Дорогие посетители!
Сайт "Правая.ру" существует исключительно благодаря Вашей помощи.
Пожалуйста, поддержите Правую.ру!
Z123200596836 R374009602500
9037920273
41001442968978
26 мая 2016
Правые мысли
Книги/Журналы

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Святослав Витальев
29 сентября 2005 г.
версия для печати

Кривое зерцало «антифашизма»

Авторы сборника «Путями несвободы», констатируя возрастание роли имперской и правонационалистической идеологии, фактически признаются, что космополитический либерально-демократический дискурс вытесняется из политического мейнстрима. Что не может не утешать

Сова

Нет, не перевелись еще искренние люди среди россиянских грантоедов! К таким «искренним», безусловно, относится одиозный информационно-аналитический центр «СОВА», возглавляемый Александром Марковичем Верховским. Эта «СОВА» — классическое идеократическое сообщество, неусыпно блюдущее ценности либеральной ксенофилии в российском обществе. Свои наблюдения и фобии аналитики «СОВЫ» помещают в интернет, а иногда даже издают небольшими тиражами – «для своих». Специализация Верховского и Ко – довольно типичная для правозащитников горбачевско-ельцинского призыва: русская ксенофобия и православная нетерпимость, русский антисемитизм и православный клерикализм, русская гомофобия и православный антилиберализм, русский неонацизм и православный фашизм… Ну и дальше в таком же духе. Один из последних сборников демократической мысли России – «Путями несвободы» [1] (тираж – 1000 экз) – был презентован 22-го сентября 2005 года в «Независимом пресс-центре».

«Страна у нас велика, а люди невнимательны, — объяснял А. М. Верховский цель издания данного сборника. – Не все замечают проявления интолерантности и наступления на либеральную идею в России, не все отдают себе отчет в их последствиях. Интересно знать, куда хотели бы повести страну разные группы идеологов; это позволит нам заглянуть если не в завтрашний, то в послезавтрашний день. Сегодня, например, Александр Дугин активно сотрудничает с Администрацией Президента. Значит, люди, которые сегодня читают Дугина, могут через несколько лет занять руководящие должности в госаппарате. И мы не знаем наверняка, какие именно идеи почерпнут они из книг этого неофашиста и куда, соответственно, они поведут страну».

Впрочем, о Дугине и его неоевразийских конструктах в сборнике речь практически не идет. В нем рассматриваются такие «центры» антилиберальной мысли, как Московская Патриархия и Партия «Родина», сайт «АПН.Ру» и либерально-консервативный кружок журнала «Эксперт» [2], анализируются такие аспекты российского «антилиберализма», как «дело ЮКОСа» и антитеррористическая мотивация путинских преобразований. Напоследок дается характеристика национализма в Европе и анализ психолингвистической специфики «консервативного текста». В общем, есть что почитать даже самому отвязному ксенофобу. В перерывах между интолерантными раздумьями.

В книге есть множество занимательных выводов. К примеру, Г. Кожевникова [3] убеждена, что актуальность и популярность национал-патриотических идей в нашем обществе – это следствие некоего «путинского призыва», из-за которого вчерашние маргиналы оказались в мейнстриме. Вот как описан один из аспектов «антилиберального» мировоззрения: «Технократичности и секулярности (а вернее – бездуховности и аморальности) в выступлениях антилиберального лагеря противостоит опора на «традиционные ценности русского народа». Причем «русского народа» как этнической, а не гражданской общности: этнонационалисты, востребованные нынешним режимом, охотно делятся своей терминологией, быстро воспринимаемой многими российскими политиками. И этнонационализм (наряду с безусловной преданностью лично Владимиру Путину) постепенно становится синонимом патриотизма». Помимо закавыченного «русского народа», нам интересна в данном абзаце полная каша, образовавшаяся в голове г-жи Кожевниковой. Откуда берется утверждение о том, что «этнонационализм востребован режимом»? часто ли мы слышим от Президента и его окружения такую приятную малость, как слово «русский» в отношении нашей нации? и разве последовательные этнонационалисты не находятся сегодня в условной или безусловной оппозиции к Кремлю? На эти вопросы не следует искать ответа в «Путях несвободы».

Зато ту же статью автор подытоживает пассажем, под которым с удовольствием распишется любой явный или латентный фашист. Это своего рода квинтэссенция всего политического учения «путинской элиты» глазами напуганной демшизы: ««Великая Россия» — это агрессивная, при необходимости не признающая международных обязательств, бряцающая оружием империя, с приоритетом прав этнических русских внутри страны. Во главе этой империи стоит авторитарный правитель, власть которого сакральна. В ней нет приоритета закона, не гарантирована частная собственность, царит цензура, а гражданские свободы ограничиваются…» Да, если бы «путинская элита» и впрямь опиралась на такую идеологию, может, поменьше к ней было бы претензий со стороны патриотических сил...

Иногда правому читателю искренне хочется выдать кажущееся авторам сборника и лично желаемое – за действительное, то есть прочитать эту книжку «наоборот». Так, А. Верховский пишет [4] : «Точнее всего было бы сказать, что позиция Патриархии представляет собой гибрид умеренного неоевразийства и умеренного этнонационализма». Или вот, к примеру, блестящее определение, какое не всякому православному публицисту доступно в подобной полноте: «Политическое православие выступает как защитник русской этнической идентичности (необязательно в расовом смысле, зачастую – в культурном) от иноэтнических, иноверческих и инославных влияний, зачастую при этом – иностранных… И задача политического православия, таким образом, – упрочить конфессиональный компонент в национальных чувствах сограждан» [5] . Есть и наблюдения, выглядящие как горький упрек в наш адрес: «Все привыкли к тому, что политики, выступающие в поддержку православия, часто сами имеют о нем довольно смутное представление» [6] .

В общем, в наблюдательности и остроте ума авторам сборника не откажешь. Другое дело, что, несмотря на научный стиль, никакой «научностью» здесь и не пахнет: «СОВА» занимается чистой воды публицистикой, направленность которой задается их западными спонсорами [7]. Впрочем, сами авторы, констатируя возрастание роли имперской и националистической идеологии, фактически признаются, что либерально-демократический дискурс постепенно вытесняется из политического мейнстрима. Так что объективно оценить сборник «Путями несвободы» можно двумя словами: «Уже неопасно!». Тем не менее, политическая аналитика, каковой занимаются сообщества типа «СОВЫ», — это то зерцало, в которое здравомыслящие идеологи и пропагандисты могут разок-другой поглядеться, дабы разрешить сомнения, «кто на свете всех умнее, всех румяней…» и так далее. Только надо помнить, что зерцало сие кривое и мутное, а потому все его «показания» не следует понимать буквально.

За 90-е годы прошлого столетия «красно-коричневые» научились воспринимать «демократическую общественность» по принципу «от противного»: если демшиза бьется в истерике и поливает кого-то помоями, значит, «наших бьют». Сегодня «антирусский антифашизм» бьется уже не в истерике, но в агонии. Жаль токмо, что некоторые власть имущие по-прежнему подыгрывают верным ельцинистам, возрождая образ врага в лице «русского фашизма». К примеру, созданное при участии В. Ю. Суркова движение «НАШИ» именуется «демократическим» и «антифашистским» в лучших традициях радиостанции «Свобода». Причем «угрозу демократии» и «фашизм» «наши» и их начальство усматривают в скинхедах. «Неугомонный не дремлет враг!» — как писал А.Блок совсем по другому поводу.


[1] Путями несвободы (сб. статей) / сост.: А. Верховский. – М.: Центр «Сова», 2005. – 184 с. (Научное издание)

[2] Кстати, буквально на днях выходцы из «Серафимовского клуба» и «правого» крыла «Единой России» создали клуб политического действия «4 ноября», о котором Правая.Ру обязательно напишет.

[3] Кожевникова Г. «Путинский призыв»: мифология или мифотворцы / Путями несвободы. С. 6-16.

[4] Верховский А. Российское политическое православие: понятие и пути развития / Там же. С. 97 – 126.

[5] Там же.

[6] Там же.

[7] На шмуцтитуле книги стоит скромное уведомление: «Сборник составлен и выпущен при поддержке Фонда Генри Джексона и Европейского Союза».


Прикреплённый файл:

 "Путями несвободы", 2 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

29 сентября 15:46, Посетитель сайта:

По поводу вывода автора об агонии антирусского антифашизма - хорошо бы, только боюсь, что вся эта либеральная шобла простудится на похоронах России.


30 сентября 10:13, Ротмистр Поцелуев:

НЕ ПРОСТУДИТСЯ

если мы проиграем - значит, правда была не на нашей стороне. Правда Божья выиграет


1 октября 18:41, Денис:

Как же они надоели,эти правозащитники-правозащёчники!!!

Что же это за синдром такой,нападать на любую потугу русских найти свой путь,нащупать свою дорогу в этом безумном мире.А они тут как тут:"ты сюда не ходи и не читай,ты туда ходи и другое говори,а то вдруг в бошка попадёт,совсем русский будешь"...



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2016