23 мая 2019
Правая вера
Агиография

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Илья Бражников
16 апреля 2004 г.
версия для печати

Апокалиптический смысл русского Раскола

Перед лицом антихриста Христианская Церковь объединится?

Мне всегда казалось, что история нашего Раскола имеет какое-то особенное значение, скрытое как от участников драмы 17 в., так и от нас, до сих пор. Что-то есть провиденциальное, нераскрытое в этой истории, и невозможно согласиться ни с одной из версий Раскола – ни с «официальной», ни со старообрядческой.

Невозможно выбрать. Пока живо русское сердце, оно не останется безучастным ни к мытарствам и воплям Аввакума, ни к подвигу Павла Коломенского, ни к ревности и мужеству защитников Соловецких. Но и к проекту патриарха Никона – Теократии, ополчившейся против Царства антихриста и противостоящей ему всей крепостью, всей мощью Вселенского Православия, — не останется безучастно русское сердце, пока оно живо.

Так вот и суждено ему, сердцу, раскалываться, разрываться между двумя равно притягивающими идеалами: между чистотой своей веры и вселенскостью Православия, между жаждой личного спасения и страстным желанием спасти мир от антихриста – спасти, даже ценой принесения в жертву себя и своего, самого дорогого, единственного, что есть, своего Исаака – чистоты русской веры.

Ясно одно: Враг должен быть уничтожен любой ценой. Только в данном случае, какова цена, не совсем ясно. То ли надо спасаться в лесах, то ли, напротив, выходить из лесов в чистое поле, на поединок.

До Раскола Русь была антихристу не по зубам. 1666 — 1667 — годы великого перелома, трещины на теле Руси. Андрусовское перемирие узаконивает первую экспансию России на Запад. Совершается первый дипломатический маневр: Потёмкин едет в Европу уговаривать королей на войну с турками. На Оке строится корабль "Орёл". Всё это свидетельствует о начале Российской Империи.

Но рождение уже содержит в себе смерть: в те же самые годы Никон лишён сана, Аввакум предан анафеме, а Собор анафематствован как Никоном, так и Аввакумом. Самодержавие возвышено и над Православием, и над народностью. Рождается антигосударственная идеология старообрядцев.

Эти годы — смерть Святой Руси, трансформация идеи святого Царства: 1) в идею святого народа, отдельного и противостоящего государству (Семён Денисов); 2) в идею Церкви, строго отделённой от государства, стремящейся к надгосударственному объединению всего Православия (Никон). Потом развернётся в полную силу ещё и 3) – идея великого государства, поглотившего народ и Церковь (Пётр I и Феофан Прокопович).

Однако, русский Раскол, несомненно, имеет не только внутреннюю значимость. Раскол Святой Руси, разделение Церкви, которую не одолеют врата адовы, совершающийся (я настаиваю на этом) не по злой воле участников. Можно найти и увидеть в этой истории коварных греков, лукавых патриархов восточных, излишнюю крутость патриарха русского, чрезмерную горячность и гордыню его противников; наконец, Царя, оказавшегося не на высоте положения, — но прямой злой воли русских людей в истории Раскола нет. И нет такой провинности, за которую можно было бы так покарать. Если западные европейцы заслужили свою Реформацию, то Русь, осмелюсь сказать, Раскола не заслуживала. Сдается мне, это было не попущение Божие, но Промысл.

В чем же смысл?

Раскол происходил в преддверии и после страшного 1666 г., перед лицом как бы свершавшегося Конца. Все участники драмы и были, каждый на свой лад, устремлены к Концу. В свете Конца, думается, и будет окончательно понят смысл совершившегося. Конец раскроет всемирное значение этого кажущегося глубоко внутренним нашим, события.

Скоро, скоро западные народы потекут к нам. Кто-то сомневается? Я же мню, потянутся, ещё в очередь встанут, как римские солдаты времен императора Константина или как теперь стоят православные в долгой очереди к блаженной матушке Матроне. Духовный голод не тетка. В царстве Закона вечно жить не будешь. Требуется Благодать. А потому – потекут. Когда западные народы очнутся от спячки (а они очнутся – перед лицом ли мусульманской угрозы или как-то ещё), они увидят, что вера их не спасает. И тогда – они потянутся. Вне Церкви спасения нет; католичество и протестантство не суть Церковь. Вера на Западе давно не испытывалась. Час испытания придет. По тому, как вела себя Европа с Наполеоном и Гитлером, предвидится, как она будет вести себя и с антихристом. Наша вера выдержала многие испытания. Господь, зная натуру человеческую, не давал все это время (в том числе и через Раскол) русской вере остыть.

Но есть и другой смысл. Предельный апокалиптический смысл русского Раскола. Перед лицом антихриста Христианская Церковь объединится. Но не так, как ее желают объединить теплохладные экуменисты, не так, как мечталось в конце позапрошлого века Вл. Соловьеву. Католики и протестанты просто перейдут в Православие. Иного пути у них нет, и никакое иное «объединение церквей» невозможно. Причем католики, несомненно, будут переходить в новый обряд, который им ближе, а протестанты найдут то, что ищут, в старообрядчестве. Ибо это и есть вера апостольская, которую они искали у себя, но не могли найти. Сами по себе – ни католики с протестантами, ни новообрядцы со старообрядцами не объединятся. Объединиться можно только так: крест накрест. И, само собой, без какого бы то ни было «папы». Папа, если католицизм не отступит совсем и не сдастся на «милость» Сына Погибели, займет свое место обыкновенного патриарха, разве что первого по чести, как это было на Вселенских Соборах. Это и будет настоящий Восьмой Вселенский, который не признает власти антихриста.

Если же западные европейцы окажутся совсем ни на что не годны, придется крестить китайцев и с ними идти на Запад. С «своею дикой азиатской рожей». И повторять вместе с Блоком: Да, скифы мы, да, Гоги и Магоги мы!





Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

16 апреля 14:56, Клавдия Мышкина:

Дивлюсь я вашему ньюэйджерскому взгляду

Это ж надо такое придумать: "Сами по себе – ни католики с протестантами, ни новообрядцы со старообрядцами не объединятся.Объединиться можно только так: крест накрест"... Перевожу взгляд на дату написания статьи 16 апреля. Нет, господа, не первоапрельская это шутка. Вот и будем говорить всерьез.

Русский раскол - это слишком болевая точка, слишком глубокая рана, требующая мудрого и чуткого врачевания, основанного на честном взгляде в глубину родной истории, а не на лубочных картинках народной мифологии. И уж если уважаемый автор не соглашается

"ни с одной из версий Раскола – ни с «официальной», ни со старообрядческой", то ему следовало бы привести веские аргументы в защиту своей версии, а не просто апеллировать к эмоциям.

Некоторые изложенные в статье мысли просто изумляют.

"спасти мир от антихриста... ценой... чистоты русской веры" - это как? После такого пассажа я нимало не удивилась бы, если бы далее последовало предложение пожертвовать кое-какими "мелочами" в Символе Веры и объединиться с католиками во имя борьбы с антихристом.

"Если западные европейцы заслужили свою Реформацию, то Русь, осмелюсь сказать, Раскола не заслуживала. Сдается мне, это было не попущение Божие, но Промысел". А по каким критериям, осмелюсь спросить, Вы определяете, кто, чего и насколько заслужил? Не боязно ли Вам не одного человека, а целые народы судить, не задумываясь, "какой мерой меряете...". И почему Господне попущение противопоставляется Его Промыслу? Мне-то в простоте кажется, что любое попущение Божие - промыслительно.

"По тому, как вела себя Европа с Наполеоном и Гитлером, предвидится, как она будет вести себя и с антихристом. Наша вера выдержала многие испытания". А вот это уж, пользуясь слогом протопопа Аввакума, сугубое блядословие (если выражение кажется Вам слишком крепким, пусть модератор смягчит). Если Вам поверить, так родной наш "народ-богоносец" и в революции не участвовал, и церквей не рушил, и в иных бесчинствах не участвовал... Так, что ли? Тогда почему он, многомилионный, допустил поругание своих святынь?

И вот, в свете написанного, сдается мне, что спасаться нам все же следует постом и молитвой, а не горделивыми фантазиями о том, как все к нам прибегут и пойдет у нас всеобщее братание крест накрест, сикось накось.


16 апреля 14:59, ashuutanor (D.P.):

Интересный текст,

хотя и вызывающий несогласие в ряде мест

Попробую прокомментировать по пунктам.

>Но и к проекту патриарха Никона – Теократии, ополчившейся против

>Царства Антихриста

Строго говоря,

русская теократия 17 в. никогда не была проектом Никона; это был проект

группы боголюбцев (прежде всего - священномученика

Аввакума, Иоанна Неронова и др.)

(в эту группу Никон, правда, тоже одно время

входил, но сам же впоследствии ее и уничтожил). Тут важно следующее

- теократический проект был проектом принципиально ДОРАСКОЛьНЫМ; и

как раз не удался он именно из-за раскола и Никоновской справы.

Собственно же у Никона никакого проекта не было; разве что его гипертрофированное грекофильство, связанное с

влиянием на Никона хитрого интригана Паисия Газского

(который Никона просто-напросто прельстил)

>Так вот и суждено ему, сердцу, раскалываться, разрываться между двумя

>равно притягивающими идеалами: между чистотой своей веры и в

>селенскостью Православия, между жаждой личного спасения и страстным

>желанием спасти мир от антихриста – спасти, даже ценой принесения в

>жертву себя и своего, самого дорогого, единственного, что есть, своего

>Исаака –чистоты русской веры.

Принесение в жертву себя самого - дело,конечно, нужное; кто захочет спасти

душу, потеряет ее. Чистота Русской Веры, однако,

нечто другое : это дело не личное, далеко не

"свой Исаак"; она не принадлежит ни Никону, ни кому-либо другому.И никому никогда не было

дозволено самочинно приносить ее в жертву. Очень сомневаюсь, что такая

жертва была бы угодна Богу.

>Собор анафематствован как Никоном, так и Аввакумом

Этот "собор" даже и собором совестно было бы называть;

это, скорее была разбойничья сходка, организованная

мерзавцем Лигаридом (который известен тем, что еще прежде знакомства с

Никоном

отрекся от Христа, обратившись в мусульманство, а потом - в католичество;

за эти-то деяния его в России заточили в монастырь, а Никон его оттуда вызволил)

>Самодержавие возвышено и над Православием, и над народностью. Рождается >антигосударственная идеология старообрядцев.

Здесь важно то, что Самодержавие послераскольное онтологически

отличается от дораскольного; оно уже не имеет ни силы, ни власти "Удерживающего", его сакральность утрачена (хотя, несмотря на это, оно

несомненно остается единственной законной русской властью, чего нельзя сказать о нынешних самозванцах).

Именно эта утрата сакральности,

распахивание дверей перед апостасией и грядущим антихристом, допущенное властью,

и породило "антигосударственную идеологию" старообрядцев.

Кстати, многие свв. отцы понимают под словами св. ап. Павла

об удерживающем не обязательно царскую власть, но Дух Святый.

Очень может быть, что правильное понимание "удерживающего" вообще не константно; то, что удерживалось Симфонией Церкви и Власти до

раскола - теперь удерживается уже лишь особой благодатью Духа Святаго -

так как ничто иное Тайну Беззакония удержать более неспособно.

>Скоро, скоро западные народы потекут к нам. Кто-то сомневается?

Я не сомневаюсь. Уже потекли. В Косово. Потекут и к нам,

когда сочтут, что наш ядерный щит достаточно устарел.

Вот именно так, и только так Запад, пожалуй, может к нам "притечь".

Вор и убийца приходят только для того, чтобы украсть или убить -

больше ни для чего.

>Духовный голод не тетка

На Западе нет никакого духовного голода. Напротив, он вполне

сыт и пьян вином прелюбодейным Блудницы Вавилонской

(с ней же прелюбодействовали все народы). Никакой благодати

ни в католичестве (объявившим жидов-богоубийц старшими братьями),

ни в протестантизме (рукополагающим и содомитов), конечно,

нет и быть не может. А духовный голод западного человека утоляется

самым обычным сатанизмом.

>Папа, если католицизм не отступит совсем и не сдастся на «милость»

>Сына Погибели, займет свое место обыкновенного патриарха, разве что

>первого по чести, как это было на Вселенских Соборах

Уже отступил,уже отрекся от Христа, уже сдался на милость ( Войтыла в синагоге и т.д.)

>Католики и протестанты просто перейдут в Православие

В качестве особой милости от Бога и чуда это, наверное, будет возможным

(и сейчас возможно) для отдельных католиков и протестантов.

Но только не для основной их массы, давным-давно ненавидящей Христа Распятого. Запад суть абсолютное зло и абсолютная тьма, подобная печати зверя. И отвратиться от этой тьмы почти так же сложно как, однажды

приняв печать антихриста, покаяться в этом потом (хотя некоторые старцы

предрекают, что и такое будет, в качестве чуда от Бога, изредка

случаться в Последние Времена). Т.е. не то, чтобы Бог запрещал

отвратиться или покаяться, а просто выше человеческих сил - разве что

Сам Бог чудо явно сотворит.

но никакого массового обращения Запада в Православие, конечно, уже невозможно.

>Если же западные европейцы окажутся совсем ни на что не годны, придется

>крестить китайцев и с ними идти на Запад. С «своею дикой азиатской

>рожей».

А вот это уже гораздо ближе к истине. Многие пророчества как раз и говорят о том, что возрождение Православия перед самым Концом

удет связано именно с обращением Востока.

Дело в том, что никогда не слышавшему Благой Вести (Востоку)

гораздо легче обратиться, чем слышавшему, приявшему было,

и отрекшемуся как Иуда (Запад).

>И повторять вместе с Блоком: Да, скифы мы, да, Гоги и Магоги мы!

Не вижу ничего хорошего в таком повторении.

Гог, царь Магога - суть враг Божий, и Сам Бог - против него

(см. пророчество Иезикииля) По той же самой причине я не верю

в пророчество, ложно приписываемое преп. Серафиму Саровскому

(якобы Россия, обьединившись в Конце со славянскими народами,

составит могучее племя Гогаи Магога). Просто не мог Преподобный Серафим

отождествить возрозгхдение России при Последнем Царе с врагами Божьими

- Гогом и Магогом.

Ну, вот такие мысли по поводу твоего текста.

Спаси Христос!


16 апреля 16:52, Автор - Клавдии:

Уважаемая Клавдия!

Примите, прошу, некоторые мои комментарии к Вашим словам:

>Русский раскол - это слишком болевая точка, слишком глубокая рана, требующая мудрого и чуткого врачевания

Моя статья не преследует цели содействовать уврачеванию раскола (это было бы слишком самонадеянно). Она навеяна одним разговором с моим товарищем-старообрядцем. Рана, по справедливому Вашему выражению, конечно, требует уврачевания. Моя же рана болела-болела, да и зажила потихоньку. Я внутренне не разделяю Русскую Церковь. Для меня она воистину одна (и в старом обряде, и в новом).

>то ему следовало бы привести веские аргументы в защиту своей версии, а не просто апеллировать к эмоциям.

Почему Вы ждете от меня веских аргументов? У меня их нет. Кто-то приводит "аргументы", а кто-то "взывает к эмоциям". Это - разные цели. Я не хотел ничего доказывать. Обратите внимание на заглавие рубрики (Апокриф) и на первые мои слова: мне казалось. Я написал о том, что мне казалось и кажется, не претендуя ни на какие окончательные выводы. Право, Вы отнеслись к мыслям моим как к официальному документу.

>Некоторые изложенные в статье мысли просто изумляют.

Очень этому рад. Способность изумляться - это очень положительное качество. Многими утраченное.

>После такого пассажа я нимало не удивилась бы, если бы далее последовало предложение пожертвовать кое-какими "мелочами" в Символе Веры и объединиться с католиками во имя борьбы с антихристом.

Это Вы от себя говорите. У меня и близко в мыслях подобного нет. Ничем, ни единым азом, из наследия Православия жертвовать нельзя. Об этом говорится дальше в тексте.

>А по каким критериям, осмелюсь спросить, Вы определяете, кто, чего и насколько заслужил?

Никаких критериев, единых мер и весов у меня, слава Богу, нет. Я никому не судья. Я не выношу приговоры. Я не решаю судьбы. Повторяю, я говорю лишь о том, что мне кажется. Что лежит на сердце, если угодно.

Cлова Господа "какой мерой меряете", по-моему, могут относиться или к отдельному человеку, когда он судит другого человека, или к народу, когда он судит другой народ. Я не сужу никого конкретно и, с другой стороны, довольно трудно применить ко мне, одному, ту меру, какая применена к целым народам.

>Если Вам поверить, так родной наш "народ-богоносец" и в революции не участвовал, и церквей не рушил, и в иных бесчинствах не участвовал... Так, что ли? Тогда почему он, многомилионный, допустил поругание своих святынь?

Мне кажется, это не противоречит моим словам: "Наша вера выдержала многие испытания".

>сдается мне, что спасаться нам все же следует постом и молитвой, а не горделивыми фантазиями о том, как все к нам прибегут и пойдет у нас всеобщее братание крест накрест, сикось накось.

Спаси Вас Христос!


16 апреля 17:52, брату ashuutanor'у:

Насчет того, что Теократия - Дораскольный проект - поправку принимаю. Хотя, надо признать, что Никон все же попытался его осуществить (но не справился, Бог не судил).

>Чистота Русской Веры, однако, нечто другое : это дело не личное, далеко не "свой Исаак"; она не принадлежит ни Никону, ни кому-либо другому.И никому никогда не было дозволено самочинно приносить ее в жертву. Очень сомневаюсь, что такая жертва была бы угодна Богу.

Да, это надо было пояснить: здесь я говорю, рузумеется, не о личном, а о следующем: Россия гибнет, принося себя и свой народ в жертву ради обращения в Православие и спасения других народов. Речь идет о последних временах, само собой, а не об отдельных актах отречения от веры русских людей в разное время.

Потеря Самодержавием сакральности - как раз и выразилась (видимо) в неправомерном возвышении над Православием и Народностью.

Оговорки мои насчет Запада - так, на всякий случай, чтобы не судить: обличать Запад надобно со вдохновением. Как, собственно, ты и делаешь :))

> разве что Сам Бог чудо явно сотворит.

На это только и можно надеяться.

Касательно же Гоги и Магоги я говорю именно в традиции интерпретации, приписываемой прп. Серафиму, ну и не без "юродства", само собой: на Западе, сколько я знаю, в США (ты даже где-то писал про это), существует "традиция" толковать народы Гоги и Магоги как русских. Ну, и у самого Блока в его стихе явственно слышится эта полемическая нарочитость: да, скифы! да, азиаты! (хотя на самом деле, конечно, никакие не скифы и не азиаты), а так просто, чтобы европейцам слегка по шарам дало.

Благодарствую за обстоятельный отзыв!

Спаси Христос!


17 апреля 20:07, брату ashuutanor'у, вдогон:

воры

Вот на это место хотел сказать ещё несколько слов:

>Я не сомневаюсь. Уже потекли. В Косово. Потекут и к нам, когда сочтут, что наш ядерный щит достаточно устарел. Вот именно так, и только так Запад, пожалуй, может к нам "притечь". Вор и убийца приходят только для того, чтобы украсть или убить -

больше ни для чего.

В том, что именно так и будет у меня сомнений нет. Утешает замечательная история о прп. Серафиме Вырицком, когда к нему в храм вошли гитлеровцы, чтобы чем-нибудь поживиться, а он стал раскрывать им их судьбы, после чего они стали посещать его, и один даже приехал после войны поклониться мощам. Правда, он был, кажется, румын, но теперь уже "один хрен". Все теперь они одним миром мазаны. Вон болгары национальным праздником день вступления в НАТО сделали. Прав, прав был К.Н.Леонтьев насчет всех этих "братушек"... Но это уже в сторону.

Я хотел сказать лишь только, что вор иногда не знает, куда приведет его кривая дорожка. Как и разбойник, поди, не знал, что окажется на кресте рядом с Господом Христом. Или те разбойники, которые покалечили преподобного Серафима Саровского. Придут, чтобы пограбить, - глядишь, и что-то дойдет.

Я - об этом лишь.



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019