2 апреля 2020
Правые мысли
Книги/Журналы

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Сергей Храмов
18 июля 2005 г.
версия для печати

Сербское послание миру

(Свт.Николай Сербский. Сербский народ как раб Божий) Эта небольшая книга поражает: то как исповедь православного славянского сердца, то как проповедь сербского духовного величия, то как отповедь многочисленным врагам православной цивилизации

Свт.Николай Сербский. Сербский народ как раб БожийВыдающийся мыслитель и подвижник ХХ века святитель Николай Велимирович является для сербского народа тем же, чем для русских – Иоанн Кронштадский или митрополит Иоанн (Снычев). Книга «Сербский народ как раб Божий» — это истина правого сербского национализма, основанного на Православии и мессианизме. Вышедшая в издательстве «Паломник» в 2004 году, книга представляет интерес не только для балканистов и ученых, изучающих сербский национальный характер, но и для всех русских православных людей, чувствующих кровную, культурную и религиозную близость России и Сербии, желающих постичь высоту Сербского Креста.

«Все под знаком креста и свободы. Под знаком креста означает зависимость от Бога, под знаком свободы означает независимость от людей. А еще под знаком креста значит идти за Христом и сражаться за Христа, а под знаком свободы — значит освобождаться от страстей и всякой нравственной гнили. Мы не говорим просто крест и свобода, но честной крест и золотая свобода... Крестовое знамя — сербское знамя. Под ним пали на Косове, под ним завоевали свободу в Восстание».

И поныне лозунг «За крест честной и свободу золотую» («За крст часни и слободу златну») является своего рода квинтэссенцией сербской национальной идеи. Подобно кличу «За Веру, Царя и Отечество» для русских людей в дореволюционной России. В менталитете сербов это ярко выразилось в приоритете духовного над материальным. Отсюда – неприкосновенность чести и достоинства, свободолюбие, соборность, устремленность вовне материального бытия.

Однако святитель Николай Сербский не идеализирует свой народ, а напротив, жестко критикует его с позиций национального прагматизма: «Сербское великодушие часто переходило в слабость. Причем в огромную и убийственную слабость — в угодливость. Такую слабость проявили в турецкое и австрийское время сербы-беженцы, переселившиеся в Россию и в Румынию. Сколько сербского народу осталось тогда в этом страшном пекле балканском, столько же, с течением времени и в несколько этапов, переселилось в Россию и в Румынию. В этом страшном пекле балканском сегодня насчитывается восемь миллионов сербов. Столько же должно было их быть на юге России и в Румынии. Между тем в России нет ни единого. Все слилось и перелилось в иное. А в Румынии, которая по крови наполовину сербская, как и Хорватия, сохранилась только горстка сербов, лишь как уцелевший караул от погибшего войска. Брат есть брат, и они православные, и мы православные, давайте же назовемся русскими и румынами! Когда бы люди не так катастрофически мыслили, сегодня бы мы имели на юге России миллионы сербов, да и в Румынии тоже. Сия невероятная слабость, сия Ахиллесова пята обнаружилась и во времена католическо-православной Югославии. Католики нам братья, говорили кругом, вера не играет никакой роли, главное — кровь и язык (подобно тому, как у волов главное — кровь и мычание)… В истории Югославии останутся увековечены две лжи; ложная история и ложная политика. Это произошло от сербского великодушия, обратившегося в жалкое угодничество. Если сербы не излечатся от этой безнадежной слабости, они будут сервами, а не сербами и во всякой этерии, и во всяком вновь образованном государстве на Балканах».

Здесь Св.Николай переживает об утрате миллионами сербов своей национальной идентичности. Но ведь не утрачена же идентичность религиозная?! Как согласуется идея сербской «феодулии» (рабства Божьего) с этническим национализмом? Традиционное представление о христианстве как о «наднациональной религии» корректируется реальной историей в пользу другого тезиса, который принадлежит Н.С.Трубецкому. Он возражал против «общечеловеческой культуры», в подтверждение которой обычно приводят факт «наднациональности» христианства.

Трубецкой обращал внимание на «специфический характер христианства у разных народов, отражающий их национальную самобытность». В отличие от иудаизма (почти поголовно исповедуемого этническими евреями), ислама (который связан с арабской цивилизацией) и буддизма (чуждого культурному стяжанию), христианство выше рас и культур, но не «подминает» их под себя. И действительно, каждой нации, каждому цивилизационному типу присуща особая форма христианства. Так, протестантизм распространен, в основном, среди народов германской языковой группы: немцы, датчане, швейцарцы, голландцы, шведы, норвежцы, англичане (и англосаксы-американцы). Католицизм – в основном, среди народов романской языковой группы: итальянцы, испанцы, португальцы, французы, испаноговорящие латиноамериканцы. А Православие большей частью среди славян: русские, украинцы, белорусы, сербы, болгары...

Язык и мышление неразрывно связаны друг с другом, как форма и содержание. Потому своеобразно и глубоко национально сербское Православие.

Св. Николай (Велимирович) пишет: «Национализм сербский всегда был универсально христианский, никогда не был узким и глупым шовинизмом. Вот как можно было бы определить сербский святосаввский национализм: наводить порядок в собственном доме и избытком своей силы и своего богатства помогать каждому народу навести порядок в его доме. Или: служить Христу Богу на своей земле и в своем отечестве, по возможности же и от избытка сил – служить Христу Богу и по другим землям, близким и далеким, т.е. вплоть до России и до Горы Синайской, и даже и до отдаленных концов вселенной. Христианский национализм в универсализме и универсализм в христианском национализме. Сербы суть единственные носители этого идеала, в значительной степени и доселе осуществляемого, а наряду с сербами еще одни только русские — из членов православной семьи народов Божиих на земле. Есть ли что спасительнее для всего мира?» Очевидно, что сербам свойственно мессианство. Русской концепции «Москва — Третий Рим» соответствует сербское православно-монархическое «Царь Царства Царя Царей». Царь Царей – это Господь Иисус Христос. Царство Царя Царей – это земли, где владычествует христианский уклад. Царь этого Царства создает условия, чтобы этот порядок поддерживался. Это аналог русской доктрины о миссии православной государственности, «удерживающей» мир от хаоса. Идея «Царя Царства Царя Царей» нашла свое выражение и на сербском национальном флаге, где изображен Крест и четыре буковки «С», стоящие спиной друг к другу (более распространена расшифровка «Само слога србина спасава!»).

По прочтении этой книги становится понятна Сербская Идея. Чтобы нам, русским, не потеряться в своей же стране, не утратить свою идентичность и субъектность, духовный опыт «братушек-сербов» – как нельзя кстати.


Прикреплённый файл:

 serbsky_narod.jpg, 7 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2020