3 апреля 2020
Правые мысли
Книги/Журналы

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Ярослав Бутаков
25 октября 2004 г.
версия для печати

НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА (М.О. МЕНЬШИКОВ. Национальная Империя. Сб. ст. М.: Имперская традиция, 2004)

Меньшиков остаётся на удивление актуален. Ведь о нашем времени, к нам обращены его слова: «Дела нашей Империи очень плохи. Есть страна, по-прежнему неизмеримая. Есть природа, хотя опустошённая, но всё ещё прекрасная и обильная. Есть условия неодолимого могущества, богатства, громоподобной славы. Но нет нации, нет патриотического населения, нет великого духа, который был бы вождём народным. Нет власти, достойной этого имени..."

М.О. Меньшиков. Национальная идея

Первая книга, подготовленная к изданию «Православным центром имперских политических исследований», возглавляемым Михаилом Борисовичем Смолиным, представляет собой собрание важнейших статей Михаила Осиповича Меньшикова (1859‑1918), публиковавшихся в 1905‑1913 гг. в тогдашней крупнейшей правой газете «Новое Время».

М.О. Меньшиков (1859‑1918) был одним из талантливейших публицистов начала прошлого века, горячим русским патриотом, видным деятелем и идеологом партии «Всероссийский национальный союз». Как справедливо замечено во вступительной статье к сборнику, «Меньшиков за свои убеждения заплатил мученической смертью – он был убит безбожной коммунистической властью» (с.5).

Меньшиков, писавший, казалось бы на политическую злобу тогдашнего дня, остаётся на удивление актуален. Ведь о нашем времени, к нам обращены его слова: «Дела нашей Империи очень плохи. Есть страна, по-прежнему неизмеримая. Есть природа, хотя опустошённая, но всё ещё прекрасная и обильная. Есть условия неодолимого могущества, богатства, громоподобной славы. Но нет нации, нет патриотического населения, нет великого духа, который был бы вождём народным. Нет власти, достойной этого имени. Но нельзя же жить так! Поймите же, что дальше так жить нельзя! Необходимо русским людям подняться из развалин, собрать рассыпанную храмину, собрать любовь и волю... Великорусская партия должна обнаружить в себе эгоизм великого племени» (с.151).

Работы Меньшикова, опубликованные в сборнике, как бы состоят из нескольких циклов по тематикам. Наиболее обширный корпус статей принадлежит вопросам русского государственного строительства, положения русской нации и выработке русской идеи. Главный принцип, утверждаемый Меньшиковым: господство русской нации в Российском государстве. Деятельность Меньшикова развёртывалась в период первой «русской» революции 1905‑07 гг. и в годы «думской» монархии. Меньшиков совершенно однозначно расценивал главное в революции как попытку установления господства инородцев, в особенности евреев, над Россией и русским народом. Эта мысль не просто красной нитью проходит почти в каждой из статей Меньшикова, но и обстоятельно им обосновывается.

Как пламенный патриот, Меньшиков с горечью видел беды своего народа. Главнейшей же бедой являлся, по его убеждению, недостаток патриотизма в русской нации, как среди интеллигенции, пропитанной инородческими влияниями (как бы сказали сейчас – политкорректностью), так и в простонародье. С болью в сердце писал Меньшиков в статье «Россия – прежде всего» (1.XI.1907) о современном состоянии русской национальности (слова эти вынесены на обложку издания): «Столь живое у великороссов свойство великой арийской расы – покорять и господствовать – поникло под наплывом низкой психологии покорённой инородчины. Народ-завоеватель, львиным порывом разбросавший соседей, захвативший громадную территорию, печально ослабел, подчинился совершенно незаметно внутреннему завоеванию... Мы в духовном и политическом плену у некоего чужеземного нашествия, которое просочилось в наши государственные ткани... Мы в плену у чуждой нам инородческой психологии, привившей нам робость, растерянность, отсутствие чувства национальной личности и чести» (с.196).

Меньшиков неустанно призывал к созданию «Великорусской партии» (так называется целый цикл его статей). В ней он видел единственную возможность национального и державного возрождения России. По убеждению Меньшикова, великорусское национальное сознание должно распространиться и на малоросский и белорусский народы. «Национальность всероссийская давно определена как великорусская, и... малороссам и белоруссам следует искренно примкнуть к великорусской государственности, давно существующей. Ведь она и для них такая же родная, как и для нас, ибо своей, сколько-нибудь прочной, у них никогда не было. Вся Россия должна в недалёком будущем сделаться Великороссией, и огромное большинство западного и южного простонародья ровно ничего против этого не имеет» (с.182‑183).

Возрождённое державное сознание великорусского племени должно, по убеждению Меньшикова, строиться на пафосе высоких героических ценностей и твёрдого целеустремления. «Неумной и опасной фальшью было бы строить русское единодушие на представлении, будто мы самый... нежный, самый незлобивый народ на свете. Во-первых, это неправда, во-вторых, это оскорбительная неправда. Допустить, что народ русский так кроток и нежен, что по собственному почину не ставит даже вопроса о правах своих в своём государстве, ‑ значит допустить его полное политическое вырождение и неизбежность смерти... Народ, по-русски, существительное мужеского рода, существо мужественное и твёрдое, как все народы арийской расы... Если ему удастся переработать мозг свой и вновь сложить центр власти – Россия будет спасена... Цель истинного национализма – собрать растрачиваемую зря энергию народную, ввести её в русло хорошей культуры, одновременно героической и трудовой» (с.255).

Видное место в системе взглядов Меньшикова занимала расовая теория. Здесь публицист в значительной степени находился под влиянием работ известного киевского медика И.А. Сикорского, на труды которого неоднократно ссылался, обосновывая природное неравенство человеческих рас и естественное право русского народа господствовать в своей стране (статья «Они и мы»).

Вряд ли даже революционеры в то время критиковали правительство более активно, чем это делали русские националисты. Ведь революционеры стремились ошельмовать весь русский государственный строй, и им неважна была конкретная политика правительства. Националисты и Меньшиков, как их главный идеолог, горя стремлением лучше устроить Россию, не могли молчать в тех случаях, когда правительство и бюрократия, по их мнению, наносили стране вред – по своей близорукости или подвергаясь инородческой денежной подпитке. Критика Меньшиковым многих мероприятий и действий правительства и правительственных чиновников была исключительно конструктивной, направлена ко благу России, хотя, возможно, не всегда публицист был достаточно информирован и корректен в своих оценках – сейчас это уже трудно установить. Меньшиков был ярым противником бюрократизации управления, сторонником вливания в госаппарат молодых, свежих сил, горящих живым патриотизмом, не растрачивших прекрасных порывов в рутинном потоке канцелярщины.

Составной частью в разработку Меньшиковым русской идеи входили и его многочисленные статьи о проблемах народного образования. Меньшиков обрушивался на полное равнодушие министерских чиновников к тому вреду, который, как он считал, система образования наносила русскому самосознанию, воспитывая людей, равнодушных и к науке, и к славе Отечества. Многое из сказанное Меньшиковым по этой проблеме удивительно актуально для сегодняшнего дня.

Предметом особой заботы Меньшикова всегда было состояние русских вооружённых сил. Один из важнейших выводов, к которым пришёл публицист – необходима замена всеобщей воинской повинности созданием постоянной профессиональной армии (цикл статей «Дружина храбрых»).

Значительный корпус работ Меньшикова посвящён еврейскому вопросу и борьбе с "еврейским засильем". На эмпирическом материале современных ему событий Меньшиков расценивал евреев как народ, глубоко чуждый России и сознательно расшатывавший русские государственные устои и отравлявший самую жизнь народную. В полемическом азарте Меньшиков не стеснялся называть евреев «врагами рода человеческого» (с.334), всемирную еврейскую диаспору – «чудовищным паразитом» (с.369) и т.п.

Очень мало было таких областей, по которым не высказался бы Меньшиков. Проблемам женского равноправия посвящена серия статей, опубликованных в 1913 г. В статье «Охрана труда» Меньшиков высказал рекомендацию-прогноз о необходимости введения трудовых пенсий и поощрении рабочих, особо отличившихся на производстве, специальными наградами.

Не все взгляды и оценки, высказанные Меньшиковым, можно принять без спора. Но несомненными являются его пламенная любовь к России и русскому народу, желание видеть своё Отечество сильным, процветающим, уважаемым, народ – здоровым и богатым. Путь к этому, по глубокому убеждению публициста, открывало только сохранение в неприкосновенности русских государственных устоев (при этом Меньшиков был уверен в необходимости народного представительства, но неустанно выступал за то. чтобы оно стало чисто русским по составу и по духу). Революция отнимала у русского народа надежду на достойное и красивое будущее, и поэтому с ней Меньшиков боролся всеми силами своего публицистического таланта. Его борьба, посредством данного издания, продолжается и ныне, при иной расстановке сил, но против тех же врагов.

Публикациям статей Меньшикова предпослана вступительная статья составителя сборника М.Б. Смолина, в которой он выражает собственное понимание имперского строительства России и его перспектив в наше время. Послесловием служит его же «Краткая историко-политическая характеристика Всероссийского национального союза», ценная как короткая фактологическая сводка, но в основном служащая выражению взгляда г-на Смолина на соответствие позиции русских националистов начала ХХ века лозунгу «Православие, Самодержавие, народность». По мнению уважаемого публикатора, «приоритет “народности” без должного влияния на него Православия и Самодержавия перманентно клонил левую часть Всероссийского национального союза в демократию; это была ахиллесова пята национализма» (с. 503).

По нашему мнению, русские националисты начала ХХ века нащупывали альтернативный либерализму и социализму путь развития России, создавая для Православия и Самодержавия новую почву в условиях стихийно модернизирующегося общества. В этом их направление было, несомненно, более творческим и жизнеспособным, нежели т.н. «черносотенное». Важнейшим фундаментом под старые незыблемые принципы должна была стать новая русская культура на основе восстановления и возвеличения превосходных биологических черт великорусского народа. Одна из частей статьи «Исполины» так и называется: «Человеководство». Призывы Меньшикова «создать богатырскую расу» (с.274), его сетование, что «русское самосознание никогда не поднималось до древней мудрости, которой чистота крови предписывалась как высший завет» (с.158), и другие подобные мысли, на наш взгляд, представляют не отрицание традиционных основ, а разработку программы возрождения Русской нации, без которого последняя просто недостойна быть православной и иметь Государя. Не вина националистов, что время отпустило им слишком которокий срок на поиск пути.

Существенным неудобством, возникающим при чтении данного издания, является теоретическая бессистемность и неразработанность материала, поданного в хронологическом порядке. Между тем, как было показано, работы Меньшикова отчётливо распадаются на циклы, связанные с разработкой русской национальной идеи, еврейского вопроса, гендерного вопроса, строительством вооружённых сил, заботой о народном образовании, а также включают статьи на злобу дня. Думается, что простое выделение подобных циклов и распределение по ним публикуемого материала существенно бы улучшили структуру рецензируемого издания и с большей пользой послужили бы пропаганде взглядов блестящего русского публициста. Остаётся надеяться, что отмеченный недостаток будет устранён как в последующих переизданиях данного сборника (чего он заслуживает, и гораздо большим тиражом!), так и при дальнейших публикациях г-ном Смолиным (Бог ему в помощь!) собраний работ других правых русских мыслителей.

Вольностью библиографического характера, допущенной при подготовке рецензируемого сборника, является отсутствие ссылок на прежние публикации отдельных статей из помещённых в нём. Хотя г-н Смолин указывает выходные данные других собраний статей Меньшикова, этим дело и ограничивается. В результате создаётся впечатление, что большинство работ Меньшикова, опубликованных ныне г-ном Смолиным, впервые, после публикаций в «Новом Времени», увидели свет именно в настоящем сборнике, между тем как это далеко не так.

Но все эти частности не принижают важного значения предпринятой «Православным центром имперских политических исследований» инициативы по изданию обширного корпуса работ великого национального русского идеолога. «Национальная Империя» вооружает русских правых ясностью и цельностью национальной мысли, бодростью национального духа и потому заслуживает того, чтобы её читали и ею руководствовались.


Прикреплённый файл:

 menshikov_s.gif, 7 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2020