20 сентября 2019
Правые мысли
Мозаика

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Сергей Чесноков, Правая.Ру
8 апреля 2007 г.
версия для печати

Пасхальное торжество и национальные традиции

В каждой стране люди торжествует в "праздников Праздник" по-своему, привнося свое историческое переживание. Где-то взрываются фейерверки, а где-то целый день водят хороводы. Христос Воскрес!

Воскресение ХристовоПасха – это главный праздник всего православного мира. Это праздников праздник и торжество из торжеств. Это день победы жизни над смертью, главнейший праздник нашего спасения, а потому и подготовка к нему нужна более тщательная, чтобы встреча Светлого Христова Воскресения была достойной.

Неслучайно Пасхе предшествует длительный Великий пост, перед которым также существуют подготовительные недели. После Святой Четыредесятницы наступает Страстная седмица, во время которой вспоминаются последние дни земной жизни Иисуса Христа, Его крестные страдания.

И вот с вечера Великой Субботы, последнего дня Страстной седмицы, когда по церковному времяисчислению уже наступает воскресный день, начинается великое торжество. Ровно в полночь из алтаря раздается голос священника: «Воскресение Твое, Христе Спасе...». После праздничного богослужения все христосуются, дарят друг другу подарки и продолжают вспоминать и радоваться этому празднику уже в семейном кругу, а в некоторых храмах есть традиция собираться для разговения всей общиной. С раннего утра в этот Светлый день раздается не стройный, но веселый трезвон, напоминающий о великом событии. В этот день – а иногда в течение все Светлой седмицы — во многих храмах священники благословляют звонить всем желающим. Подобным образом проходит празднование Пасхи в России, варьируясь отдельными традициями той или иной местности нашей необъятной страны.

Также свои традиции существуют и в других странах. Естественно, эти обычаи не идут в разрез с уставом, а только внешне его добавляют. Традиции помогают еще более проникнуться в смысл праздника.

В Сербии Пасхальная служба начинается в монастырях в 3-4 часа утра, а в приходских церквях — в 5-6 утра. А сам праздник отмечается несколько дней.

У сербов, так же как и у русских, есть традиция «христосоваться» и восклицать при приветствии «Христос Воскресе» — «Воистину Воскресе».

Особое внимание уделяляется пасхальной трапезе. Ее начинали с просфоры или яиц. На столе обязательно есть хлеб, вино и вареное кропило — непременные атрибуты пасхальной трапезы. Пасхальным вечером начинаются народные гуляния, они происходят прямо на церковном дворе. Оркестр играет музыку, а люди водят огромный хоровод — коло. В Боснии такое гуляние называют на турецкий лад — таферич, в Сербии — варош или народни сабор.

Также у сербов есть и свое пасхальное поминовение усопших, похожее на нашу Чешские пасхальные куклы из кукурузной шелухи // фото: сайт "радио Прага"Радоницу. Специально для этого еще красили яйца. Приносили столько яиц на могилы, сколько помнили своих предков.

Слово «Пасха» в Сербии мало известно и Светлый праздник Христова Воскресения они называют «Васкрес». До недавнего времени шли споры о том, как правильно произносить «Васкрес» или «У'скрес» (хорватская и западно-сербская интерпретация), но, в конце концов, возобладал авторитет церковно-славянского приветствия «Христос Воскресе», и Пасха утвердилась как «Васкрес».

В Болгарии многие традиции также похоже на русские. Неизменные атрибуты Пасхи: крашеные яйца, пасха и кулич – козунак. Особенность болгарского кулича не только в названии, но также в большом количестве ванили. От ванили кулич внутри становится желтым, как теплое болгарское солнце. Все приготовления заканчиваются в Великий Четверг, чтобы ничто не отвлекало от служб Страстной Пятницы, дня траура и молитвы.

Богослужения в Болгарии ведутся на том же языке, что и в России. Церковно-славянский язык не только еще более объединяет нас, но и дает то ощущение вселенскости Церкви, ее присутствия везде и присутствия всех православных в ней.

В Великую Субботу люди начинают готовиться к «бдению». «Бдение» — это простонародное название пасхальной службы, так как ночную службу нужно перетерпеть, выстоять. Сам пост также называется бдением, терпеливым ожиданием праздника.

Всюду видится традиция встречать Пасху, как обновление. На службу обязательно идут в новой одежде, купленной накануне. Многие женщины, особенно в деревнях, надевают национальные костюмы.

В полночь начинается крестный ход, а, значит, наступает Светлое Воскресение Христово или «Великден». Те же приветствия «Христос воскресе!» и ответный возглас «Воистину Воскресе!», троекратное лобызание.

Наутро люди не спешат расходиться по домам. Прихожане идут разделить радость Светлого Христова Воскресения с теми, кто не смог присутствовать за богослужением.

Ближе к обеду начинается пасхальный пир. Тут тоже существуют свои традиции, связанные с символизацией Воскресения. Первыми за стол садятся дети, и только потом рассаживаются взрослые. В это же время старшие — пожилые — обходят соседей, приветствуют их и желают здоровья и «благодати» — благоденствия. Принято «чокаться» пасхальными яйцами и приглашать в гости. После того, как старшие вернуться, и начинается сам торжественный обед.

На столе обязательно присутствует жареный «агнъц» (ягненок) и салат из свежих овощей, красное вино и особое мясное блюдо – «дробсарма», приготовленное опять-таки из ягненка. Все это те же символы обновления, некое приближение символизации ко Христу: ягненок, вино.

На ягненке стоит остановиться подробнее. Это обязательный атрибут праздничного стола. Даже если семья не может себе позволить зажарить целое животное, за обедом все равно будет присутствовать «чеверме» (бедро ягненка) или «шиш» (шашлык из ягненка). В самом крайнем случае, попробовать ягненка можно, воспользовавшись приглашением, коих в Пасху набирается по несколько штук.

Вечером празднование перетекает на площади, где собирается много народу. Все нарядно одеты. Начинаются массовые гуляния. Главный колорит болгарских торжеств – это музыка и танцы. Апофеоз танцев – это «хора». Хора – по-болгарски «народ». Люди берутся за руки и образуют замкнутый круг – хоровод, который начинает кружиться под убыстряющуюся музыку, все чаще меняя направления. Через это совместной действо болгары вырабатывают то, что по-русски называется «чувство плеча».

Заканчиваются все празднования, как и положено, через неделю, на Антипасху.

Греческий пасхальный фейерверк // фото: Первый каналВ Греции Пасха — это настоящий взрыв, переходящий в буквально громкое и незабываемое торжество.

В Страстную пятницу большинство магазинов и контор закрыто, и флаги приспущены в ознаменование Смерти Христа, распятого в тот день на Кресте.

В воскресную полночь, когда заканчивается всенощная, во всех церквах гаснет свет и наступает торжественный момент — священник передает Святой Огонь, чтобы все верующие могли зажечь от него свои большие пасхальные свечи. Воцаряются всеобщая радость и ликование, все присутствующие поздравляют друг друга: «Христос Анести!» — «Алетос Анести!».

Затем вся процессия с зажженными свечами во главе со священником, в руках которого икона «Воскрешение Христа», шествует к центральной площади. Здесь перед многотысячной толпой народа происходит символическое сожжение Иуды.

Праздник набирает силу, народ ликует, небо расцвечивается разноцветными фейерверками, а в воздухе стоит шум и грохот от несметного количества хлопушек.

Помимо этих своеобразных праздничных салютов, существует масса других обычаев.

Так жители деревни Вронтади на острове Хиос в Эгейском море оправдывают название своей малой родины, происходящее от слова «гром», целым дождем «шутих». При этом фейерверк обязательно принимает характер «перестрелки» между двумя церквами (или общинами), расположенными друг напротив друга на склонах долины. На острове Керкира (Корфу) в Ионическом море другой обычай символизирует победу добра над злом. Перед праздником изготавливаются сотни больших и маленьких глиняных горшков, которые предстоит разбить в ознаменование пасхальной победы. Горшки, разукрашенные добрыми пожеланиями, сбрасывают с верхних этажей в присутствии тысяч любопытных. Каждый прохожий должен взять на счастье черепок от разбитого горшка.

Существуют и совсем экзотические обычаи. В некоторых церквах во время чтения евангельского рассказа о смерти и воскресении Христа прихожане ждут, когда будет упомянуто о землетрясении в Иерусалиме, сопровождавшем эти события. Как только прозвучат заветные слова, в церкви поднимается невообразимый шум. Молодые люди колотят палками по деревянным лестницам, пожилые прихожане гремят сиденьями скамеек, а люстры-паникадила раскачиваются из стороны в сторону. Устраивая в церкви рукотворное «землетрясение», прихожане вспоминают таким образом о воскресении Христа.

В Иерусалиме, главном духовном центре празднований, всегда многолюдно. Очень многие христиане хотят именно в этом святом граде встретить праздников праздник.

Пробиться в Храм Гроба Господня совсем непросто: все подходы к этому величественному сооружению плотно заняты людьми. Звучит очень часто русская речь. Среди паломников можно увидеть и молодых священнослужителей в черных рясах, и монахинь, и простых мирян.

Храм Гроба Господня носит еще и другое название: Храм Воскресения Христова! Это — самая главная из всех христианских святынь: именно здесь находятся гора Голгофа, где был распят Иисус Христос, а также и Гроб Господень.

А само торжество начинается в Великую Субботу, когда сходит Благодатный огонь, чудо, которое при всем научном прогрессе, наука доказать не может.

Вот как описывает свое пребывание во святом граде одна паломница: «Вот серебряный диск, указующий место, куда был водружен Крест на скале. Трещина в основании Креста расколола Голгофу. Мы видим эту продольную трещину, спускаясь по лестнице от Распятия. Теперь перед нами — шагах в двадцати — Камень Помазания, куда положили Тело Его по снятии с Креста. Здесь Иосиф Аримафейский умастил Его, напитал благовониями и маслами Плащаницу.

Слегка шероховатый Камень — одно из четырех мест на всей земле, где без участия священника совершается чин освящения. Проходя мимо, вижу припадающих к Камню паломников из всех стран. Кто просто целует Камень, кто освящает на нем крестики...

Наконец мы вошли под главный, гигантский купол Храма, окруженный колоннадами, нишами, балконными переходами, и приближаемся к самому святому месту на земле — Гробу Господню. Над ним, в центре Храма, возвышается каменная ротонда, по-гречески Кувуклия, а по-русски — Часовня.

Сегодня к ней выстроилась длиннющая очередь. Каждый паломник терпеливо дожидается возможности войти в маленькую пещеру, метра два в длину и метра полтора в ширину. Великолепные лампады, иконы покрывают стены пещеры и потолок, нависая над плитой Гроба Господня. А сама плита, расколотая надвое, розоватого цвета. Над ней, в нише, ставят свечи. Здесь надо побыть наедине с собой, в благоговейном молчании и молитве, но сегодня Пасха – и народ все прибывает...

Ровно в пять часов вечера у нас над головой разносится мелодичный перезвон колоколов. По Храму заструился ни с чем не сравнимый аромат. Зазвучали голоса священников, читающих молитву на разных языках: греческом, русском, армянском... Мы вышли во двор.

- Как тебя зовут? — донесся до нас голос священника. — Ирина... — И откуда ты приехала? — Из Москвы, отче! В будущем году снова встречу Пасху в Иерусалиме...»

И в заключение пара штрихов о праздновании Пасхи в Китае. Даже там, в казалось бы замкнутом в своих древних правилах государстве, Христово Воскресение отмечается сравнительно широко, является еще одним доказательством вселенскости Православия.

Раньше в Китае была Миссия, которой не стало в коммунистические годы, но сейчас там есть небольшая община, которая возрождает православные традиции Китая. Вот небольшой отрывок о праздновании Пасхи.

«Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков. Тихо, слаженно, торжественно запеваем "Волною морскою"… В глазах у певчих слезы.

Закончилась полунощница. Тишина, лишь потрескивают свечи в руках у трех с половиной сотен молящихся. «Но в полночь смолкнут тварь и плоть…» Еще мгновение, и у престола начинается робкое «Воскресение Твое, Христе Спасе…». Его подхватывает хор, снова и снова, с каждым разом все увереннее; и вот уже весь собравшийся народ поет как единый слаженный организм: «И нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

Впереди крестного хода — мужчины с иконами, за ними — батюшка, хор, послы; все идут чинно и торжественно по двое и трое.

Мы уже обогнули поклонный крест, а навстречу все плыли огоньки свечей, бережно прикрываемые ладонями.

Собираемся во дворике перед входом в Фанзу; отец Дионисий с отцом Александром возвышаются на ступенях. Мы пропели стихиру еще более десяти раз, прежде чем шествие успело заполнить двор.

«Христос Воскресе!» — «Воистину Воскресе!» — раскатывается в ночи. «Христос Анести!»… И полилась пасхальная служба…

Как это положено по Уставу, освящение пасок, куличей и яиц происходило после Литургии. Огромный стол был уставлен роскошными произведениями кулинарного искусства, сотворенными мастерицами; заметим, что в Пекине не купишь готового кулича.

Закончена трапеза, Фанза опустела. Вот и Пасха наступила. Как же быстро летит время — прокручивается в памяти приезд, службы Страстной недели, спевки, лица, слова…

Снаряженные сумками с пасхальными дарами возвращаемся домой. За окном уже вырисовываются ветви деревьев на бирюзовом фоне неба, а мы, переполненные впечатлениями, все не можем уснуть».

В этом году даже в Венесуэле, стране, возглавляемой якобы марксистом Чавесом, запрещено накануне Пасхи продавать спиртное. Продавать алкоголь даже в специализированных магазинах нельзя как в Пасху, так и в три предшествующих ей дня. Целью такого нововведения является снижение числа преступлений, связанных с употреблением спиртного.

Очевидно, что Православие не имеет границ – где бы ни был построен храм, на каком бы языке не говорили люди, какие бы красивые традиции и обычаи не вносили в празднование разных торжеств – всюду и всюду в пасхальную ночь каждый верующий совоскресает с Христом. И мы все вновь и вновь ощущаем себя «братьями во Христе».

С праздником. Христос Воскресе!


В материале использована собственная информация, информация сайта Православие.Ru , журнала "Альфа и Омега"


Прикреплённый файл:

 Христос Воскресе!, 12 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019