3 апреля 2020
Правые мысли
Книги/Журналы

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Аркадий Малер-Матьязов
18 апреля 2005 г.
версия для печати

Антиномии русской экспансии

(Виталий Аверьянов. Природа русской экспансии. М., «Лепта-Пресс», 2003) Это не манифест и не исследование, это скорее первичная «лабораторная» проработка определенной историософской программы, которую В. Аверьянов предлагает в качестве последней альтернативы всем ныне существующим консервативным идеологиям.

В. Аврьянов. Природа русской экспансии. М., 2003Книга современного русского политического философа Виталия Аверьянова (р.1973) «Природа русской экспансии» (М., 2003) представляет собой последовательное, трехчастное изложение историософской концепции «динамического консерватизма», особой «сверх-идеологии», которую разрабатывает сам В. Аверьянов.

В первой части книги «Русское видение истории» автор раскрывает основы своего историософского подхода: 1) признание Запада как метафизически негативного исторического явления, отрицания позитивного начала Востока, 2) отказ от употребления понятия «революции» и «консервативной революции» в контексте консервативной стратегии, и вообще отказ от «революционной метафизики», 3) введение категории «Смуты» для обозначения узловых моментов исторической дестабилизации в России.

Вторая часть «Историософия как элемент новой экспансии» излагает основное историософское содержание динамического консерватизма: необходимость единства исторической памяти и принятие основных начал русской «традиции-цивилизации» (словосочетание автора): языческого детства, киевского византизма, духа Московского Царства, при этом, признание рефлективно-диалектического отношения к петербуржскому и советскому периодам.

Третья часть «Православный динамический консерватизм» начинается с апофатического определения «динамического консерватизма» как не-либерального и не-консервативно-революционного консерватизма, а заканчивается историософским анализом двух основых книг русского геодетерминизма: «России и Европы» Н. Данилевского и «Европы и человечества» Н. Трубецкого. В качестве приложения к книге размещены три ранее опубликованных статьи автора, посвященных актуальным политологическим проблемам.

Это очень важная, серьезная, глубокая историософская работа, и чем более она серьезна, тем более могут быть фатальны ее ошибки и недочеты. Для того, чтобы адекватно рецензировать какой-либо текст, необходимо точно представлять себе то необходимое функциональное назначение, которым наделил этот текст сам автор. Очень часто на это не обращают внимания и поэтому анализируют какой-нибудь доктринальный манифест как научное исследование или научное исследование как доктринальный манифест. В любом случае «Природа русской экспансии» — это не манифест и не исследование, это скорее первичная «лабораторная» проработка определенной историософской программы, которую В. Аверьянов предлагает в качестве последней альтернативы всем ныне существующим консервативным идеологиям. Если претензии автора не столь высоки, то и дальнейшее обсуждение этой книги становится не очень интересным. Но претензии все-таки достаточно высоки – ведь сам В. Аверьянов пытается активно участвовать в реальных политических процессах, в частности, как и автор этой рецензии, он пытается влиять на политику партии «Родина» и сотрудничает с Институтом национальной стратегии С. Белковского, так что есть реальная надежда, что идеи, изложенные в этой книге, могут иметь историческое воплощение.

Прежде всего, необходимо отметить главное достоинство этой книги, покрывающее все ее возможные недостатки – это сочетание радикальной глубины идеологических переоценок с удивительной адекватностью изложения. На современном патриотическом «книжном развале» таких книг практически нет. Либо интересно, но неадекватно (90% развала), либо адекватно, но скучно (9 % развала). В оставшийся процент входит три-четыре книги, и среди них – эта. Постараюсь отметить все ее основные концептуальные достоинства. Все мои критические претензии относятся к тем ее фрагментам, которые имеют лично для меня очень важное значение, они касаются трех тем: 1) «консервативной революции», 2) русского византизма, 3) традиционализма Р. Генона и его рецепции в современном русском «постмодернистском традиционализме». Кроме этого, есть принципиальные, опять же лично для меня, вопросы концептуального антуража – различных отсылок и художественной бахромы текста.

Самым интересным и самым замечательным фрагментом книги В. Аверьянова является шестая глава первой части «Три смутных времени в России (аналитическое сопоставление)» (с.92). Особенно важным представляется прогностические выводы из анализа В. Аверьянова сегодняшней, третьей Смуты. Справедливо критикуя известного своим популизмом А. Проханова, сравнивающего исторические достижения Путина и Сталина, Аверьянов пророчествует: «Если уж и проводить параллели, то не с эпохой зрелого сталинизма, а со Сталиным образца 1924-1925 годов (то есть при нэпе). От Путина следует ждать великих свершений самое раннее году эдак в 2006, а то и 2010, а реальной мощи путинского (послепутинского) государства – только ко второму, если не к третьему десятилетию века» (с.120). Со временем за такие прогнозы надо будет отвечать, тем более что скорость исторических процессов увеличивается по экспоненте, но приведенные аналогии дают основания для надежды. Абсолютно позитивным, особенно с византистской точки зрения, выглядит геополитический прогноз: «Фундаментальный вектор русской экспансии в XXI веке и, возможно, начале XXII века – доминация в Передней Азии и Восточном Средиземноморье, восстановление с теми или иными поправками старого имперского формата» (с.163).

Главная, общая идея автора о метаисторическом назначении России чрезвычайно близка главной установке всей консервативно-революционной русской мысли: «Участь России – принять в себя яд западничества во всей его остроте и перерабатывать его в броню Востока» (с.24). Понимая это, автор сделал свою книгу исторически адекватной и открытой к полемическому диалогу. Конкретные, идеологические установки «динамического консерватизма» В. Аверьянова также тождественны как византизму, так и всей православно-имперской позиции: это постулирование в качестве основных трех мифов национально-государственной традиции России: миф Церкви, миф Империи, миф Семьи (с.449-451). Да, это именно так и именно в этой последовательности.


Прикреплённый файл:

 expansia_s.jpg, 19 Kb

Смотрите также в интернете:

www.phg.ru/issue20/fg-3.html
www.phg.ru/issue21/fg-6.html


Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

18 апреля 15:11, В-в:

Аверьянов, на мой взгляд, лучший (глубокий, актуальный, просто обаятельный) среди новых консерваторов


19 апреля 11:44, Посетитель сайта:

Русским свое государство, свою республику в составе России, да здравсвует Русь.


19 апреля 13:16, Кузьма Петрович:

Ещё броня Востока-понятно,а вот яд Западничества?Зачем?Россия огромная страна могла бы прекрасно жить и без "яда западничества"-даже если бы осталась одна на Земном шарике.Почему- то такой вариант не рассматривается?

Аверьянов как консультант партии "Родина"

Ст. Белковский.Он Президент Института Чьей Национальной Стратегии?

И те и другой своими высказываниями не вызывают никакого доверия--очередная "Лапша" на уши.


19 апреля 15:30, Посетитель сайта:

Насколько мне известно, Аверьянов не замечен в сотрудничестве с ИНС Белковского. Если не считать сотрудничеством, что он размещает свои статьи на сайте apn.ru


20 апреля 01:57, Кузьма Петрович.Посетителю сайта:

Цитирую:...Он патается влиять на политику партии"Родина" и сотрудничает с Инс. Нац.Страт. С. Белковского,так что есть реальная надежда, что идеи,изложенные в этой книге,могут иметь историческое воплощение...

(Интересные две ссылки под статьёй справа.)

СТ.Белковский: "О Создании Корпорации Православного Действия"(КПД)Т.е. без Истинного Православия,по Американскому образцу.

Считается переферией "мировой закулисы".

..Таким образом уже в 2000году увидели в ВВП возможный переход России от либерализма к очередной модификации фашизма...

Поэтому и подвели профи-ЧК ПУтина к картине "Менины" в Испании,где он был после "посвящения в Президенты".С уважением.


20 апреля 13:41, Посетитель сайта:

Кузьме Петровичу

Я и говорю в отношении этой цитаты. Автор Аркадий Малер с Белковским действительно сотрудничает, а вот Аверьянов - нет. Я просто знаю ситуацию изнутри.

насчет КПД я с Вами согласен, хотя Белковский многих прельстил (Кирилл Фролов, например, возглавил означенную Корпорацию, Кураев ее по-своему благословил и т.п.)

Спасибо, что обратили внимание на две ссылки под статьей. Прочитал с интересом, особенно речи на презентации Аверьянова. Вот еще две критики на "Природу экспансии": http://kolev3.narod.ru/New/kons_smisl.htm

http://www.russ.ru/columns/poison/20041029.html


19 октября 01:38, ТТТ:

Что, кто-то думают, что патриоты пойдут за Белковским и К+?

Белковский молодец, гутерман, - открыл место для общения патриотов на деньги "..." От статей Б. Путину ни холодно, ни жарко... Если Б. будет служить патриотическому движению - флаг ему в руки. Если нет - лидет "уйдёт", а структура останется...



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2020