5 апреля 2020
Правые мысли
Книги/Журналы

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Алексей Чесноков
8 ноября 2004 г.
версия для печати

ГОЛЫЙ КОРОЛЬ В СУМЕРКАХ РАЗУМА (Сумерки глобализации. Настольная книга антиглобалиста. М., 2004)

Сегодня в науке бытует мнение, что глобализация – это объективный и необратимый процесс, затрагивающий практически все сферы человеческой деятельности и ведущий к десуверенизации. На смену суверенности приходит слитность, и глобализация есть, в том числе, "осмысление и признание этой слитности"...

То, что сегодня называется антиглобализмом, претендует на некую революционность, произведя которую можно изменить историю. Повернуть глобализацию вспять или даже запретить эту причудливость постмодернистской реальности. Но любой выпад против глобализации нуждается в ее существовании. Ибо оправдывается антиглобализм ею, из нее черпает жизнь и с ней самой борется. Поэтому в любом случае побеждает новый язык глобализации, и она продолжает собственную генерацию. Однако, все меняется, когда язык глобализации подвергается классическому философскому осмыслению, не нуждающемуся в поиске безграничных глобальных перспектив. И тогда оказывается, что никакого языка и никаких новых понятий в глобализации и нет. А есть только постоянно ускользающее отражение одинокого человека.

Сегодня в науке бытует мнение, что глобализация – это объективный и необратимый процесс, затрагивающий практически все сферы человеческой деятельности и ведущий к десуверенизации. На смену суверенности приходит слитность, и глобализация есть, в том числе, "осмысление и признание этой слитности". 1 Такой подход ставит сразу несколько границ. Глобализация остается единственным явлением, содержащим актуальность и позитивность. Она превращается в единственное же научное поле, требующее осмысление и адекватного отображения. А любая попытка интерпретации или критики воссоздает очевидность существования глобализации. Таким образом, невозможен никакой другой язык, кроме вырабатываемого (ближе к реальности сказать — созданного) внутри глобального сообщества.

Признание всех факторов глобализации, в сумме удостоверяющих ее существование, влечет за собой и принятие глобализации, как процесса, способного адекватно отразить всю парадигму исторического развития общества. Это значит, что любой явление или событие, истолкованное на языке глобализации, как не адекватное, должно быть либо заменено, либо проинтерпретировано по-другому. Ибо оно несет вред всему человечеству. Здесь надо остановиться на базовых ценностях глобализации. Они же – общечеловеческие ценности. Главная – это человек. Далее – все, что так или иначе угрожает либо жизни, либо социальному существованию человека. Вот и все. Но кажущаяся простота и полнота этих трех ценностей создают целый ряд методов и интерпретаций. Именно они-то и являют глобализацию в ореоле загадочного благого процесса.
Книга предназначена для десакрализации глобального мира. И в первой главе словами классика антиглобалзма У.Бека все мифы глобализации – всемирный рынок, свобода, слитность, неотвратимость – превращаются в фарс, ибо напоминают детскую считалку, в которой каждое последующее слово увязывается с предыдущим. К.Момджян, продолжая линию Бека, ничтоже сумняшеся называет глобализм «планомерной деятельностью, которая осуществляется конкретными людьми» (с.39), а глобализацию – процессом, в который помимо инициаторов, включены и мы. Следовательно, мифотворчество несет в себе цель завуалировать вполне четкие и оперативно осуществляемые действия.

Вторая глава книги и предлагает разобраться: а что именно грозит так называемой вестфальской модели мира. Известно, что после окончания 30-летней войны лидеры тогдашней Европы создали систему, позволявшую адекватно распознавать угрозу европейскому балансу сил, т.е. существованию мирной Европы. Два главных достижения эволюции отношений на территории Римской империи легли в основу системы: суверенность государства и понятие агрессии. И на протяжении 350 лет было понятно – когда и с кем надо вести войну. Сегодня же глобализация, считает У.Бек, утратила или нивелировала суверенность государства. Можно сказать, что само понятие суверенитета законсервировалось, как исторический термин. Сегодня оно не актуально. Однако, сегодня же именно этим понятием, выводимым за рамки политологии, можно оперировать, говоря о целях глобализации. Суверенность отбирается во всех сферах: политической, культурной, этнической, индивидуальной. За право беспрепятственно путешествовать по Европе люди теперь платят глобальной открытостью. Суверенность измеряется в деньгах, а независимость – в количестве шенгенских паспортов. Именно об этом, размышляя о глобальном неравенстве, пишет Г.Терборн. Он считает, что борьба за равенство, прямо зависящая от успехов глобализации, во многом надумана. Неравенство – это факт, оно существует там, где вообще живут люди. И глобализация, выдвинувшая эгалитарный лозунг, лишь занимает право для расширения своего влияния.

После таких взрывоопасных тезисов, повествование принимает вполне философский вид. Появляются расплывчатые теории и неведомая простому уму «элитарная борьба интеллектов»: А.Ашкеров против Хабермаса и А.Панарин за Хайдегера. Но за «разоблачением фарса», продуцируемого неумелыми подражаниями великим философам (с.95), таится очевидное недоразумение. Заключается оно в том, что именно эти философы постмодерна – Хабермас, Аппель, Деррида – задают новое измерение глобализации. Точнее – предлагают целостную языковую систему глобального мира. И тогда критика Ашкерова и Панарина предстают в новом свете – они сами «деконструируют» глобализацию, раздевая «королей» глобализма. Основное утверждение глобализма, как системы деятельности, состоит в то, что человек «лишь материальное тело, кусок плоти» (с.136), что не мешает ему цементировать весь глобализационный мир. Такого «человечного» глобализма и боятся авторы. Противопоставить ему можно лишь личность. Для этой цели Панарин приводит проект «реконструкции первичного смысла» Хайдегера. Он заключается в познании «ближнего» (своего) мира, который позволяет продуцировать познание «дальнего» (чужого) мира. Именно благодаря такому поступательному познанию человек свободен от чужого влияния и открыт, как уникальная личность, для общения или «соборности». Тут понятна и интенция о языке – глобализация просто разрушает ближний мир, перегружая его далекими понятиями. А дальний мир, т.е. рефлексия общества, возникает как система навязанных знаков извне. Нам просто затуманивают разум, заставляя вновь и вновь повторять пустые истины и опустошать истины священные. В этом сила глобализации, но в этом и ее слабость. Теперь она раскладывается на составные детали-знаки, каждый из которых наполнен особенным содержанием. Но если оно обнаружено, как факт, то было бы ошибочным не исследовать его. Деконструкцию, как опустошение священных понятий, авторы отметают теперь уже за очевидную неадекватность.

Следующая глава посвящена атрибутам глобализма. Они таковы: модернизация; либерализация; автоматизация труда; общечеловеческие ценности. Все эти атрибуты на языке глобализма диаметрально противоположны тому значению, которое имели до «деконструкции». Модернизация – это структурное обновление, сейчас это структурное копирование. Либерализация — это подчинение цензуры, сейчас – это подчинение цензуре и т.д. Однозначный вывод об опасности таких переводов слишком очевиден, чтобы быть единственным фактором борьбы. Да и не так просто, видимо, бороться с языком глоблизации, если она побеждает с каждой минутой. Есть и еще некоторые связи, требующие обязательного обнажения.

Отрадно, что в последних двух главах, посвященной вольным изложениям вольной мысли, ни одного серьезного слова нет о мировом заговоре и правительстве. Ибо в глобальном мире такого правительства быть не может. Доказывает это Ашкеров, умело включая понятие «тело» в язык глобализации. Глобализация превращает тело из отчужденного «Я» в тело статистическое (с.233). Мир заполняется подсчетами и цифрами, тело предстает без-образным, включенным в бесконечный цикл купли-продажи. Максимум, что оно может обозначать – это «жизнеутверждающую смерть» (с.234), представленную пошлыми знаками телевизионных шоу и газетных статей. Мировому правительству здесь нет места, ибо нет подданных, осознающих себя личностной частью общества. Уже здесь Олимп, и все становятся богами. Только с той лишь разницей, что не люди обожествляются, а Бог очеловечивается. И если спасение, как наивысшая драма христианства, мыслится в категориях вечности, то ныне сама вечность представляется уделом сиюминутного досуга, а досуг – драмой уставшего «бога».

Итак, глобализация включает в себя все, только потому, что нельзя оставить даже незаметного слова, выбивающегося из принятого языка. Глобализация – это лингвистическая система. Она, конечно, универсальна. А ее слова приспосабливаются к любой стране. Но важно, чтобы они понимались одинаково. Пока существуют разные культуры, существуют и разные языки. Поэтому понимание продуцируется знаками. Глобализация, таким образом, это система простых знаков, понятных и понятых правильно. Даже если отвлечься от вышеизложенных посылок и обратиться к реальности, то система знаков станет гораздо более ощутимой. Политкорректность, как символ судебной системы, обозначается любой амбициозной заявкой. Угроза меньшинствам, как символ власти, обозначается гневом наднациональных организаций. Успех ученого, как символ сохранения стабильности, обозначается Нобелевской премией. И таких примеров много. Цепочка решений: причина–знак–действие — работает безотказно. И, главное, понятно. Уже не надо объяснять и толковать. Происходит связывающая эволюция: от толкования слова к его новому утверждению и к его обозначению. Чего уж там, теперь не нужен даже язык. Нужна коммуникация, благодаря которой все понимают этот процесс так, а не иначе; акторы, представляющие тела глобализации, и власть, отображенная, как источник знаков.

И эта революционная насмешка глобального мира становится игрой разума, разума беспощадного и всесильного. Он не прощает – знак одно-значен, он не знает слабости и усталости – знак со-временен. Похоже, что глобализация – это автоматический процесс. Нет – он зависим. Зависим от людей. Именно их понимание и рождает однозначность знака. Другое дело, что его источник – это вполне конкретный авторский цех, пусть и пользующийся историческими наработками.

Таким образом, глобализация не несет ничего нового – она просто меняет сознание. Для зарождающегося сознания весь мир будет новым. И об этом вся книга. Она предостережение ученым, ибо исследование глобализации, это обязательно уподобление ее языку. Предостережение людям, что каждый день они теряют частичку своего неповторимого «Я». И предостережение тем, кто идет в авангарде глобализации – наступит день, и их сметет толпа среднестатистических людей, нашедших себе новый досуг в виде окончательного обесчеловечивания личности. Конечно, у глобализации есть инициаторы и есть элита, меняющая представление о реальности. В их головах, считают авторы книги, и происходит постоянное творчество. Они ищут, думают, удивляются. И их имена известны. И даже указаны. Кажется, что они известны и нам. Но так ли это, можно проверить, прочтя книгу. Тем более, что она более достойна прочтения сама по себе, нежели ради утилитарной или глобальной выгоды.


1 Богатуров А.Д., Виноградов А.В. Модель равноположенного развития: варианты «сберегающего обновления»./Полис/ 1999,№4, с.68

Прикреплённый файл:

 global3.jpg, 15 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

10 ноября 19:29, Путник:

Свежий взгляд. Мало ссылок. Что за книга Хайдеггера, Хабермаса? Но подход понравился.


10 ноября 19:30, Автор:

Спасибо за отзыв. Про ссылки учту. Думаю, надо развивать тему. И бОльшему количеству людей.


11 ноября 00:38, Яна Бражникова:

Алексей, я эту книгу читаю с лета, так что Ваша рецензия весьма кстати. Хорошо, что Вас не запутала излишне концептуальная, на мой взгляд, конструкция данного opus'а. У меня есть много философических переживаний в связи с этими статьями, так что тему в самом деле стоит развить. Возможно, на "круглом столе"?



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2020