5 апреля 2020
Правые мысли
Книги/Журналы

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Василий Шишков
17 октября 2005 г.
версия для печати

Вдоль по улице Метелица метёт

(Катя Метелица. Дневник Луизы Ложкиной, 2005)Порою писательница нагоняет такой обильной вербальной «пурги», что в эпиграф так и тянет вынести хрестоматийное «Вдоль по улице Метелица метёт». Но её словоблудие – блаженно, словно иные прозрения горячечных героев Достоевского

Катя Метелица. Дневник Луизы ЛожкинойИз-под колёс её метелица метёт,

Проходит мимо – и меня не замечает.

О чём теперь печалится пилот,

Она не понимает…

Джефф «Нелётная»

Нелепые, загадочные, мозаичные дневники квартирного маклера Луизы Ложкиной печатались в «толстом» еженедельнике «Большой город» с 2002 по 2003 год. Эти нервные чахоточные записки бывшей «филологини», вынужденной зарабатывать деньги для малолетнего сына Тимофея на мелком квартирном бизнесе, затягивали многих. Читатели нещадно ломали копья в спорах, является ли Ложкина реальным персонажем, а многие из них были к тому же готовы бросить сердце и разум к ногам этой маленькой и невзрачной (судя по её же собственным описаниям) девушки. В итоге дневники оборвались на очень интересном месте – в ходе странного автоинтервью Луизы.

Интрига разрешилась внезапно — самым неожиданным, но счастливым образом. Когда страсти вокруг бессвязных заметок немного поутихли, «Дневник Луизы Ложкиной» вышел отдельной книгой. Тут-то и выяснилось, что автором книги является известная столичная журналистка Катя Метелица, прославившаяся, в частности, составлением словаря символов для женского пользования «Азбука Жизни». О том, что Ложкина не более чем мифический персонаж, проницательные читатели могли догадаться, усвоив в импровизированном романе такой вот пассаж о любимом чтиве квартирного маклера – «Дневнике Бриджит Джонс»: «ДБД» – офигительная книжка. Но это не настоящий дневник. Только отдельные куски по-настоящему дневниковые, а вообще-то это просто такой роман».

Возможно, мистификация Метелицы кому-то покажется жестокой. Вожделеть Ложкину в реале – это всё равно, что осыпать любовными письмами мультяшную Глюкозу и Масяню. На первый взгляд, непоседливая риэлторша представляется вполне себе заурядной особой, плотно сидящей на романах цикла «Гарри Поттер», бездумно тратящей деньги на дорогую косметику и мучающейся типично женскими комплексами, замечательно разложенными по полочкам в книге Виса Виталиса «Женщина, где у неё кнопка».

Однако, всё не так просто. Как это ни дико прозвучит, Ложкина – особа высоконравственная. Она добровольно налагает на себя венец целомудрия, боясь нарушить сомнительные клятвы перед мужем, с которым давно уже не живёт, и больше всего опасается причинить неудобства другим. Ею неизменно движут сострадание и жертвенность, всегда одолевающие мелкий девичий эгоизм и фатальную узость кругозора. Имея сомнительный социальный статус, Ложкина совершенно адекватно оценивает свою жизненную ситуацию и не питает ни малейших иллюзий по поводу важности и перспективности профессии квартирного маклера: «А Оля Тарасова у нас в классе училась, она… гастроэнтеролог. Целый гастроэнтеролог! А я кто? Никто. Перемешивательница воздуха, не более того». В то же время Ложкина с потрясающей беспощадностью разоблачает ханжество своих «новорусских» подруг и очень тонко подтрунивает над шарлатанской профессией психоаналитика, навязанной нам «Диким Западом». В этом же разрезе очень показателен образ канадки Марфы (библейская символика имени очевидна), которая сводит понятие духовности к духовому шкафу в своей новой квартире.

«Дневник Луизы Ложкиной» примечателен ещё и тем, что в нём Катя Метелица ставит смелые языковые эксперименты, самозабвенно играя словами, умильно нарушая все возможные нормы и стильно изобретая новые словоформы. Цель оправдывает столь рискованные средства сполна: местами писательнице удаётся довольно достоверно симулировать причудливые извивы женской логики.

Помимо этого, окунаясь в нетабуированную языковую стихию, автор протестует против униформизации массового сознания. Можно сказать, Катя следует светлой заповеди Ермена Анти (группа «Адаптация»): «Не тормозить, не выделяться, систематически гнать – догоняться». Порою писательница нагоняет такой обильной вербальной «пурги», что в эпиграф так и тянет вынести хрестоматийное «Вдоль по улице Метелица метёт». Но её словоблудие – блаженно, словно иные прозрения горячечных героев Достоевского. Юродствуя и ёрничая, Луиза высказывает множество нелицеприятных вещей о современных российских политиках. Например, в одном из эпизодов романа президент Путин сравнивается с «самой неуместной вещью» в мире, а в другом отрывке любовник Марфы многозначительно нарекает свой обессиленный детородный орган «мой Путин». Много беспощадного, важного и страшного можно вынести и из «вещих» снов Ложкиной о том же Путине и Иосифе Кобзоне.

Отдельного разговора заслуживают религиозные воззрения квартирного маклера Луизы Ложкиной. Как подавляющее большинство рядовых представительниц «среднего класса», героиня посещает православные храмы не по сознательному убеждению, а от случая к случаю, просто проходя мимо них. Тем не менее, в финале романа Ложкина высказывает удивительную осведомлённость в существовании Божественного Провидения. Особым смыслом в «Дневнике» наделён и кривобокий концепт «томсад» — неуклюже перетрактованный символ рая из «Города Золотого» БГ-Хвостенко-Волоконского. Чтобы облагородить этот образ, наделить его осязаемыми приметами «Того Сада», героине романа предстоит пройти нелёгкий путь. Сможет ли Луиза осилить дорогу – неясно, ибо роман обрывается так же неожиданно, как и начался. «Кто в Александровский сад, а кто – в Сергиев Посад», — как говаривал в таких случаях один экзальтированный современный психолог.


Прикреплённый файл:

 Катя Метелица. Дневник Луизы Ложкиной, 4 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2020