23 мая 2019
Правые мысли
Книги/Журналы

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Илья Бражников
15 октября 2008 г.
версия для печати

Кремль на палочке

Сахарный Кремль, который герои новелл Владимира Сорокина откусывают и посасывают в различные минуты своей несладкой жизни. Это, несомненно, автореминисценция на раннюю книгу «Норма», где герои советского быта 80-х гг. время от времени откусывали свою «норму»

Владимир Сорокин написал продолжение своей во многом удавшейся книги «День опричника». Некоторая жанровая неопределенность рассеялась (или рассосалась?) в «Сахарном Кремле». Теперь окончательно ясно, что Сорокин пишет антиутопию. Это, безусловно, упрощает, выпрямляет текст.

Сорокин остается верен своей школе: продолжение выстроено концептуально. Если «День опричника» был как бы одной раскрашенной клеткой сорокинской антиутопической Москвы 2028 года, то теперь он раскрасил ещё несколько клеток. Однако, объема не прибавилось, это по-прежнему та же плоская мозаика, складывающаяся из приблизительно тех же элементов: русский лубок, китайские словечки, специфический сорокинский сюр. Книга построена как цикл новелл, связанных общими концептами, знакомыми ещё по «Дню опричника»: Великая Русская Стена, Труба газовая и проч. К этим концептам добавляется теперь ещё и Сахарный Кремль, который герои новелл откусывают и посасывают в различные минуты своей несладкой жизни. Это, несомненно, автореминисценция на раннюю книгу «Норма» (с такой же новеллистической структурой), где герои советского быта 80-х гг. время от времени откусывали свою «норму», представлявшую собой засушенный кал. Эта параллель сахарный кремль – «норма» кала, очевидная всем знакомым с творчеством писателя-«калоеда», выражает, видимо, квинтэссенцию сорокинского отношения к нынешней кремлевской власти.

«Сахарный Кремль» вслед за предшествующей повестью рисует Россию изолированной от мира тоталитарной православной Империей, со своим Тайным сыском и явной Опричниной. Опричники и наиболее знакомый из них читателю Комяга также эпизодически появляются на страницах новой книги, но уже без прежнего блеска.

«День опричника» был хорош тем, что полностью демифологизировал нововременное буржуазное отношение к телу как к «частному». Те, кто ставит свое тело выше государственных интересов, подлежит опричному суду. Жена принадлежит мужу только до тех пор, пока тело мужа принадлежит Государю. Если Государь отказывается от тела, этот человек на языке опричников называется голым: NN голый, а жена его, значит, принадлежит всем. Таким образом показывается, что тело не принадлежит человеку, индивидуальность тела преодолевается – странным, правда, образом (через изнасилование, извращение, наркотический транс). Но Сорокин мастер гротеска, а не символа. Духовное единство, по которому тоскуют тела его героев, обретается ими только через телесность. Высшее состояние этих тел – единение в наркотическом сне в образе семиглавого змея.

В первой книге Сорокин описывал опричнину с присущим ему смаком. Он смакует насилие, при этом в интервью от этого открещивался и утверждал, что самое лучшее на земле – это европейская демократия. Отсюда напрашивается вывод: сознательная любовь к демократии есть результат подавления инстинкта насилия. Что вполне подтверждается, кстати, европейской историей, где демократия наступает после жесточайших и кровавых колонизаций, революций и войн. Сорокин интересен тем, что в практике письма он инстинкт насилия высвобождает, считая его нереальным, чисто языковым или телесным. Тело для него нереально. В «душе» же он за демократию, свободу и права человека.

В «Сахарном Кремле» писатель по-прежнему смакует насилие, хотя делает это, используя более шаблонные ходы (допрос в камере, глава «Кочерга», наказание розгами в главе «Харчевание»). Сцены насилия по-прежнему амбивалентны: в них есть и сатира на власть, и уничтожающий сарказм в адрес «хрустальной интеллигенции».

Телесность героев все так же иллюзорна. Так, подследственный Смирнов после соответствующего укола становится хрустальным и дает показания после того, как детина с огромным молотом угрожает его разбить вдребезги, после дачи показаний он легко возвращается в обычное тело. Вполне отвратительна телесность особы, которую автор называет «государыней» и которая во сне расхаживает голой по сахарно-кокаиновому Кремлю. За всей этой мнимо-эротической сценой прослеживается все то же желание избавления от тела.

Но на самом деле душа и тело едины, и тело реально. Насилие реально существует в душах любителей демократии и свобод. Равно как и наоборот: сорокинские монархисты, сторонники опричнины, люди совершенно мирные, незлые, душевные и человечные. Дело, по-видимому, в том, что либералы любят, но боятся насилия. А опричные не любят насилия, но и не боятся его.


Прикреплённый файл:

 sorokin.jpg, 3 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

16 октября 09:17, Sabbaka:

Sic!


17 октября 17:06, ау:

По моему, книги Сорокина - это ответ на вопрос: какой может быть Россия, построенная на идеях, альтернативных идеям либерально-буржуазного общества. Это вызов евразийству. Интересно было бы узнать, что по этому поводу думает Александр Дугин. Ведь фактически, Сорокин создал свою антиутопию на идеях Дугина.


27 октября 17:00, Ухмылкин:

Сорокин - шут гороховый, а не писатель.


31 октября 13:57, Екатерина:

Зачем вы вообще пишете про Сорокина? Неужели вам не известны русские писатели, о которых надо написать и тем помочь им? Рецензия очень заумная, но от этой заумности рецензентов тексты Сорокина не превращаются в духовный светоч. Удивительно, что о патриотическом фильме "Адмирал" вы высказались негативно, а вот в Сорокине пытаетесь отыскать что-то родное...


11 января 03:37, ИБ:

Екатерине

Проза Сорокина - это искусство.

"Адмирал" - это не искусство.

И если не-искусство патриотично, тем хуже для него!

Впрочем, "Адмирал" - фильм исторически лживый, а Колчак - псевдогерой, предатель Государя и Святой Монархии.

Мы с вами просто немного по-разному смотрим на вещи.


19 февраля 15:34, Посетитель сайта:

2 ИБ

Проза Сорокина - это искусство.

(????!!!!!!???????)

По Вашему обладательницы приза "Оскар" за лучшую женскую роль в кинофильме, приза "Тэффи" за лучшую роль в теле-сериале и приза за лучший порно-дебют в ХХХ все трое актрисы и все трое искусством занимаются????

Если школьная программа или студенческий курс по изучению современного российского искусства будет трактовать по-Вашему достоинства фильма АДМИРАЛ и писанины Сорокина, то.... такой России не стоит претендовать на особое место на Земле

ей тогда место где-то в Европе (в смысле - ж..пе)

если трактовать что такое искусство, а что такое потакание темным человеческим сторонам его души, то я бы предпочел Пушкинское "над вымыслом слезами обольюсь" - т.е. то, что играет на светлых струнах души, а не возбуждает в нем скотские инстинкты


29 октября 02:32, ИБ:

Сорокин не возбуждает ничего, кроме смеха. А смех - как раз то, что отличает человека от скота.



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019