Дорогие посетители!
Сайт "Правая.ру" существует исключительно благодаря Вашей помощи.
Пожалуйста, поддержите Правую.ру!
Z123200596836 R374009602500
9037920273
41001442968978
30 сентября 2016
Правление
Политология

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Борис Межуев
10 августа 2004 г.
версия для печати

Россия в объятиях мирового большевизма

Мировая революция началась, причем в числе ее участников — по разным сторонам баррикад — наследники политического течения, возникшего в Лондоне примерно сто лет назад и за это время сумевшего, скажем с некоторой долей преувеличения, завоевать весь мир...

Появившийся на свет около 100 лет назад большевизм в отличие от всех других идейных течений в нашем Отечестве смог стать не узко-российским, но мировым явлением. Это политическое движение оказалось наиболее восприимчиво к каким-то глубинным тенденциям истории XX века — времени очень странного перехода от «глобализированного» белым человеком универсума к нынешней цивилизации, расколотой на полюса Севера и Юга, сверх-изобилия и сверх-нищеты.

Глобальный характер большевизма наглядно проявляется в левом движении во всем мире, для которого наиболее значимыми идейными авторитетами остаются Лев Троцкий и Мао Цзедун — представители именно большевистской версии марксизма.

Мы знаем, что каждый из этих деятелей развивал свое идейное учение, в значительной степени отличавшееся от ортодоксальной версии коммунизма, господствовавшей в Советском Союзе. Одним из важнейших пунктов расхождения с советским вариантом коммунизма было учение о мировой революции, собственно, и сделавшее идейное наследие обоих большевиков столь привлекательным для гошизма 60-х годов и нынешнего левого антиглобализма. Очевидно также, что представление о необходимости и неизбежности мировой революции соответствовало курсу большевистской партии вплоть до сталинско-бухаринского поворота 1920-х в сторону «социализма в одной стране», который Троцкий окрестил «большевистским термидором». Однако если мы обратимся к подлинному учению творца Октябрьской революции о «мировой революции», мы увидим, что оно отличалось от того, что принято называть «маоизмом», едва ли не в большей степени, чем от учения о «социализме в одной стране». «Мировая революция» по Троцкому и «мировая революция» по Мао — это совсем не одно и то же.

Как известно, учение Троцкого о «мировой революции» является одним из аспектов его концепции «перманентной революции». Сам термин «перманентная революция» будущий вождь IV Интернационала заимствовал у своего соратника по событиям 1905 г., русско-немецкого революционера Александра Парвуса, впоследствии проявившего себя в качестве тайного посредника между Лениным и немецким Генеральным штабом. Так вот, Троцкий вместе с Парвусом исходили в 1905 г. из того, что в революционной ситуации в России демократическая, то есть буржуазная, революция должна немедленно перерасти в пролетарскую. Мне кажется, Троцкий небезосновательно ссылался здесь на работы Маркса времен европейской революции 1848 г., в которой великий основоположник обнаруживал следы того же самого перерастания. Вообще, Троцкий справедливо увидел в марксовом учении о революции подтверждение невозможности для разрушившего феодальный строй капитализма справиться с теми внутренними противоречиями, которые и вызвали его к жизни. Капитализм, по Марксу, — это фактически и есть перманентная революция, который при своем развитии, а точнее разложении неизбежно порождает социализм, ведет к установлению всеобщего равенства.

Но проблема была в том, что Маркс писал все-таки о европейской революции и, соответственно, европейском пролетариате, а не об «отсталых» в политическом и социально-экономическом отношениях народах, трудовое население которых состояло преимущественно из крестьянства. И ортодоксальные последователи Маркса — те, кого мы привыкли называть «меньшевиками» — полагали, что ни о каком самостоятельном выступлении пролетариата в России, не говоря уже о еще более отодвинутых вглубь Азии странах, не может быть и речи. Да и остальные большевики, включая Ленина, считались с реалиями и, отвергая в отличие от меньшевиков союз с либеральной буржуазией, все-таки находили возможным соглашение с крестьянством, точнее, с его представителями — так наз. демократическими или мелкобуржуазными партиями, типа эсеров.

Позиция Троцкого отличалась и от ленинско-большевистской, и от меньшевистской. Демократическая революция в России, по его мнению, должна сразу же перерастать в пролетарскую. Поэтому и необходима здесь диктатура пролетариата. Но на кого может опираться пролетариат в крестьянской стране? И вот здесь Троцкий и выдвигал свое знаменитое положение, за которое он поплатился потерей власти в России, — пролетарская революция в крестьянской стране должна полагаться на поддержку пролетариата, как говорил он, «передовых стран», то есть промышленно развитых стран, в которых в отличие от России существуют все предпосылки для социализма. Иначе говоря, пролетарская революция в отсталых, небуржуазных, странах должна перерастать в интернациональную — в ином случае, полагал Троцкий, порожденный ею строй обломится под грузом тех же самых противоречий, что сведут в могилу капитализм.

Итак, по Троцкому, периферия революционизирует центр, но при этом каким-то очень странным образом прежние иерархические отношения между ним и периферией сохраняются и даже укрепляются — центр в процессе мировой революции восстанавливает свое доминирующее положение. Данный тезис, мне кажется, очень важен для понимания «троцкизма», этого очень странного сочетания революционной романтики с сухим рационализмом Просвещения. Троцкий — убежденный западник, для него пролетарская революция представляла собой окончательную победу города над деревней, рационализма науки над стихийностью чувства (вспомним все, что нам стало известно в последнее время, в основном благодаря популярным исследованиям Александра Эткинда, об увлечении Троцкого психоанализом, прежде всего, как орудием преодоления неконтролируемых сознанием человеческих страстей), в конечном счете, мирового города над мировой деревней, Запада над Востоком. Да. Восток может «проснуться», революционизироваться раньше Запада, но коммунисты должны стремиться к тому, чтобы лидерство над революционным движением захватили их сторонники, то есть фактически — агенты западной цивилизации, ее будущего, а не настоящего, и, в конце концов, противодействуя мировой буржуазии, они помогли бы и западным рабочим сбросить оковы капитализма.

На самом деле, Троцкий — это не столько предтеча нынешнего антиглобализма, сколько создатель очень специфической версии глобализма. Не случайно, некоторыми нынешними ультралевыми идеологами ему ставится в вину недооценка революционного потенциала «африканских» и «азиатских» народов, вытекающего из их национально-культурной специфики. И, конечно, далеко не случайно, что многие идеологи американского гегемонизма: Джеймс Бернхэм, Макс Щахтманн, крестный отец «неоконсерватизма» Ирвинг Кристол — были выходцами из троцкистского крыла Коммунистической партии. Им потребовалось для оправдания своей агрессивно про-американской позиции только сказать, что западное общество и, в первую очередь, США в процессе эволюции достигли более высокой по сравнению с капитализмом фазы технологического развития, при которой господствуют уже не владельцы собственности на средства производства, а менеджеры и интеллектуалы. Достигнув этой стадии эволюции, общество обретало моральное право осуществлять экспансию своих ценностей в более отсталые страны, то есть выполнять, как сказали бы братья Стругацкие, миссию прогрессоров — ускоренного «совершенствования» отсталых в своем развитии народов.

«Мировая революция», согласно версии другого большевика — Мао Цзедуна, являла собой нечто принципиально иное. Для Мао, как и для его последователя Пол Пота, истинными носителями революционного начала в мире являются именно эти якобы задержавшиеся в развитии народы периферии — жители мировой деревни. «Мировая революция» и представляет собой, таким образом, восстание мировой деревни против мирового города, иными словами, народов Востока против Запада. «Культурная революция» для Мао, так же как и чудовищные действия Пол Пота по насильственной деурбанизации страны — представляли собой попытку радикального очищения от скверны городской, буржуазной, культуры. Вероятно, существуют определенные нити, связывающие маоизм с хомейнизмом, а последний с тем своеобразным изводом европейского леворадикального движения, который называется «политическим исламом». Все это в совокупности, как мы видим, является вовсе не аналогом «троцкизма», а радикальной ему альтернативой.

Мне как-то доводилось на страницах журнала «Смысл» возвещать наступление мировой революции, предсказанной вождями большевизма. Несмотря на кризис (вероятно, все-таки временный) мирового антивоенного движения, размах которого пришелся на конец февраля — начало марта 2003 г., я не откажусь от своих слов. Мировая революция началась, причем в числе ее участников — по разным сторонам баррикад — наследники политического течения, возникшего в Лондоне примерно сто лет назад и за это время сумевшего, скажем с некоторой долей преувеличения, завоевать весь мир.

«Мировой город», страдающий от избытка потребления и контролирующий природные ресурсы всего мира, столкнулся с «мировой деревней», странами, не попавшими в «золотой миллиард», которым не оставлено права распоряжаться собственной судьбой — как то показывает пример «демократизирующегося» Ирака. Это столкновение, хотя напрямую и не затрагивает Россию, все-таки касается ее по краям — проходя через Северный Кавказ, Среднюю и Центральную Азию, Дальний Восток. После 11 сентября мы ближе всего подступили к черте, отделяющей нас от рокового шага вступления в «глобальный конфликт».

Россия, по словам поэта, раздула пожар мировой революции, но будем надеяться, что ей самой не придется сгореть в ее пламени.





Оставить свой отзыв о прочитанном


Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2016