18 ноября 2018
Правление
Политическая история

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Сергей Чесноков, Нижний Новгород
15 ноября 2004 г.
версия для печати

Чудесное спасение семьи Императора Аександра III и покаяние вождя террористической партии "Народная воля" Льва Тихомирова

„А колокол-то Московский, который стоит на земле, около колокольни

Ивана Великого, он сам придет к вам по воздуху и так загудит,

что вы пробудитесь и вся вселенная услышит и удивится“. (1)

Дивеевское предание.

К годовщинам крушения Царского поезда (30 октября 1888) и смерти Александра III (2 ноября 1894)

Своеобразное отражение событие чудесного спасения Семьи Александра III во время крушения Царского поезда при станции Борки Курско-Харьковского направления Императорской железной дороги 30(17) октября 1888 г. получило в современной художественной литературе:

„Министром путей сообщения, почтенным адмиралом Посьетом были разосланы телеграммы, извещающие начальников железных дорог ряда губерний, что государь едет на Москву, через Курск и Орел.

В Харьков должны были прибыть к полудню. <…> Государь распорядился обедать пораньше, чтобы успеть до Харькова. Сидя за столом Александр Александрович просматривал документы, присланные с последней почтой. На большинстве бумаг он писал в верхнем углу краткие резолюции, некоторые бумаги откладывал для обдумывания или обсуждения. Докладная записка Дурново с предложением о помиловании раскаявшегося Льва Тихомирова и дозволении ему вернуться в Россию заставила призадуматься.

Один из тех, кто замышлял революцию, один из тех, кто пытался убить и убил таки папа! Пусть приезжает и отправляется прямо в Шлиссельбург, свободных камер в крепости много!.. Дурново пишет, правда, что Тихомиров никогда не участвовал прямо в терроре и выступал против такого рода действий. Пусть так, но не прямо все-таки участвовал!… Или простить? Константин Петрович полагает, что царская милость произведет большое впечатление на общество, тем более, что сам Тихомиров готов выступить в печати с разоблачительными статьями… Или все-таки посадить его года на два?…

Император достал из приложенного конверта прошение бывшего революционера… Да, это написано искренне. Ну так и простим его искренне. Миловать, так миловать!

Далее шли бумаги из министерства финансов с большим количеством таблиц, но Александр Александрович отложил их на послеобеденное время.

В полдень за стол сели царская семья и свита, генерал-адъютанты, министры, всего двадцать три человека. Цесаревич, его братья и сестры сидели за небольшим столиком сбоку. Аппетит у всех оказался хороший, лакеи быстро вносили и уносили кушанья, разговор перескакивал с темы на тему. Наконец пришла очередь последнего блюда, и лакей поставил перед государем тарелку с горкой золотистой гурьевской каши, украшенной ломтиками персиков, яблок, груш, протянул руку со сливками…

Вдруг сильно тряхнуло вагон. Вагон закачался из стороны в сторону… Тарелки, приборы, бокалы, вазы с цветами свалились на колени сидящим, пачкая платье мундира, но не успел кто-либо что сказать или сделать, как в следующее мгновение все услышали сильный треск и почувствовали, как вагон куда-то летит… и все рухнуло.

Государь сидел посредине стола. Он невольно вскочил в момент падения. Стены вагона приплюснулись, крыша упала вниз и надавила на плечи государя… все завертелось вокруг… (2)

Из-за недостатка места не будем приводить весь этот крайне любопытный отрывок целиком, поскольку каждый желающий может найти его в книге преподавателя Православного Свято-Тихоновского Богословского Института профессора А.И.Яковлева „Корона и крест“ (М., 2002. с. 148-152). Внимание же заострим на одной исторической неточности, которую допускает автор. На самом деле описанное Яковлевым прощение Александром III революционера произошло не 17 октября, а 20 ноября 1888 г. Однако означает ли это, что художественная версия Яковлева должна быть отвергнута целиком и признана художественным вымыслом?

Царствование Александра III в 1881 г. началось с трагического события – убийства террористической партией „Народной воли“ его отца, Императора-Освободителя Александра II и ультиматума от лица „Исполнительного Комитета“ этой партии, написанного ее идеологом Львом Александровичем Тихомировым (1852-1923). Ответом на этот ультиматум стала последовательно проведенная Александром III политика бескомпромиссной борьбы с терроризмом, позволившая отодвинуть давно назревавшую Революцию по крайней мере до 1917 г.

Чудесное спасение 30(17) октября произошло в 1888 г., т.е. той же осенью, когда Тихомиров ждал ответа Александра III на второе, но теперь уже покаянное письмо-прошение с просьбой о помиловании и разрешении вернуться в Россию. Прошение было подано 18 сентября, ответ пришел 10 декабря.

Удивительно, как на это совпадение не было обращено внимания еще в 1888 г. и не было написано лубка, подобного тому, каких много изготовлялось, например, в честь чудесных спасений во время неудачных покушений террористов на Александра II в 1866-1881 гг.).

Лубок мог бы называться так: „Получивший спасение от Небесного Царя, Русский Царь прощает убийцу Своего Венценосного Отца“, – поскольку прошение о помиловании было подписано 20 ноября. Или: „Небесный Отец оставляет долги Русскому Царю, даровавшему прощение своему врагу“, поскольку, факт помилования мог бы быть переосмыслен тогдашним автором лубка и вопреки букве истории – в духе версии А.И.Яковлева.

Но – всему свое время. Таким лубком как раз и может быть охарактеризован приведенный нами фрагмент из книги Яковлева, главная ценность которого в том, что в нем имеется попытка осмыслить связь между этими двумя, казалось бы, разноплановыми событиями.

Другой пример, дающий пищу для схожих сопоставлений, задает один из проектов, появившийся в 1888 г. в связи с событием 17 октября – проект исправления Царь-Колокола, перенесения его на Воробьевы горы и строительство для него огромной Царь-Колокольни, в которой на одном этаже был храм, а на другом музей, посвященный чудесному спасению Царской Семьи. Вот, что говорилось в этом интереснейшем документе:

„Волею Всевышнего свершилося чудо спасения жизни ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА и Его Августейшей Семьи при крушении ИМПЕРАТОРСКОГО поезда 17-го Октября 1888-го года.

Господь Бог проявил свое благоволение к Русскому Народу, сохранив ему драгоценную жизнь его Царя. Весь многомиллионный Русский Народ, проникнутый любовию к Монарху, потрясенный до глубины души великим чудом спасения Царя и Его Августейшей Семьи, запечатлел в сердцах своих на веки веков это благоволение к Нему Господа.

Россия поспешила ознаменовать это событие, занеся его на скрижали русской истории сооружением различного рода памятников в разных городах и местах нашего отечества. Но такие частные проявления чувств русского народа не соответствуют ни величию и знаменательности события, ни общности и единству чувств русского народа.

Чтобы увековечить великое значение совершившегося чуда и всю глубину всенародной благодарности к Всевышнему от всех нас Русских, необходимо сооружение величественного всенародного памятника в сердце России, — да памятуют наши потомки о том, что Десница Божия всегда хранит Единодержавие Царя для его народа.

Да воздвигнет же вся Русь достойный ее мощи памятник этому великому событию в своем Первопрестольном Граде Москве! (3)

Автор проекта Николай Николаевич Бенардос (1842-1905). Знаменит он как изобретатель „способа прочного соединения и разъединения металлов непосредственным действием электрического тока“ вошедшего в историю под именем дуговой сварки. Изобретательство для Н.Н.Бенардоса не являлось объектом для привлечения материальных выгод, а было неотъемлемым элементом интеллектуальной деятельности. Именно изобретательская деятельность в конечном счете и разорила его (4).

В начале 1890-х гг. проект перенесения Царь-Колокола широко обсуждался в столичной (московской и петербуржской) прессе. Однако по понятным причинам он так и остался невоплощенным – „прожектом“.

Фрагмент из книги Яковлева заканчивается словами: „Гром грянул совсем близко, но на сей раз обошлось. По всей России прокатилась волна радости от спасения царской Семьи и возмущение по поводу халатности на железных дорогах. Служились в церквах благодарственные молебны, комиссия из железнодорожных инженеров и специалистов по паровозам делала выводы, но никому-то в голову не приходило, что вполне может погибнуть вся царская семья и без паровозов“ (5).

Читая эти слова невольно задумываешься над тем, что „прожект“ Бенардоса имеет непосредственное отношение именно к покаянию революционера ( Тихомирова ). А ведь с Царь-Колоколом, как известно, связаны дивеевские предания о всемирной проповеди покаяния...

В настоящей публикации представлены тезисы доклада Сергея Чеснокова, зачитанного на "Покровских днях", проводившихся с 11 по 4 ноября в Нижнем Новгороде. По завершении первых нижегородских «Покровских Дней» планируется выпуск сборника полных текстов докладов, а по отдельным секциям будут изданы стенограммы семинаров и круглых столов.

«Покровские Дни» проводятся Нижегородской региональной организацией Союза православных граждан совместно с Епархиальным Просветительским центром Нижегородской епархии по благословению Его Преосвященства Преосвященного Георгия, епископа Нижегородского и Арзамасского.

Цель их — возрождение старинного русского праздника Покрова Пресвятой Богородицы. В программу «Дней» включены историко-патриотические чтения, круглые столы, семинары, а также просмотр кинофильмов, дискуссии о насущных вопросах Православия, концерты духовной музыки.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Серафим (Чичагов), архим. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губернии Ардатовского уезда. – СПб., 1903. – С. 291.

2. Яковлев А.И. Корона и крест. Сцены российской церковной жизни конца XIX– начала ХХ века. – М.: Паломникъ, 2001. – Сс. 148-150.

3. „Проект Всероссийского памятника „Царь-Колокольня“, долженствующего быть сооруженным в городе Москве, Н.Н.Бенардоса и М.Ф.Коровина, с добавлением проекта способа починки, перевозки и поднятия Царя-Колокола. Н.Н.Бенардоса. СПб. Тип-я В.Ерофеева, Томазов переулок, д. Коровина, № 22-2. 1890“ См. также второе издание: Проект Н.Н.Бенардоса Исправление „Царь-Колокола“ и сооружения в Москве всероссийского памятника „Царь-Колокольни“. СПб.: Тип-я Ю.Н.Эрлих, Садовая, № 9. 1892.

4. О Бенардосе см. наприм.: Огневецкий А.С., Радунский Л.Д. Николай Николаевич Бенардос / Под ред. Б.Н.Ржосницкого. – М.-Л., Госэнергоиздат., 1952. – 206 с., ил. (библ.: стр. 199-204); Чеканов А.А. Н.Н.Бенардос (1842-1905). – М.: Наука, 1983. – 143 с.

5. Яковлев А.И. Указ. соч. – С. 148-152.





Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

16 марта 18:56, геннадий:

вопрос на тему кубок

Здраствуйте! Вы бы не могли почь найти мне хоть какую нибудь информацию про кубок,который был подарен Харьковскими боярами после жд.катастрофы? Я являюсь владельцем такого кубка и хотел бы найти хоть какую нибудь информацию! заранее вам спасибо.



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2018