15 декабря 2019
Правые мысли
Фильмы

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















ПРАВАЯ.RU
31 января 2008 г.
версия для печати

Гибель Империи: упражнение в иносказании

В среду вечером 30 января, не совсем в прайм-тайм, но и не слишком поздно, телеканалом «Россия» был показан документальный фильм «Гибель Империи. Византийский урок». Автор и ведущий - архимандрит Тихон (Шевкунов). А уже на следующий день большинство СМИ вышло с рецензиями. Такой реакции на документальное кино еще не было

Кадр из фильмаСегодня, т.е. на следующее день после показа этой исторической притчи, вышло сразу же несколько рецензий, причем не только на интернет-площадках, но и в печатных СМИ. Это говорит, прежде всего, о том, что фильм ждали, под рецензию о нем готовили место. Очевидно уже сейчас: фильм стал событием. Возможно, поворотным явлением или убедительным доказательством поворота для современного идеологического состояния России. При этом, сам фильм сделан предельно полемичным и многослойным. Не исключено, такова была задумка автора.

Телеканал «Россия» долго шел к такому повороту, начиная от художественного фильма «Остров» и заканчивая документальными, исторически выверенными хрониками о Троцком и перевороте 1917 года, а также документальным очерком того же отца Тихона "Монастырь".

Конечно, обращает на себя внимание стремление показать именно кризисные ситуации, подавая их в русле исторических уроков. Фильм о.Тихона работает, на первый взгляд, в этом же направлении, но задает иную перспективу. Историческая притча становится основой развития настоящего момента.

Если же брать чисто идеологический задел – то Византия и ее история не столько урок, сколько завещание, написанное каллиграфическим почерком о наследовании бесценного дара. И это самый, пожалуй, главный смысл рассказанной о.Тихоном притчи. Символично, что фильм был показан накануне научно-богословской конференции «Москва — Третий Рим: формула единения и примирения» XVI Рождественских чтений, проведенной фондом "Андреевский флаг" совместно с Правой.Ру. Своеобразное послание о.Тихона участникам конференции стало одной из ее активно обсуждаемых тем.

Сам фильм сделан в жанре аллегорий XVIII века, где правитель и государство представлено в неких условно-исторических образах. Вспомним знаменитое державинское:

Богоподобная царевна Киргиз-Кайсацкия орды!

Ода "Фелица", как мы помним, представляет собой описание придворного быта екатерининской эпохи под видом идеального царства некоей могущественной азиатской царевны. В связи с этим, очевидно, что Византия в данном случае, несмотря на обилие достоверных исторических фактов, — только иносказание. Речь идет именно и только о России, России сегодняшней. За примерами ходить не надо – в императоре Василии II, выстроившем «вертикаль власти» и создавшем огромный «стабфонд», без труда узнается Владимир Путин, в образе градоначальника, «увлекшегося многоэтажным строительством» Юрий Лужков; в олигархе, пытавшемся продвинуть на трон своего ставленника и за это отправленного в заточение в далекую провинцию – Ходорковский; в интригане Виссарионе, "беглом олигархе" – Березовский и т.д. и т.п.

Собственно, как и в оде "Фелица", все узнаваемо. И цель — вполне себе в духе XVIII века: нравоучительная. Из разворачивающейся перед нашими глазами истории необходимо извлекать уроки.

Урок первый – преемничество. С преемником «все просто: или повезет или нет». С преемником Василию II не повезло. Стабфонд растащили, реформу армии не провели, да и сама реформа, суть которой заключалась в том, чтобы превратить дееспособную регулярную армию (с ежегодным рекрутским набором юношей с 18 лет) в профессиональную, – в конечном итоге принесла лишь разочарования и приглашения наемников. Вывод достаточно прозрачен: стоило ли играть в преемников Кадр из фильма // фото: телеканл Россия(бывали эпохи, когда императоры сменяли друг друга раз в четыре года)?

Урок второй – экономический. Со «стабфондом» все более-менее ясно, единственное, что появился он в результате продуманной таможенной политики на море, которая была тем же ресурсом тогда, что нефть сегодня. Но однажды императоры решили предоставить руководство «иностранным специалистам», т.е. в основном венецианцам, «нью-йоркцам того времени». За считанные годы все бывшие госмонополии перешли под чужой контроль. Потом, конечно, опомнились, но было поздно – иностранный капитал повязал и местную знать. Интересно, что самими своими экономическими ресурсами европейцы обязаны именно Константинополю, из которого крестоносцы вывезли несметные богатства, положив началу банковскому делу и еврейскому капиталу. Соответственно, местные элиты, повязанные этим капиталом, превратились в подконтрольную Западу фронду.

Урок третий – политический. Как только Запад пришел в Византию в виде «специалистов», сразу же началось столкновение местной традиции и инородческой идеологии. В считанные годы вера, знания, культура и обычаи ромеев превратились (в представлении западников) в нечто отвратное, мракобесное, а западные, уже объявленные общечеловеческими, ценности стали котироваться как передовые. Отсюда и цепь предательств, печальной вершиной которых стали унии с Ватиканом. Отсюда и появление прозападной партии, лоббировавшей интересы венецианского капитала. Отсюда и партия пораженцев, предпочитавшая возложить порфиру на турецкого султана. Отсюда и страшная апатия граждан, выразившаяся в демографическом спаде потере смысла жизни, алкоголизме, волне самоубийств.

Урок четвертый – национальный. Отец Тихон напоминает, что национализм – неоязыческий, горделивый – изобретение маленьких этнических западных стран. Именно оттуда эта зараза перекочевала в «многонациональную Византию», после чего греки вдруг вспомнили свои языческие мистерии, начав вести свою родословную от греческих богов. Так этнонационализм был обменян на национализм имперский, где существовали только ромеи, т.е. принявшие крещение и доказавшие делами свою любовь к Византии. Ромеи — это, разумеется, образ русских в Российской империи. И ни в коем случае не "россиян", как подумалось многим рецензентам в консервативном лагере. О.Тихон, упоминая спесивую гордость греков, говорит именно об этнонационализме, ищущем, с одной стороны, языческое оправдание, т.е. гнушающемся Православия, а, с другой, питающемся западными индивидуалистическими установками. Настоящий русский – это абсолютно иное.

«Система ценностей Святой Руси создавала все условия для высшего духовного самоопределения, а значит, и зрелого патриотизма русского народа… Любовь к православной вере, своей культуре и традиции, своей вековой нравственности, основанной на заповедях Божиих, к своему народу, который наша Церковь призвана спасать от гибели, — вот на чем должен быть основан наш патриотизм», — говорит Святейший Патриарх Алексий II.

Был Рим – были ромеи, есть Русь – есть русские. И все это связано с Православием напрямую. Любой представитель иной национальности, оказавшийся в Византии и принявший веру, становился самым настоящим ромеем, своей жизнью доказывавший любовь к Родине. Так же и в Российской империи инородцы станНынешний вид Софийского собора в Константинополе (ныне Стамбул) овились настоящими русскими патриотами, о чем сказано более чем достаточно.

Урок пятый – миграционный. Со временем, когда падение нравов достигло критической точки, мигранты-инородцы, зачастившие в империю, преимущественно в столицу, переставали интегрироваться, принимать веру и становиться ромеями. Они, образовывали свои общины, сохраняли свою культуру, язык, и, главное, рассматривали Византию не как новую Родину, а как предмет будущего завоевания. В этом им всячески помогали коррупционеры, иностранцы, да и сама политическая знать, усвоившая «общечеловеческие ценности» толерантности, умело транслируемые с Запада. В итоге — мигранты своего добились.

Урок шестой – сепаратистский. Византия не смогла удержать окраинные земли, чьи местные лидеры с удовольствием покупались на обещания западных соседей и провозглашали свои провинции «самостийными». Но, увы, выполнив свою функцию и ослабив отделением империю, «самостийцы» становились живым щитом Запада перед восточными угрозами. Так попали под турецкий гнет Сербия и Болгария. Кстати, одной из причин отделения регионов стал тот самый этнонационализм, подогреваемый западными мехами, реализуемый частью знати и создающий искусственные барьеры в империи.

Урок седьмой – самый важный. Византия, окунувшись в злачные западные идеологические трущобы и вдохнув смрад идолопоклоннических мистерий, потеряла своё призвание, свою национальную идею – хранить веру православную. Между тем, Вселенские Соборы, святость, христолюбие самодержцев хранили империю тысячу лет. Именно этими «делами праведными» стояло государство, и ради сохранения веры оно было могущественно и непоколебимо. Отказавшись от своей великой роли, Византия потеряла и сам смысл своего существования.

В фильме еще много разных уроков и иносказаний. Много символов, например, появляющийся в кадре аристократичный эфиопский юноша. Последовательно он показан в красном, синем и белом хитоне. В красном от запечатлевает величие Византии (красный цвет – цвет царской власти), в синем – рисует картины падения империи (в это же время можно считать, что крупнейшей православной державой становится Русь – синий – Богородичный — цвет символизирует веру), в белом – уходит из врат погибшей Византии (белый – цвет свободы, рая). Все вместе эти цвета образуют флаг России. Окончательность перехода оформляется в изображении фигуры юноши в стихаре на богослужении в русском храме. Вместе с юношей из Византии Кадр из фильма // фото: телеканл Россияуходят символы евангелистов – орел, телец и лев. Видимо, туда же, куда и он сам – в заснеженную северную страну.

Сама фигура эфиопа (копта) загадочна. В какой-то степени, она может символизировать фигуру прародителя Пушкина, ибо сам великий поэт, в чьих жилах течет эфиопская кровь и который был уничтожен западными агентами, является эталоном русской культуры. С другой стороны, фигура именно эфиопа может ярко подчеркивать существование «языков», которые горячо восприняли благую весть, в отличие от иудеев.

Еще одним интересным моментом фильма стал прочитанный отрывок из Библии. Звучит он так: «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое». Продолжение стиха, которое не было зачитано в фильме: «…любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему». Это стихи из Второзакония о возобновлении Завета.

Этот отрывок был нарочито невнятно отнесен автором к Византии, что позволяет предположить, будто зачитан он нашей сегодняшней России. Если сузить, а сузить по понятным причинам можно, то отрывок и вовсе предназначен для одного лица (в том числе, и непрочитанная вторая часть), к которому урок о преемничестве имеет непосредственное отношение.

Вместе с этим отрывком структура фильма напоминает православный молебен. Помимо чтения Священного Писания, читается «Царю Небесный» и поется тропарь Богородице. Все на славянском, ибо появляются эти фрагменты в момент начала разговора о непосредственном захвате и разрушении Константинополя. Ранее в фильме все песнопения были на греческом.

Послание, таким образом, выдержано до конца. Отсюда и реакция на него – либеральные круги уже отметились резкой критикой — не столько фактологической стороны, сколько идеологической. Автора упрекают в отсутствии «пастырского слова», в «поддакивании» власти, в ненужности параллелей. Более лояльные власти СМИ выражают автору благодарность за создание материала, который заставляет задуматься, а «не только утробно гоготать» перед телевизором. Консервативные круги, естественно, фильм справедливо хвалят. Единственное возражение — вопрос о национализме греков (см. выше). Такой, с натяжкой, упрек говорит о том, что современный дискурс национализма зашел в тупик, если не сказать – искусственно загнан в гетто. С одной стороны, ряд политиканов со скрытым умыслом козыряют «русскостью» направо и налево, с другой – в «народной массе» само понятие жестко ограничено, зато сверхположительное упоминание других национальностей вкупе с совершенно неуемным избирательным употреблением понятий «толерантность», «ксенофобия», «шовинизм» «сеют ветер». Об этом, конечно, в фильме говорилось не раз, поэтому «имеющий уши, да слышит».

Возвращаясь к поворотному характеру фильма, можно сказать, что некая грань пройдена. Дано, наконец, направление для поиска национальной идеи, которую ищут политики уже который год. Оказалось, искать ее не надо. Недаром о. Тихон упомянул Сталина, который в 1943 году («неужели других дел не было в то время?») возобновил исследования по истории Византии. Стоит ли после этого говорить о том, какую страну оставил после себя «бывший семинарист Джугашвили» или что его сподвигло открыть в то время храмы? "Наконец мы стали учить урок, который оставила после себя Византия", — говорит о. Тихон.

Еще одна историческая параллель, которой не могло быть в фильме, но озвучить ее нужно. В Смутное время русское сопротивление иноземным захватчикам вдохновил церковный иерарх, ибо элита никак не могла найти средств или сил для борьбы за свою Родину. За это священномученик Гермоген принял мучения, но Россия была спасена и ей была дарована на 300 лет царская династия и мировое могущество.

Теперь тема национальной идеи, затронутая о. Тихоном, может и должна быть продолжена. Настоящая история России, с которой большинство жителей нашей страны знакомо, увы, понаслышке, требует обстоятельного и глубокого изложения. Главное, что сказано все необходимое и даны все рекомендации.

Ода "Фелица", как известно, была услышана Императрицей. Автор был приглашен во дворец и осыпан милостями. Важно, однако, было не это, а то, что он получил возможность "истину Царям с улыбкой говорить", как напишет позднее Гавриил Романович в своем итоговом "Памятнике". По-видимому, на это рассчитывает и архимандрит Тихон. И, думается, его послание тоже найдет своего адресата.


Прикреплённый файл:

 "Гибель империи. Византийский урок", 2 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

1 февраля 09:58, Таня:

очень интересный фильм

Хороший фильм. Нужно выпускать больше таких интересных проектов.


1 февраля 22:32, Михаил Чернушенко:

Где взять?

А где можно взять этот фильм (на DVD или в другом формате)? Кто-то может подсказать?


2 февраля 10:22, Вениамин Башлачев:

о национализме

Фильм прекрасный и очень важный.

К сожалению тема национализма искажена.

Первое. Строго говоря, чтобы быть ромееем, - недостаточно креститься и показавать делами любовь к Византии. Иудеи в Испании тоже крестились и занимали важные посты при. Это не помешало им нанести такой вред народу, что короли вынуждены были их изгнать.

Второе. Паралель, которая напрашивается при просмотре фильма Отца Тихона: Ромеи Византии — это россияне нынешней России. Стоит напомнить, что Византия пала, когда греки в ней остались в абсолютном меньшинстве. Сейчас в России: число русских смертей составляет более 90% от всех смертей, а число русских рождений - менее 70%. Если все пойдет, как сейчас, то к 2015 году русских рождений будет меньше 50%. (Не надо ссылаться на официальные аргументы о нынешнем росте рождаемости, он скоро прекратиться.

Третье, Господь Бог не делает глупостей. Он создал разные расы и народы - совсем не для того, чтобы правители территорий Земли всех их смешивали в "стадо населения". Генетическое неприятие одной расы к другой задано Господом Богом не случайно. К сожалению отец Тихон этот момент исказил. И очень жаль. Нельзя забывать: Законы Приороды нельзя нарушить безнаказанно.Нельзя забывать про генетический фактор. Именно он погубил Вавилон. Он же погубил и Византию. Кремль пока тоже не понимает суть генетического неприятия, заложенного Законом Природы. Если не поймет, то Кремль и погубит Россию.


3 февраля 01:00, cv:

итальянские купцы вывезли огромные богатства из Византии, после того как она была разгромлена и разграблена европейскими крестоносцами в 1204... Из всех комментов я так и не понял, сказано ли об этом в фильме (который не удалось посмотреть)


3 февраля 10:47, Юрий Кузнецов:

Противоположный взгляд

Чтобы человек мог судить о чем-то, где правда, а где ложь, нужны противоположные оценки. Вот взгляд, который безусловно проигрывает версии о. Тихона, рассматривает империю как зло: статья "Канцерократия" - http://ideo.ru/cancerocracy.html


3 февраля 13:51, Сергей:

Где взять?

По телевизору не видел. Хотелось бы посмотреть фильм, но скачать не по карману. Даю прямую ссылку

http://www.kovsov.org/movies/vizantiya.wmv

Объем 300Мб.


3 февраля 20:04, cv:

фильм есть на rutube.ru

http://rutube.ru/tracks/429725.html?v=62a0e76107114da1cac7c24d64260db6


4 февраля 09:58, Андрей:

особенно понравился Злодей В Маске, олицетворяющий европейский Вектор Зла)


4 февраля 17:46, Игорь В.:

Не бывало еще такой "риторики" на ТВ, потому и столько рецензий.

Для постоянных читателей Правой ничего нового не стоило ожидать. Видовой и звуковой ряд хорошо выдержаны. Но дело ли наместника одного из крупнейших и влиятельнейших монастырей не столько сочинительствовать (к этому мы уже привыкли), больше участвовать (сниматься), разъезжать по странам и весям, редактировать-режиссировать. Конечно, можно телепрограммы принимать как вид народного творчества, но что-то у меня не выходит. Можно поставить на место ведущего Н.Лисового, В.Карпеца или других наших современных просветителей. Но... Эффекта-то не будет - вот парадокс. Да и денег вкупе с прайм-таймом (тьфу!) не будет, что не будет являться парадоксом.

"Главное делание иноков - молитва", гласит сайт Сретеского монастыря. Но бывают еще и не главные делания, которые не только отвлекают иноков и пастырей от главного, но и могут застилать глаза от Главного.


5 февраля 18:51, Посетитель сайта:

Гибель Империи: упражнение в иносказании

Игорю В

"Но дело ли наместника одного из крупнейших и влиятельнейших монастырей..." - Дело ! А точнее Апостольское Дело! И верно, что применяется язык доступный большинству растерявшихся наших сограждан - кинематографическая притча. "Вера без дел метрва !"

Низкий поклон и Многая Лета о. архимадриту Тихону.


5 февраля 23:29, Колхозник:

Говорят, что о. Тихон духовник Путина. Жаль, что не спичрайтер.

Спаси, Господи, отца архимандрита за хорошие фильмы.

Цель подобных фильмов заключается в том, что зритель он же гражданин должен ощущать ответственность за выбор страны. Прав был Толстой, говоря о том, что история делается и двигается народом.

А нас пытаются разуверить в том и предлагают нам говно вместо кандидатов.

Кроме того, незадолго до Византии на России показали фильм про предателя Резуна - Суворова, отсиживающегося в Лондоне.

Не есть ли сие отсылка к ныне действующему президенту, предавшему свой народ и предложившему вместо Ваньки - (С. Иванова) зверя - Медведа? Его же имя Орктос, т.е. жестокий. А Мед-вед (т.е. ведает, где можно полакомиться медком)или Мёду-ед - погоняла для прикрытия.


6 февраля 16:30, Посетитель сайта:

Гибель Империи - вместо "Аншлага"

Не ожидала от о. Тихона, "наместника одного из крупнейших и влиятельнейших монастырей..." такой дешевой заказухи с навязываемыми, буквально кувалдой вколачиваемыми, историческими параллелями... Этот продукт - для завсегдатаев "Аншлага", сериалов и ТНТ, решивших "for a change" посмотреть что-нибудь "серьезненькое". Тут им все и разжевали - про Россию, пардон, про Византию...


7 февраля 17:10, Камов:

Как не надо

Можно было бы спросить о. Тихона: 1.Почему элита Византии "вдруг" (так у автора)решила "пригласить" чужой бизнес в свою страну? 2. Почему богатая, успешная Византия не смогла защитить себя от нападения варваров - крестоносцев? 3. Почему и после изгнания последних Византия продолжала медленно духовно умирать, уступая усиливающемуся влиянию турков? Не содержится ли ответ на эти вопросы в том, что назвал с уважением автор: Византия была многоэтнической страной и принятие гражданином православия не делало её реально духовно единой! Более того, видимо и там у христиан возникла та же демографическая проблема... Она увеличивала разноэтничность страны, разрушая единство. Так турки стали физически преобладающим населением, так возник Стамбул. Невозможно представить, чтобы моноэтнические Япония или Китай могли попасть в такую историческую яму.


7 февраля 22:00, Игорь К.:

Камову:

Что-то у Вас совсем плохо со знанием истории... :) Турки стали "физически преобладающим населением" в результате военного завоевания турками Византии, а не в результате каких-то демографических проблем у христиан. Рождаемость у христиан в те времена была не меньше, чем у мусульман.

P.S. Китай вовсе не является (и не являлся) моноэтническим.


8 февраля 11:55, Камов:

Игорю К

Хорошее знание должно подтверждаться фактами и здравым смыслом... )Этнические турки постоянно перемещались на эти земли. Особенно в Константинополь. Возможно некоторые из них принимали православие ). Завоевание, о котором говорите Вы, произошло для утверждения турками своей власти, после того как этот этнос числом дотиг некоторой критической величины. То что упадок происходил монотонно и медленно говорит о том, что именно демографические проблемы играли здесь ведущую роль. Вы говорите, что рождаемость у христиан в ЭТОМ месте была не меньше, чем у мусульман? Приведите факты. Или Вы считаете, что для высокой рождаемости достаточно чтобы жена была послушна мужу и боялась его? :) Но думаю, что и этого в "цветущей" Византии не было уже. Что касается Китая... Местные особенности известны, но они мене различны, чем различия между народами СССР или России. Разве не так? Всегда и везде история подтверждает: полиэтническое государство - всегда недолговечность в истории. Моноэтническое - культурное единство, а значит сила и долговечность. Причем независимо от вида единых для них религий.


8 февраля 12:53, Камов:

ИМПЕРИЯ.

Под словом "империя" всегда имеется ввиду объединение РАЗНЫХ народов под одной политической властью. Движущей, пассионарной силой здесь является не сам народ - объединитель, а выродившаяся в политическую шизофрению некая идеология ( необязательно национальная) высшего слоя правителей, силовым образом спущенная вниз «имперскими» чиновникам.

Поэтому «народным» имперское мышление не бывает никогда. Оно бывает «национальным». В практическом же отношении именно "старший брат", его социальная жизнь, его культура и народный язык приносятся в жертву, т.к. он вынужден быть «державником», общим "растворителем" в этнически разнородной среде. При этом, вопреки желанию императоров, в результате именно этот народ получает сокрушительное культурное поражение, а малые народы оказываются "растворенными" лишь для временного спокойствия чиновников - "на бумаге", в льстивых отчетах, - а на самом деле шлифуют свое этническое самосознание, взращивают свою пассионарную энергию и власть.

Гениальны слова В. Соловьева («Панмонголизм») : «Кто мог завет любви забыть…». В имперской идее нет и не может быть любви – ни к своему, ни к чужим народам. В ее основе элитное тщеславие, желание власти и богатств. Здесь народ «материал». Империи помогают определиться этнически этим народам, и «неожиданно» гибнут после достижении критической точки - равновесия между падающей, в меру народного разрушения, объединяющей силой «имперского народа» и молодой растущей разъединяющей силой новых народных государств.

Показательно описанное Энгельсом состояние римской империи перед ее гибелью: «Выше мы стояли у колыбели античной греческой и римской цивилизации. Здесь мы стоим у её могилы. По всем странам бассейна Средиземного моря в течение столетий проходил нивелирующий рубанок римского владычества. Там, где не оказывал сопротивления греческий язык, все национальные языки должны были уступить место испорченной латыни; исчезли все национальные различия, не существовало больше галлов, иберов, лигуров, нориков – все они стали римлянами. Римское управление и римское право повсюду разрушили древние родовые объединения, а тем самым и последние остатки местной и национальной самодеятельности. Новоиспеченное римское гражданство ничего не предлагало взамен; оно не выражало никакой национальности, а было лишь выражением отсутствия национальности». Сегодня латынь – мертвый язык.

СССР разрушен. Россия идет тем же путем.

«Панмонголизм! Хоть имя дико,

Но мне ласкает слух оно.

Как бы предвестием великой

Судьбины Божией полно.

Когда в растленной Византии

Остыл божественный алтарь

И отреклися от Мессии

Иерей и князь, народ и царь,

Тогда он поднял от Востока

Народ безвестный и чужой,

И под орудьем тяжким рока

Во прах склонился Рим второй

Судьбою павшей Византии

Мы научиться не хотим,

И всё твердят льстецы России:

Ты - третий Рим, ты - третий Рим.

Пусть так! Орудий Божьей кары

Запас ещё не истощён.

Готовит новые удары

Рой пробудившихся племён

От вод малайских до Алтая

Вожди с Восточных островков

У стен поникшего Китая

Собрали тьмы своих полков.

Как саранча, неисчислимы

И ненасытны, как она,

Нездешней силою хранимы,

Идут на север племена.

О, Русь! Забудь былую славу:

Орел двуглавый сокрушен,

И желтым детям на забаву

Даны клочки твоих знамен

Смирится в трепете и страхе

Кто мог завет любви забыть…

И третий Рим лежит во прахе,

А уж четвертому не быть.»

(Панмонголизм, В.Соловьев, 01.10.1894г.)


8 февраля 18:03, Александр:

Где взять фильм

Взять можно на ftp://ftp.tvspas.ru/ видео - история- Гибель империи.

Вообще богатющий сервер (Спаси,Господи,тех кто там трудится для нас):история,худ.фильмы,аудио ит.д.


11 февраля 20:21, Игорь В.:

Главная проблема "приятия-неприятия" состоит не в проблемах исторической достоверности или интерпритации тех или иных фактов, а в мировоззрении. Сегодня и генетики доказали что никаких орд с Востока отродясь не было. Так что не только В.Соловьев, но и Н.Карамзин (поскреби русского...) тут "переборщил". Вот "Скифы" А.Блока это да! Энергия, мощь, напор! - не с варяжского, рюрикова северо-запада, а с востока, с Золотого рода... А про онтологическую "нелюбовь" в Империи это что-то новенькое, даже не совсем убодно об этом говорить - нелепо!

Единственное о какой ключевой фразе фильма не было сказано при обсуждении на ТВ, что свобода на Западе перевязана процентной экономикой - "еврейский капитал и ростовщичество". Ни слова! Уроки толерантности, однако...

Моя же "грусть-тоска" обозначается лишь сожалением, что этим вынужден (!-?) заниматься инок, хотя в Византии этим во много занимался Студийский монастырь.


12 февраля 16:29, Камов:

Игорю В (или К)

Вы пишите: "Сегодня и генетики доказали что никаких орд с Востока отродясь не было." - факты, пожалуйста, фааакты (источники). Но и кто Вам сказал, что имело место смешение рас? Разве набегами можно изменить "лицо". Сами же "орды" откочевали на отдельные (от других) места. Оставться им, сам понимаешь, среди "данников" иной культуры было ни к чему. Например, узбеки вместе с ханом Узбек. Слово "орды" у нас ассоциируется с большим количеством всадников - так получилось из литературы. Однако, думаю, что было не так. Дело в том, что крестьяне (т.е. почти весь русский народ)жили разбросанными по земле мирными общинами, не имея своего постоянного воинства. Поэтому любая сплоченная банда в две-три сотни всадников была способна в таких условиях многих ограбить. По той же причине дружины князей были небольшие, а сами князья друг к другу были часто недружественны. Более того, старались использовать монгольских бандитов в своих амбициозных целях. Крестьянам же все равно кому было платить дань - "эти придут грабят и эти, понимаешь, грабят". Только одни - на время исчезали, другие постоянно с тобой.... Для крестьян главным были порядок и спокойствие. И не важно кто его обеспечивал. Так и жили, пока не возросла единящая национальная идеяу ряда князей. Поэтому упрекать Карамзина и тем более В. Соловьева (единственного русского самостоятельного философа) в недопонимании "ига" слишком самонадеянно. "Скифы" Блока целиком и полностью построены на "панмонголизме" Соловьева. Ведь не случайно он и эпиграфом взял первую строку из знаменитого стихотворения. Ошибочка у Блока только в том, что он скифов представляет с "раскосыми" глазами... Правда к тому времени ещё не было известно, что скифы имели европеидное лицо.... Да и имя было не "скифы" (это литературное имя пошло от греков, т.к. те не смогли правильно произнести подлинное имя), а "сколоты" согласно их собственной легенде происхождения. И культура их была почти полностью земледельческая согласно той же легенде и перечисленным Геродотом именам разных групп скифов (царственные скифы, скифы-пахари, скифы-земледельцы и скифы-кочевники. Когда я говорил об отсутствии Любви в имперской идее (читайте внимательней, либо не пишите), то я имел ввиду, естественно, имперскую идею, т.е. идеологию империи, а не сам народ, который, как известно, возрастает за счет любви. Таким образом идеология империи входит в противоречия с мироощущением народа. Последствия для "обоих". Кстати, еще раз подчеркну, что более всего в империи разрушается "имперский" или "государствообразующий" народ. Таким образом, причиной трагедии Византии изначально была полиэтничность государства. У Византии (как и у России) был единственный путь остаться единым нерушимым государством - это движение к моноэтничнеости за счет укрепления греческого демографического потенциала (у нас русского потенциала). Это настолько очевидно что не надо и обсуждать. Именно вопроизводство непосредственной жизни является, в конечном итоге, решающим моментом истории (кажется так сказал Энгельс). Именно поэтому ВСЕ силы, - политические, экономические возможности - были брошены после 1955 г. на разрушение именно этого русского потенциала. Остальное приложилось.


15 февраля 12:14, АНС:

Вот и определились две партии, которым воевать меж собой за Россию, как только либеральный западнический режим отойдет в мир иной. Одна - византийская партия общечеловеков - либеральных имперцев, причитающих, что для них "нет ни эллина, ни иудея"; другая - русская национальная партия, которую здесь представляют Башлачев и Камов. Я надеюсь, что победа будет за второй партией. Потому что только с ней победа будет и за Россией. А судьба России - это и есть судьба православия. "Россия - подножие преслола Божиего".


15 февраля 17:13, Игорь В.:

Камову

Пишу всегда без какой-либо мысли переубедить! Вам могу лишь посоветовать набраться немного терпения до выхода книги братьев Балановских "Русский генофонд" (или поищите их интервью в рунете).

А к очевидностям (которые даже не надо обсуждать)отношусь больше как к невероятностям...


18 февраля 14:35, Алена:

Вопрос и пример - лучшие методики обучения

Как-то в недалеком прошлом вследствие своей природной женской любознательности я решила посетить учебное занятие по истории, которое в рамках очередного семинара «Педагоги за мир» проводили французские педагоги.

В целом и до сих пор я скептически отношусь к педагогическим экспериментам, претендующим на истину в последней инстанции, так как настоящий учитель, накопив вариативный опыт дидактических и методических приемов, создает свою личностную методику, которую невозможно воспроизвести, так же как и копии шедевров изобразительного искусства, выполненные выдающимися художниками, все равно будут только копиями. Но процесс творчества требует обмена опытом и изучения новаторских находок коллег.

Учебные занятия французских преподавателей проходят в форме интерактивного общения, которое они называют «де марши». Взаимодействия и творческие задания педагога во время «де маршей» инициируют учеников к самостоятельным и коллективным исследованиям, поискам гипотез и ответов на предложенные проблемы, жесткими временными рамками такие занятия не ограничены.

Как же проходил «де марш» по истории? Начался он с того, что несколько слушателей, по договоренности с преподавателями, показали пантомиму, а каждый участник занятия должен был написать краткий рассказ об увиденном. Затем, мы зачитывали эти рассказы, и были чрезвычайно удивлены тем, что, являясь свидетелями одно и того же события, каждый интерпретировал его по-своему, с учетом общественных стереотипов, профессионального и личного опыта. Ведущие это занятие преподаватели обратили наше внимание на то, что важнейшими историческими источниками как раз и являются свидетельские показания очевидцев событий, и предложили найти причины различных, а иногда противоположных описаний известных исторических событий. Так началось исследование факторов, влияющих на свидетельские показания очевидцев исторических событий и интерпретации тех, что изучает исторические документы. Для активизации наших исследований, было предложено посмотреть несколько эпизодов различных происшествий: уличных драк, дорожной аварии, семейной ссоры, карманной кражи и т.д. После просмотров предоставлялось время для написания свидетельского показания, а затем сравнивались описания и выдвигались гипотезы, по поводу возникновения существенных отличий. Ведущие занятия предлагали с помощью нашего воображения предположить, как изменялись бы наши показания, если в инциденте участвовали наши близкие, или, наоборот, люди, к которым в обществе имеется стойкий стереотип негативной оценки. В итоге многочасового коллективного исследования мы сформулировали ряд факторов, которые оказывают существенное влияние на свидетельские показания очевидцев любого события:

1. Социальная значимость происходящего события;

2. Природно-климатические условия события, для современных свидетелей возможность использовать видео, аудио записи, для уточнения реплик и моделирования ситуации;

3. Физиологические качества личности свидетеля – быстрота реакции, острота зрения, слуха и т.д.;

4. Социальные качества личности свидетеля - уровень образования, социальный статус, профессиональный и жизненный опыт;

5. Психотип личности свидетеля;

6. Гражданская позиция свидетеля, заинтересованность в правдивой информации;

7. Возможность последствий данного события и свидетельских показаний для самого свидетеля, его родных, близких;

8. Общественные стереотипы оценки события и личностей участников;

9. Возможная тяжесть последствий для участников события от интерпретаций свидетельских показаний;

10. Добровольность и количество времени для подготовки свидетельского показания;

11. Личности заинтересованных в тех или иных интерпретациях свидетельских показаний;

12. Возможная общественная оценка свидетельского показания и ожидание его воздействие на изменения в общественном сознании в связи с данным событием и т.д.

Следовательно, история, также как и другие общественные науки носит субъективистский характер. И еще интересно вс… [используйте форум для подробного обсуждения http://forum.pravaya.ru]


4 апреля 18:45, Посетитель сайта:

Византия рухнула как гнилое рабовладельческое государство. Коррупция, разврат, придворные интрижки. Кочевники, уводившие в плен русских невольников, продавали их на константинопольских рынках в гаремы и на галеры (откуда уже не было спасения.



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019