2 апреля 2020
Правые мысли
Книги/Журналы

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Евгения Коровицына
24 августа 2005 г.
версия для печати

Апология человека

(Олеся Николаева. Апология человека. Избранные стихи. М., 2004) Поэт раскрывает человеку самого себя – такого, каким он должен стать по Божественному о нем Замыслу

Олеся Николаева. Апология человека. М., 2004 Наслаждайтесь же человеком, радуйтесь же ему,глядите ему в глаза, обнимайте от избытка чувств. ... Потому что человек, покуда он жив, не принадлежит себе одному.

(О. Николаева «Апология человека»)

Как-то Олеся Николаева в своей книге «Православие и свобода», рассуждая о нынешнем веке, назвала его «царством тотальной человеческой низости». В том смысле, что никогда еще низость столь уверенно и успешно не претендовала на статус нормы, не навязывала себя в качестве образца человеческого поведения. В таких условиях человек, так или иначе вынужденный адаптироваться к этому вывернутому наизнанку миру и не имеющий при этом никакой христианской основы, то есть абсолютно духовно дезориентированный, подстраивает себя под существующие стандарты. Поскольку в этом обществе позорно быть не таким, как все, он подчиняется шаблону, нивелируя свои индивидуальные черты. Подчиняясь голосу собственного своеволия, он убивает в себе неповторимую личность. Нынешняя цивилизация, по мнению поэта, направлена на переработку природы человека – ей не нужны живые творческие личности с их страданиями и откровениями, ей нужны запрограммированные, «нравственно обеспеченные» роботы, манипулируемая масса, с помощью которой можно реализовать собственные нехитрые потребности.

Новая книга О. Николаевой называется «Апология человека».

В переводе с греческого апология означает «защитное слово, оправдание». Поэт создает слово в защиту человека, пытаясь в нем самом раскрыть нечто, что поможет ему не стать роботом или таким, как все, а раскрыться во всей полноте, стать самим собой; поэт хочет показать человеку самого себя – такого, каким он должен стать по Божественному о нем Замыслу. Олесе Николаевой, как поэту, безусловно, талантливому, удается проникнуть в самые глубины сердца человеческого. Гоголь в своей «Авторской исповеди» писал: «От малых лет была во мне страсть замечать за человеком, ловить душу его в малейших чертах и движеньях его, – и я пришел к Тому, Который один полный ведатель души и от Кого одного я мог узнавать полнее душу». Глубже проникая в душу человека, писатель прозревает такие ее глубины, где он уже не может не встретиться с его, человека, первопричиной, с его Творцом. Так и автор нынешней книги, изучая человека, не останавливается на поверхности явлений, но прозревает их корень, их Божественное начало.

Поэт отмечает в очередной раз, как человек, живя в обществе, вынужден так или иначе подлаживать себя под его стандарты, кроить свою бессмертную душу по моде нынешнего века, сковывать ее кандалами стереотипов, освободиться от которых почти невозможно:

Я – богатый юноша, и мне жалко

расставаться с сабелькой из Эфеса,

и с камзолом бархатным с алой лентой,

и с пером на шляпе, и с крепким перстнем…

С этой гордой складкой у губ, с повадкой

молодого рыцаря, и с посадкой

верховой, с пружинистою походкой,

с подбородком, выплывшим легкой лодкой.

Такая зависимость от внешних обстоятельств делает человека очень неустойчивым и подверженным малейшему влиянию извне: «Неустойчив все-таки человек – то и дело дает крен: из стороны в сторону пошатывается». Попытка найти в этих зыбких основаниях опору бытия и осознание невозможности опереться на них, стремление стать «не хуже других», отсутствие покоя делают человека испуганным, забитым, обиженным на все человечество, жалким: «Жалок человек и наивен, когда изменяет себе». Особенно остро вопрос стоит тогда, когда речь идет о человеке творческом, наделенном всей силой самопознания. Тяжесть собственного «я», нереализованность кажется ему почти невыносимой. И единственный способ обрести голос, начать творить нечто новое, не бывшее до него – увидеть в себе самом своего Творца и добровольно подчиниться Ему.

Стать самим собой можно только, отринув широкий путь, давно и уверенно исхоженный, погрузившись в свою неисчерпаемую внутреннюю сложность, предпочтя свои лишь страдания и душевные противоречия и внутреннее богатство всему миру. Олеся Николаева сама, опытом, трудом и работой над своей душой показывает в своих произведениях, что обязанность и предназначение человека – раскрыть в себе образ и подобие Божие, реализовать первоначальный Замысел о себе. Для того, чтобы разглядеть в себе волю Творца, необходимо только одно – любовь. Поэт призывает любить и жертвовать собственным своеволием ради другого, ибо догадывается, «что будет с человеком, если его не любить».

Как верно заметила в предисловии к книге Елена Степанян, сборник отличает своего рода рамочная композиция: начинается он романом в стихах «Августин» и заканчивается стихами в прозе, объединенными общим названием «Апология человека». Несмотря на сюжетную разность, эти два произведения сближает то, что поэт стремился сделать очевидным для читателя на протяжении всей своей творческой жизни: то важнейшее, что соединяет людей, делает их нечужими друг другу, спасает их от самих себя – Любовь.


Прикреплённый файл:

 О.Николаева. Апология человека, 4 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2020