20 сентября 2019
Правая вера
Мистика

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Наталия Ганина, Илья Бражников
31 августа 2004 г.
версия для печати

Бисер и свиньи

В пятницу, 27 августа, в аэропорт Шереметьево-­1 спецрейсом прибыла делегация из Ватикана. Она доставила в Москву список Казанской иконы Божией Матери, который 11 лет находился в покоях папы Римского Иоанна Павла II, для торжественной передачи Патриарху Московскому и всея Руси Алексию Второму в праздник Успения Богородицы

Сам по себе акт возвращения иконы – демонстрация дружественности со стороны Ватикана, однако, дружественности вынужденной, поскольку некоторое время назад условием возвращения иконы (тогда еще считавшейся безценным для России подлинником) был приезд в Москву римского понтифика.

Исследование образа привело экспертов к заключению, что это список с подлинника XVI века, украденного в 1904 году – как раз перед первой русской революцией. И подлинник, и этот список почитаются чудотворными. Расчет Ватикана был верный: если бы речь шла, действительно, об иконе, обретенной в 1579 г. в Казани, – то отказать папе в визите было бы сложнее. Ведь Казанская, подобно недавно возвращенной Тихвинской, а также Владимирской Божией Матери – это иконы, защищающие рубежи нашего Отечества.

Однако, перед нами все же список XVIII века, и едва ли кардиналы, пытавшиеся создать возможность приезда Иоанна Павла II в Россию, об этом не догадывались. Что придает их действиям специфическую окраску.

Еще менее красиво выглядит их попытка после того, как стало понятно, что визит папы невозможен, передать икону в Казань, причем получать ее, согласно их планам, должен был президент Татарстана – мусульманин М. Шаймиев. Шаймиев был рад такому внезапному международному признанию и нынешней зимой даже просил, так сказать, благословения у Святейшего на выполнение столь ответственной миссии. Для части татар Казанская икона стала бы настоящим трофеем, однако, татарские националисты не поняли этого и стали устраивать акции протеста.

"Нет символу колониального ига!" — кричали воинствующие татары. — "Вот уже несколько лет продолжается неприличная политическая возня вокруг так называемой "Иконы Казанской Богоматери". Как известно, миф этой иконы был придуман спустя некоторое время после захвата и разрушения независимого Казанского ханства для идеологического обоснования колониального порабощения татар и колонизации их земель", — слова из обращения Всетатарского общественного центра (ВТОЦ). Православная святыня для членов ВТОЦ — символ "агрессии против татарского государства и геноцида коренного населения". Таким образом, одна только попытка возвращения в г. Казань "ватиканского" списка Казанской иконы Божией Матери не только вызвала прогнозировавшееся напряжение в отношениях между католиками и православными, но и спровоцировало на антихристианские и антиправославные заявления татарских националистов, — отмечала Русская Линия. Неужели курия не предполагала этого? Если в чем-то и упрекнуть римскую курию, то отнюдь не в наивности. В такой политике Ватикана проявилась прямая вражда с оттенком сатанинского глумления над "церковью-сестрой".

Однако, в праздничный день Успения патриарх Алексий II принял образ Пресвятой, возвращение которого в Россию было столь непростым, и не где-нибудь, а в Успенском соборе Кремля, где венчались на царство русские Цари. Казанская Божия матерь вернулась домой, как когда-то «новый пречудно светящийся дар» обрелся «в преславном граде Казани» [i].

Комментарий Наталии Ганиной:

Икона, находившаяся в Ватикане, «не может быть явленным в 1579 году в Казани образом Богородицы по нескольким причинам. Видимый красочный слой иконы никак нельзя отнести к XVI веку, предположение о том, что икона записана (наличие позднего слоя живописи на первоначальном), не имеет оснований (результаты рентгена говорят о его отсутствии). Существует свидетельство, что явленный в Казани образ никогда не реставрировался и сохранялся в киоте под слюдой до его святотатственного похищения из Казанского девичьего монастыря в 1904 году. Размер Казанской иконы, находящейся в Ватикане, — 31,1 х 27 см, он больше явленного образа (26, 77 x 22,3 см).

Икона также не является московским списком с Казанской явленной иконы, прославившимся во время Смуты в Москве, с которым ополчение Кузьмы Минина и князя Димитрия Пожарского освободило столицу от поляков. Московский список конца XVI — начала XVII веков был чуть больше (27,3 х 24,5 см) явленной иконы, но меньше находящейся в Ватикане, вид московского списка известен по архивной фотографии».

Казанская икона, находившаяся в Ватикане, «представляет собой список с явленного в Казани образа, который по стилю письма можно отнести к живописной традиции Поволжья и датировать первой половиной — серединой XVIII века. Иконография образа отличается от ранних списков с явленного образа: тип Лика Богоматери не «грекофильский», а более «русифицированный», взгляд Ее и Лик более, чем на древних образах, обращен к предстоящим, что характерно для икон более позднего времени; благословение Младенца Христа не двуперстное, как на явленной иконе, а именословное. Драгоценный оклад образа, по мнению специалистов, может быть отнесен по характеру орнаментики к началу (первой трети) XIX века.

По свидетельству протоиерея Стефана Ляшевского, составившего в Америке в 1978 году вторую часть летописи Серафимо-Дивеевского монастыря, часто бывавшего в Дивеевском монастыре и хорошо запомнившего, как он пишет, своеобразный драгоценный оклад иконы с изумрудами на нимбе Богородицы, рубином в короне, сапфиром внизу, икона Богородицы Казанской», находившаяся в Ватикане, «является Казанским образом Первоначальницы Дивеевской общины матушки Александры (Мельгуновой), прославленной 22 декабря 2000 года в лике местночтимых святых.Село Дивеево, расположенное недалеко от Саровского монастыря, известного в XVIII-XIX веках святостью жизни многих великих подвижников, по произволению Самой Царицы Небесной избрано Четвертым Уделом Божией Матери. В Дивееве Пресвятая Богородица явилась Угоднице Божией монахине Александре, в мiру Агафье Семеновне Мельгуновой, повелела ей остаться там и положить начало Четвертому Ее Уделу. В первый раз матушка Александра сподобилась видеть и слышать Пресвятую Богородицу во Флоровском монастыре в Киеве, где она приняла монашеский постриг. Тогда Владычица повелела ей идти на Север России, обещая указать место, где Она устроит великую Свою обитель. Старцы Киево-Печерской Лавры и подвизавшиеся вместе с Матушкой Александрой в Киеве старицы после долгих молитв единогласно решили, что видение Царицы Небесной было истинное и что матушка Александра, удостоившаяся быть Первоначальницей Четвертого жребия Божией Матери во вселенной, «блаженна и преблаженна».

На том самом месте, где матушке Александре явилась Богородица, по благословению Саровских старцев Первоначальница общины воздвигла в 1773-79 годы каменный храм во имя иконы Богородицы Казанской. По сооружении храма или несколько ранее матушка Александра ездила в Казань, где получила «список с чудотворной и явленной Казанской иконы Божией Матери». Дивеевская общинка явилась началом Серафимо-Дивеевского монастыря. Старец Серафим Саровский, окормлявший дивеевских сестер, заповедал никогда не называть Казанскую церковь приходской, так как со временем она присоединится к монастырю и будет теплым, зимним его собором (в 1992 году Казанский храм передан монастырю и окружен монастырской оградой). По пророчеству великого святого, Серафимо-Дивеевский монастырь станет единственной в мире женской Лаврой, которая будет располагаться там, где находится Казанская церковь.Преподобный Серафим говорил о матушке Александре: «Великая и святая жена была она, матушка Агафья Семеновна, вельми великая и святая! Я и сам доныне ея стопы лобызаю! Теперь пока ничего у вас нет, а как Бог благословит, в мощах она у вас будет, тогда все у вас явится; как источник потечет со всех сторон!». На третий день после прославления Угодницы Божией, 24 декабря 2000 года, ее святые мощи после всенощного бдения были перенесены с Крестным ходом из Преображенского собора обители в нижний (под Казанским) храм Рождества Богородицы, в котором, по предсказанию преподобного Серафима, будут стоять у столбов четверо мощей: «Четыре столба — четверо мощей!». Исполнятся, когда будет на то воля Божия, и другие пророчества старца Серафима».

Наталия Николаевна ЧУГРЕЕВА,

ст. научный сотрудник

Центрального музеядревнерусской культурыи искусства имени Андрея Рублева

Цит. по журн. «Русский дом».

Эта статья, опубликованная в 2001 г., завершалась так: «И если Казанская икона Божией Матери, находящаяся ныне у Римского папы, является святыней Дивеева, то она возвратится в последний, Четвертый Удел Божией Матери во Вселенной»

[i] Повесть о явлении чудотворной Иконы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, бывшем в Казани граде, составленная смиренным Ермогеном митрополитом Казанским и Астраханским в лето 7102 (1594)





Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

3 сентября 13:20, Посетитель сайта:

Поправка

Дорогой Илья!

В нашем ЖЖ этот постинг выставила Наталия.

Неизменно Ваш Г.К.


4 сентября 13:14, Посетитель сайта:

За вами не уследишь :)

ИБ


4 сентября 14:57, Посетитель сайта:

Работаем - не покладая рук!

Спасибо!

А вот это Вы видели?

Отравители (http://www.kongord.ru/Index/Screst/sk105-15.htm)


4 сентября 14:59, Посетитель сайта:

Ой!

А в самом тексте нельзя - тоже - поПРАВить?

Там, где заголовок: "Комментарий Г.К."

:)))



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019