Дорогие посетители!
Сайт "Правая.ру" существует исключительно благодаря Вашей помощи.
Пожалуйста, поддержите Правую.ру!
Z123200596836 R374009602500
9037920273
41001442968978
26 мая 2016
Правые речи
Интервью

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Владимир Лавров
4 сентября 2007 г.
версия для печати

Учебник "История религий" учит духовному пониманию нашей истории

В учебнике "История религий" более всего заинтересованы регионы многонациональные и многоконфессиональные. В чисто русском регионе можно вполне преподавать ОПК – пожалуйста. Но, например, в Татарстане, где одна половина населения – мусульмане, а другая – православные, навязывать введение чисто религиозного учебника будет вызвать понятное неприятие и протест

Правая.Ру: Владимир Михайлович, вы являетесь одним из авторов учебника «История религий». Что это за учебник и почему он выходит только сейчас?

Владимир Лавров: О необходимости написания универсального, просветительского и небольшого по объему учебника по истории религий под редакцией профессиональных ученых говорилось очень долго, лет 10-15. Но самих учебников написано не было. И вот сейчас такое учебное пособие создано в Институте российской истории РАН, Центре истории религии и Церкви ИРИ РАН. В концепцию учебника заложена модель, согласно которой освещаются вероучения и история основных религий, распространенных на территории России, а не всех, которые существуют в мире. Этим мы экономим время и силы и без того перегруженных школьников. Основное внимание, естественно, уделяется истории и вероучению православия. Но это не единственный раздел. Есть разделы учебника, посвященные католичеству, протестантизму, иудаизму, исламу и буддизму.

- А в процентном соотношении они как представлены?

— Наибольший раздел отдан православию. Причем ни у кого из представителей других конфессий здесь не возникло вопросов. И мы не высчитывали процентное соотношение, а писали о православии из расчета, что это будет самая большая и ведущая, первая часть учебника. В этом принципиальная мировоззренческая и гражданская позиция. Сейчас выходит другой учебник – «Религии мира: история, культура и вероучения» под редакцией академика А.О. Чубарьяна, написанный в русле материалистической традиции. Там раздел о православии помещен на пятое место, после разделов об иудаизме, буддизме, религиях майя, ацтеков и др. Однако для людей, ощущающий себя русскими и православными, Россия и Православие – обязательно на первом месте, и мы хотим, чтобы для наших русских учеников православие было на первом месте, при всем уважении и доброжелательном отношении к другим конфессиям. И это исходит из того, что исторически Россия – православная страна и большинство живущих в ней причисляет себя к Русской Православной Церкви.

— Как создавался учебник? Как учитывались особенности каждой религии, когда писались соответствующие разделы?

— Когда создавался раздел об исламе, мы пригласили известного ученого из Татарстана. Это их раздел, и он сделан очень добротно и выдержанно. Для работы по иудаизму пригласили двух крупных ученых из Института востоковедения РАН – двух интеллигентов-евреев, и раздел получился очень интересный и полезный. Для работы над разделом «Буддизм» также привлекли известного ученого из Института востоковедения. Разделы по католичеству и протестантизму подготовили авторы соответствующих учебных курсов из Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Причем коллектив авторов исходил из того, что должно написать с уважением и доброжелательно по отношению ко всем конфессиям. И это удалось. И это поможет лучшему узнаванию и пониманию друг друга. Благодаря приобретенному учащимися знанию поможет укреплению того, что раньше называлось дружбой народов, потому что за каждой конфессией стоит великая история и культура!

- Сейчас очень много говорится о реальных проблемах введения предмета «Основы православной культуры» в наших школах, из-за чего сам курс ОПК претерпевает немало атак как «справа», так и «слева». Поэтому возникает такой вопрос: не противопоставлен ли новый учебник «История религий» курсу «Основ православной культуры» в качестве некоей заменяющей «альтернативы»?

— В концепцию учебника «История религий» вошло понимание, что прежде всего он – светский учебник. При этом он не противопоставлен ОПК, поскольку «Основы православной культуры» – религиозный учебник об одной конфессии, а наш – светский об основных конфессиях в России; и эти учебники скорее дополняют друг друга. Причем мы исходили из того, что «История религий» не должна быть ни открыто религиозной, ни открыто атеистической. Нужно было пройти по очень непростой и деликатной грани. И в целом получилось, хотя следует сказать, что предисловие к учебнику — материалистическое, на что обратили уже внимание читатели.

— Интересно, почему так?

— Потому что ответственный редактор учебника – директор Института российской истории РАН Андрей Николаевич Сахаров является материалистом, замечательным ученым-материалистом. Одновременно из четырех авторов основного раздела о православии три автора – православные верующие, в том числе ваш покорный слуга и два моих ученика, окончившие Российский Православный университет святого Иоанна Богослова и защитившие диссертации в аспирантуре ИРИ РАН.

- На какую аудиторию рассчитан учебник?

— Адресатом учебного пособия являются учащиеся 10-11 классов средней школы. Курс учебника рассчитан на 1 урок в неделю. Учебник неплохо проиллюстрирован, в нем много цветных фотографий. А поскольку в нем освещается очень многое, пришлось ограничивать изначальный объем рукописей разделов. И мы даем в учебнике то, что нельзя не дать. Нельзя не дать Владимирскую икону Божией Матери, нельзя не дать Сергия Радонежского… Но от чего-то приходилось отказываться. При этом использовали метод «узлов» А.И. Солженицына, с успехом примененный в «Красном колесе». Естественно, особое место уделено богоборческому ХХ веку, о котором рассказывается во всех разделах. Все религии в нашей стране подверглись тяжелейшим гонениям, и в первую очередь православие, как душа исторической России.

- А когда этот учебник поступит в школы?

- С этого учебного года начинается преподавание по нашему учебному пособию. Если раньше самой сложной проблемой было само написание такого учебника, то сейчас встает следующая проблема – проблема соответствующих учителей. Почему так долго не было учебника? Потому что не хватало специалистов, и не могло хватать после стольких лет богоборчества. А когда учебник написан, встает вопрос: кто будет преподавать «Историю религий»? Ведь раньше не было такой дисциплины. Пока предполагается, что преподавать должны учителя истории. Однако не обязательно только они. И об этом я часто говорю при обсуждении проблемы. К примеру, я многие годы езжу в паломнические поездки. И их проводит не историк, а преподавательница немецкого языка. Но лучшего мастера, который проводил бы такие поездки, я еще не встречал. Не принципиально, что преподает учитель. Если он глубоко интересуется историей религий, то может преподавать этот предмет, хотя учителям истории эта тема, действительно, ближе. Причем есть еще немаловажный момент. Многие преподаватели истории «без пяти минут» члены КПСС, атеисты, подчас даже воинствующие. Здесь есть проблема. Но потихонечку начинать ее решать все равно нужно. Наконец, в связи с проблемой учителей встает и другая проблема. Каким должен быть новый курс – факультативным или обязательным? Эта проблема неоднократно обсуждалась, в том числе и в Министерстве образования и науки. Русская Православная Церковь, например, предлагает сделать такой курс обязательным. Но как историк, я уверен, что курс должен быть факультативным. Дело в том, что мы имеем дореволюционный опыт преподавания Закона Божьего, и нужно признать, что этот опыт – неудачный. Была обязаловка, учеников принудительно заставляли учить даже молитвы, и результатом оказался рост антицерковных настроений в обществе со всеми вытекающими последствиями. Так зачем наступать на те же грабли? А если еще введем зачет, экзамен и ЕГЭ, то погубим все дело! Кроме того, все мы помним, как изучали литературу в школе. Помню, как в одной школе у меня была добрая учительница по литературе, а в другой – такой злыдень, что привила отвращение к прекрасным произведениям русской классической литературы на годы и десятилетия. Потом заново их «открывал» и поражался, насколько замечательные произведения и как примитивно «проходили» их. Поэтому к обязательному преподаванию «Истории религий» Россия сейчас не готова. А факультатив в каждой школе – это то, к чему можно и нужно стремиться. Хочет ученик изучать историю религий – пожалуйста, а насильно тянуть – значит наверняка добиться отрицательного результата.

— Чему уделяется особое внимание в учебнике?

- Русской истории. Но русской истории в духовно-нравственном измерении, а не простому объективистскому изложению фактов. Мы учим видеть не только исторические факты, а углубляться в духовные причины событий, задаем вопрос: почему люди поступили так или иначе? насколько глубоко они были верующими и каковы внутренние мотивы поступков? И, наконец, даем духовно-нравственную оценку фактов, выясняем духовные причины и последствия исторических событий, особенно крупных. Например, почему произошла октябрьская социалистическая революция? Это духовный взгляд на нашу историю – как раз то, чего не хватает в обычных школьных курсах по истории. Это будет очень полезно для учеников.

— Как долго делался учебник?

- Он сделан весьма быстро. Как-то все сложилось в определенный момент, включая соответствующее финансирование.

- А кто финансировал, если не секрет?

— Издательство «Русское слово».

- На какие регионы рассчитан учебник?

— В нем наиболее заинтересованы регионы многонациональные и многоконфессиональные. В чисто русском регионе можно вполне преподавать ОПК – пожалуйста; однако, например, в Татарстане, где одна половина населения – мусульмане, а другая – православные, навязывание религиозного учебника будет вызывать понятное неприятие и протест. А наш учебник, в котором есть и православие, и ислам, позволяет избежать этого. Мы недавно провели «круглый стол» в Казани, нам там так и говорили: «Мы готовы изучать и православие, но только в том случае, если ислам будет занимать в учебнике достойное место». Мне кажется, что это разумный достойный подход. Такой же учебник нужен и в столице России, ведь, согласно последней переписи населения, в Москве и Московской области живет миллион чеченцев, миллион азербайджанцев, миллион татар, сотни тысяч евреев. Им тоже хочется прочитать в учебнике о своей вере, и они имеют на это право. Причем потребность в этом в ряде регионов столько велика, что там в школах уже началось изучение истории религий, особенно ислама. И не всегда понятно — кто этим занимается, что за люди? И как контролировать этот процесс? А наш учебник дает возможность представить, что именно будет изучаться.

- Как в вашем учебнике обойдены острые углы? Ведь в истории религий известны примеры столкновения религий – столкновения иудеев и христиан, с другой стороны – войны христиан с исламом. Или же учебник целиком посвящен истории нашей страны?

— В первую очередь учебник посвящен истории России, хотя и всемирная история тоже освещается. Однако и в нашей истории есть много острых моментов, например, татаро-монгольское иго. Наша задача была – написать нравственно, продумывая каждое слово, чтобы сказать правду и постараться не обидеть. Ведь взять упомянутое иго. Оно поначалу было языческим. При этом в известной степени терпимым к православию. Да, татаро-монголы могли, например, сжечь храм при набеге, но одновременно позволили создать в Орде православную епархию. Были сложности и по другим конфессиям. Скажем, автор раздела о католичестве ну никак не хотел писать об инквизиции. А как давать историю Католической церкви без упоминания об инквизиции? Пришлось сведения об инквизиции вставить редакторам. А в конце концов все авторы понимали, что делается общее нужное дело и умели идти друг другу навстречу, в результате чего сложилась доброжелательная творческая атмосфера.

- На Ваш взгляд, каковы перспективы нового учебника?

— Учебник «История религий» будет немного меняться, в частности – по регионам. В регионах с преобладающим русским населением особое внимание уделяется православию, в регионах, где много мусульман – увеличивается объем раздела «Ислам». И чадам Русской Православной Церкви последнее тоже будет полезным. Когда лучше узнаешь другого, лучше понимаешь его; глубже осознаешь, что человек, исповедующий иную веру, – достойный гражданин России. К этому мы стремились. Нам важно, чтобы на этот факультатив приходили дети интересующиеся, исповедующие любую религию, ищущие Бога или являющиеся атеистами. Обогатившись знаниями и получив уроки веротерпимости, они сами сделают свой свободный выбор в свободном общем Отечестве.

С заместителем директора Института российской истории РАН и руководителем Центра истории религии и церкви, Владимиром Лавровым беседовал Илья Бражников


Прикреплённый файл:

 Владимир Лавров, 2 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

7 сентября 14:19, golubec:

Миллион чеченцев в Москве и московской области - это что-то слишком. По данным переписи за 2002 год в РФ их было менее полутора миллиона.

Смахивает на "перегиб"


26 октября 02:37, Александр Ожегов:

У вас текст сохранился?



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2016