5 апреля 2020
Правые мысли
Книги/Журналы

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Дарья Авраменко
12 апреля 2005 г.
версия для печати

Святые жены

(Безумием мнимым безумие мира обличившие... Блаженные старицы нашего времени (XIX - XX вв.) М., 2005) Впервые в одной книге собраны жизнеописания всех известных юродивых подвижниц.

Безумием мнимым безумие мира обличивние...До 18 века, до блаженной Ксении Петербургской, русская женская святость знала лишь три чина – праведные жены (св. прав. Иулиания Муромская), св. благов. княгини (св. Евфросиния Московская, св. равноап. Ольга) и жены-подвижницы (св. София Суздальская, св. Евфросиния Полоцкая). Особенностью их житий было то, что они были «немыми» — кроме подвигов, они не донесли до нас голоса самих подвижниц, хотя бы в виде кратких изречений в духе отечников.

В IV-V веке ходили сборники изречений святых подвижниц (один из таких, митерикон аввы Исаии, составленный уже позже, в веке XV, перевел на русский язык свт. Феофан Затворник); этим же временем датировано чудное «Послание о жизни святой Макрины» Григория Нисского [i] и жизнеописание св. Синклитикии Александрийской, матери женского монашества, составленное свт. Афанасием Александрийским. Женская святость IV-м веком не закончилась: святые жены – праведницы в миру, монахини, диакониссы, императрицы и великие княгини, миссионеры – встречались и позже. Но, тем не менее, IV век можно назвать рубежом, когда женское подвижничество потеряло голос. Жития сохранили их подвиги, добродетели, испытания – но почти не сохранили их слова и наставления. Вероятно, это было следствием воззрений тех времен на природу женщины [ii].

Тип женщины как учительницы, наставницы жизни для монашествующих и мирских начинает появляться в России только с XIX-XX века. Как ни парадоксально, но вероятным следствием начавшегося процесса эмансипации (которая в православных кругах считается вещью сугубо негативной) является увеличившееся количество монашествующих женского пола. Приведем статистику [iii] :

Год Число мужских монастырей Число женских монастырей
1701 965 236
1764 319 68
1810 358 94
1836 360 101
1914 550 475

Год Монахи Послушники Монахини Послушницы
1825 3727 2015 1882 3456
1879 6688 3490 4371 12496
1914 11845 9485 17283 56016

Как видно из последней таблицы, число послушниц с 1825 г. по 1914 г. возросло в 17 раз, в то время как число послушников – в 4.5 раза. И еще позже, после накопления определенной «критической массы», начинается целый благоуханный ряд женщин, прославившихся своим подвижничеством. Также появляются и жизнеописания подвижниц, часто написанные ими самими, в которых можно услышать непосредственно их живой голос.

В первую очередь, это записки и письма игуменьи Арсении (Серебряковой), настоятельницы Усть-Медведицкого монастыря [iv]. Это «Записки» игуменьи Таисии (Солоповой) [v], настоятельницы Леушинского монастыря, бывшей духовной дочерью св. Иоанна Кронштадтского. Можно еще назвать «Автобиографию» схиигуменьи Осташковского Знаменского монастыря Амвросии [vi], а также ряд жизнеописаний, выпускавшихся Зачатьевским Московским монастырем [vii]. И обязательно стоит отметить чудесные «Годы странничества» схиигуменьи Марии (Дохторовой) [viii].

В то же время женская святость окрашена специфическими тонами. Тип женщины-наставницы исчез [ix] с наступлением Советской власти (давшей большое количество женщин-мучениц [x] ), а вот юродивых новейшая история Церкви знает в большинстве своем именно женщин (от блж. Ксении Петербургской, знаменитых дивеевских блаженных, до Матроны Московской и Любушки Сусанинской). А много ли мы знаем юродивых-мужчин? На весь XIX-XX века – полумифический Авель Вещий, Иоанн Корейша (о котором до сих пор неизвестно – истинный ли он юродивый или шарлатан) и Иоанн, затворник Сезеновский. Это тем более показательно, что раньше типа женщины-юродивой Русская Церковь не знала вообще. Юродивыми были только мужчины (к примеру, св. Прокопий Устюжский, Василий Блаженный).

Чем вызвана эта перемена? Боюсь, эта тема еще ждет своего исследователя. Пока женщины-юродивые вызывают изумление, обоснованное еще и тем, что женщина по природе своей считается более слабой, чем мужчина – «путь юродства… тем более удивителен для женщины с немощами ее телесного состава» [xi].

Поэтому появление сборника «Безумием мнмым безумие мира обличившие... Блаженные старицы 19-20 веков» остается только приветствовать. Впервые в одной книге авторы-составители собрали жизнеописания всех известных юродивых подвижниц. Несомненно, дело это благое и нужное. Но в этом же подходе таится и опасность. Святость в юродстве может восприниматься как дело сугубо женское, а, значит, не слишком важное, второстепенное (кто не слышал жалоб, что в церкви «одни бабы!»). И сборники житий, отобранные, так сказать, «по половому признаку», могут невольно утвердить читателя во мнении, что есть святость особая, «святость мужская», а есть святость другая – «святость женская». Надо ли говорить, что утверждение это в корне неправильно, ибо «во Христе несть ни мужеск пол, ни женск», а цель всех нас – возрасти в «мужа совершенна, в меру возраста Христова».

Стоит отметить и неряшливость издания. Не всегда указывается, откуда взято то или иное жизнеописание (не выдумывают же его авторы!), а если указано, то без выходных данных, книга издана на плохой бумаге и т.д. Но недостатки эти, увы, не являются недостатками одной этой книги – ими страдает все православное книгоиздательство.

[i] Греко-латинский кабинет, 2002

[ii] Пример: по Феодору Продрому инокиня Кассия (автор чудной стихиры Великой Среды «Я же, во многие грехи впадшая жена» и многих других церковных песнопений) составила канон Великой субботы, однако позднейшими составителями служб было «сочтено неудобным оставить в церковном употреблении канон, написанный женщиной», поэтому было поручено Марку, епископу Идрунтскому, составить тропари песней канона. Ирмосы же были настолько хороши, что даже ревнители церковного благочестия не решились их переписать. Данные взяты из Богословские труды, вып. 14, мон. Игнатия. Церковно-песнотворческие труды инокини Кассии, стр. 322

[iii] Смолич И.К. Русское монашество 988-1917. М., 1997

[iv] Путь немечтательного делания. М., Правило веры, 1999

[v] «Записки и письма игуменьи Таисии», М., Паломник, 2000

[vi] Знамение, СПб, 1998

[vii] в серии «Духовный опыт женского русского подвижничества»

[viii] Автобиография содержится в «Схиигуменья Мария (Дохторова). Жизнеописание. Письма» ТСЛ, 2001.

[ix] Исключения: монахиня Сепфора, духовно окормлявшая насельников Клыкова, и три сестры, чье замечательное жизнеописание «Сестры. Очерк жизни сестер-подвижниц Анисии, Матроны и Агафии» выпущено Новоспасским монастырем в 2001 году.

[x] «Современные исследователи, имевшие доступ к следственным делам…отмечают поразительные стойкость и мужество, с которым держались женщины на допросах: многие достойные владыки давали себя запутать следствию, выдавали имена близких, но о женщинах таких фактов мы не имеем. (Церковно-исторический вестник, № 8 2001 год. Е.В. Белякова, Н.А. Белякова. Обсуждение вопроса о диакониссах на Соборе 1917-1918 гг. стр. 155)

[xi] Взято из предисловия прот. Максима Козлова к книге «Подвижницы благочестия земли русской». Храм св. муч. Татианы при МГУ, 2002


Прикреплённый файл:

 blazhennie_s.jpg, 2 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

6 июня 16:39, надежда:

О данной книге

Советую почитать всем женщинам



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2020