3 апреля 2020
Правые мысли
Книги/Журналы

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Наталья Иртенина
21 августа 2007 г.
версия для печати

Под прицелом

Если включить воображение, то автор книги «Русская критика» представится сидящим в окопе и держащим круговую оборону против лезущих отовсюду уродов-орков – выродков от культуры, одичалых «детей подземелья», либеральной кодлы «самодуровых»

Кокшенева К.А. Русская критика. – М.: «ПоРог», 2007

Жаль, что такие книжки выходят столь мизерными тиражами – 1000 экз. Хотя, впрочем, и этому надо много радоваться, и даже множественное число здесь – «книжки» – кажется, не очень подходит, а следует говорить о единичных прорывах к читателю хороших, умных, интеллектуально неиспорченных, апеллирующих к Традиции, богатых на смыслы и на чувства изданий критико-публицистического характера. Очевидно, быть критиком-традиционалистом в области литературного и шире – культурного мейнстрима в наше время нелегко и где-то даже сравнимо с подвижничеством. Если включить воображение, то автор книги «Русская критика» представится сидящим в окопе и держащим круговую оборону против лезущих отовсюду уродов-орков – выродков от культуры, одичалых «детей подземелья», либеральной кодлы «самодуровых». Книга хороша тем, что дает некую уверенность: ситуация под контролем, враг не пройдет, каждый из вражин взят на учет и будет разоблачен, лишен маскирующих перьев, высечен. И не только по отдельности, но и в целом как подпольное, антикультурное, антинациональное и антихристианское явление, выпроставшееся из брюха эры «общечеловеческих ценностей».

Однако, кажется, критик чересчур серьезно относится к задаче взять на прицел своего пера каждого орка, даже самого мелкого, шкодливого и самого бессмысленного. Уважающей себя, традиционалистской критике не к лицу как будто применять весь свой методологический аппарат к гнилью, которое и замечать-то неприлично. Очень жаль мне было видеть, как автор с позиций классической критики разбирает «объект ваяния» представителя «дважды избранной» еврейско-либеральной национальности (в статье «И тогда стошнит»), как это «произведение творчества» рассматривается с точки зрения языка, стиля, обрисовки персонажей, идейности, художественности и пр. Русская пословица в таких случаях советует не трогать г…, чтобы пуще не завоняло.

Но и в противоположном направлении – в поисках непреложного «во стане русских воинов» – автор, по-видимому, попадает в крайность иного свойства. «Высоту служения истине», «разумное, доброе, вечное», русское почвенничество критик видит исключительно в произведениях реализма, при этом понимая под этим термином художественное исследование человека со всеми его безднами и высотами, его взаимоотношения с жизнью. То есть реализм здесь выступает уже не как художественное направление, а как целостное нравственное мировоззрение и мироощущение, противопоставляемое либерально-нигилистическим идеологиям постмодернизма, концептуализма, виртуальности и т.п. Но в таком случае уместно было бы назвать это не реализмом, а скорее традиционализмом, и не ограничивать рамки почвенничества, национального в культуре, одним лишь стилевым направлением, тем самым неоправданно сужая пределы «стана русских воинов» и загоняя «разумное, доброе, вечное» в гетто. Почему нужно отказывать в почвенничестве, например, жанровой литературе, которую пишут национально мыслящие авторы? Если уж говорить о реализме, то и он бывает разный – христианский реализм, например, мистический реализм – поскольку реальность трансцендентного и мистического имеет место быть. Притчевый реализм, метафизический, наконец. (Кстати, две повести В. Королева, о которых говорится в одной из статей, уж никак не назовешь классическим реализмом, однако критик никак не высказывается по поводу их стилевой принадлежности, по умолчанию зачисляя в ряды реалистических произведений.) Известно же – «благодать дышит где хочет», а для тонущего в болоте (современного культурного процесса) и самая малая кочка – твердая почва.


Прикреплённый файл:

 Кокшенева К.А. Русская критика. – М.: «ПоРог», 2007, 4 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2020