5 апреля 2020
Правые мысли
Книги/Журналы

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Юрий Сошин
9 октября 2007 г.
версия для печати

Страдания русского Гулливера

Книга Андрея Бычкова "Гулливер и его любовь" это- небольшой роман уже заслуживший эпитеты "первого русского гештальт-романа" и "Преступления и наказания наоборот"

На недавно закончившейся 20-й книжной ярмарке была презентована книга Андрея Бычкова "Гулливер и его любовь". Этот небольшой роман уже заслужил эпитеты "первого русского гештальт-романа" и "Преступления и наказания наоборот". Книга хорошая и добротная, написанная в основательно уже подзабытых традициях русской классической прозы. Но главное ее достоинство состоит в том, что автор с беспристрастностью патологоанатома показал страшную духовную пустоту и мертвенность того типа бытия, который в последние годы навязывается миру в качестве идеала тайными и явными вершителями судеб его.


"Офисный планктон", "лемминги", "неояппи" — вот далеко не полный набор эпитетов, которые прилагаются к генерации "лучших" представителей молодого поколения "золотого миллиарда". Люди с детства запрограммированные на достижение успеха, на методичную каждодневную борьбу за него. Офисные менеджеры, банковские клерки, биржевые брокеры, промоутеры, медиа-агенты — все они и сонмы им подобных ведут нескончаемую борьбу во имя успеха. Успеха материального, измеряемого, деньгами.


Идеалы денежного успеха все последние десятилетия активно навязываются и в России. Идеал "правильного" молодого человека ставящего целью жизни достижение высокого уровня материальной обеспеченности уже почти стал в России общепризнанным общественным стандартом. Но платой за успех материальный часто, очень часто является пустота и духовная гибель. Как это происходит, механизмы этого процесса великолепно показал в своем романе Андрей Бычков.


"Гулливер и его любовь" это роман на извечную тему любви. Но любви, возникающей на фоне (и вследствие) страшных реалий российско-московской жизни "офисного планктона".


Успешный биржевой спекулянт Евгений в процессе профессионального становления потерял духовные ориентиры в жизни, а процесс зарабатывания денег его удовлетворять уже перестал. Евгений занимается в группе гештальт-терапии, где пытается осознать корни поразившего его духовного кризиса. Однако занятия гештальт-терапией помочь ему уже не могут, и стремясь освободиться от нарастающего кризиса, Евгений совершает абсурдное, несвойственное для него фрустрационное действие — заказывает на дом проститутку.


Но пришедшая к нему проститутка оказывается родственной ему по социальному и имущественному положению персоной. Девушка Люба решилась стать проституткой так же из чувства протеста. Жена богатого, но ограниченного и примитивного мужа не нашла иных способов для разрыва опротивевшим ей бытием.


Из проплаченно-денежного соития возникает дружба Евгения и Любы. А в дальнейшем дружба "протестующих одиночеств" переходит в любовь, — любовь как акт взаимопоглощения, как возможность для помощи друг другу в противостоянии с враждебным миром. Лишенные ощущения любви мировой, не знающие чувства любви божественной герои уходят во любовь-защиту, любовь-протест.


Обретенная ими любовь экзистенциального освобождения им не дает. Заброшенные в античеловечно-бесчувственный мир герои рвутся из этого своеобразного ада, но что делать и куда идти, к какому идеалу стремиться, — они понять не могут. Ибо существующее бытийственное поле лишило их возможности альтернативы, оставив только протест как таковой.


В своем протесте Евгений начинает абсурдные финансовые операции подсознательно стремясь к финансовому краху, что дало бы возможность через банкротство и нищету прийти к иной жизни. Но судьба играет с ним злую (?) шутку: совершаемые на грани финансовые операции должные в итоге привести к нищете, приводят Евгения к сказочному богатству: свое "финансовое самоубийство" Евгений пытался совершить 11 сентября 2001 года.


Существующие в образцово-идеальном "гламурно-денежном" российском социобытии Евгений и Люба хотят уйти от жизненного тупика, но они не видят путей выхода. Видят только один путь — физическое самоубийство. Однако планируемое героями самоубийство заменятся в силу обстоятельств вполне реальным убийством. Разрыв с бездушным и чуждым миром происходит через кровь. Герои романа получают свободу, но свобода обретается через чужую смерть.


Обездушенное социальное пространство, в котором Бог отброшен за ненадобностью; мир, где страдание, сострадание и "путь духовный" уже не нужны — такова суть современного глобализованного мира. Но русскому человеку у которого не угасло в душе божественное духовное начало, в таком мире хорошо никогда не будет, и он неизбежно будет протестовать, осознанно или неосознанно он будет стремится к жизни основанной на вечных, православных по сути, духовных началах. А прилаженный к нуждам современного "бизнес-бытия" "уютно-бытовой" удобный американский протестантский "бог" для русского человека, даже биржевого спекулянта, будет всегда неприемлем.


К сожалению пути к спасению герои романа Андрея Бычкова уже не знают, и путь к Христу для них уже закрыт. Но надежда на спасение все же остается.


Финал романа "Гулливер и его любовь" двойственен. Герои бегут в Индию, в город Варанаси: "Луч солнца за Гангом наконец прорезает край земли. Вернувшись в гостиницу, Евгений и Люба зажигают другое пламя роя меда пчелиного сот. Кто знает, может быть, в этом огне зачнется новый ребенок?" Сможет ли дать языческая Индия им духовное освобождение, смогут ли они найти путь к Церкви Христовой, к духовному перерождению и возрождению — на эти вопросы автор ответа уже не дает.


Прикреплённый файл:

 gulliver.jpg, 3 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

9 октября 23:22, Посетитель сайта:

Проза Андрея была любимой на рубеже веков. Спасибо за наводку.



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2020