12 июля 2020
Правые мысли
Книги/Журналы

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Сергей Лабанов
21 декабря 2006 г.
версия для печати

Дневники великого охранителя

В издательстве «Владимир Даль»,вышел очередной, уже седьмой, том полного собрания сочинений великого русского мыслителя К.Н.Леонтьева, в котором впервые в полном объеме опубликован знаменитый "Варшавский дневник"

В начале хотелось бы поблагодарить Петербургское издательство «Владимир Даль» и Институт русской литературы (Пушкинский дом), находящегося за прекрасно составленное и офмленное издание, в котором впервые в полном объёме представлены труды Константина Николаевича Леонтьева.

В 7-томе в двух книгах, представлена философская публицистика Леонтьева, отражающая его взгляды в период с 1862 по 1880 год. В 8-й томе (который тоже будет состоять из 2-х книг) будет опубликована философская публицистика мыслителя последних лет жизни, а 9-й том будет посвящён литературной критике и цензорским докладам и отзывам во время его работы цензором. В свою очередь, в 10-й том полностью войдут дипломатические депеши и запискам философа, составленные во время его дипломатической службе в Малой Азии. Последние два тома будут посвящены переписке К.Н. Леонтьева с родными и его многочисленными современниками. Т.о., перед нами предстанет весь Леонтьев: оригинальный писатель, политический философский публицист, врач, дипломат, литературный критик.

В работах опубликованных 7-м томе К.Н. Леонтьев предстает перед нами как оригинальный и парадоксальный философский публицист. Среди работ и статей, опубликованных в двух книгах тома самые известные: «С Дуная» (1867-68), «Грамотность и народность» (1868-69), «Панславизм и греки» (1872-73), знаменитая историософская работа «Византизм и славянство» (1872-74), «Храм и церковь» (1878), «Территориальные отношения» (1878), «Письма отшельника» (1879). Во второй книге 7-го тома впервые полностью представлен «Варшавский дневник» 1880 года, а также ранние научные работы медицинского и естественнонаучного характера.

В конце 1879 г. К.Н. Леонтьевбыл приглажен на должность помощника редактора газеты «Варшавский дневник», «русской газеты для русских». Это приглашение исходило от его друга К.А. Губастова, который приехал в Варшаву в июле 1879 года как дипломатический чиновник при генерал-губернаторе и являлся цензором газеты, изъятой с нового, 1880 года, из-под «общей цензуры». Редактором «Варшавского дневника» стал в это время кн. Н.Н. Голицын (1836-1893), человек, как отмечал Леонтьев, «благородный, даровитый, убеждённый, твёрдый».

В это же время Леонтьев ожидал места цензора в Московском цензурном комитете, которое было, очевидно, надёжнее и предпочтительнее для него. Однако, понимая, что ожидание может затянуться на несколько месяцев, он боялся упустить и приглашение в Варшаву. И уже 7 января 1880 года в «Варшавском дневнике» появилась небольшая заметка следующего содержания: «Редакция «Варшавского дневника» приобрела дорогого сотрудника в лице К.Н. Леонтьева, автора столь известных читающей публике статей о Востоке и церковной жизни». К.Н. Леонтьев переехал ныне в Варшаву и обещал постоянное и близкое содействие в издании «Варшавского Дневника». В том же номере была напечатана статья «Болгарские дела и «Русские ведомости», а через день была опубликована первая передовица, написанная Константином Николаевичем.

В первой же своей статье, написанной 9 января, он резко обрушивается на либерализм, считая его более опасной для страны болезнью, чем анархизм и коммунизм. «…Мы говорим либерализм – просто, не прибавляя эпитета русский,- пишет Леонтьев,- это преднамеренно и понятно. Всё созидающее, всё охраняющее то, что раз создано историей народа, имеет характер более или менее обособляющий, отличительный, противополагающий одну нацию другим… Всё либеральное – бесцветно, общеразрушительно, бессодержательно в том смысле, оно одинаково возможно везде». И далее: «…Охранение в странах католических иное, чем в нациях православных; консерватизм турок не похож на охранение буддистов; но либерализм везде одинаково враждебен тем историческим началам, в дисциплине которых вырос тот или другой народ. Либерализм есть отрицание всякой крайности, даже и самой высокой, всякого стеснения, всякого стиля. Он везде один, везде одинаково отрицателен; везде одинаково разлагает нацию медленно и легально, но верно… И чем честнее либерализм, чем он искреннее, чем неподкупнее, — чем вреднее. С такими либералами, которые ищут лишь в «мутной воде рыбу ловить», сладить легко. Но что делать с людьми, искренно верующими в те «великие принципы 89 года», которые теперь распространились везде и признаются аксиомой социальной жизни?».

Либерализм, по Леонтьеву, разрушает всё старое, традиционное. Подкапываясь под все основные верования, «демократический либерализм не дал взамен ничего созидающего и прочного…». Как же должны жить люди, если они хотят сохранить себя в мире и что же является действительно прочным? Вот как на этот вопрос отвечает сам Леонтьев: «…Прочно же у людей именно то, что по существу своему противоречит демократической свободе и тому индивидуализму, который она обуславливает. Смесь страха и любви – вот чем должны жить человеческие общества, если они жить хотят».

Вот, что с точки зрения Константина Николаевича, созидает нации, что «их единит, ведёт к победам, славе и могуществу, вот что задерживает их падение недолго даже и тогда, когда падение это вследствие разлития демократического индивидуализма становится неотвратимым в более или менее далёком будущем…».

В статье за 10 января он отмечает негативную сущность либеральных надежд на конституцию, права человека и гуманизм, которые якобы сделают людей лучше, добрее, честнее, здоровее и т.д.

С точки зрения Леонтьева, государство всегда должно быть грозным, а иногда и жестоким, карать и казнить нарушителей закона и порядка, потому что общество «всегда и везде слишком подвижно, бедно мыслью и слишком страстно…».

Но чтобудет, если дать либералам спокойно готовить, столь чаемое ими, будущее царство разума и правды? Вот как на этот вопрос отвечает Леонтьев: «Готовьте, готовьте будущее! Рассылайте поскорей по народным школам анатомические атласы, чтобы крестьянские дети, эти граждане прекрасного грядущего, узнали бы скорей, что души у человека нет нигде, а все одни нервы и нервы». И далее: «…В судах по-прежнему старайтесь вести эту наглядную и иллюстрированную «пропаганду свободы». Мировые судьи! Сажайте в тюрьмы хозяек, обруганных горничными, как вы сделали с г-жёю Энкен… Защитники юношей в политических процессах! Продолжайте говорить, что русским молодым людям можно потому простить нигилистические заговоры, демонстрации и бунты, что них нет другой героической поэзии»…

Что же, по мнению философа, является «истинным охранением»? Конечно, религия. Именно «религия, преобладающая в каком-нибудь народе, вот краеугольный камень охранения прочного и действительного. Когда веришь, тогда знаешь, во имя чего стесняешься и для чего (быть может, и с невольным ропотом нередко, но без гордого и явного протеста) переносишь лишения и страдания».

Религия в общественной жизни страны подобна сердцу в организме. Ибо, пока «религия жива, всё ещё можно изменить и всё спасти, ибо у неё на всё есть ответы и на всё утешения. А где нет утешений, там есть кара и принуждение, оправданные не притворными фразами «горькой необходимости» и т.п., а правом Божественным, вполне согласным с законами вещественной природы, ненавидящей равенство».

В статье за 16 января Леонтьев кается перед читателем, говоря о том, что, он сам и вся остальная аристократия, давно стали европейцами. Он пишет следующее: «Мужик, монах, купец старого духа – вот истинно-русские граждане, а не мы… Мы европейцы, мы – прогрессисты, мы, может быть, прекрасные люди; многие из нас, конечно, в личном отношении, в смысле общечеловеческой нравственности, лучше и выше грубого простолюдина нашего; но вполне ли мы русские по идеалу, по особенностям мировоззрения нашего?».

В статье «Сквозь нашу призму», в главе XII, была опубликована заметка «Дама курит в церкви», посвященная проблеме вырождения современных женщин, процесс, который тогда, только начинался. Леонтьев в этой заметке показывает ещё только первые симптомы феминизации и либерализации нравов, но уже и это является довольно показательным фактом.

Стоит здесь полностью привести эту, довольно короткую заметку русского публициста: «По словам «Московских Ведомостей», «Оренбургский Листок» сообщает о следующем скандале, случившимся в Уфе: «В церкви Св. Спаса, на Казанской улице, 22 февраля происходило венчание. В числе приглашённых была одна дама из интеллигентного слоя общества и к тому же супруга педагога. Этой бойкой барыне вдруг вздумалось закурить папиросу в церкви, и она закурила. Скандал произошёл не малый. Вмешалась, конечно, полиция, составила акт и передала по принадлежности». Вперёд! Вперёд! Вы, присяжные, и вы, мировые, оправдайте поскорее, оправдайте, пожалуйста, эту … даму… даму.. чтобы не сказать хуже…».

Также, в данном томе представлены подробные варианты и разночтения двух книг 7 тома, и добротные комментарии к ним. В заключение рецензии хотелось бы ещё раз поблагодарить составителей полного собрания сочинений К.Н. Леонтьева за представленное полное собрание сочинений философа. Думается, наконец, издав полностью К.Н. Леонтьева, мы, наконец, сможем духовно возродить нашу страну, поняв многие причины нашей сегодняшней болезни.


Прикреплённый файл:

 Леонтьев том 7, 1 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

8 февраля 21:32, kondor:

Блестяще



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2020