазные принципы. Дело в том, что любые «позитивные» регулярные государственные, социальные и экономические структуры современного мира (сильная президентская власть, семья, корпоративность, частная собственность, производство) суть искажения аналогичных традиционных структур и, будучи плоть от плоти эпохи модерна, несут агрессивно светский, профанный характер. Все эти структуры и ценности, к которым традиционно апеллируют классические правые консерваторы на Западе, по условиям современной игры, в лучшем случае может объединять лишь забота о частном благе отдельного индивида, атома этого человеческого муравейника. И структуры эти не могут быть подчинены никакому Высшему Принципу. В экстремальных случаях вроде стихийного бедствия, гражданской войны или террора нам предлагается картинка по TV, где очередное действующее лицо озвучит молитву, проклятие, покаяние или просто скромно постоит со свечкой в руках. Парадокс же современной российской ситуации состоит в том, что вера стала частным делом индивида, а Московская Патриархия — подсобным государственным институтом.

Президент Путин, таким образом, в причудливой форме совмещая позднесоветские табу и уроки современной политтехнологии, живет своеобразной двойной жизнью. Публично, в интервью, на вопрос о своей вере он говорит о вере в добро и человека, играя роль светского президента «всех россиян», гуманиста, к тому же отягощенного советскими правилами приличия. Затем молча, в свободное от менеджмента время, он может позволить себе частные интересы: посещать храм, молиться, даже воцерковляться. Можно уважать частный выбор этого человека, можно относиться к нему с пониманием и сочувствием, но от этого выбор не перестает оставаться частным. Он никак не влияет на государственную политику в сфере демографии, культуры, массовой информации, экономической этики, эстетики, в конце концов. То есть мы имеем дело с двумя людьми: Путин – менеджер и Путин – частное лицо. При этом я исхожу из наивной веры в искренность президента в его частной церковной жизни, так или иначе публично освещаемой СМИ, и не берусь обсуждать здесь степень искренности.

В любом случае проблема нынешнего российского президента – проходная. Не это главное в нашем возможном отношении к стране нашей Российской и ее будущему. Мы можем пессимистически заявить, что российская Атлантида медленно погружается в пучину, но это ничего не меняет. Важно понять, как жить дальше в современном мире, на пространствах бывшей Большой России вполне определенному русскому человеку, сохранившему хотя бы остатки былой верности традиционным ценностям? Ясно, что сейчас никто не может дать четкий ответ на этот вопрос, иначе у нас давно бы появился аналог иранского аятоллы Хомейни, пусть и в более скромных масштабах русского этнарха. Более скромным и прагматичным советом мог бы стать вектор, предложенный в свое время Юлием Эволой: «Оседлать тигра». А именно — не сопротивляться современному миру и государству (тигру), использовать его возможности и лазейки для сохранения остатков традиционного мышления и поведения и дождаться, когда тигр устанет. С другой стороны, христианин не может не разглядеть в тигре Эволы образ апокалиптического зверя. При этом здесь нет никакой аналогии с христианским непротивлением злу, померещившейся Эволе. Как христианину поступать со зверем в последние времена? Главное – не поклониться, а оседлать его можно, пожалуй, лишь с его благодушного согласия.

Мы не имеем права даже тезисно обозначить возможные способы выживания русского человека, сохранившего страх Божий и память о своих предках и своей стране. Любых оппозиционеров слева и справа застают врасплох вопросом: «А где же ваш позитивный план? Как же вы будете обустраивать Россию и спасать русский народ?» При этом вопрошающий, как правило, имеет вполне определенный план действий только для себя и своей семьи и руководствуется принципом частного выживания и личного обогащения. От недовольного идеалиста любопытно было бы услышать что-то глобальное: как извести инородцев, например, или что нам сделать с Чечней, как приготовить «русскую идею»? Раз и навсегда прямо стоящий традиционалист должен понять, что в подобных разговорах или сочинении очередных утопических имперских программ для современной России нет никакого смысла. Самодостаточному либеральному индивиду с его работой, развлечениями и безбедной старостью мы не можем ничего ни противопоставить, ни предложить. Если же наши радикальные консерваторы в творческой экспрессии предложат просто убивать таких людей, следует их разочаровать – сил не хватит. Невозможно и мечтать о консервативной революции в разгар революции культурной, сексуальной, смысловой, сметающий все остатки традиционных взглядов на отечество, семью, ближних, на человеческие отношения. Есть лишь слабая надежда на отрезвление человека. Но, чтобы отрезвиться, нужно по меньшей мере хотеть этого, а ведь у современного человека не возникает даже желания отбросить эфемерную видимость своего проживания.

Это совсем не пессимизм, когда мы говорим: «Все будет плохо», — в ответ на жизнеутверждающие восклицания рабочей молодежи и фантасмагории консервативных утопистов. Это реализм, метафизический реализм, если хотите. Что значит «плохо»? Плохо – это значит, что чувство собственного несовершенства, собственной немощи пред Богом всегда будет внутренне присуще любому нормальному русскому интеллигенту, которыми, в конце концов, мы являемся. В сущности, неважно, какую пользу мы принесем своей стране и своему народу. Польза уже хотя бы в том, что у нас есть право свидетельствовать перед небесными инстанциями о своем народе, его прегрешениях и заслугах. И раз уж нам это свидетельство предстоит, давайте достойно проживем каждый свою грешную жизнь с его собственным малым или великим делом, своей семьей, своим домом и долгом, своими детьми. В полной мере осознавая себя частью русской истории, русского сакрального пространства, будучи готовыми даже на партизанскую борьбу с невидимыми оккупантами, мы все же прежде чем думать о каком бы то ни было обустройстве России, должны обустроить сначала русского человека, то есть самих себя.

Позиция автора данной статьи не является точкой зрения редакции. ПРАВАЯ.RU





Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

18 апреля 16:53, Посетитель сайта:

"остается за скобками русского консервативного дискурса, завороженного самовоспроизводящимся ложным эсхатологизмом и очарованного патологической харизмой..."

Круто!


27 апреля 21:04, Посетитель сайта:

Безвременье постмодерна - тяжёлое время.

Развёрнутая автором апология маленького русского человека приводит к единственному выводу: пусть всё будет как будет. Несмотря на яркий стиль и заковыристую фразу остается общее ощущение уныния и безысходности в душе автора. Оно и понятно: как горячий русский патриот он не может смириться с униженным положением Российского государства, с потерей сакральной онтологии и всеми прочими "прелестями" утопающей Русской Атлантиды.

Но доктор предлагает вместо лекарства яд, когда предлагает сначала обустраиваться нам самим по себе, вить комфортабельные уютные гнёзда на прогнивших крышах. Только совместно обустраивая нашу Россию, только встраивая своё бытие в её онтологию, предназначенную ей Богом, только вплетаясь яркой нитью в её цветущую сложность и вгрызаясь волком в её врагов Русский человек может чувствовать себя обустроенным. Да, сегодня большинство к этому неспособны или просто не желают выходить из дремотного состояния гедонического потребительства. А когда было иначе.

Но мы должны помнить героев духа нашего прошлого, должны думать о наших, пока ещё, нерождённых детях, должны действовать сегодня все сильные и понимающие. "Всё будет плохо" повторяем мы и делаем шаг. "Всё будет плохо" кричим мы и радостно смеёмся. "Всё будет плохо" падаем и поднимаемся вновь. Вот наш метафизический реализм. Мы - Русские.


20 мая 21:08, иркут:

гениальное и русское просто

Спастись, не спасая России невозможно по определению. Наша семья не заключается в формуле: я, моя жена, и наш ребенок - это даже не РФ - огрызок России. Это что-то более жалкое. И я не имею в виду старую русскую семью в 20-30 человек братьев, сестер, бабушек, дедушек, дядей, племянников кума, сватьи, сесетренницы, братанов и т.д. Потому, что исторически наша русская семья - это весь русский народ. Мы стали великим имперским народом, не потому, что покорили или отбились от других и создали великую многоплеменную империю, а потому, что прежде всего сумели объединиться сами - из вятичей и кривичей стать русскими. Русский - это не прилагательное, как пишут советские грамотеи, а имя притяжательное (по старорусской грамматике), отвечающее на вопрос: чей? Ты чей - я русский, то есть я принадлежу русскому народу, так же как я тамбовский, вятский. В самом нашем самоназвании лежит имперский принцип, который стал генотипом, не только культурно-историческим, прямо генетически. Создав империю мы тем самым выполнили первый завет Творца "Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею". Этот же завет-предписание и благословение дал Господь и после потопа. Обладать - значит властвовать - по латыни империо. Православный - не имперец - это просто шаманист-обрядоверец, шкуроспасатель, отреченец, вырожденец.

Поэтому вопрос спасения России, есть вопрос спасения русского народа и наоборот. Мы должны поставить знак равенства между русским и имперским. Это равенство и есть наша национальная идея. Империя - это единство русского народа. Думать, что другие народы начнут разбегаться из империи - это глупость - совсем наоборот. Разбегаются, когда русские не держат империю - не держат свое единство.

Да, многое очень плохо, да нам грозят потрясения. Но, кто сказал, что выиграют все, кроме русских? Ведь сегодня потрясается жидо-большевистская-демолиберальная педерация. Неизбежно возникнут освобожденные русские области, регионы. Ни у какого нато не хватит сил все контролировать. Никакие татары или якуты не смогут, полностью отделится без русской на то воли, да многие из них и не захотят. Наши враги даже не мечтают о полном распаде нашей бывшей империи - все их происки - это только усилия ПО ОСЛАБЛЕНИЮ РУССКОЙ СИЛЫ, РУССКОГО ЕДИНСТВА, а мы уже сами себя похоронили. Ведь даже гитлеровцы очень сильно сомневались в возможности навсегда похоронить Русский народ и его государство и в плане "ОСТ" (который взят на вооружение англо-саксами) писали, что если нам не удасться разрушить русское государство, то мы должны нанести разрушения, которые отбросили бы Россию 25-30 лет назад.

Таким образом, мы должны прежде всего не причитать по поводу национал-сепаратизма и исламского терроризма, а поинтересоваться, на каких условиях они бы остались в русской империи. Я не думаю, что их требования будут сильно отличаться от тех вольностей, которыми они пользовалисьпри государях. Но прежде мы должны им предъявить им нашитребования, причем детальные с однозначным ультиматумом - ни одного русского города, ни одной деревни, ни одной русской реки или острова, которые жидо-большевики приписали той или иной "республике"мы за просто так не отдадим. И даже потеряв де факто, никогда не признаем де-юре. Республика - это наша метафизическая, а значит и историческая смерть, поэтому каждый русский республиканец или демократ должен состоять под подозрением и должен знать, что если будет сопротивляться русскому имперскому объединению - он будет уничтожен, физически уничтожен. Путин-это только советская агония.

Нужно довести Белое дело до конца. Читайте Ильина. Повесте вкабинете портрет Колчака. И у Вас исчезнет пессимизм. История нынешним поколениям даст еще один шанс восстановить империю, нужно готовиться к борьбе. Бархатного самоубийства не получиться, не надейтесь, малодушные. Если России и грозит смерть, то она умрет с оружием в руках. Но никак под либеральной капельницей.


20 октября 20:23, В.Карпец:

Под статьей должна стоять подпись: Zhivago(doctor)


21 октября 10:05, Посторонним В.:

да, вот ЕдРо и взяло на вооружение консерватизм как неотъемлемую часть самоё себя. Такчто, статья оказалась как нельзя злободневна спустя почти 5 лет.

Единственно, что кризис может приоткрыл то, что и либеральный индивид подрасстерял развлечения и безбедную старость..и теперь что не предложи, всё нужно и полезно


31 октября 12:22, Мазай:

Автору

//Важно понять, как жить дальше в современном мире, на пространствах бывшей Большой России вполне определенному русскому человеку, сохранившему хотя бы остатки былой верности традиционным ценностям?

Ясно, что сейчас никто не может дать четкий ответ на этот вопрос, иначе у нас давно бы появился аналог иранского аятоллы Хомейни//

Да чушь. Геноновская отрыжка.

Опять поиск ответа в аятоллах идет.

Вот интересно, почему это читатели и почитатели Генона ни разу не задали ни себе ни друг другу вопрос:

А почему это Генон, рассказывая о всех-развсех традициях и языческой, и католической,и манихейской, и мусульманской, и китайской, и индийской, и каббалистической , даже, дикарско-шаманической, ни разу не обмолвился о православии?

Прям кабутто православия никогда не существовало.

Правильно. Потому, что был умный человек.

Знает кошка, чью мясу съела.

Потму что во всех этих "традициях" полный каюк, форменная калиюга. И Генон очень талантливо этот каюк описывает.

А православие не трогает. Понимает, что весь его генонизьм в православии не прохонже. Умный человек.

А вот разные азартные генонята норовят учителя поправить и лезут с механическими параллелями в православие.

И получается чушь. Поиски аятоллов в православии.

Сапоги всмятку.

Да всё прекрасно православные люди знают.

Тоже мне, бином Ньютона.

Спасать свою безсмертную душу и свидетельствовать Благую Весть.

И оставить мертвецам хоронить своих аятоллов.



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2020