16 декабря 2018
Вы не правы

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Аркадий Малер, Кирилл Фролов
15 августа 2005 г.
версия для печати

Ответ православнутых

Мы не можем не отреагировать на основные суждения и общий пафос статьи Виктора Милитарева “Почему наша Церковь пока не стала духовным лидером русского народа?”, которые, с нашей точки зрения, категорически неадекватны по отношению к современной ситуации в русском Православии и выглядят весьма оскорбительными

3 августа на сайте АПН.ру была опубликована статья политолога Виктора Милитарева “Почему наша Церковь пока не стала духовным лидером русского народа?”. Следует оговорить, что для человека левой ориентации, некогда оценившего всю глубину и трагизм разногласий Русской Православной Церкви и Римско-католического престола как “разборку между солнцевскими и люберецкими”, эта статья является существенным шагом вперед. Однако мы не можем не отреагировать на основные суждения и общий пафос этой статьи, которые, с нашей точки зрения, категорически неадекватны по отношению к современной ситуации в русском Православии и выглядят весьма оскорбительными.

Основное утверждение автора сводится к тому, что РПЦ МП недостаточно активно влияет на жизнь православных граждан России и что многие из воцерковленных православных на сегодняшний день являются безобидными, но злобными сумасшедшими. Или, если выражаться мягче, глубокими невротиками и / или психопатами, имеющими серьезные трудности с социальной адаптацией. Подобные оскорбительные выпады часто приходится слышать от врагов РПЦ МП, в основном связанных с компрадорскими, антинациональными кругами типа сайта Credo.ru, обновленческими сектами типа РПАЦ, или откровенными грантоедами типа Н.Митрохина. Но когда этот упрек раздается со стороны тех, кого до сих пор мы считали нашими союзниками хотя бы в вопросе об укреплении нашего Государства (ибо в делах укрепления нашей Церкви В.Ю. Милитарев замечен не был), задаешься вопросом об истинных намерениях автора. С нашей точки зрения, фундаментальное заблуждение Виктора Милитраева, если это действительно заблуждение, а не попытка выдать желаемое за действительное, заключается в том, что его восприятие актуальной ситуации в русском Православии более похоже на ситуацию двадцатилетней давности, к которой автор как раз и апеллирует в одном примере. Причин подобного заблуждения может быть две – возможно, сказывается поколенческий момент в его восприятии — все-таки события в истории страны и Церкви развиваются весьма быстро, но кроме этого, судя по ряду его заявлений, сам он не только не является воцерковленным человеком, но и вообще давно не посещал современную церковную службу.

Виктор Милитарев утверждает, что “важнейшая проблема” Церкви – это неурегулированность отношений между воцерковленными и невоцерковленными православными”. Хочется спросить, а каким образом можно урегулировать эти отношения? Для Церкви не существует “воцерковленных православных” и “невоцерковленных православных”, все крещенные люди для нее равны. Русская Православная Церковь – это не секта типа той же РПАЦ, где призывают к суициду, РПЦ МП открыта всем людям, в том числе и Виктору Милитареву, который может прийти в любой московский храм и свободно погрузиться в церковную жизнь любого современного прихода. Недостаточная воцерковленность любого мирянина – это всегда свидетельство духовной слабости для Церкви, которую должно стыдится и пытаться преодолеть, прежде всего, молитвой и постом, а также деятельным участием в сакраментальной жизни Церкви. В этом смысле тот единственный пример, который приводит автор в отношении частой, по его мнению, практики современных священнослужителей совершенно неадекватен и свидетельствует, скорее, о представлениях самого В. Милитарева: во-первых, это пример двадцатилетней давности, во-вторых, это пример из жизни двух действительно неуравновешенных мирян, неспособных справиться со своими проблемами, в-третьих, это яркий пример отношения самого автора к Православной Традиции: В. Милитарев упрекает священника в том, что он предлагает людям в качестве исцеления чтение Иисусовой молитвы. Видимо, В. Милитарев либо не доверяет самой Иисусовой молитве, либо не знает, что чтение многих молитв имеет безусловную реальную преображающую и исцеляющую силу. Следовательно, сам автор, будучи “невоцерковленным православным”, упрекает “воцерковленных православных” в излишней “воцерковленности”. Совершенно непонятно при этом, зачем автор долго расписывает идеологию так называемых “полуправославных”, утверждая, что они “часто не знают даже "Отче наш", "Богородице Дево" и Символа Веры” и что “Иисус Христос воспринимается не столько как Спаситель, сколько как Бог”. Судя по тексту, “полуправославные” – это “невоцерковленные православные”, следовательно, задача Церкви – это их постоянное воцерковление, что предполагает в том числе и чтение той же самой Иисусовой молитвы. Тогда возникает вопрос: о чем больше беспокоится автор – о том, что воцерковленные миряне слишком строгие или о том, что невоцерковленные слишком поверхностны? У нас создается впечатление, что автору нужно просто любой ценой дискредитировать Церковь не с одной, так с другой стороны.

В продолжение этой стратегии двойного удара В. Милитарев, вряд ли симпатизирующий теократии, обвиняет Церковь в недостаточной активности: “три-четыре миллиона человек более-менее регулярно посещают храмы”. Вопрос: кто и как проводил подобную статистику? Отношение остальных мирян к Церкви, которых автор называет “народно-православными”, чем-то сходно с отношением японцев к буддизму”. Опять же: откуда у автора эти данные? “Из партий православной направленности так ничего и не вышло”, — утверждает автор. А как же тогда обстоят дела с партией «Родина», которая на выборы в Госдуму в 2003 г. позиционировала себя именно как партия православного возрождения, максимально используя православные людские и медийные ресурсы. На социальную доктрину русской православной церкви почти никто в миру не обратил внимания, ” – отмечает автор. Видимо, здесь следует вспомнить тот гигантский шквал раздражения и клеветы противников Церкви против Социальной Концепции РПЦ, безусловно, являющейся выдающимся консервативным документом современности, в частности, из-за положения Социальной концепции о том, что Церковь может отказать в доверии власти и призвать верующих к гражданскому неповиновению, если действия власти смущают совесть верующих.

Вообще, социальную активность Русской Православной Церкви за последние пятнадцать лет, о которых говорит автор в начале статьи, трудно переоценить. Прежде всего, необходимо помнить о том, что РПЦ МП, будучи культурной, институциональной основой русской цивилизации, юридически уравнена в России со всеми религиозными организациями и поэтому никаких прямых дотаций со стороны Государства никогда не получала. Ее масштабное возрождение за все это время зиждется исключительно на своих собственных силах, то есть на беспрецедентной пассионарности большинства священства и значительной части прихожан. Десятки тысяч приходов за несколько лет – это очень и очень серьезно, и при этом автор еще смеет упрекать многих православных людей в том, что не могут нигде работать, кроме как при храме! Православные храмы стали реальными центрами русской культурной и общественной жизни по всей России, они действительно составили своего рода “государство в государстве”, значительно более прочное, чем современная Россия. Все-таки речь идет о социальном институте с более, чем тысячелетней историей. Православные миряне создали более 400 сайтов церковной направленности, в одной только Москве действует три вуза православной ориентации. Свято-Тихоновский Институт имеет 14 филиалов по всей стране. Но что говорить о приходах Московского Патриархата за границей, где вообще вопреки всем возможным обстоятельствам происходит не меньший рост. Украинская Православная Церковь не позволила отделить себя от Московского Патриархата, вопреки государственной машине Украины, работавшей на раскол. После “оранжевой революции” на Украине Церковь стала в авангарде антиоранжевого сопротивления: появились такие яркие лидеры политического Православия, как Лидер "Единого Отечества" Валерий Кауров, которые без софитов и телекамер, организовали зимой антиющенковское восстание в Крыму, Донбассе и Новороссии. Правда, для Виктора Милитарева, который вполне допускает существование суверенной Украины, роль Церкви в украинских делах, наверное, мало интересна. Так же, наверное, мало интересна ему и возрастная динамика в современной Церкви. В том-то и специфика всей ситуации в современной Церкви, что это ситуация возрождения: сегодня не отцы и деды учат молодых своей исконной Православной Традиции, а сами дети и внуки учат их, например, как держать свечку в храме и где этот храм вообще находится. В Московской области у митрополита Ювеналия чуть ли не половина духовенства — 1975-1980 года рождения. Последний рукоположенный епископ Вяземский Игнатий Пунин – 1973 года рождения. А о феномене православного рока или многочисленных молодежных православных центрах автор ничего не слышал? Каждый день по всей России восстанавливаются десятки храмов и монастырей, прежде всего, руками молодых православных активистов, в частности, из знаменитого центра «Реставрос». Или это тоже “психопаты, имеющие трудности с социальной адаптацией”? На сегодняшний день подлинным апофеозом развития православных СМИ, весьма многочисленных, можно считать организованный Иваном Демидовым телеканал «Спас», а крупная радиостанция «Радонеж» Евгения Никифорова постоянно обновляется и расширяется.

Можно задать вопрос: какими силами происходит все это великое возрождение? Если многие из воцерковленных православных, читающих Иисусову молитву, являются безобидными, но злобными сумасшедшими. Видимо, такие трудности испытывают многие воцерковленные миряне, которые работают на канал “Спас” и программу “Русский взгляд”, радио “Радонеж” и все возможные православные газеты и журналы, кинофестиваль “Золотой Витязь” и Паломнический центр Московского Патриархата… Может быть, Виктор Милитарев скажет, что это исключение из правил, как он говорит о митрополите Кирилле. И это только свидетельствует о том, насколько он далек от реальной церковной жизни: митрополит Кирилл – это лидер тех десятков и сотен священников и прихожан, на которых сейчас держится Православная Церковь, он не диссидент в Церкви, а человек Церкви. Слишком много получается этих “исключений”. Только их деятельность не так заметна, как деятельность митрополита, но ведь В. Милитарев не будет погружаться в эту тему, ведь он пишет не аналитическую статью, а свои впечатления. Согласитесь, примеры из двадцатилетней давности или же из личных наблюдений за нательными крестиками у купающихся на пруду мало отвечают требованиям аналитики.

Но автор не останавливается в своей критике Церкви, и вслед за разделением мирян на воцерковленных и невоцерковленных, отношения между которыми Церковь почему-то должна регулировать (может, имеет место явная агрессия между ними?), В.Милитарев вводит еще одну дистинкцию: базовая проблема сегодняшней церковной жизни — это скрытый раскол между нормальными традиционными православными и еретиками-фундаменталистами. При этом, по моим оценкам, нормальные православные составляют хорошо, если четверть, среди сегодняшних практикующих и воцерковленных православных. Во-первых, опять же, откуда такие точные данные? Как спрашивал Мюллер: “где и кто проводил экспертизу?” Во-вторых, заметим, что «нормальным православным» автор противопоставляет именно «еретиков-фундаменталистов», но он как будто забывает о «еретиках-обновленцах», которых может быть и меньше, но они не менее влиятельны. Другой вопрос, что “еретики-обновленцы” были бы милее сердцу автора. В-третьих, и это самое главное – каковы реальные и показательные примеры этого “скрытого раскола”? Если этих примеров нет, то мы можем прямо обвинить автора в том, что он специально придумывает это раскол, чтобы еще раз дискредитировать Церковь.

Как узнать, по В. Милитареву, как именно можно определить “нормального православного”? Очень просто: нормального православного довольно легко узнать по отсутствию постной рожи. Это такой высокий политологический анализ, а также свидетельство о том, что представителей остальных ¾ воцерковленных православных можно узнать по наличию этой самой “постной рожи”. Еще эти «невротики» и «психопаты» обвиняются в том, что испытывают “отвращение к табакокурению”. Видимо, они должны быть терпимы к этому явлению, а также много еще к чему. Ну и, наконец, им находится общее, идеально-типическое название: “православнутые”.

От имени православнутых фундаменталистов мы считаем необходимым заявить, что описанный крупным политологом Виктором Милитаревым тип “невротиков и психопатов”, конечно, присутствует в нашей Церкви, как и в любой массовой социальной организации мира, но количество и реальное влияние этих типов ничтожно, в противном случае Русской Православной Церкви давно бы не существовало как института, находящегося на полном самообеспечении. В.Милитарев констатирует “нерешаемость нескольких важнейших для жизни церкви проблем”, да и как они могут быть решены, если само слово Церковь пишется вроде бы православным автором с маленькой буквы? “В результате, — продолжает автор, — церковные власти мудро воспроизводят политику своих византийских и древнерусских предшественников — не предпринимают ничего . Вопрос: ради каких “нерешаемых проблем” церковные власти должны нечто “предпринимать”? Если ради преодоления “раскола” между “нормальными православными” и “еретиками-фундаменталистами”, то этого раскола нет, его выдумал автор. Если ради налаживания взаимоотношений между воцерковленными и невоцерковленными, то такой проблемы в принципе быть не может: все православные люди должны быть воцерковленными. Если же речь идет о борьбе с реальными “психопатами”, то эту борьбу Церковь ведет нещадно, что предполагает, прежде всего, недопущение к Святому Причастию и духовное врачевание. Но разве для автора строгое отношение Церкви к своим мирянам приветствуется? А дальше идет прямое обвинение самих церковных властей: “И их можно понять. Ведь политика активного миссионерства может оказаться успешной. А это — не всегда хороший результат”. То есть церковная власть в России, ведущими представителями которой являются Патриарх Алексий II и митрополит Кирилл, которым автор в конце статьи делает некие реверансы, сознательно препятствует политике миссионерства? А знает автор, довольно далекий от церковной жизни, но зато выступающий в качестве ее аналитика, какие реальные препятствия постоянно устраивают враги Церкви ее миссии? Миссионерский отдел РПЦ МП работает на пределе своих возможностей, но разве согласился бы В. Милитарев, чтобы однажды этот отдел занял место Министерства культуры или Министерства образования в России? Как только Церковь идет в политику, в школу, на ТВ, ее начинают обвинять в захвате власти, в претензии на идеологическое господство, в то время как эта задача совершенно нормальна для Церкви. Мы живем в Русском Православном Государстве. Православие для нас – это не просто сумма элементарных этических правил, это наше мировоззрение, наша Традиция, наше все. Не может человек быть членом Церкви и публично охаивать церковную жизнь, выискивать у Церкви недостатки и публично сообщать о них в светских СМИ, даже если эти недостатки объективны. Это то же самое, что быть членом политической партии, той же самой “Родины”, и публиковать материалы о ее убожестве, и считать большинство ее активистов “невротиками” и “психопатами”. Это – предательство. Если же человек не член Церкви или давно порвал с ней по личным мотивам, например, потому что его отлучили от Причастия или наложили трудно исполнимую епитимью, и он позволяет себе такое, то он просто – враг Церкви. И это – прямое нападение.

Кирилл Фролов, пресс-секретарь Союза Православных Граждан, заведующий отделом Украины Института стран СНГ

Аркадий Малер, глава Византистского Клуба





Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

16 августа 16:48, Евпатий:

Давно пора г-на Милитарева подвергнуть публичной порке, а в качестве инъекции адекватных представлений о действительном положении дел в Церкви - отправить его строить какой-нибудь монастырь где-нибудь под Тобольском. Пусть там на практике поучится выработке естесственных этических нормативов, а заодно и обретению "постной рожи".


17 августа 16:17, митек:

политиканы от веры

сравнение Церкви с партией оскорбительно и неумно. Видеть недостатки земной Церкви, болеть и стараться что-то улучшить - естественно для христианина. Торопливо и поверхностно написали Фролов с Милером, главное - агрессивно. А уж "враг Церкви" - кто, господа, вы такие, чтобы такие утверждения делать?

Милитарев не прав, спору нет, но так опускаться стыдно. Мне стыдно как православному гражданину вне всяких союзов.


21 августа 20:21, Алексей К.:

Прочитал статью Виктора Милитарева и она мня, православного, не обидела, а заставила взглянуть на себя. В чем-то автор прав, в чем-то (насчет злобности и ненормальности) "перегибает палку", а вот ответ огорчил отсутствием кротости, а ведь мы, православные, должны отвечать не грубостью на грубость (кужущуюся или действительную), а с кротостью и смирением. И пример из моей жизни. Вчера ходил с внуком в храм на литургию. Внуку 5 лет, хотя он крупный мальчик и ему можно дать 6 лет. У праздничной иконы он перекрестился и приложился к иконе, но при этом допустил ошибку, сначала приложил руку к левому плечу, а потом к правому. И тут же нашлась православная (православнутая?), которая это заметила и со словами: "Он перекрестиля неправильно" поспешила исправить его ошибку (чего я ей сделать не позволил, сказав, что ему 5 лет и ему можно так ошибаться), хотя она отлично видела, что ребенок пришел с дедом и следовательно от нее не требуется делать замечания ребенку такого возраста. A что касается "постных ...", действительно, редко увидишь на службе человека с радостным лицом, чаще это люди с хмурыми лицами, хотя и не во всех храмах это так. А ведь мы должны радоваться, что пришли в Храм Божий. Почему не радуемся?

И Евпатию. Большевики начинали с того, что закрыли оппозиционную прессу, а дошли до "врагов народа" и "10 лет без права переписки". Так что Вы поосторожнее насчет "публичной порки" и "инъекции адекватных представлений" методом строительства "где-нибудь под Тобольском". Проходили все это в том числе и за православные убеждения.


22 августа 21:58, Александр Непомнящий:

Очень странное и вопиюще нецерковное утверждение "Не может человек быть членом Церкви и публично охаивать церковную жизнь, выискивать у Церкви недостатки и публично сообщать о них в светских СМИ, даже если эти недостатки объективны".

"Выискивать у Церкви недостатки", т.е. "искать недостатки" Христа, святых Его и Предания Церковного - право, грешное дело, ибо Церковь свята. Но в контексте "даже если эти недостатки объективны", мы понимаем, что авторы просто путают Церковь (которая свята), и земную приходскую жизнь. А о ней даже святые прямо и "публично" говорили. Напр. Василий Великий:"Ты спрашиваешь меня, как обстоят дела в Церкви. Я отвечаю: в Церкви все обстоит так же, как и с моим телом все болит и никакой надежды", да и многие другие. Дальше в тексте статьи еще интереснее: "Если же человек не член Церкви <...> и он позволяет себе такое, то он просто – враг Церкви". И это по отношению к Милитареву - оценки которого , естественно , субъективны и в некоторых строчках несправедливы, но, как мне показалось, это оценки не враждебные и не злорадные.

То есть если человек не член Церкви и видит конкретные недостатки церковной жизни верующих, и - о ужас! говорит о них, он автоматически становится врагом Церкви? Авторы уверенены, что такими безаппеляционными заявлениями помогут реально хоть кому-нибудь из, "не членов Церкви" придти в Церковь? Или им это неинтересно? Они уверены, что никого из "малых сих" этими заявлениями вообще не отвратят от Церкви? То есть, если люди видят, что православные вокруг них напр. только по букве православные - и посты не блюдут и обрядоверием ограничиваются - или, напротив, видят склонность у определённого типа верующих к младостарческой опеке - типаж, описываемый Милитаревым, или видят другие проблемы - которых пруд пруди, то если они об этом обмолвятся - тем паче " в светских СМИ", они враги Церкви? Похоже авторы склонны ультимативно требовать от каждого святой хотя бы гласной уверенности в том, что Церковь УЖЕ стала центром консолидации нации - прямо как уверенности в "славе КПСС", и такие заявления делают, кстати "в светских СМИ". "Хотя бы гласной" - это, значит, неискренней - иначе как понимать фразу "даже если эти недостатки объективны"? А призыв ко лжи, тем паче, от имени Церкви, (как и щедрая самозванная раздача от имени Церкви ярлыков "врагов" ) гораздо грешнее, чем критика отдельных сторон церковной жизни, даже спорная.


23 августа 21:07, Алексей К.:

Присоединяюсь к тому, что сказал Александр Непомнящий.


25 августа 14:10, Артур Медведев:

Позиция Александра Непомнящего даже не то, что более объективна, чем ОТВЕТ "ПРАВОСЛАВНУТЫХ", но абсолютно верна. Независимо от того, в какой ситуации находится страна или Церковь честностность к себе самим обязана превалировать над всеми иными геополитическими и пр. интересами. У авторов же сего "ответа" ещё явный грех гордыни наблюдается и эдакий псевдо-православный большевизм. Что столь сильно роднит представителей так называемого "политического ислама" и политического православния". Вроде бы как антагонисты, но по сути - одно.


2 сентября 22:25, Посетитель сайта:

Прекрасный разгромный очерк!

Церкви необходимы такие принципиальные защитники!


19 сентября 17:27, Гуго Пекторалис:

Алексею К.

Большевики начали не с закрытия оппозиционной прессы, а с массовых убийств. И если Вы не поймете разницы между церковным послушанием и человекоубийством армией тьмы, то Ваш внук так и не научится правильно осенять себя крестным знамением. Вам бы, голубчик, поблагодарить "православнутую" за исправление ВАШИХ педагогических дефектов, а не провозглашать "право" внука на ошибку. К пяти-то годам можно было бы и научить.

Непомнящему. Церковь не УЖЕ стала центром консолидации нации, а ВСЕГДА была, есть и будет центром консолидации нации. И непомнщим это следует крепко запомнить.


22 сентября 16:35, alfa:

Византийский клуб Словакия

Я ищу контакт на русский Византистский клуб.

У нас в Словакии существует клуб Byzantion и мы бы хотели найти контакт с русскими братьями,Славянами

Спасибо со славянским приветом

алфа


22 сентября 16:46, митек:

Гуго

Обращаться к явно пожилому человеку, деду, "голубчик" - хамство элементарное. Вторая фраза смысла лишена вовсе - галиматья: "если...,то..". Где "если"?..Кстати, до красного террора действительно большевики закрыли оппозиционную прессу.

Осуждать деда торопитесь, а ребенку в 5 лет может быть и страшно в Храме. У Вас детей-то и нет, наверно, зато быстрота осуждения налицо.

И потом. Именно Вам следует "крепко запомнить", что Церковь сама по себе - общность людей. И хранитель веры - православный народ, а не аппарат МП, г-н Гундяев и Кураевы с Дворкинами. Поэтому говорить о Церкви как центре консолидации уместно лищь применительно к МП. Иначе получается масло масляное. А насколько уж МП эту функцию выполнял в советские годы - др вопрос. Декларация Сергия - не лучший эпизод.

Больше того, радуясь предстоящему объединению с зарубежниками, нельзя не видеть опасности их поглощения МП. Я лично надеюсь как раз на оздоровление МП за счет РПЦЗ, иначе и объединение ни к чему. А вот в случае оздоровления единая Церковь, ее более строгие и сильные иерархи и клирики и могут стать центром консолидации.


28 сентября 18:47, Гуго Пекторалис:

митьку

Обращаться явно пожилому человеку "голубчик" я могу совершенно спокойно потому, что сам уже дедушка и у меня есть не только дети, но и внуки. Им нет еще пяти лет, но они воцерковлены и знают что такое крестное знамение. Если ребенок воцерковлен, то ему в Храме не может быть страшно до такого состояния, что он забывает как правильно креститься. Да и дедушка не говорит, что внук испугался - это Вы что-то придумали.

Если Вы думаете, что массовые убийства большевиками людей начались с объявления красного террора, то приходится только сожалеть о недостаточном знании истории митьками.

И потом. Есть такая точка зрения, что Церковь-это общность людей. Но это точка зрения не православная. Святая Соборная Апостольская Церковь-это мистическое Тело Христово. Православный Народ это не хранитель веры,а это и есть сама Церковь. Православный Народ, Божий Народ, Церковь, Новый Израиль-это синонимы. Членами Церкви являются как живые, так и умершие. И за тех и за других мы молимся. И Православный Народ, т.е. Церковь не надо консолидировать, она и так Едина. Мы, православные знаем об этом из Символа Веры. А вот консолидация НАЦИИ - совсем другое дело. На нашей Русской земле Церковь(а не Дворкин), повторяю, была, есть и будет центром консолидации нации. И как только Она перестанет быть центром консолидации- сама нация-то и исчезнет. Вот это бы Вам (да прочим митькам) следует крепко запомнить.

А насчет сергианства, МП, РПЦЗ - это размышлизмы в духе пикейных жилетов - "ганди приехал в данди". Даже не смешно.


1 октября 00:25, Андрей:

Вселеннская Православная Церковь - свята и безгрешна. А РПЦ может отклониться от Истины в частных своих суждениях. По крайней мере, согласительная комиссия по объединению пришла к выводу, что нельзя односторонне трактовать слова апостола Павла "нет власти ни от Бога". Назначение государства творить добро и отсекать зло. Действие Декларации 1927г. патриарха Сергия(как впрочем и Пасхального послания митрополита Анастасия) упраздняется. Поэтому я надеюсь на активизацию РПЦ по отношению к государству. Но истинный центр консолидации не в частных вопросах, а во Христе. Само предстоящее воссоединение и возможная активизация - это плод служения Христу. Вывод: церковь как сообщество людей (она им является, но на него не сводиться) можно критиковать и оставаться православным. Но нельзя подвергнуть сомнению Церковь как единственный истинный духовный центр всей Вселенной. Величие назначения Церкви заслоняет недостатки православных и одновременно обнажает их от боли за несоответствие идеалам.


1 октября 13:11, Владимир Вереснев:

Митьку

Г-н Гундяев, Кураев и Дворкин - это, нравится Вам сие или нет, тоже православный народ. И как лица вполне ответственные они для Церкви кое-что полезное сделали и делают, - было бы совсем уж безсовестно это отрицать. Вот имени Митька в этой связи что-то не слыхивал. Вероятно митькам, за неимением других дел, удобнее всего брюзжать по адресу тех или иных известных персон МП - позиция безпроигрышная, но едва ли душеполезная. Да, замечательно, что Русская Церковь, наконец-то, находит в себе силы преодолевать многолетнее разобщение и раздоры. Но наивно же представлять себе иерархов и клириков РПЦЗ сплошь людьми во всём безупречными и безкомпромиссными. Не очень понятно, что означают слова: они "более строгие и сильные"? Все приходы Зарубежной Церкви вполне могли бы уместиться в одной средней российской епархии. Да и условия существования Церкви в России и многих других странах весьма и весьма различны. Так что сравнивать, кто в чём строже и сильнее - несерьёзно, право.


7 октября 15:51, Алексей К.:

Митьку: спасибо за поддержку.

Владимиру Вересневу: А имя Гуго Пекторалис Вы слышали?

Гуго Пекторалису: Прошу Вас читать то, что Вы написали, т.к. из текста трудно понять, что же Вы хотели мне сказать? А насчет моего внука не беспокойтесь, он научится правильно осенять себя крестным знамением в свое время. Вот ваши внуки пошли в Вас, а мои в меня. А в православии главное любить Бога и любить ближнего и если и делать замечания (как и указывть на мнимые или действительные грехи и "педагогические дефекты"), то с кротостью и смирением. Ваш ответ мне, просто подтвердил правоту автора статьи, которую мы и обсуждаем, Виктора Милитарева “Почему наша Церковь пока не стала духовным лидером русского народа?” вот потому и не стала, что есть очень много людей, для которых важнее обрядовая сторона, чем духовная.


12 октября 16:53, Гуго Пекторалис:

Алексею К.

Если Вам трудно понять то, что я хотел сказать - повторяю:Первое-Большевики начали не с закрытия оппозиционной прессы, а с массовых убийств (после которых 10 лет без права переписки-это серьезное ослабление террора. У правозащитников,к которым Вы себя относите,конечно, другое мнение). Второе- если Вы не поймете разницы между церковным послушанием( а отправить человека восстанавливать монастырь можно только по послушанию) и человекоубийством армией тьмы, то Ваш внук так и не научится правильно осенять себя крестным знамением - и не только этому. Третье- Вам бы, голубчик, поблагодарить "православнутую" за исправление ВАШИХ педагогических дефектов, а не провозглашать "право" внука на ошибку. К пяти-то годам можно было бы и научить.

Четвертое- Церковь не УЖЕ стала центром консолидации нации (или ЕЩЕ не стала), а ВСЕГДА была, есть и будет центром консолидации нации. И непомнщим и милитаревым это следует крепко запомнить.

Что же здесь непонятного?

А если бы не было любви, то эти вопросы с Вами я бы и обсуждать не стал. Только не надо путать любовь с соплями в сиропе.

С кротостью и смирением, примите уверения и т.д.

Гуго Пекторалис.


13 октября 03:16, Андрей Н.:

"Из-за вас имя Божие хулится среди народов" - так обличали пророки богоизбранный народ. Церковь есть единственный истинный центр достойный безусловной консолидации для всех народов. Но полной консолидации даже среди традиционно православных народов не происходит по вине того, что мало кто из считающих себя православными живёт как положено во Христе. Дела наши не свидетельствуют о нас как о православных. Это звучит очень часто в проповедях священства. У нас на приходе настоятель вообще запрещает кого-либо учить, если тебя не спросили. Потому, что многие учат без кротости, с раздражением, забывая о том, что обрядовая сторона лишь форма для выражения состояния сердца. Даже если в семьдесят лет человек не умеет креститься - это не повод к нареканиям. Мне вспоминаются проповедь ещё одного священника об искренности миссионерской приветливости.

Если же говорить о статье Милитарева то, на мой взгляд, она не лишена верных замечаний, но написана в фарисейском духе. Как тут не вспомнить: сначала вынь бревно из своего глаза, а потом увидешь как вынуть сучец из глаза брата своего.


17 октября 16:47, Гуго Пекторалис:

Андрею Н.

Совершенно с Вами согласен - Церковь есть единственный истинный центр достойный безусловной консолидации для всех народов. Но полной консолидации даже среди традиционно православных народов не происходит.

Его и не может произойти, полного-то. Что произойдет в конце концов с народами и вокруг кого они консолидируются мы знаем из Апокалипсиса.

А вот почему неумение семидесятилетненго православного человека правильно креститься не может быть поводом для нареканий - не понятно. Ведь у него есть ответственность перед Богом и Церковью за детей и внуков, как минимум. Как же он их научит правоверию если сам не знает элементаных вещей? Почему все время возникает вопрос о ПРАВАХ, а не об ОБЯЗАННОСТЯХ и ОТВЕТСТВЕННОСТИ? Человек приходит в Церковь не в поисках слащавых улыбок, а в поисках Истины. А за Истину многие подвизались вплоть до смерти. Конечно, невежливость, а тем более хамство не может быть поощряемо. Но ведь эти суетные, греховные вещи существуют испокон веку. Мы же говорим о Православии и Спасении. Как же можно ставить на одну доску вещи несоизмеримые? Ведь Церковь это не клуб по интересам.


17 октября 21:10, Андрей Н.:

Гуго Пекторалису

В главном мы согласны. Я не считаю, что прав во всех вопросах. Но предлагаю к размышлению следующий случай. К о.Кириллу(Павлову) ходила женщина с накрашенными губами несколько лет. И только через годы общения с ней, он попросил её больше не пользоваться косметикой. Старцы обладают видением, когда наступило время сделать к Богу ещё один шаг. Нельзя всех ставить под одну гребёнку. Хотя есть приходы, где несколько строже относятся к обрядовой стороне и там следуют их правилам. Допустим не стоять между иконой и подсвечником.

Вместе с тем наши "суетные, греховные вещи" отвращают людей от Церкви. И думаю, что ответ мы будем держать не за обязанности и ответственность новоначальных, а за собственные грехи. У православного чёткое рапределение обязанностей и прав. Обязан он сам, права имеют все его ближние. Вместе с тем на прозорливость я не претендую. Может быть мне не понятны Ваши стези служению Богу. Я всего лишь объясняю, чему учил меня мой духовник и к чему я стремлюсь. Да наставит нас Бог на дела праведные.


19 октября 16:23, Гуго Пекторалис:

Андрею Н.

Совершенно с Вами согласен. Не следует стоять между иконой и подсвечником и не следует пользоваться косметикой в Храме. Но называть людей, которые так поступают "православнутыми" недопустимо. Особенно режет слух, когда подобные слова доносятся из уст "правозащитников", вроде Милитарева, далеких от православия и не умеющих даже правильно креститься.


26 октября 15:14, Посетитель сайта:

да как же можно всерьез обсуждать статью Милитарева? Вся она напитана злобой и ненавистью к христианству и к русским. заметьте, эта злоба по ходу статьи нарастает кресчендо. Да не беспокоят его никакие православнутые. Просто лишний повод излить злобу.


27 марта 21:11, Олег:

Ответ православнутых

Гуго Пекторалису.

Интересная позиция, если в двух словах: "нет правды не от Господа, а я к нему ближе, моя правда вернее будет и я за нее всех порву". Странно это, а где же Ваша благость, доброта и смирение. Где Ваше разумное, доброе, вечное, а самое главное каковы будут всходы?

Люди Вам интересны только как посев бессмысленный и бездумный. "Либо вы с нами либо против нас".

Не то что на потенциального святого, но даже на доброго самаритянина не тянете.



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2018