5 апреля 2020
Правые мысли
Книги/Журналы

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Наталья Андросенко
17 января 2007 г.
версия для печати

Эпоха большой нелюбви

"И по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь" (Мф. 24:12).

Когда добираешься до «интерпретации божественного замысла» в романе Жозе Сарамаго "Евангелие от Христа", хочется сказать: «тушите свет». Торжествует интеллектуальный модерн с его фрейдистскими заморочками. В «Евангелие» больше Фрейда, чем Христа.

"Евангелие от Иисуса" Жозе Сарамаго«Евангелие от Иисуса» – роман португальца Жозе Сарамаго, нобелевского лауреата по литературе за 1998 год – уже успели окрестить «самой скандальной книгой XX века». Церковь назвала ее «пасквилем на Новый Завет», а власти сочли книгу оскорбительной для католиков – она была исключена из списка произведений, участвовавших в литературном конкурсе Евросоюза. Впрочем, тот факт, что произведение было переведено на многие европейские языки, а Сарамаго удостоен Нобелевской премии, говорит не только о признании автора и книги, но также о том, что предложенная автором трактовка известного сюжета, очевидно, симпатична большинству европейцев и находит среди них живой отклик.

Версия, которую развивает писатель, довольно значительно отличается от канонической. Одни события опущены или им уделено меньше внимания, другие же, наоборот, из незначительных становятся центральными. В «Евангелии от Иисуса» Иосифа терзает совесть из-за убитых по его вине младенцев. Иисус же, получив в наследство трагическое осознание своей вины, добровольно идет на муки, чтобы искупить возложенный на него груз ответственности. Крик Иисуса, умирающего на Голгофе, обращен не к Богу: «Простите Ему, люди, ибо не ведает Он, что творит!». Дерзко, даже кощунственно, с претензией на новое откровение – автор явно пытается силой художественного слова показать иные грани христианской теодицеи и выдвинуть принципы нового гуманизма. Впрочем, по прочтении остается чувство, что первоисточник все же был лучше.

Если говорить о «качестве текста», то это и в самом деле хорошая литература. Книгу приятно читать, она написана живым, интересным языком. Ясно предстает перед глазами все происходящее: климат, природа, рыбацкий поселок на берегу моря и жизнь обитающих там рыбаков. Все просто чудесно до тех пор, пока автор пишет о человеческом аспекте истории. Но, к сожалению, кесарю — кесарево...

Нужно сказать, что 440 страниц книги идут на ура вплоть до 357-й страницы. Но как только читатель добирается до «интерпретации божественного замысла» (у Сарамаго именно ¼ часть книги уделена тем событиям, которые составляют основную часть евангельского сюжета), начинается то, про что обычно говорят: «тушите свет». Все содержание съедает католический технократизм, щедро сдобренный идеей о «равноборющихся силах», столь популярной у западноевропейских авторов фэнтези, философов-язычников и прочих зороастрийцев. Торжествует интеллектуальный модерн, а именно чисто фрейдистские заморочки вроде вселенского чувства вины и сны, переходящие от отца к сыну по наследству. Собственно, в этом отношении в «Евангелие» больше Фрейда, чем Христа.

Но и это можно было бы пережить. Главное, что вдруг осознаешь, перевернув последнюю страницу – это книга, в которой никто никого не любит. Никто никого вообще: ни Иосиф Марию, ни Иисус своих братьев, сестер и мать, как и они его. Разве что у Магдалины слабая претензия на любовь, но и это не идет дальше претензии, как бы автор ни старался. А ведь Евангелие, прежде всего, история любви: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал сына своего единственного...».

Книга примечательна тем, что она как лакмусовая бумажка выносит приговор времени, в котором она написана – эпохе большой нелюбви. Именно после прочтения этого произведения становится предельно ясна строчка из Евангелия от Матфея: "И по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь". Сам факт, что книга Сарамаго удостоилась Нобелевской премии, еще раз свидетельствует о том, куда катится (и уже докатилась) западноевропейская цивилизация, а заодно и католическая церковь. Отложив книгу, невольно хочется воскликнуть: «Это как же автору в свое время преподали Святое Учение, чтобы он так его понял?!». А потом приходит внезапное озарение: именно так и воспринимает свою религию западноевропейский мир, такая у него современная религиозная ментальность.

После всего этого хочется удрать автостопом в куда-нибудь Среднюю Азию или, на худой конец, «эмигрировать в Древнюю Русь». Да, книга читается легко и интересно, если не сказать – захватывающе. Ее все же стоит прочесть – хотя бы ради того, чтобы понять, куда катится этот мир. А потом обратиться к первоисточнику.


Прикреплённый файл:

 Евангелие от Иисуса, 6 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

17 января 23:27, даже странно:

что вы решили рекламировать

эту омерзительную книгу. Интересно, кто-нибудь из редакции сайта ее читал?



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2020