10 июля 2020
Правые мысли
Книги/Журналы

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Михаил Тюренков
12 августа 2005 г.
версия для печати

Книга, опоздавшая на десятилетие

(С.Степанов. Черная сотня, 2005) Не только на обложке, но и под оной мы сталкиваемся с избитыми штампами советского времени: «Погромный дебют», «Чёрный террор», «Популизм и антисемитизм»

С.Степанов. Черная сотня. М., 2005

Советская историография политической истории России останется «притчей во языцех» для многих и многих поколений историков. Вопрос о том, как в условиях крайней заидеологизированности, императивности текстов классиков марксизма-ленинизма, опасности запрета на продолжение исследования, советские историки создавали относительно объективные сочинения, где, читая между строк, можно обнаружить не только глубокий исторический анализ, но и выводы, подчас не укладывающиеся в прокрустово ложе исторического материализма.

Наиболее сложной и опасной темой подобных исследований можно, пожалуй, назвать изучение истории политических партий и союзов начала XX века. В советских традициях данный вопрос рассматривался исключительно в ракурсе борьбы пролетарской (единственной и неповторимой) партии против своих классовых и идейных противников в лице партий «непролетарских», «буржуазных» и «помещичьих». И если «буржуазных» меньшевиков, эсеров и кадетов разрешалось клеймить в духе формулировки «Кадеты — главная партия либеральной буржуазии в борьбе с революцией 1905-1907 гг.» (см. одноименную монографию проф. В.В. Шелохаева), то по отношению к партиям «помещичьим» вплоть до последнего времени дозволялось использовать исключительно площадные характеристики времён революционной борьбы. Клеймо «черносотенцы» было наложено на всех, для кого отстаивание религиозных и политических основ русской государственности было первичным по отношению к любым реформам и преобразованиям. Лишь некоторые из тех, кого в академических формулировках принято именовать крайне правыми, правоконсерваторами, радикальными монархистами, согласились с этой характеристикой, отождествив себя с «чёрными сотнями» Минина и Пожарского (см., напр.: Грингмут В.А. "Руководство монархиста-черносотенца", 1906), оставляя за наименованием неофициальный характер (подобный тому, как «красными» назывались революционеры). Однако вплоть до нынешнего времени достаточно нелепый штамп «черносотенцы» остаётся неизменным в справочной и учебной литературе, а также всевозможной околоисторической публицистике.

Исходя из этого, для нас особенно странным выглядит название недавно изданной книги известного исследователя правомонархических партий и союзов начала XX века проф. С.А. Степанова. Этот историк ещё в советское время подготовил первую в отечественной исторической науке фундаментальную монографию, посвящённую данной тематике (см.: «Чёрная сотня в России. 1905-1914 гг. – М., 1992). В то время, несмотря на серьёзные цензурные запреты, автор смог подготовить достаточно объективную книгу, правда, не лишённую налёта марксистской идеологии. В начале 90-х для многих молодых исследователей, уже свободных от советской конъюнктуры, книга С.А. Степанова стала побудительным мотивом к написанию ряда серьёзных исследований, в числе которых ряд диссертаций и монографий. Кроме того, стоит отметить, что в эти же годы вышли работы авторитетных — ныне покойных — исследователей Ю.И. Кирьянова (см., напр.: «Правые партии в России. 1911-1917», 2001 и др.) и В.В. Кожинова («Черносотенцы и революция», 1995), развенчавшие ряд мифов и откровенных поклёпов, возведённых на крайне правых их политическими противниками. Отдельно можно также отметить труды однофамильца автора рецензируемой книги А.Д. Степанова, в ряде своих трудов в достаточно популярной форме изложившего видение истории правых объединений начала XX века с позиций православного христианина и последовательного консерватора. И именно поэтому, в свете вышедшей за последние десять лет литературы, приходится подвергнуть новую книгу С.А. Степанова некоторой критике.

Действительно, в самом начале оговаривается, что исследование не является самостоятельным, но исключительно дополненным и переработанным вариантом монографии 1992 года. И это не вызывает особенных нареканий, также как возможно понять использование термина «чёрная сотня» в коммерческих целях, дабы подогреть интерес читателя, не искушённого академической наукой. Однако, увы, не только на обложке, но и под оной мы сталкиваемся с избитыми штампами советского времени: «Погромный дебют», «Чёрный террор», «Популизм и антисемитизм», — подобные характеристики на каждом шагу сопровождают грамотное изложение фактологического материала. Автор не может расстаться с мифологическим грузом прошлых лет, для него всё также как и полтора десятилетия назад важным остаётся уличить правых в «чёрном терроре» и «еврейских погромах». Эти печальные явления, как объективно доказали уже ушедшие в мир иной Ю.И. Кирьянов и В.В. Кожинов, были стихийной реакцией на террор красный, революционный, в силу ряда обстоятельств, в значительной степени, исходящий из еврейской среды. Однако С.А. Степанов словно забывает об этом и продолжает доказывать то, чего не было. Между тем, делает он это достаточно взвешенно, и явно заметно то, что метафизического ужаса перед «чёрной сотней» автор не испытывает.

Отсюда вопрос: почему столь солидный историк издал столь спорную книгу, реальные фактологические достоинства которой тонут в потоке застарелых мифологем, слегка подслащёнными либеральным «объективизмом»? Наверное, отчасти, можно сослаться на то, что такие жареные факты, как «погромы» или «дело Бейлиса», вплоть до сегодняшнего дня остаются коммерчески оправданными в силу своей сенсационности. Тем не менее, справедливости ради, стоит отметить, что автор явно не стремился подать материал с позиций «жёлтой публицистики», добросовестно выполнив задачу историка-исследователя. Именно благодаря этому непредвзятый читатель способен, как и в советское время, многое прочесть «между строк». Однако нужно ли сегодня, после публикаций великолепных работ Кожинова и Кирьянова, возвращаться к традициям советской историографии? Конечно же, нет. А потому приходится констатировать, что книга С.А. Степанова опоздала как минимум на десятилетие.


Прикреплённый файл:

 С.Степанов. Черная сотня, 4 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2020