27 мая 2020
Правые мысли
Фильмы

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Елизавета Меркулова
17 февраля 2009 г.
версия для печати

Время наоборот

Финчер, горько усмехнувшись, ставит вопрос – а возможно ли было счастье? И снимает фильм «Загадочная история Бенджамина Баттона». Это фильм о целой жизни, которую невозможно «проверить алгеброй»

"А счастье было так возможно..." Это одни из самых горьких слов «Евгения Онегина». Это слова людей, которые сами по своей воле делают себя несчастными. А что если изменить время? И вот спустя два столетия Финчер, горько усмехнувшись, ставит вопрос – а возможно ли было счастье? И снимает фильм «Загадочная история Бенджамина Баттона».

Фильм снят на основе одноименного рассказа Ф.С. Фицджеральда «The Curious Case of Benjamin Button». Сюжет почти фантастический, что не мешает говорить о самой глубокой реальности. В первом кадре в больнице умирает старая женщина, некогда любившая Баттона. Ее дочь (Джулия Ормонд) читает дневник Баттона. Так оживает прошлое. Прологом к действию становится грустная история о слепом часовщике. Он теряет на Первой Мировой Войне сына и в память об этом делает часы, которые идут не вперед, а назад. «Я сделал так, чтобы парни вернулись с войны, жили полной жизнью». Это первая попытка остановить время и проверить, действительно ли счастье было возможно. А затем в Новом Орлеане рождается мальчик, жизнь которого воплощает собой время наоборот, время, пошедшее вспять.

Бенджамин рождается младенцем-стариком. Его жизнь протекает не так, как у всех, это жизнь наоборот. В дом престарелых, где люди оказываются под конец жизни, он попадает с рождения. Растет он среди стариков и учится их мудрости. А ведь мудрость старости отличается от мудрости молодых. Люди в расцвете сил, коль они умные люди, знают, как делать карьеру, с кем знакомиться самим и скорее знакомить своих детишек, с кем поговорить подольше, а с кем и вовсе не говорить. Но мудрость стариков лаконичнее. Они понимают, как умереть достойно.

И вот в это царство мудрости однажды врывается танцующая девочка, с голубыми глазами, рыжими волосами. Она-то еще ничего не знает о смерти, и даже о жизни. Но кое-что она видит — она видит, что Баттон не старик. Главного глазами не увидишь, зряче одно только сердце… Так начинается их чудная, непонятная, никому не объяснимая любовь.
Баттон обречен на чуждость: если ты не такой, как все, то ты один. Но теперь, по законам любви, на это одиночество обречена и Дейзи. Только в последние минуты жизни она расскажет дочери, что ее отцом был Баттон. И только в последние минуты она расскажет свою историю до конца.

В фильме показана целая жизнь, и, как и в жизни, в нем множество линий, встреч, равных друг другу по своей яркости. Это встреча Баттона с отцом, некогда бросившим его на крыльцо чужого дома. Это встреча с капитаном, который больше всего хотел быть художником и который при смерти жалел лишь о том, что раны на теле повредили его «художество», татуировку. Обстоятельства же заставляют стать его капитаном. Загадочная целеустремленная женщина, первая любовь Баттона, которая мечтала переплыть Ла-Манш. Обстоятельства помешали ей в юности. Спустя много лет она все же станет первой женщиной, переплывшей пролив. Обстоятельства – вот то, с чем борются люди. «Жизнь – это сцепление случайностей», — говорит Баттон, когда эти случайности лишают Дейзи возможности танцевать. В этот же момент он вновь задумывается над проблемой, мучавшей когда-то часовщика – если бы повернуть время вспять, если бы одолеть цепь случайностей…

Но оказывается, что Баттон, живущий по закону обратного времени, и Дейзи, которая подчинена закону линейного времени, все равно приходят к одному знаменателю – это смерть.

Мотив смерти, звучащий с первых кадров – с тяжелого дыхания старой умирающей Дейзи, с дома престарелых – постоянно присутствует в фильме.
Символом бессмертия становится птичка калибри, крылья которой описывают по форме восьмерку, знак вечности. Она прилетает к умирающему капитану и к Дейзи. «Ты можешь злиться, материться, но когда понимаешь, что пришел конец, надо смириться». Мудрость смерти самая премудрая, самая неспешная. Она учит не тому, чему учит деловой день. Когда человеку 20, 30, 40, 50 он думает, как побороть ту цепь неслучайных случаев, которые и есть сама жизнь. И лишь тогда, когда приходит последний момент, от него требуется только одно – наконец-то принять ход времени.

Но картина Финчера не философский трактат 18 века, где изначально заданная гипотеза безошибочно доказывается к концу, где все четко укладывается в схему доказательства. Это фильм о целой жизни, которую невозможно «проверить алгеброй». И я буду неправа, если сейчас сведу всё действие к одной идее.

Потому что фильм – это еще и целый мир красоты. На протяжении двух с половиной часов нет ни одного проходного кадра, ни одного проходного персонажа. Фильм не просто красив, а насыщенно красив. Каждый персонаж, даже если он живет 5-10 минут, настолько колоритен, что слово персонаж как-то не очень уместно. Героиня Тильды Суинтон, капитан, приемная мать Баттона, пианистка в доме престарелых – это целые истории. Продумано все – мимика, позы, костюмы, даже еда. Холодная Россия, икра с водкой, мех, полуулыбка – это аура Суинтон. А вот деревянный дом, передник, объятья, небольшая неуклюжесть – это Уини (приемная мать). Конечно, воплощенная красота фильма – это Кейт Бланшетт в роли Дейзи. Ее стихия – движение, вытянутые ноги, играющие кисти рук, все проницающие глаза.

Картина снято неторопливо, и если бы кино не было атрибутом прошлого века, я сказала бы, что это старинный фильм. Уж очень эпически последовательно разворачивается действие, обстоятельно заснят Новый Орлеан, а фоном величественно гудит XX век. Так что если даже закрыть глаза на всю философию, то получишь наслаждение от одной атмосферы фильма. На фильм можно идти всей семьей – красоте все возрасты покорны.


Прикреплённый файл:

 button2.jpg, 4 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2020