27 мая 2020
Правые мысли
Фильмы

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Елизавета Меркулова
4 декабря 2008 г.
версия для печати

Между стенами школы

4 декабря в широкий российский прокат вышел фильм Лорана Канте «Класс» (Entre les murs), получивший Золотую ветвь на Каннском кинофестивале. Фильм, как можно догадаться по названию, о школе. Выбор тематики, согласитесь, для наших дней оригинальный. Содержание не уступает

Entre les mursФильм снят по книге Франсуа Бегодо (сыгравшего и одну из главных ролей, учителя мсье Марена), который преподавал в школе в течение 10 лет, так что знает эту атмосферу не понаслышке. Фильм рассказывает о жизни одного класса, о буднях школы, о напряженных отношениях учителя с учениками, большинство из которых не французы, а китайцы, арабы, негры, дети из неблагополучных семей, для которых и французский язык-то не родной. Неевропейская Европа – тема более чем актуальная, кстати, и для российского пространства.

Режиссеру нужен сгусток характеров и сгусток проблем, на протяжении более 2 часов нет ни одного нейтрального, спокойного кадра. Каждая секунда фильма накалена, и каждая секунда вскрывает сущность человека. Так в жизни не бывает, скажет зритель. Еще как бывает, а особенно, если вы говорите с детьми или подростками. Здесь заметят любую насмешку, осмеют высокомерие, выскажут в лицо то, что думают. Весь фильм состоит из непрекращающихся диалогов учителя с учениками. Два часа диалогов, действие сведено почти к минимуму, в центре – только мысли, чувства, прорыв к пониманию.

Лоран Канте не расставляет акцентов, постоянно вскрывает в характерах новое. Только ты настроился, что перед тобой подросток-хам, вне культуры, деградация налицо и т.д. И вдруг этот подросток показывает татуировку с надписью – если твои слова не важнее тишины, то лучше промолчи. И ты вдруг сам внутренне замолкаешь от этой вековой мудрости. Тут же в голову лезет следующий шаблон – грубый мальчик с нежной душой (a la герой «Над пропастью во ржи»). Сознание готово успокоиться, расслабиться, как бы не так…В следующей сцене «нежная душа» оскорбляет и учителя, и весь класс. А вот и другой пример. Ученица, которая на протяжении фильма олицетворяет образ уличной девочки, которая доносит на учителя, неожиданно в конце фильма рассказывает мсье Марену, что больше всего ей понравилась за этот год книга не по программе, «Государство» Платона. Там такой чувак подходит ко всем, вопросы задает про любовь, про Бога – интересно. Все это, не прекращая жевать жвачку и блаженно-нагло улыбаясь. Или ученик, который, кажется, кроме футбола, пошлых шуток ничего и не знает, признается, что никогда не посмеет сесть с матерью его друга обедать, настолько он ее уважает.

Человек у Канте постоянно чреват неожиданностями, от размягченности и открытости до ожесточения, от грубости, тупости до рыцарского старинного преклонения. Именно эти неожиданные повороты характеров, разрушающие классическое представление о структуре личности, классическое ожидание заставляют зрителя два часа слушать диалоги вне внешнего действия (согласитесь, для режиссера такое построение — шаг рискованный).

Минимальный сюжет, который присутствует в фильме – это конфликт учителя с мальчиком-негром Сулейманом, в результате которого Сулеймана выгоняют (одна из самых драматичных сцен, когда заседает судилище и выносит приговор мальчику). Поведение учителя успевает меняться даже быстрее, чем мы его можем отследить. Нет никакой эволюции взглядов, а есть очень неровная, очень напряженная жизнь сердца. Мсье Марен вне себя пишет докладную, оскорбляет детей, но, когда дело доходит до коллективного обсуждения, защищает Сулеймана. Здесь и возмущение, и жалость, и негодование, и сомнения.

Наконец, несколько слов о том, как сделано кино. Вначале кажется, что режиссера вообще-то и не было, настолько к минимуму сведены все приемы, все съемки. Ощущение, что ставят камеру и снимают то, что видит камера, а камера подглядывает за жизнью, какая она есть. Но потом начинаешь замечать множество сдержанных деталей – опрокинутые стулья, ограниченность пространства (все действие за пределы школы не выходит). Хотя в целом манера режиссера остается та же – минимальный субъективизм, полное смещение на объект, почти фотографичность (не случайно режиссер берет не профессиональных актеров, а обычных учеников). Может быть, благодаря такому умалению себя Канте удается услышать в одном человеке такое количество голосов – застенчивых, хамских, детских, пошлых. И все одновременно.

Самое жесткое обвинение, которое бросают дети учителю, от которого он теряется – это обвинение в неискренности. Канте заставляет своих героев быть искренними, раскрывать себя, ломая все зрительские канонические представления (при этом без извращения, без садизма), берет сердца учеников, учителей и крутит, вертит их и показывает зрителю – смотрите!


Прикреплённый файл:

 Entre les murs, 3 Kb

Смотрите также в интернете:

russianews.ru/freetime/20057/


Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

6 декабря 20:55, фрол:

Это хорошо, что есть сегодня фильмы о школе, о детях и подростках, которые так или иначе показывают взрослым, родителям то, чего они в повседневной суете не знают и не понимают. Такие фильмы позволяют и самим детям и подросткам взглянуть на себя, свою школьную жизнь «со стороны». Французы – молодцы., но давно «попались». Для них «глобализация» уже давно диктует свои законы. Поэтому им познавательно узнать «о буднях школы, о напряженных отношениях учителя с учениками, большинство из которых не французы, а китайцы, арабы, негры, дети из неблагополучных семей, для которых и французский язык-то не родной.» Наверное, и нам полезно узнать об этом сейчас. Фильм «Класс» (Entre les murs) ( Между стенами? – и это про школу(?!) иль это перекличка с « The Wall» от Pink Floyd? ) – показывает, что в лучшем случае нас ждет. У французов уже был интересный фильм про школу с Жераром нашим Депардье в роли школьного учителя. Ну а худшую (но не менее реальную) сторону «школьной» жизни развитого мира вы можете увидеть в западных фильмах «Детки», «Havoc» и т.п. . И, уважаемые родители, если вам не безразлична жизнь ваших детей, если вы хотите понять скрытую часть реальной стороны жизни ваших детей школьного возраста в современной России, и если у вас крепкие нервы, посмотрите российский фильм « Все умрут, а я останусь». Конечно, после того, как вы посмотрите « Класс».



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2020