16 декабря 2019
Жесты

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Илья и Яна Бражниковы
10 ноября 2009 г.
версия для печати

Авангард и традиция в ситуации постмодерна

Тезисы доклада, прочитанного 22 октября 2009 г. в Институте динамического консерватизма

черный квадрат 1. Традиция — (Модерн) — Постмодерн — три способа представления. Это не три эпохи, а три оптики. Не закончилась традиция – начался модерн. Ошибочно представлять их и как 3 эпохи, и как 3 типа мировоззрения существующих синхронно.

2. Традиция – ресурс Модерна. Ключевой и единственный. Модерн ничего не изобретает, не создает своего. Традиция как «топливо» модернити. Модерн разрабатывает месторождение (плоть) традиции. Относится к традиции как к ресурсу. Без этого ресурса он не существует. Модерн живет и питается Традицией, это не отрицание Традиции. Это возделывание и разработка – дренирование тела Традиции. Конец или кризис Модерна – это кризис традиции как источника динамизма Модерна («Конец ресурсов»).

3. Традиция дренирована Модерном (оптика Постмодерна).

Традиция полностью закрыта от настоящего: все традиционные формы «схвачены» модернистской оптикой. Мы описываем и мыслим Традицию языком и категориями модерна. Традиционное сознание не знает тех противоположностей, в которых их описывает диалектика просвещения: время-вечность, личность-общество, внутреннее-внешнее, естественное-искусственное, сакральное-профанное.

  • древнерусское век (соединяет в себе временное и вечное). Лермонтовский "странник".
  • Стихотворение Лермонтова "Родина" интересно, в том числе, как попытка преодоления модернистской оптики при взгляде на Родину-Традицию. Попытка, разумеется, неудавшаяся, поскольку, несмотря на отвержение романтического патриотизма в первой части стихотворения, герой всё равно остаётся "странником", глядящим на традицию со стороны. Сюжет стихотворения — сближение с народом, который в конце концов всё равно остаётся частью "пейзажа" — двух берёзок, "полного гумна", "избы, покрытой соломой", и хотя герой "смотреть до полночи готов" на "пляску с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков", "пьяные мужички" остаются для него экзотикой, а сам он — словно иностранец, гость на этом празднике. То есть, несмотря на всё слияние и любовь, модернистская оптика, дистанция сохраняются.

4. Ситуация постмодерна ситуация завершившегося и совершившегося Модерна. Постмодерн – это не новая реальность, это новая и непривычная для Модерна ситуация, это новый взгляд на реальность. Поскольку оказался исчерпанным его основной ресурс.

  • Отсюда вывод: все, что сегодня приписывают новой реальности – постмодерну на самом деле является логическим завершением модернизации. Кризис семьи, кризис университета, конец фундаментальной науки, конец производства – господство потребления и т.д. и т.п. – приведите любой пример. Здесь также проявляется желание оправдать Модерн, снять с него ответственность за собственные следствия и возложить вину на «постмодернистов».

5. Модерн: «Миф, сам себя отрицающий» (Т. Адорно). Конец Модерна – это его добровольный отказ от собственной сущности (незавершенности, незавершимости) – самоотрицания. Модерн самоконсервируется. Консерватизм. «Революция стала традицией» (Ю. Хабермас). Традицей в плохом смысле этого слова.

6. Авангард – это Модерн против Модерна. Это вызов Модерну (а не традиции, как обычно считают). Это постановка под вопрос модерна как такового. Обычное представление: авангард – высшая стадия, «акмэ» Модерна, его высшее достижение. Но Авангард — не просто Модерн. На самом деле это достижение и осознание его границы. Не пользование образами и словами как чем-то готовым, существующим в «реальности», но исследование того, из чего складываются, как они возникают.

  • Отсюда: только Авангард способен указать выход за границу Модерна. Это единственно возможный немодернистский опыт Традиции. Выход за пределы той самой дихотомии, диалектики просвещения – в непредставленное.
  • Крученых. Стихотворение 1920 г.

Зев тыф сех

тел сверх

Зев стых дел

царь

тыпр

АВ

МОЙ ГИМН

ЕВС!

  • Это заумное стихотворение, в котором сочетаются как заумные, так и обычные (незаумные) слова. Деконструкция. Остановка конструирования. Заумь и абсурд останавливают конструирование. Заумь – это «задний ум», исключающий рацио из процесса творчества. Попадая в заумный контекст, обыкновенные слова меняют своё качество и начинают восприниматься заумно, т. е. помимо ума. Такое восприятие оказывается выигрышным для их смысла, т. к. они звучат в многократно усиленной позиции. Таковы слова дел, тел и царь, в особенности последнее, выделенное ещё и ритмически и графически. А строка стых дел царь – представляет собой настоящее исправление имен (революционным образом). Стых – заумное слово, но оно знакомо и узнается носителем православной традиции, поскольку именно так (только с титлом) и пишется в служебных книгах. Из чисто заумной строка становится сверхосмысленной: с<вя>тых дел царь. И слову царь, и слову с<вя>тых, и слову дел возвращается надлежащее достоинство. Происходит «воскрешение слова».
  • Одним из пунктов расхождения Хармса с его учителем Туфановым (основателем ордена заумников) – отношение к национальности творчества. Туфанов воспринимал заумь исключительно как способ разрушения всех и всяческих национальных преград – культурных, языковых и т.п. Хармс в середине 1920-х годов находился под некоторым влиянием поэзии Н. Клюева и С. Есенина – и поэтому считал, что «если от незаумной вещи можно требовать национальность, то от зауми – тем более».
  • Стихотворение на смерть Есенина 14 янв. 1926 г.

ах вы сени мои сени

я ли гуслями вяжу

приходил ко мне Есенин

и четыре мужика

и с чего бы это радоваться

ложкой стучать

пошевеливая пальцами

грусть да печаль

как ходили мы ходили

от порога в Кишинёв

проплевали три недели

потеряли кошелёк

ты Серёжа рукомойник

сарынь и дуда

разохотился по мойму

совсем не туда

для тебя ли из корежёны

оружье штык

не такой ты Серёжа

не такой уж ты

<…>

поливала сыпала

не верила лебедями

зашухала крыльями

зубами затопала

с такого по матери

с этакого кубарем

в обнимку целуется

в очи валит блиньями

а летами плюй его

до белой доски и сядь

добреду до Клюева

обратно закинуся

простынкой за родину

за матушку левую

у дерева тоненька

за Дунькину пуговку

пожурила девица

невеста сикурая

а Серёжа деревцем

на груди не кланяется

на груди не кланяется

не букой не вечером

посыпает около

сперва чем то дудочным

  • Это, конечно, не шедевр – юношеское, ученическое стихотворение. Но оно интересно, прежде всего, решением национальной темы в зауми. Во-первых, знаково само посвящение (футуристы не признавали поэзию Есенина как «традиционную лирику»). Во-вторых, стихотворение полностью заумно, но фонетически и ритмически (Хармс даже расставляет ударения – иногда по два, по три и даже по четыре в одном слове: целу'ется'; де’ви'ца’; ле’бе’дя’ми’) звучит как народное. И это не стилизация, а именно прорыв к традиции – к слову заговора, к слову и ритму частушки, где звук и ритм часто действуют помимо или впереди смысла.

7. Постмодерн – это Авангард. Это также Модерн против Модерна. Это продолжение Модерна, игры по правилам Модерна, когда сам Модерн отказался от продолжения этой игры, стал тотальным и не позволяет поставить себя под сомнение.

8. Авангард – единственно возможный выход к Традиции, а не просто желательный наряду с другими возможными. И напротив, консерватизм и традиционализм воспроизводят и «охраняют» модернистские установки и подменяют связь с традицией схоластической догматизацией последней. Хармс: молитва «Отче наш» в конце «Старухи».

9. Традиция – это авангард. Традиция выходит, «проступает» через авангард.

  • Иконы и храмовая живопись XVIII-XXI вв. Христос как представление (живопись) и как непредставленное (икона).
  • миро и понятие «благодати». Модернистские споры о пресуществлении – под видом или на самом деле.
  • «Черный квадрат» в «красном» углу. Антиикона? Или структура иконы и структура экрана? Телевизор – монитор – то, что объединяет икону и экран. Черный квадрат есть непредставленное, внутри которого живет представление (модерн заселил черный квадрат своими представлениями, это реванш модерна). Но представления могут быть радикально иными, телевидение может быть радикально иным. Как радикально иным по отношению к телекартинке является хотя бы реальность интернет-сайта.

Прикреплённый файл:

 kvadrat.jpg, 5 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019