12 июля 2020
Правые мысли
Книги/Журналы

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Сергей Лабанов
18 января 2006 г.
версия для печати

Мечты и реалии России в творчестве С.Ф. Шарапова

(С.Ф. Шарапов. После победы славянофилов. – М., 2005) Имя С.Ф. Шарапова (1855-1911) до сих пор находилось в стороне от общественного внимания. Проект известного деятеля антимасонского направления О.Платонова открывает для патриотического читателя прежде неизвестную фигуру государственной, неославянофильской и экономической мысли России конца XIX – начала ХХ века

С.Ф. Шарапов. После победы славянофилов. — М., 2005С.Ф. Шарапов. После победы славянофилов. Проект О. Платонова. Русское сопротивление. – М: "Алгоритм", 2005. – 624 с.

Имя С.Ф. Шарапова (1855-1911) до сих пор находилось как бы в стороне от общественного внимания и интереса. Проект известного деятеля антимасонского направления О. Платонова впервые открывает для патриотического читателя прежде неизвестную и новую фигуру патриотической, государственной, неославянофильской и экономической мысли России конца XIX – начала ХХ века.

Во многом данное издание стало юбилейным, ибо в 2005 году исполнилось 150 лет со дня рождения публициста, экономиста и редактора патриотического направления мысли.

С.Ф. Шарапов являлся одним из наиболее ярких идеологов неославянофильства, редактор-издатель газет «Русское дело», «Русский труд» и «Сеятель», острым публицистом, выступавшим по экономическим вопросам, и автором многочисленных художественных произведений, к сожалению, оказавшимся незаслуженно забытым.

В русской и советской историографии не существует ни одного специального труда, посвященного ему. До революции о С.Ф. Шарапове вышло только две статьи, а после 1917 года его имя не упоминалось в исследованиях вплоть до 70-х годов, что было обусловлено тем, что никто иной, как В. Ленин назвал хозяйственно-экономические взгляды С.Ф. Шарапова «перлами народнического прожектёрства».

В начале 90-х годов в прессе появляются первые публикации, посвящённые взглядам С.Ф. Шарапова. В 1996 году в Институте Российской истории РАН М.Ю. Конягиным была защищена диссертация, в которой исследовались общественно-политические взгляды Шарапова, а также появились отдельные публикации его записок и статьи о нём.

Но лишь данное издание, в которое вошли отдельные сочинения этого оригинального русского мыслителя, публициста и экономиста, хоть как–то восполнило этот пробел.

Сергей Федорович Шарапов (1855-1911) С.Ф. Шарапов родился в 1855 году в дворянской семье, владевшей небольшим поместьем Сосновка в Вяземском уезде Смоленской губернии. Образование получил во II Московской гимназии, а затем — в Николаевском военном училище. Ещё в гимназии, а затем в училище, Шарапов столкнулся с духом космополитизма и пренебрежением отечественными порядками, которые пронизывали большую часть дворянского общества. Многие недоросли дворянского общества воспитывались преимущественно на западных понятиях и авторитетах. Из русских авторов наибольшим влиянием и успехом пользовались нигилисты, революционеры, народники, социалисты.

Однако, несмотря на такое европейское воспитание, Шарапов, как и в своё время Л.А. Тихомиров, пришёл к выводу, что всё, чему его учили воспитатели – нигилисты, революционеры — было вредным и неплодотворным. Он понял, что здоровое развитие России может совершаться не революционным, а мирным и национальным путём. У него происходит разрыв со многими сверстниками, мечтавшими о революции и конституции. Шарапов выступает за реформирование России на национальных началах, за усиление её могущества под властью царя.

После окончания Николаевского инженерного училища в 1875 году Шарапов добровольцем уходит на войну с Турцией, угнетавшей славянские народы. Добровольческое движение возглавляли Славянские комитеты и лучшие люди России А.А. Киреев, М.Г. Черняев, И.С. Аксаков и другие славянофилы. На Балканах произошла конфронтация не просто между Россией и Турцией, но, как в 1853-55 гг., между Западом и Россией за сферы влияния на Балканах и Дарданеллах. И тут, Запад во многом спровоцировал Турцию на столкновение с Россией.

С руководителем Московского славянского комитета И.С. Аксаковым у Сергея Фёдоровича сложились прекрасные отношения, переросшие в тесное сотрудничество. Во многом благодаря И.С. Аксакову и многим славянофилам, удалось возбудить в обществе патриотический подъём, объединить в одно целое добровольцев и солдат русской армии, что, в итоге, позволило разбить турок и вынудить их на подписание мира.

Но сам Шарапов из этой войны понял несколько важных вещей, таких как двуличие и антирусский характер политики западных стран, использовавших Турцию для ослабления России и создания в ней революционной ситуации, а также стремление Запада столкнуть Россию с национального пути развития, создав «пятую колонну» из космополитической части правящего слоя и интеллигенции. На его глазах случилось страшное предательство, заключающаяся в том, что Россия выиграла войну, но проиграла мир на Берлинском конгрессе 1878 года. Мир был заключён путём масонских закулисных переговоров и тем самым унизил Россию, ибо, по праву победителя, Россия должна была брать Константинополь, Босфор и Дарданеллы. Т.о., вековечная идея русских патриотов вернуть в христианский мир Константинополь и Святую Софию была попрана в результате предательства. И во многом именно из-за этого результаты Берлинского трактата стали поворотным пунктом в русской истории, откуда неудержимо пошло нравственное и политическое растление, плоды которого явственно ощутимы и сейчас.

«В молодёжи неведомо откуда появилось злая струя… появилась яростная ненависть ко всему русскому… из этой молодёжи анархисты формировали динамитчиков…». Как же нам это сегодня знакомо!

Вернувшись с войны, Шарапов решает заняться сельским хозяйством и на практике показать, как успешно может развиваться русское земледелие. На некоторое время он уезжает за границу, в частности, во Францию, где знакомится с западноевропейским сельскохозяйственным опытом. Вернувшись на родину, он занимается экспериментами в области применения искусственных удобрений. Кроме этого, в своей усадьбе Сосновка Сергей Фёдорович организует мастерскую по производству конных плугов, которые стали популярны у крестьян из-за удобства, простоты и дешевизны. Позднее, само министерство финансов заключает с Шараповым контракт, по которому он должен был организовать производство своих плугов в ряде губерний России. Для этой цели создаётся в Москве акционерное общество «Пахарь».

Усадьбу он превратил в процветающее сельскохозяйственное предприятие, ставшее образцом для многих сельских хозяев. Поучиться его опыту приезжают специалисты из разных уголков страны. Для обмена опытом Шарапова приглашают на совещания в Петербург, Москву, Смоленск. По вопросам сельского хозяйства он пишет многочисленные статьи и брошюры: «По русским хозяйствам» (1881), «Министерство земледелия и его задачи в России» (1882), «Будущность крестьянского хозяйства» (1882) и др.

Однако работа по улучшению отечественного сельского хозяйства составляла для Шарапова только часть его интересов. Подобно другим славянофилам, он часто задумывался о национальных путях развития России. Хорошей школой для него стало сотрудничество с И.С. Аксаковым в его газете «Русь». В 80-е годы Сергей Фёдорович посвящает изучению теории славянофилов, знакомится со многими общественными деятелями, разделявшими взгляды славянофилов, в частности, с сыном А.С. Хомякова Д.А. Хомяковым, жившими недалеко от Сосновки в усадьбе Липицы, а также с князем В.П. Мещерским.

Серьёзным вкладом в развитие славянофильской мысли для Шарапова стал изданный им сборник «Теория государства у славянофилов» (1898), в котором он систематизировал идеи своих предшественников и опубликовал своё исследование «Самодержавие и самоуправление», где очень убедительно обосновал, что государственное устройство России должно основываться на сочетании абсолютной самодержавной власти русского царя с широким развитием системы самоуправления, не оставляющих места для злоупотребления бюрократии и чиновническому произволу.

Шарапов был один из организаторов и учредителей «Союза русских людей» (1905) и входил в состав его Исполнительного комитета. Кроме этого, он был организатором Русской народной партии (1905). Из-за критики политики С.Ю. Витте издания Шарапова неоднократно подвергались преследованиям цензуры.

Шарапов пытался, по собственным словам, «связать славянофильское учение с данными экономической науки». Постоянным объектом его критики был порядок денежного обращения, установленной в России в результате реформ Витте. Золотое обеспечение, по справедливому мнению Шарапова, не обеспечивало выполнения этих функций, и он предложил провести ликвидацию золотой валюты и ввести «абсолютные деньги», которые и должны были находиться в распоряжении центрального государственного учреждения, регулирующего денежное обращение.

Публицист также считал, что введение золотой валюты пагубно ещё и тем, что лишило земледельцев оборотного капитала, т.к. при наличии бумажных денег всегда можно прибегнуть к эмиссии, а после возвращения кредита — изъять бумажные деньги из обращения. Резко отрицательно отнёсся Шарапов и к предпринятому Витте привлечению в Россию иностранных капиталов, утверждая, что эти капиталы не работают на отечественную экономику, оставляя основную часть доходов от производства в руках иностранцев.

Выступая за некапиталистический путь модернизации сельского хозяйства, Шарапов последовательно отстаивал существование общины, являвшейся, по его мнению, «последним прибежищем русских исторических идеалов». Наблюдаемая деградация общины вызвана, по убеждению Шарапова, отсутствием продуманной государственной системы покровительства землевладению. Он отрицательно отнёсся к аграрной реформе П.А. Столыпина, высказывался против уничтожения крупных частных владений и разрушения общины, считая, что разрушение дворянского землевладения повлечёт за собой дальнейшее падение уважения крестьян к собственности, а разрушение общины подорвёт в народе начала коллективизма. При этом, несмотря на критику политики П.А. Столыпина, последний представлялся ему большим государственником, чем С.Ю. Витте.

Большое внимание Шарапов уделил внимание навязыванию нашей либеральной, масонской и социалистической интеллигенции своих книжных, далёких от реальных народных интересов страны, некоторые слова которого так актуальны сегодня: «Народу, не спрашиваясь у него, навязывают собственные книжные и теоретические построения, ломают у него на глазах привычную его государственность и этот же самый народ заставляют оплачивать эти опыты ценой великого и всеобщего разорения, кровавых смут и анархии».

В другом месте он, как бы обращаясь к нам сегодняшним, даёт следующий совет: «Пожелаем же нашей молодёжи скорейшего вытрезвления, а бедной родине успокоения. Но оно наступит не раньше, чем у господ социальных утопистов не будет вырвана почва и русская экономическая жизнь не подвергнется коренной дезинфекции и оздоровлению.

Выступал русский публицист и за финансовую независимость России от банка, биржи, фондов Запада, масонских лож и еврейского каганата, заполонивших тогда весь мир, и начавших движение в Россию, и достигнувших сегодня максимума своего влияния. «Среди этого хаоса мелкая и жалкая финансовая наука Запада едва лепечет свои старые формулы; мы вторим ей по старой привычке идти за европейской учёностью, по-видимому, и не подозревая, что наступает новый исторический период, который в противность материалистическим воззрениям, борьбе как главной движущей силе природы и человечества и философскому пессимизму как конечному выводу вознесёт перед нами совсем иные знамёна и идеи».

Свои надежды Шарапов связывал с сильным самодержавным государством, которое, опираясь на систему самоуправления с нашей спецификой, смогло бы добиться «приведения капиталистического потока в некоторые рамки». С этими надеждами был связан проект устроения «национального, исторического русского земско-самодержавного строя», изложенный в его книге «Самодержавие и самоуправление». При этом Шарапов считал, что поскольку самодержец в силу объективных причин не может всё решать сам, то за него действует бюрократия – главное зло русской жизни: «Самодержавие государя на глазах у всех обращается в самодержавие министра, последнее обращается в самодержавие директора, начальника отделения, столоначальника».

Геополитические прогнозы Шарапова нашли отражение в романе-утопиии «Через полвека» (иначе этот роман назывался «После победы славянофилов»), где основные события происходят в 1950-х годах ХХ века. Западная граница Российской империи проходит у Данцига, включает всю Восточную Пруссию, Австрию, Чехию с Моравией, мимо Зальцбурга и Моравии граница спускается к Адриатическому морю, включая в состав страны Триест. В эту империю входят Персия, Царство Польское с Варшавой, Червонная Русь со Львовом, Чехия с Веной, Венгрия с Будапештом, Сербо-Хорватия, Румыния с Бухарестом, Болгария с Софией и Адрианополем, Греция с Афинами. Четвёртой столицей империи (наряду с Киевом, Москвой и Санкт-Петербургом) является Константинополь.

Идеи Шарапова не были восприняты ни в либеральных, ни в консервативных кругах общества. Либералы считали его замшелым ретроградом, готовым подобострастно обслуживать власть. Именно в таком духе высказался о нём В.П. Обнинский в книге «Последний самодержец: Очерк жизни и царствования Николая II». Консерваторы видели в его проекте покушение на административную и территориальную целостность России.

Как оригинальный публицист – Шарапов постоянно ощущал чувство «политического одиночества», как писатель – не был популярен. Его страстные попытки повлиять на власть заканчивались, как правило, столкновением с цензурой.

Один из немногих, кто отозвался о его смерти, позитивно отметив его роль в развитии русской патриотической мысли, был В.В. Розанов в статье «Ещё два слова о С.Ф. Шарапове», подчеркнувший его скромность и страстную любовь к России. «Нашу Россию, — пишет Василий Васильевич, — он бесконечно любил. Это было первою причиною его литературной неудачи, так как вот уже полвека, как в России имеет успех только космополитическое, или прямо враждебное нашей земле. Второю причиною его литературной неудачливости было то, что он всегда был страшно личен в своих изданиях, журналах и статьях. Они не отвечали нужде страны, так как эта нужда слагалась объективно; они все выражали только его самого, разумеется, по преимуществу в его взглядах «на нужды страны»».

Скончался С.Ф. Шарапов 26 июня (ст. стиля) в Петербурге, и было ему едва ли 55 лет. Похоронили Шарапова в родной Сосновке, Вяземского района, Смоленской губернии.

К недостаткам данного издания следует отметить слабую информационную базу, а также фактически полное отсутствие комментариев и уточнений. Но данный факт вовсе не уменьшает его ценность и полезность для сегодняшнего состояния нашего общества. Надежды С.Ф. Шарапова на возрождение России из пепла позволят сегодня и нам чаять восстановления нашего национального самосознания.

Используемая литература:

1)С.Ф. Шарапов. После победы славянофилов. – М:2005.

2) Общественная мысль России XVIII – начала ХХ века. Энциклопедия. – М:2005.

3) А. Репников. Сергей Фёдорович Шарапов. — // «Москва», №3, 2003. С.211-219.

4) Русский патриотизм. Словарь. – М:2002.

5) Русское мировоззрение. Словарь. – М:2003.

6) Русская литература. Словарь. – М:2004.

7) В.В. Розанов. Террор против русского национализма. – М:2005.

8)Опора на собственные силы и неоколониализм. Русско-славянский взгляд. Сост. Е.С. Троицкий. \\ С.Ф. Шарапов. «Обуздание золотого тельца. Письмо князю В.П. Мещерскому», «Бумажный рубль. Его теория и практика». С.381-394. – М:1999.


Прикреплённый файл:

 С.Шарапов. После победы славянофилов, 4 Kb

Смотрите также в интернете:

www.pravaya.ru/ludi/450/408


Оставить свой отзыв о прочитанном


Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2020