2 июня 2020
Правые мысли
Книги/Журналы

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Артур Медведев
21 ноября 2005 г.
версия для печати

Волшебная гора (№ XI)

Состоялаь презентация XI-го выпуска журнала "Волшебная Гора". О содержании выпуска рассказывает главный редактор издания Артур Медведев

Волшебная гораИз выступления на семинаре-презентации XI-го выпуска «Волшебной Горы»

Впервые за всю историю ВГ за год нам удалось выпустить 3 номера журнала. Ранее меня и некоторых других людей, причастных к ВГ, одолевал скеписис относительно возможности столь частого выхода журнала, по причине сложности обретения за столь краткие сроки достаточно интересных и глубоких текстов.

Сейчас можно констатировать, что вода действительно не течёт под лежачий камень и по мере более плотной работы происходит определённое сгущение и пространства и соответствующих людей/авторов/текстов, которые порой сами выныривают из небытия.

Я себе немного позволю сказать о XI-ой ВГ и о готовящемся XII-ом выпуске.

Начиная с XI-го номера, резко увеличивается доля христиански ориентированных текстов. Не раз приходилось слышать сетования на якобы существующее превалирование исламских текстов в ВГ. На самом деле этого не было. Просто публикуемые материалы по мусульманскому эзотеризму и мистицизму качественно были более наполненными. Публиковать же православных авторов только ради галочки и количества не имело смысла.

Тем более, что ВГ никогда не позиционировала себя как конфессиональное издание. Другое дело, что у нас действительно имеются не декламируемые приоритеты.

В христианстве – Православие, в исламе – шиизм и суфизм.

Плодотворное сотрудничество имеет место и с авторами не придерживающихся авраамической традиции. Кто бы и как бы к этому не относился.

Если вернуться к православному блоку материалов, то сейчас удалось, наконец, обрести достаточно интересные тексты.

Так, в XI-ой ВГ это в первую очередь начата публикация глав из выдающегося труда Владимира Лосского «Отрицательное богословие и познание Бога в учении Мейстера Экхарта» (Перевод с франц. Галины Вдовиной) и с очень качественной вводной статьёй о Лосском Виталия Аверьянова.

Лосскому удалось в этом труде – с одной стороны остаться православным богословом, а с другой каким-то невообразимым образом подняться над узко-конфессиональным подходом: с равным уважением он ссылается на Фому Аквинского и Ибн Сину, Маймонида и Аль-Газали, не говоря уже о самом Экхарте.

К великому сожалению, Лосский не успел осуществить задуманное. В его планы входил фундаментальный труд, посвящённый Экхарту и Григорию Паламе. Но и то, что он успел, нуждается в осмыслении, на что уйдёт, видимо много времени. В XI-ой ВГ мы опубликовали главу «Божественная самодостаточность и тварная немощь».

В XII-ой ВГ планируется опубликовать главу «Теология Образа и обоживающее преображение».

Но при всём уважении по отношению к блестящему богословию Лосского, лично для меня ещё важнее публикация работ касающихся практических/эзотерических аспектов христианской традиции.

Так мы начали публикацию исследования современного автора из Казани Александра Преображенского «Некоторые аспекты инициатической работы в Православии»: 1. Где страх – там соблюдение заповедей (ВГ №XI), 2. О таинстве покаяния (ВГ №XII)

Очень интересно и важно публикуемое (с продолжением) исследование религиозного философа и богослова Андрея Щеглова «Отче наш» – Молитва Господня. Соответственно в XI и XII выпусках публикуются 1-2 и 3-4 главы.

В XI-ой ВГ Вы можете прочитать интервью с современным религиоведом и церковным историком Николаем Селезнёвым Антиохийство и Церковь Месопотамии, в связи с выходом его книги «Несторий и Церковь Востока». Сфера интересов которого распространяется на Церковь Востока, так же известную как Ассирийская Церковь, которую любят называть «несторианской», что на самом деле не совсем корректно. Она является наследницей антиохийской школы, к которой принадлежал и Иоанн Златоуст и многие другие выдающиеся христианские учителя.

Кстати, известно, что инициатор осуждения Нестория – св.Кирилл Александрийский называл и св.Иоанна Златоуста «иудой» и прочими нелицеприятными словами. Лично я не выступаю за переписывание решений Вселенских Соборов, но то, что осталось немало на самом деле очень важных и до сих нерешённых богословских вопросов/проблем уходящих корнями, в том числе и в полемику по несторианскому вопросу это факт.

В блоке материалов, посвящённых метафизике и философии, следует выделить публикуемый раздел из книги современного итальянского метафизика-математика Энрико Бараццетти «Символическое пространство: Развитие математической символики многочисленных состояний Бытия» (Перевод с французского Т.Фадеевой).

Эта работа достаточно сложна, и я прекрасно отдаю себе отчёт в том, что прочтут её до конца единицы. Разумеется, это не умаляет заслуг Бараццетти. Очень важно показать отечественному читателю современное положение дел в западной традиционалистской мысли. И это исследование хорошо иллюстрирует то, какое продолжение имеют некоторые наработки Рене Генона.

Так, «Символическое пространство» написано как некое продолжение изысканий Генона в таких его важных книгах, как «Символика Креста» и «Множественные состояния бытия».

Впервые на русском языке мы печатаем Ананду Кумарасвами – фигуру сопоставимую. В XI выпуске это статья «Потоп в индийской традиции» (Перевод Т.Фадеевой), а в ВГ №XII — текст «Кто такой Сатана и где находится Ад?» (Перевод с англ. Г.Бутузова).

В разделе Сакральная география продолжается публикация труда Али Тургиева ‘Ilm al-mīzān и города-символы халифата Абасиддов. Кстати, сейчас вышел большой том Сакральная география (энциклопедия мест силы), в котором помещены несколько статей Али Тургиева, а также таких наших авторов и переводчиков, как Дмитрий Жуков и Татьяна Фадеева.

В XI-ой ВГ помещена целая подборка материалов, связанных с именем философа-герметика Евгения Головина.

Это фрагмент из его ещё неопубликованного исследования «Мир магической географии»«Север и Юг», интервью-беседу с Евгением Всеволодовичем «…свой остров Робинзона я сам себе насыпал» и довольно большую рецензию на ранее вышедшую в «Арктогее» книгу Евгения Головина «Приближение к Снежной Королеве» под характерным названием «Приближение к Головину» (её автор Евгений Чижов).

Уже стало традицией наличие на страницах ВГ и одного из крупнейших французских востоковедов Анри Корбена. На этот раз это раздел из 3-х томного «Иранского Ислама» «Свет Славы и Святой Грааль» (Перевод с франц. А.Кузнецова) и статья «Профетическая философия и метафизика бытия» (Перевод с франц. Т.Фадеевой).

В набирающем обороты разделе Философия творчества хотелось бы особо выделить перевод избранных глав испанского учёного, члена Королевской академии наук Мигеля Паласиоса, из его огромного труда «Исламская эсхатология в «Божественной Комедии» Данте (Перевод с франц. Т.Фадеевой). Бросившего в своё время вызов многим дантологам и повергшего их буквально в ярость. Мне кажется, что автор довольно убедителен в своих доводах о мусульманских корнях «Божественной Комедии» Данте.

Возможно, что он несколько однозначен и, следовательно, однобок, сводя всё к исламским инспирациям, но для того, чтобы опровергнуть проделанную им недюжинную работу, наверное, следует написать нечто столь же задокументированное на 600-700 страниц, как это проделал Паласиос.

Этот материал можно отнести к эксклюзивам, ранее Паласиос, как и Кумарасвами, не переводился на русский язык. Некоторые наши ведущие востоковеды, например, Бертельс в своей монографии «Художественный образ в искусстве Ирана» упоминают неоднократно Паласиоса.

Ещё мы печатаем любопытный текст, составленный по письмам одного из крупнейших представителей геноновской традиционной школы Мишеля Вальсана Доктрина многочисленных состояний существа в христианстве (Перевод с франц. Т.Фадеевой).

Эта публикация уже вызвала определённую полемику.

Так, я получил весьма критическую рецензию относительно как Вальсана, так и свойственной традиционной (традиционалистской) школе понятий эзотерического христианства и элиты.

Автором рецензии (мы её опубликуем в XII-ой ВГ) является давний автор журнала и бывший член редколлегии Юрий Соловьёв.

Называется его статья Об антропологии Мишеля Вальсана, а также вновь о «христианском эзотеризме».

Вообще многие люди мне не рекомендовали публиковать эту критику, считая её слишком поверхностной. Поверхностной совсем уж её назвать нельзя, хотя автор и пытается судить о некоторых вещах, не особо в них разбираясь.

Но здесь существует один немаловажный момент.

Почему я склоняюсь к необходимости опубликовать этот текст, хотя он и находится в абсолютном антагонизме с тем, что пытается делать ВГ.

Это общая, превалирующая позиция в среде не только православной паствы, но и православных литераторов и богословов. Превалирующая не означает 100-процентная. Так, я, к примеру, получал и письма от православных священников и историков церкви, которые довольно негативно оценили критический посыл Ю. Соловьёва.

Но, действительно, их точка зрения – точка зрения меньшинства.

Поэтому для меня было важно не отвергнуть «камень осуждения» с видом посвящённого в неземные тайны, и не ответить наиболее ожидаемым нашими критиками образом.

Они думают, что выстраивать защиту христианского эзотеризма можно только с позиций так называемого «эзотерического экуменизма», но никак не с позиций православного фундаментализма, ортодоксии.

Короче, в том же XII-ом выпуске мы опубликуем и соответствующий ответ не только искренне уважаемому мной Ю.Соловьёву, но всем тем, для кого не существует в Православии эзотеризма и элиты. Хотя я прекрасно отдаю себе отчёт в том, что услышит только желающий услышать… По этому поводу, не могу не процитировать из письма знакомого православного священника, который не приветствовал мою инициативу относительно полемики по данному вопросу:

«Пытаться популяризировать эту тему в ортодоксальной плоскости – всё равно, что сказать в контексте популярной беседы по космологии (и космогонии), что большая часть энергий созданного мира вообще не подвластна изучению, поскольку это «тёмное» вещество, оно не высвечивается.

Дальнейшая беседа в этом русле заходит в тупик, так как предполагает определённую живость интеллекта, способного, хотя бы на уровне гипотез, принять временно неортодоксальные идеи, и обладать солидными знаниями, касающимися ортодоксии. Например, упоминание имени Эйнштейна вызывает у всех чувство понимания и удовлетворения, а Ханс Горбигер вызывает у многих изжогу и чувство тревоги».

Позицию и свою личную, и ВГ представит упомянутый выше Александр Преображенский.

В этом обзоре я не коснулся ещё целого ряда материалов, но и упомянутого считаю достаточным, для того, чтобы донести адекватную информацию о новом выпуске ВГ.

ВОЛШЕБНАЯ ГОРА № XI

ТРАДИЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ПРАВОСЛАВНАЯ ТРАДИЦИЯ

Виталий Аверьянов. Мистика Традиции у В.Н. Лосского

Владимир Лосский. «Отрицательное богословие и познание Бога в учении Мейстера Экхарта» (избранные главы) (Перев. с франц. Г. Вдовиной) Александр Преображенский. Некоторые аспекты инициатической работы в Православии

Андрей Щеглов. «Отче наш» – Молитва Господня

1. Богословие Слова или философия хаоса

2. «Отче наш» и agnostos qeoV

Антиохийство и Церковь Месопотамии. Беседа с Н.Н. Селезнёвым в связи с выходом его книги «Несторий и Церковь Востока».

ХРИСТИАНСКИЙ ВОСТОК

Николай Селезнёв. Уйгуры-христиане и их религиозно-историческая судьба

Рецензии и мнения

Виталий Аверьянов. О главной книге Владимира Лосского (Лосский Вл. Отрицательное богословие и познание Бога в учении Мейстера Экхарта (гл. 1-3) – Богословские труды, сборники №38 и 39. – М., 2003, 2004.)

МЕТАФИЗИКА /ФИЛОСОФИЯ

Энрико Бараццетти. Символическое пространство: Развитие математической символики многочисленных состояний Бытия (Перевод с франц. Т. Фадеевой)

Доктрина многочисленных состояний существа в христианстве (Перевод с франц. Т. Фадеевой)

Анри Корбен. Профетическая философия и метафизика бытия (Перевод с франц. Т. Фадеевой)

Дмитрий Жуков. Личность в буддизме. Доктрина анатмавады

Рустем Вахитов. Платон как метафизик (образ Платона у Рене Генона)

Вступление

Метафизика и философия

Генон о Платоне

Заключение

Рецензии и мнения

Сергей Жигалкин. (Ницше Ф. «Воля к власти»)

ЭСХАТОЛОГИЯ

Жак Томас. О Ананде Кумарасвами

Ананда Кумарасвами. Потоп в индийской традиции (Перевод Т. Фадеевой)

ГНОЗИС

Анри Корбен. Свет Славы и Святой Грааль (Перевод с франц. А. Кузнецова)

Герметизм и митраизм

Формы проявления Хварны и Святого Грааля

Кай Хусроу и Парцифаль

Глеб Бутузов. Алхимия в XXI веке

Свет разума или мёртвые бабочки

Психоаналик при дворе Рудольфа II

Frater K.

Белоснежное пламя Гермеса

Рецензии и мнения

Глеб Бутузов. Школа саламандр (Эвола Ю. «Оседлать тигра». СПб.: «Владимир Даль»)

Андрей Щеглов. Путеводитель растерянных (Моше Бен Маймон (Маймонид). Путеводитель растерянных. – М.: «Мосты культуры», 2003)

САКРАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ

Али Тургиев. ‘Ilm al-mīzān и города-символы халифата Абасиддов (продолжение)

МИР МАГИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ

Евгений Головин. Север и Юг

БЕСЕДЫ

Евгений Головин «…свой остров Робинзона я сам себе насыпал»

ФИЛОСОФИЯ ТВОРЧЕСТВА

Мигель Паласиос. Исламская эсхатология в «Божественной Комедии» Данте (избранные главы)

Введение

Происхождение легенды

Первый цикл: редакция ночного путешествия Ирша

Синтез всех частичных сравнений (Перевод с франц. Т. Фадеевой)

Ирина Антанасиевич. Птицы в творчестве Введенского

Григорий Бондаренко. Религия утраченных дней (Джон Рональд Руэл Толкин: русский опыт прочтения)

Рецензии и мнения

Евгений Чижов. Приближение к Головину (Головин Е. «Приближение к Снежной Королеве» / «Арктогея»)

ПРОЗА

Мария Мамыко. Пустынь

ПОЭЗИЯ

Юрий Соловьёв

Николай Будаговский

Рецензии и мнения

Иван Князев. Без сна (Медведев В.Я. Море и берег. М.: «Волшебная Гора», 2005)

***

Журнал ВОЛШЕБНАЯ ГОРА можно приобрести:

ФЛАНСТЕР м. Пушкинская, Малый Гнездниковский переулок, дом 12/27, стр. 3. Тел.: 504 47 95 и 229 88 21

***

AD MARGINEM (Тел. 951 93 60, 1-й Новокузнецкий пер., 5/7, м. Новокузнецкая)

***

Книжная лавка музея Маяковского (м. Лубянка)

***

Можно приобрести через редакцию ВГ:Метро Тёплый Стан, Профсоюзная улица 146/1Предварительно позвонив по телефону (095) 420 84 44


Прикреплённый файл:

 ВГ, 4 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2020