2 апреля 2020
Правые мысли
Книги/Журналы

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Сергей Лабанов
13 декабря 2006 г.
версия для печати

Философ Ильин против разнузданного земного парня

В издательстве Свято-Тихоновского университета вышел очередной том И.А. Ильина "Справедливость или равенство?" В него вошли статьи разного периода, но проникнутые единой мыслью - каким способом вернуть Великую Россию.

Ильин И.А. Собрание сочинений: Справедливость или равенство? /Сост. и комментарии Ю.Т. Лисицы. – М.: ПСТГУ, 2006 г. – 576 с.

Справедливость или равенство?21 декабря 2006 года исполняется 52 года со дня смерти выдающегося русского философа, правоведа, литературного критика, идеолога, социального и политического мыслителя И.А. Ильина (1883-1954). Всю свою жизнь он прожил с глубокой болью о России, её прошлом, настоящем и будущем. Но самое главное, что он нам оставил – это идею о будущем национальном возрождении, которое произойдёт после всех катаклизмов и потерь, которые мы имеем сегодня. Как известно, без чёткой идеологии трудно двигаться вперёд , и именно идеология И.А. Ильина даёт нам чёткий и понятный путь вперёд, осознанную и чёткую связь с идеями наших отцов и дедов.

Этот том (27-й по счету) является продолжением издания наследия великого русского философа и патриота И.А. Ильина, чьи труды выпускались издательством «Русская книга» с 1992 по 2004 годы. Нельзя не отметить подвижническую деятельность Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета за то, что они взяли на себя продолжение издания многотомного собрания сочинений И.А. Ильина у фактически прекратившей существование «Русской книги».

Кроме того, данный том стал продолжением последнего тома «Гитлер и Сталин» собрания сочинений И.А. Ильина (2004), составленного из статей швейцарского периода 1939-45 годов. Он включает в себя 47 статей 1946 года и 53 статьи 1947 года на немецком языке, посвящённых проблемам послевоенной мировой политики и подготовленных для издателя Самюэля Гааса.

В этом томе публикуется также корпус статей Ильина периода 1939-41 годов, не вошедших в предыдущий том. Они посвящены особенно актуальной для сегодняшнего дня проблеме демократии и вопросу: «Готова ли к демократии сама Россия?». На русском языке данные статьи публикуются впервые.

Кроме этого, в данную книгу помещены ранее не публиковавшиеся лекции и брошюры 1918-1938 гг. Особенно интересны и актуальны для сегодняшнего читателя, являются следующие лекции и брошюры Ильина: «О патриотизме» (1918), «Об интеллигенции» (1918), «Духовный кризис русской интеллигенции» (1934), «Учение о компромиссе и дурных средствах» (1935), «Справедливость или равенство?» (1934), «О русском зарубежном активизме» (1931), «Спутник русского христианина–националиста» (1938).

Сознательная жизнь Ивана Александровича прошла в самый тяжёлый период развития России, когда в стране рушились национальные и семейные ценности и традиции. И словно бы из другого века звучит сегодня честный и мужественный голос Ильина, внушающий нам оптимизм, веру и стремление стать лучше, нравственнее и добрее и как бы негодуя на нашу нынешнюю безнравственность, разврат и потерю нравственных ориентиров, идей и идеалов.

Кто только не причислял Ивана Александровича к каким-либо организациям и партиям: к кадетам, черносотенцам и даже к масонству. Сам Ильин в одной из статей для предполагаемого 10-го номера журнала «Русский колокол» высказался по этому поводу следующим образом: «Пользуясь этим случаем, чтобы заявить раз и навсегда: я никогда не был масоном ни в России, ни за границей; я никогда не был и членом какой бы то ни было политической партии. Лицам, утверждающим обо мне обратное (безразлично – русским или иностранцам), я публично предлагаю отнести себя (на выбор) – к безответственным болтунам или к бесчестным людям».

И в этих словах был весь Ильин — дворянин, аристократ с ярко выраженным монархическим мышлением и глубоким знанием своей собственной страны, не желающим ради счастья своего отечества участвовать в грязных делах партийных склок и интриг. Интересные мысли были выражены Ильиным в статье «Крайности сходятся» (1946), где он оценивает общее развитие рационалистической, нигилистической и антирелигиозной философии, которое является определяющей в современном обществе. В ней он отмечает следующее: «Европейское развитие произвело в последние десятилетия новый вид человеческой души, а именно – «экстремистов». Они появились не за один день. Историк приметил их далёких предков ещё в первую половину XIX века, когда началось брожение среди гегельянцев – противников религии (так называемых «левых гегельянцев»). Но тогда это были отдельные фигуры – Бруно Бауэр, Давид Штраус, Карл Маркс, Макс Штирнер, Михаил Бакунин; никто тогда не думал о том, что эти отклонявшиеся влево чудаки, с их всё разъедающими, сверхрадикальными речами, уже намечают линию дальнейшего развития. Они были не согласны и друг с другом и имели лишь одно общее: не верили в Бога и отвергали христианскую традицию».

И далее: «…Однако это были настоящие предки нынешних левоэкстремистов, к которым позднее, со своей ненавистью к христианству, восхвалением разнузданной воли к власти и мнимой расовой аристократии, присоединился отец правого экстремизма».

Что же объединяют эти две крайности? Ильин следующим образом объясняет данный феномен: «…Прежде всего – отрицание религии, безбожие и враждебность к христианству. Левая крайность и правая крайность находятся по ту сторону двухтысячелетней религиозной традиции; наша вера для них нечто мёртвое, мешающее и вредное; христианские основы нашей культуры ничего им не говорят. Они отвергают по-христиански воспитанного уважительного человека. Они хотят разнузданного земного парня, который не знает ничего небесного, не верит ни во что Божественное и старается устроить всё на земле собственной властью и по собственному разнузданному вожделению своего инстинкта. Им нужен распущенный и «лишённый предрассудков» молодец, практический экстремист».

Какие особенности этих людей отмечает Ильин? К особенностям этих людей относится «и их слепая вера в силу государства, в возможность всё осуществить и принуждением добиться всего исключительно по своему усмотрению». Нужно лишь приказывать людям, наводнять их существование угрозами, неустанно и образцово претворять эти угрозы в жизнь, тогда получишь всё, — такова принципиальная вера экстремистов». И таким образом можно отнять «у верующих их веру, расшатать обычаи, расплодить вездесущее доносительство, отменить личную инициативу, по своему усмотрению разрушать или восстанавливать семью, пустить народ по миру, погнать его на войну и т.д. Государство может всё». Несчастье же сегодняшнего дня как раз и говорит о том, что «техника даёт им в руки почти неограниченные возможности для давления и порабощения». Разве это не похоже на нынешнюю ситуацию в мире и в самой ослабленной и разделённой России?

Крайне интересными для нас являются мысли Ильина о демократии в статьях, которые он писал в период начала Второй мировой войны 1939-41 гг. Там Иван Александрович отмечает, что не для всякого народа такая война подходит, и это в полной мере относится к США, которая сегодня для всех осуществляет новый «демократический порядок».

В статье «Что такое демократия?» Ильин отмечает следующее: «…И вот возникает вопрос: всем ли людям и всем ли народам можно так сказать? Все ли люди и все ли народы обладают соответствующей зрелостью характера, правосознания, понимания и воли? История бесстрастно, твёрдо и обоснованно отвечает нам: «нет» и в доказательство приводит потрясающие факты…История жестоко и неумолимо показывает, что существуют народы, большая часть которых вообще не знают, что значит самостоятельно мыслить и о чём, собственно человек должен думать сам. Множество людей только и знают, что ищут подходящий авторитет, который мог бы подсказать им, о чём им надо думать».

И тут нужно прислушаться нам к следующим словам Ильина, уже обращённым к нам, — тем, кто участвует сегодня в выборах: «…Какой толк в голосовании, если каждый будет эгоистически думать только о собственной корысти? Люди, которые требуют себе прав и отказываются от своих обязанностей, которые ставят личное выше общественного и которых можно купить; люди без чувства ответственности, без готовности к жертвам, без гражданского мужества, люди которые могут лишь злоупотреблять своей свободой или недооценивать её и т.д. – какой демократический строй смогут они построить и поддерживать? Ответ ясен: никакой! У таких людей и народов демократия как таковая просто не получится. Скорее всего, она погибнет рано и быстро, а не поздно и медленно, и уступит место диктатуре».

Не менее актуальной для сегодняшнего дня является и тема патриотизма, сегодня полностью разрушенная. Для Ивана Александровича именно идея патриотизма является основной для нашего возрождения. В лекции «О патриотизме», сказанного им в самом тяжёлом и трагическом 1918 году, он отметил всю важность именно в такой для Родины момент любить свою Отчизну. В одном месте он отмечает следующее: «Патриотизм духовно прав и свят – и духовно необходим человеку: и для правосознания – но только для него; и для государственного строительства – но не только; для того чтобы жить и творить, быть достойным себя и духа. Словом для того, чтобы быть воистину человеком, а не стадным животным».

И тут для всех нас возникает вполне резонные вопросы: что же значит найти Родину? А также: что значит её любить? Вот как сам Ильин отвечает на этот вопрос: «Найти Родину — значит пережить это касание, унести это знание и это чувство; т.е., пережить известное духовное обращение, открыть в мире некоторое безусловное, прилепиться к нему волею и чувством, открыть в себе эту жажду высшего и способность бескорыстно радоваться его совершенству, любить его, служить ему. Найти Родину – значит слить с этим предметом свою жизнь, свою волю, своё жизненное творчество, словом – свою судьбу. Отождествить себя».

А что же такое любовь к Родине? Иван Александрович говорит следующее: «…Любовь к Родине – соединиться с верою в неё, истинный патриот – несмотря ни на что – не может сомневаться в грядущем расцвете своей Родины; чтобы не случилось с его народом, он знает живым опытом и победами прошлого, верою и ведением, и предметною очевидностью, что его народ не покинут Богом, что дни падения преходящи, а духовные достижения вечны, что тяжкий молот истории неизбежно выкует из его отечества булат могучий и победный. Нельзя любить Родину и не верить в неё. Ибо Родина есть живая духовная сила, в которую нельзя не верить. Но верить в неё может лишь тот, кто живёт ею, вместе с нею и ради неё, кто соединил с нею истоки своей творческой мысли и своего духовного самочувствия».

Какой же строй необходим настоящему патриоту? Ильин следующим образом отвечает на данный вопрос: «Только тот строй хорош, который при данных обстоятельствах может привести народ к духовному расцвету и, прежде всего, к организации на основах автономии и права. Только тот деятель хорош, который это понимает и самоотверженно этому служит. Если для поддержания духовной культуры моей Родины нужна твёрдая власть – то да будет твёрдая власть; если необходимо пересмотреть всю мою политическую программу – то пусть я пересмотрю её; если всеобщее избирательное право – губит мою Родину, то пусть оно падёт. Здесь нет слишком больших жертв, здесь нет политических страхов и догматов».

Почему же так называемые «левые партии» не способны к этому пониманию патриотизма? Иван Александрович следующим образом отвечает на данный вопрос: «…у них уже нет Родины – они отвергли её принципиально и в этом отвержении воспитали свою волю и своё чувство; выбирая из революции и России, они всегда предпочитали революцию, ибо Россия для них термин не духовный, а географический и хозяйственный. Русская революционная интеллигенция имеет фетиш – это снабжение русского простолюдина хозяйственными благами и выводами; и это они выдают за социализм. Но они ещё со времён нигилизма – стыдятся духа и безразличны к Богу; и потому они уже не имеют патриотизма».

Интересны и своевременны мысли, опубликованные в данном томе об интеллигенции. Так, в лекциях «Об интеллигенции» (1927), «Духовный кризис русской интеллигенции» (1934) показана негативная сущность прозападной и либерально мыслящей русской интеллигенции и попытка её духовного вразумления. В чём же причина разрушения, которое произвела интеллигенция в России? На этот вопрос русский философ отвечает следующим образом: «…Но русская интеллигенция не знает меры ни в чём; две крайности – самопревознесение и самоуничтожение: (то мессианство, соль земли, вожди мира – то ничтожество, бессилие и чуть ли не самоубийство). Пока русская интеллигенция не найдёт эту верную середину духовного самоутверждения, до тех пор она не будет в состоянии исполнить своё назначение и служить Родине, пребывая на высоте».

Иван Александрович, далее делает следующий вывод, к которому нам необходимо обратиться сегодня: «Будет это – будет великая Россия. Не будет этого – будет повторение старого: волки будут перегрызать или изгонять пастухов, пробиваясь к овцам в овечьей шкуре и прививая овцам волчьи инстинкты и волчьи замашки».

В лекции «Духовный кризис русской интеллигенции» была более чётко выражена причина деградации нашей интеллигенции: это подражание Западу и преклонение перед ним. Ильин отмечает следующее: «Этот кризис назревал давно; он зародился ещё в начале XIX века, когда якобинская революция во Франции подготовила некие идеологические семена, а великая европейская война с Наполеоном разбросала их по всей Европе и по России; когда русская интеллигенция в общении с Европой надышалась воздухом Руссо и Вольтера, Байрона и Парни – с тем, чтобы, восприняв их заряд, пойти затем на выручку к левым гегельянцам, к Гюго и Луи Блану, к Лассалю, Марксу и Энгельсу. …А мы подражали и идолопоклонствовали до тех пор, пока одну половину нашу не вырезали, а другую не заставили плясать вокруг золотого тельца коммунизма...».

В заключение хотелось бы особо поблагодарить составителя собрания сочинений И.А. Ильина Ю.Т. Лисицу за свой труд и пожелать продолжения этого святого и нужного дела для всех думающих русских людей. Ибо, читая Ильина, мы находим выход из того идейного тупика, в котором сегодня находимся. И данный том в полной мере выполняет эту роль.


Прикреплённый файл:

 ilyinglav.jpg, 3 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

20 декабря 12:51, Александр Виниченко:

Радует, что наследие Ивана Александровича все в большей мере становится известным в России. Печалит одно: к сожалению, упустил возможность приобретать "допечатываемые" тома его Собрания сочинений. В итоге есть только нумерованные и пара книжек из последующих. Нет ли возможности каким-то образом восполнить пробел? Может, через издательство или еще как? Помогите, если кто может!!!



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2020