Дорогие посетители!
Сайт "Правая.ру" существует исключительно благодаря Вашей помощи.
Пожалуйста, поддержите Правую.ру!
Z123200596836 R374009602500
9037920273
41001442968978
30 июля 2016
Правые речи
Выступления/Комментарии

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Илья Назаров, Киев
26 февраля 2008 г.
версия для печати

Архивные материалы свидетельствуют, что большевики не убивали митрополита Владимира

Зная, что митрополит Владимир был одним из кандидатов на патриарший престол, ему предлагают стать патриархом Украины. В ответ будущий мученник заявил: «посмеяться над церковью я не дам!».Таким образом фигура митрополита стала главным препятствием созданию «истинно национальной церкви»

Промозглым февральским вечером предстоятель православной церкви в Украине митрополит Киевский и Галицкий Владимир был выведен группой лиц в военной форме за ворота Киево-Печерской лавры и расстрелян. Тому предшествовали его серьезные разногласия с первым национально-патриотическим руководством Украины. Правительство не нашло в лице митрополита поддержки созданию истинно национальной поместной церкви, но встретило понимание в окружении архипастыря.

Долгие годы эта смерть считалась и продолжает считаться первой в ряду жертв войны, объявленной церкви в XX веке коммунистами. Но в этом, казалось бы, очевидном факте заставляют усомниться самые последние исторические исследования.

4 февраля 2008 года доцент Киевского государственного университета Илья Назаров обнародовал их результаты на заседании Киевского религиозно-философского общества.

- Илья Владиславович, кто же все-таки убийцы?

- Думаю, достоверно этого мы уже не узнаем никогда. Зато со стопроцентной уверенностью можно сказать, кому эта смерть была выгодна. Архивные же материалы однозначно свидетельствуют лишь об одном – большевики не убивали.

- Референт нынешнего предстоятеля Украинской православной церкви Василий Анисимов в свое время упоминал о некой книге «Венок на могилу Высокопреосвященного митрополита Владимира», по сведениям, изложенным в которой, следующий после Владимира киевский митрополит Антоний (Храповицкий) уже в июле 1918 года постановил провести внутренне церковное расследование о деятельности т.н. «революционных попов», или, как их еще называли, «самостийников» – Алексия Дородницына, Александра Маричева, Василия Липковского и др., которых обвинили в «недостойной священнослужителей травле покойного митрополита». Не здесь ли лежат ответы?

- «Венок» — это собрание свидетельств очевидцев событий, связанных с убийством митрополита Владимира, по свежим следам записанное профессором, протоиереем Федором Титовым. Книга вышла уже при гетмане Скоропадском, высоко чтившем покойного. Она и определила направление поиска. Считанные ее экземпляры сохранились в библиотеках США. Друзья любезно предоставили мне джорданвилльское ротопринтное издание 1981 г. Из «Венка» и становится ясно, кто такие упомянутые вами «революционные попы». И в чем, собственно, их революционность.

В 1917 г. 3-й всеукраинский войсковой съезд образовал особый комитет по созыву всеукраинского... собора духовенства и мирян. Во главе комитета и был поставлен первый из перечисленных «самостийных» священников архиепископ Алексий (Дородницын). Хотя к Украине он имел мало отношения – в Печерскую лавру он был сослан «на покой» после изгнания народом из Владимирской епархии за тесные связи с Распутиным. В состав комитета вошли также один из киевских приходских священников отец Василий Липковский (известный нам-нынешним уже как Липкивский) и протоиерей Александр Маричев из Подолья, но большей частью какие-то светские люди. 23 ноября (здесь и далее – по старому стилю) 1917 года комитет переименовывается во Всеукраинскую православную церковную раду. Этот совершенно светский орган и собирал «поместный» церковный собор.

- Ну, как по нынешним временам – ничего сверхъестественного. Учреждает же Петр Ющенко и бывший советник Виктора Ющенко, а ныне глава Госкомрелигии Александр Саган Всеукраинскую организацию «За помісну Україну».

-Да, но что дальше: Церковная Рада провозглашается «временным правительством для всей украинской православной церкви». В каждую епархию назначаются комиссары от рады. Они и признаны выявлять священнослужителей, противящихся курсу на автокефалию. Незадолго до этого по приходам стали рассылаться распоряжения о церковном поминовении Всеукраинской церковной рады. Эта деятельность находит всецелую поддержку у министра исповеданий Николая Бессонова и премьер-министра УНР Всеволода Голубовича.

В ответ на «правительственные инициативы», 24 ноября (то есть буквально на следующий день после образования Рады) Союз приходских православных советов созывает многолюдное собрание, которое принимает прошение к митрополиту «в это тяжелое время выступить против самочинной антиканонической попытки создать автокефальную украинскую церковь».

- Очень похоже на те воззвания, с которыми сегодня обращаются к священноначалию православные братства. И какова же реакция владыки?

- 4 декабря проходит большое собрание Союза приходских советов под председательством митрополита Владимира, которое, несмотря на попытки сторонников автокефалии организовать демонстрацию против владыки, ему удалось направить в конструктивное русло. Неоднократно заявленная владыкой позиция, направленная на сохранение единства Русской Православной Церкви, и в этот раз проводилась им спокойно и непоколебимо. «Для нас страшно даже слышать, когда говорят об отделении южно-русской Церкви от единой Православной Российской Церкви, -- возглашал владыка еще в архипастырском послании летом 1917 года. -- Не из Киева ли шли проповедники Православия по всей России? Среди угодников Киево-Печерской Лавры разве мы не видим пришедших сюда из различных мест Святой Руси? Не совместно ли те и другие созидали Единую Великую Православную Российскую Церковь? К чему же стремление к отделению? К чему оно приведет? Конечно, только порадует внутренних и внешних врагов».

Через пять дней, 9 декабря, к митрополиту прибывает комиссия от Рады в составе священников, депутатов и военных с требованием «немедленно удалиться из Киева». «Я никого и ничего не боюсь, -- ответил владыка. — Я во всякое время готов отдать свою жизнь за Церковь Христову и за веру Православную, чтобы только не дать врагам Ее посмеяться над Нею. Я до конца буду страдать, чтобы сохранилось Православие в Руси там, где оно началось...»

В то же самое время Василий Липковский является к епископу Каневскому Василию с предложением взять на себя управление киевской митрополией. Когда последний с негодованием отклоняет это предложение, Липковский заявляет, что все равно «митрополит Владимир будет удален из Киева. Равно как и епископы Никодим и Назарий».

Видя непреклонность канонического епископата, «прогрессивное священство» (еще одно самоназвание «инициативной группы») решает использовать другой подход. Зная, что митрополит Владимир был одним из кандидатов на патриарший престол, ему предлагают стать патриархом Украины. Ответом послужили те же слова: «посмеяться над церковью я не дам!».

Таким образом фигура митрополита становится главным препятствием созданию «истинно национальной церкви».

- И все же в устранении этого препятствия были заинтересованы не только «автокефалы». Буквально в тот день, когда «муравьевцы» взяли Киев, вступает в действие декрет Совнаркома «Об отделении церкви от государства» -- по сути, объявление церкви войны. Это был ответ на анафему патриарха Тихона большевикам. Владыка Владимир, еще с 1905 года был известен как не менее открытый противник революционного элемента.

- Как бы ни относились большевики к митрополиту, их причастность к убийству как раз и отрицают архивные документы. Ни при УНР, ни при Украинской Державе Скоропадского – никому убийство митрополита списать на большевиков даже в голову не приходило. В воспоминаниях отца Василия Зеньковского – министра вероисповеданий в правительстве гетмана – также ничего о красных.

18 июля 1918 года «Киевская мысль» (№125) сообщает, что «в связи с убийством митрополита Владимира предаются суду члены Украинской церковной рады Маричев, Филиппенко, Липеровский». В Киевском областном архиве удалось обнаружить «Дело о возбуждении следствия об убийстве митрополита Киевского и Галицкого Владимира».

Убивали, разумеется, не они. На протяжении нескольких месяцев – пока красные не ликвидировали саму следственную систему, доставшуюся украинским правительствам от царской России – главный следователь по важным делам Киевского окружного суда Н.И.Лучицкий пытается определить круг лиц, причастных к убийству. В ноябре 1918 г. арестован первый подозреваемый: «крестьянин с. Ладино, Прилукского уезда Трофим Харитонов Нетребко привлечен к следствию в качестве обвиняемого в убийстве Митрополита Киевского и Галицкого Владимира по признакам 13 и 3 п. 1453 ст. ул. нак. – основание для привлечения означенного Нетребко в качестве обвиняемого послужил ряд добытых следственным путем косвенных улик, о котором мною было подробно изложено в предыдущем донесении, и которые привели следственную власть к в выводу, что беседовавший с монахами непосредственно перед уводом митрополита на расстрел один из убийц и Трофим Харитонов Нетребко одно и то же лицо... (хотя сам обвиняемый свою причастность к убийству отрицал. – Авт.).

В 1916 году Нетребко поступил на военную службу... и был зачислен в крепостную артиллерию в г. Севастополь, где пробыл до 16 декабря 1917 г., когда получил трехнедельный отпуск и приехал на побывку на родину в с. Ладино; здесь его родственник Макарий Нетребко уговорил его не возвращаться в Севастополь, а ехать в Киев и поступить в Сердюкский «гарматный» горный дивизион; в этой воинской части Трофим Нетребко, по его словам, пробыл с 13 по 15 приблизительно января сего года, когда полк был демобилизован; с 16 января он поселился на квартире своей тетки Василисы Троянчук, проживавшей в Киеве, и в виду бомбардировки безотлучно был у Троянчук до 26 января, когда вышел из дому и был арестован большевиками... за предъявленное им красное «посвідчення».

Упомянутая в деле «беседа» убийц с монахами подробно описана в «Венке». 25 января, ввалившись в лаврскую трапезную, пятеро солдат («командир которых был одетый в кожаную тужурку и был тогда в матросской фуражке») всячески оскорбляли братию и хвалились, что должны совершить что-то небывалое. Последними их словами были «пойдем к митрополиту на чай».

Последующие события описаны в «Венке» так: пятеро вооруженных солдат во главе с матросом пришли за митрополитом Владимиром. Когда владыку привели к месту расстрела, он спросил: «что, вы здесь меня хотите расстрелять?». «А что же, церемониться с тобой?», -- был ответ. Тогда митрополит попросил дать ему возможность помолиться. Кто-то из группы сказал: «Но только поскорее»! Митрополит поднял руки к небу и произнес: «Господи, прости мои согрешения, вольные и невольные, и приими дух мой с миром». Затем он благословил убийц и попросил Господа простить их. Но не успел опустить рук, как прозвучали четыре выстрела. Убийцы подошли к своей жертве и уже в лежащего произвели несколько выстрелов («Акт освидетельствования тела высокопреосвященнейшего митрополита Киевского Владимира, убиенного 25 января 1918 года, произведенный 26 января того же года» обнаруживает раны от разрывных пуль и уколов холодным оружием).

Спустя полминуты после звука стрельбы, в Лавру вбежали 12-15 красноармейцев, посланных комендантом Лавры. Помощник коменданта, возглавлявший отряд воскликнул: «Батюшки! Провели митрополита»? Монахи ответили: «провели за ворота». Отряд выбежал за ворота и через 15-20 минут бесполезных поисков митрополита и уведших его, вернулся. «А не было тут матроса, который, говорят, игрался здесь деньгами?» — допрашивал помощник коменданта монаха-трапезника Иринея, накануне кормившего убийц. «Был». «Если бы я его здесь застал, я бы его на месте уложил», — заявил красноармеец.

- Да уж, если бы Муравьев отдал приказ расстрелять митрополита «в свете последних постановлений», то последнего не уводили бы за ворота, а «пустили бы в расход» показательно, в назидание остальным монахам. Но откуда же тогда взялась столь устойчивая версия об убийцах-большевиках?

- Это голословное утверждение появилось в начале 90-х, когда коммунисты «по умолчанию» стали виноваты вообще во всем. К тому же это было удобно. Ну не подозревать же в убийстве демократов, которые вмиг стали примером прижизненной святости или, тем более, священнослужителей. А уж если демократ и священник в одном лице – то и подавно. Вспомните, как мы тогда восхищались «попом-диссидентом» Глебом Якуниным.

Подобные настроения преобладали и в революционном 17-м. Зародилось т.н. обновленчество, выступавшее за замену церковнославянского языка богослужения на русский и украинский, выступавшее за «белый (т.е. женатый) епископат» и прочие либеральные новшества. Но у нас, как и в случае с советским диссидентством, либеральное движение приняло националистическую окраску. Гипертрофировались и другие аспекты: будущий «митрополит УАПЦ» Липковский стал открытым двоеженцем, «епископ-министр» Бессонов, хороня любовницу, положил ей на грудь свою панагию (нагрудный знак архиерея с иконой Богоматери), а в ноги – клобук (головной убор монаха).

На фоне жесткого противостояния митрополита Владимира и сторонников автокефалии (в один из отъездов последние даже призывали не «пускати цю нікчемну людину в Київ») и шли активные приготовления к открытию под эгидой Церковной рады всеукраинского собора. «К этому последнему почивший архипастырь относился совершенно отрицательно», свидетельствует автор «Венка» профессор, протоиерей Федор Титов, отмечавший, кстати, что к идее политической самостоятельности Украины митрополит Владимир относился терпимо.

Поэтому особо больно слышать «откровения» телеканала «Глас» о том, что «в кінці життя митрополит благословив собор», и, вроде как не успел лично засвидетельствовать почтения, только потому, что «в буремні роки загинув». Владыка, конечно, молитвенно испрашивал Божье благословение на труды собора, но при этом отнюдь не принадлежал к числу его инициаторов и, более того, радикально расходился с ними во взглядах на судьбы Церкви.

Печалит и другое. Блаженнейший митрополит Владимир (Сабодан) свое служение в Киеве начал с инициативы канонизации своего тезоименитого предшественника. В 1992 году митрополит Владимир был причислен к лику святых. Но еще в 1918 году киевские власти постановили «передать участок земли в 600 саженей для постройки на месте убиения митрополита Владимира церкви-часовни и основания в будущем просветительско-филантропического учреждения». Сегодня же ни градоначальники, ни священноначалие даже не поднимают вопрос об увековечивании памяти единственного архиерея в истории церкви, последовательно занимавшего Московскую, Петроградскую и Киевскую кафедру. И это в то время, как именем Липковского упорно пытаются назвать одну из улиц столицы Украины.

С Ильей Назаровым беседовал Дмитрий Скворцов, газета "2000", Киев


Прикреплённый файл:

 i_nazarov.jpg, 2 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

28 февраля 11:19, АКВ:

Спасибо за правду.

А сколько еще неразвенчанной лжи возведено на советскую власть и большевиков? Я готов признать, что без "перекосов" не обходилось восстановление государства и общества и готов простить, тем более, что многое было исправлено. Но когда раз за разом обвинения против коммунистов оказываются ложью, то поневоле задумываешься: а не много ли "ошибок"? А поскольку принятие такой лжи ведет к новой гражданской войне, то и другие "документально подтвержденные" сведения лучше оставить для суда истории.


28 февраля 20:36, Алексей Поповкин:

Дейсвительно, в Деяниях Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов упоминается, что Митрополит Владимир был убит "неизвестными лицами". Но связывать их напрямую с украинскими самостийниками вряд ли возможно, поскольку самостийники после входа в Киев красных исчезли, спрятались, как вспоминает Митрополит Вениамин (Федченков).Я не исключаю того, что формально красные войска и не были причастны, действовала не подчинявшаяся никому банда вроде махновской. Но всё это отнюдь не обеляет большевиков. В моём родном Воронеже красноармейцы по распоряжению местного совдепа и комитета РКП (б) в феврале 1918 года расстреляли из пулемётов Крестный ход.


29 февраля 10:19, с.Д.:

Алексею Поповкину

Вы не правы. "Спряталась" директория, но не церковные самостийники-автокефалы.

"Советская власть провозгласила Украину независимой советской республикой, и утвердила закон об отделении Церкви от государства. Все церковное имущество было объявлено принадлежащим правительству, и предоставлялось в пользование тем или иным группам верующих после предоставления в соответствующие органы прошения и устава общины. На основании нового закона, автокефальствующие обращались к большевистским властям, которые более чем охотно передавали храмы украинским националистам.

Уже ко дню памяти святых апостолов Петра и Павла 1919 года автокефалы при помощи Советской власти получили построенный Мазепой собор св.Михаила, захватили Андреевскую церковь, храм Ильи Пророка и собор Святой Софии. При этом характерна революционная риторика раскольников, заявлявших, что «украинские святыни не должны находиться в руках русской клерикальной аристократии». Автокефалисты пели дифирамбы советской власти, благодарили ее за отделение Церкви от государства и дарование свободы совести, выступали с осуждением епископата, который объявлялся приспешником «черносотенного русского царизма», а советская власть, в свою очередь, передавала автокефалам новые и новые храмы. Сельсоветы находили на местах по два-три «автокефалиста», выдавали им устав «всеукраинской православной церкви», и отдавали им сельские храмы, предварительно выставив из них «несознательных» крестьян, возглавляемых «старорежимным» духовенством. За сознательными революционными батюшками посылали в Киев к лидеру автокефалов — лишенному сана священнику Василию Липковскому. "Благая весть о нашем церковном расколе, — писал Липковский, — распространилась по всем деревням. Сельсоветы сразу приступили к созданию украинских приходов, которые обращались к нам для получения устава и священнослужителей. Но у нас не было епископов".

http://www.pravaya.ru/look/11579


3 марта 11:57, Гуго Пекторалис:

АКВ

"лучше оставить для суда истории." пишете Вы.

Так вот как раз сейчас и идет суд истории. Куда уж дальше оставлять то?

Только Вы не очень правильно истолковали статью. Вашей "правды" в ней нет. То, что Митрополита Владимира убили не большевики, а самостийники, ни коим образом не уменьшает преступлений коммуняк. Их садизм не имеет прецедентов в истории. Потому и другие уголовники, помельче, вроде самостийников, валят свои преступления на красных. Потому, что лишняя кровь ничего в их облике не изменит. Это обычный уголовный прием.

И, когда, подобные Вам с легкостью "готовы простить перекосы", то угадывается в таких всепрощенцах легкость мысли необыкновенная.

Вы бы лучше поагитировали за прощение родственников жертв Чикотило или битцевского маньяка. Сходите, поговорите с ними. Только, я боюсь, что после этих разговоров от Вас мало что останется.

А статья не о том,что автокефалисты плохие, а большевики хорошие, а о том, что всё это курочки из одного гнезда.


11 марта 14:18, АКВ:

...Так вот как раз сейчас и идет суд истории.

А судьи кто, уважаемый Гуго?

Понимаете ли, эмоции вроде ваших были востребованы при развале как Российской Империи, так и при крушении СССР. Статья же прекрасно показывает, что популярные байки часто оказываются ложью, рассыпающейся от элементарного иссследования архивных иатериалов. За что автору и спасибо.

"И, когда, подобные Вам с легкостью "готовы простить перекосы", то угадывается в таких всепрощенцах легкость мысли необыкновенная."

Вряд ли вы можете угадывать мысли, уважаемый Гуго (если я не прав, извините), но на сердце мне заметно полегчало от этой статьи. Объясню почему. Я принципиально не берусь встревать в суд истории, или Божий Суд. Благоразумие не позволяет. И потому искренне радуюсь когда оказывается, что белогвардейцы не были откровенными вурдалаками, а красноармейцы - моральными уродами. Для меня история моей страны - трагедия а не повод позубоскалить и я рад, что представители тех, кто смог в то трудное время построить нормальную жизнь не совершали описанной в статье гнусности.



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2016