2 апреля 2020
Правые мысли
Книги/Журналы

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Федор Панченко
11 июля 2007 г.
версия для печати

Доброе утро, последний "негерой"

Роман Захара Прилепина «Санькя» не вписывается в реалии дня сегодняшнего. Да и художественных достоинств у книги не так уж, чтобы очень много. Зато это с лихвой компенсируется удачной авторской находкой – открытием нового персонажа в современной литературе - «негероя» нашего времени. В этом неудача Прилепина как идеолога и в этом же его заслуга как писателя.

«Санькя» Захара Прилепина — очень странный роман. Он никаким углом не вписывается в реалии дня сегодняшнего. В нем все как-то очень пафосно, временами даже излишне. Может быть, это просто романтично? Я бы не сказал. В этом неудача Прилепина как идеолога. И в этом же его заслуга как писателя.

Когда Лимонов написал «Другую Россию», то помимо привычных стенаний, о том, что все вокруг плохо, он высказал любопытную мысль, которая сводится к следующему. России нужен новый тип молодых людей, этаких «конников в красных галифе, несущихся с метровыми бритвами в руках». Уж они-то утрут нос маменькиным сынкам, этому офисному планктону в пиджаках и галстуках, все мировоззрение которых определяет евклидово пространство офисного аквариума, где лишь соблюдение корпоративной этики является залогом успешной карьеры. Художественную реализацию данной задачи как раз и взял на себя Захар Прилепин.

Роман Прилепина — это не гламурная литература, смакующая быт и нравы людей VIP-класса, не детектив, не СПА-беллетристика для чтения в метро. Здесь, как в партийной программе, все просто и понятно. Членство в НБП обязывает. Итак: среда заела, кругом бездуховность, безысходность, деньги, меркантилизм, опять деньги и так далее в таком же духе. Поэтому нужен герой, эдакий новый Павка Корчагин, перекочевавший в ХХI век.

В теории — все по заветам Лимонова. Но только в теории. Удайся авторский замысел, и мы бы читали довольно плоский роман-агитку. Тем не менее, переиначенного на новый лад, революционно-патетического повествования не получилось. Да и художественных достоинств у книги не так уж, чтобы очень много. Зато все это с лихвой компенсируется удачной авторской находкой – открытием нового персонажа в современной литературе. Прилепин не употребил эту находку на 100%. Но он его нашел. «Негероя» нашего времени.

Однажды Шестов, читая Чехова, ужаснулся и объявил его певцом безнадежности. Прилепин, конечно же, не Чехов. Однако, Санькя – уж не тот ли самый герой, который начинает кричать и биться головой об пол, когда мириться и не мириться с совершившимся фактом одинаково больше нельзя? Он не мученик идеи, не романтик. Вся жизнь его являет собой унылую триаду: вокзал – ларек – квартира. Ограбив человека, Санькя бежит отдавать деньги матери. Так, революционер на поверку оказывается мелким воришкой. За громкими речами о новом мире порядка и справедливости, скрывается банальная кража. У Робин Гудов провинциальной России слова, как правило, расходятся с делами.

Роман, по большому счету, абсолютно не политический, а скорее социальный. Прилепин проиграл сам себе. Писал одно, а получилось другое. Он как Колумб, который открыл Америку и никогда об этом не узнал. Там где идеология, политические споры, там, где Саша Тишин рыдает, просматривая «Чапаева» — все фальшиво. Погромы, пьянство, драки с милицией – правда. Это не политика, не революция, не бунт и не протест. Это, если угодно, игра, в которой политика выполняет функцию наспех поставленной декорации, потому что по ту сторону баррикад существуют такие же Саши Тишины, с прямо противоположными лозунгами, играющие в ту же самую игру. Эпизод с обедом за счет идеологического врага Безлетова, причем без всяких угрызений совести у борца за идею, убедительно это доказывает. А вопрос выбора флага не второй, и даже не десятый. Это уже дело вкуса. Действительно, кому-то нравится черный цвет, кому-то красный. Тут, знаете ли, на любителя.

Такой он, этот «негерой» с простым мировоззрением, простыми действиями, простой логикой, не согласный с которой объявляется «холуйствующим либералом» как Безлетов. Но и этот самый «либерал» вовсе не обижается, так как ему вообще наплевать. А если уж совсем честно, то никакой он даже не либерал, не оппонент и не противник. И отличается от Саши и его друзей только тем, что понял – «весь этот романтизм хорош, когда вы сыты».

Прилепин погружает читателя в тоскливый мир условного города без названия (в котором без труда, кстати, угадывается Нижний Новгород – родина писателя). Здесь не мучаются, подобно Раскольникову, над Великой Идеей. Достаточно выпить пива, взять деньги у матери, работающей за копейки, рассудить «ах как вааааще все плохо» и избить милиционера, прикрываясь «Родиной и революцией» – словами, которые в устах прилепинских героев звучат как шаблоны. Чем не ребятки, в сумерках стреляющие на сигареты у случайных прохожих? Ах да, революция… Нет, не верю!

Думаю, что заглавие романа стоило бы дополнить: «Санькя – сцены из русского быта ХХI столетия». Повседневная жизнь юного экстремиста, грубо склеенная Прилепиным из разнообразных кусков, включающих и деревню, и Москву, и провинцию, и даже Ригу, оставляет чувство, схожее с тем, что испытал Шестов, читая Чехова. Люди, играющие в игры, а вокруг пустота, которая в данном случае является не какой-то там философской категорией, а простой эмоцией, возникающей при прочтении. Это уже не странный роман, а страшный.

Прилепин не написал культовую книгу. Сегодня другие кумиры. При всеобщем стремлении к тотальной «гламуризации» Саши Тишины нужны только как фон. Они так и останутся фоном и «негероями» нашего времени.


Прикреплённый файл:

 Санькя, 3 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

12 июля 01:18, Прохожий:

"Там вдали у реки засверкали штыки

Это красная сволочь идет"...

Что опять "воры" победят "добрых людей" как в 1917?

И Нижний это не тот гадюшник который описывает Прилепин... Это его фантазии.


12 июля 22:45, Посетитель сайта:

Где в "Саньке" ребята бьют милиционера? Наоборот, Сашу Тишина пытают менты, и это реальность жизни в России, - пока еще. И потом, из статьи не видно, хотя бы намеком - кто же герой-то нашего времени? Объекты гламуризации, не иначе. "Сегодня другие кумиры" - кто кумиры, кто?


13 июля 14:04, ЯБ:

автору

Федор. это пять! Не прилепин, а рецензия, ессно.

О других кумирах - заказ читателей ;).


16 июля 10:25, Посетитель сайта:

Прохожему

Уважаемый Прохожий!Это уже третий диалог между нами.По поводу календаря я Вас поддержал.По поводу сект вступал с Вами в полемику.По поводу коммунизма тоже придется поспорить.В России-17 воры победили добрых людей?Но почему ж тогда то же самое повторилось в Китае-49?И еще в десятках стран.У Вас получается все воры,и китайцы,и русские,а добрые люди-одни янки,ибо они всегда за капитализм.Не знаю,как Вы,а я склонен разделять теорию Дугина о национал-большевизме.Именно Дугина,а не Эдички,который все сплагиировал и на службу оранжевым поставил.Тогда и феномен китайского социализма получает обьяснение.Это ведь не просто социализм,а социализм с китайской спецификой.Национальный социализм.Отсюда и его укоренненость в Китае.Такой же социализм был и у нас.Был с самого начала(интересно,господин Прохожий,Клюев с Есениным для Вас тоже воры?).А кто его разрушил?Антинациональные силы,Ельцин и Ко.Я надеюсь,господин Прохожий,что Вы все-таки не с ними,судя по нашей с Вами общей позиции насчет календаря,не должны быть с ними.Китаист из РУДНа.



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2020