31 марта 2020
Правые мысли
Книги/Журналы

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Сергей Храмов
28 февраля 2006 г.
версия для печати

Почему Белоруссия не Россия?

Из книги Ю.Шевцова мы узнаем, почему Белоруссия не Россия. Но также и другое: почему Россия не Белоруссия. Потому что нам недостаёт белорусского прагматизма и абсолютного приоритета национальных интересов над всеми прочими

Юрий Шевцов. Феномен Беларуси

В России существует дефицит не только на соль – искусственно созданный ушлыми маркетологами – но и на книги. Изданий «с претензией», в которых муссируются и обсасываются одни и те же идеи да идейки – много, но книги, с которыми имеет смысл связываться, можно пересчитать по пальцам. Особенно это касается международных отношений, в первую очередь, политической проблематики постсоветского пространства, в частности, нашего единственного подлинного союзника – Белоруссии. Если не считать пасквиля Александра Федуты об А.Г.Лукашенко, то до недавнего времени о братской нации не издавалось ничего значительного, ничего глубокого. Московское издательство «Европа», близкое к Фонду эффективной политики, взялось восполнить этот пробел и выпустило работу минского политолога и аналитика Юрия Шевцова «Объединённая нация. Феномен Беларуси» (М., 2005. – 256 с.).Предмет книги – белорусы и их государство. И структурно она начинается с того, что обосновывается вообще уместность термина «белорусская нация». Автор пытается доказать, что белорусы – это не «разновидность ляхов» и не «ветвь триединого русского народа», а самостоятельный этнос. И право на национальное государство обусловлено не слабостью развалившейся России, но – исторической зрелостью белорусов. Фактически вся глава «Культура и идентичность» посвящена доказательству принципиального тезиса об иноэтничности белорусов и великороссов, с упором на историко-культурные (а не, скажем, генетические, антропологические) нюансы. Автор не дает достаточно глубокого экскурса в историю – скорее всего, из-за формата книги. Делаются лишь довольно смелые обобщения, которые неподготовленному читателю остаётся принять на веру: «Российское государство – лишь одно из государств, в состав которого некоторое время входила современная Беларусь, и российская традиция – лишь одна из традиций, которая то погибала, то усиливалась тут вместе с её носителями» (С.26).

Впрочем, в книге нет достаточного научного обоснования того тезиса, что белорусы – это именно нация, а не субэтнос русского народа, навроде казаков или поморов. Тем более что основа белорусской идентичности – привязка к родной земле, автохтонность («тутэйшесть»), а вовсе не родоплеменное самоопределение. В целом же на примере первой части книги можно проследить основные ошибки структурного плана: в главе перемешаны такие разные подтемы, как происхождение белорусской идентичности, конфессиональная ситуация в Республике, вопросы миграции… Возникает ощущение, будто вся книга скомпонована из статей разных лет. В пользу этого говорит и «перетасованность» тематик, в результате чего часто теряется нить изложения, и серьёзнейшие стилистические контрасты, и просто информативная непропорциональность: об одном рассказывается сухо и детально, о другом – эмоционально и без достаточных доказательств.

Но структурная невыстроенность – это, пожалуй, единственный и главный недостаток книги. По содержательной же части работа Юрия Шевцова, пожалуй, беспрецедентна. В России еще не было книги, в которой современная Белоруссия была бы описана столь же многосторонне. В сущности, кто, если не считать тех, у кого «там» или «оттуда» родня, может похвастаться глубокими знаниями о РБ? Книга предельно четко расставляет акценты, иногда в ущерб детальности; она не претендует на то, чтобы исчерпывающе полно рассказать о Беларуси всё, что можно. Этого и не требуется. Книга Шевцова – это ключ к верному отображению ситуации, вот почему её целевая аудитория – это в первую очередь публицисты, политологи, аналитики. После «Феномена Беларуси» никто уже не поверит радиостанции «Свобода» и «объединенным оппозиционерам». Это еще не контрпропаганда, но уже противоядие от «вражьих голосов»: «Беларусь – это прежде всего собравшийся в кулак промышленный комплекс, который сумел сплотиться с органами республиканской власти в единый иерархически выстроенный организм, вокруг которого мобилизовалось все общество» (С.120).

Для большинства читателей многое в книге станет откровением. В частности, утверждение о многоконфессиональности белорусского народа. Оказывается, численность протестантских и католических общин РБ вместе взятых превосходит с количество православных приходов. Развенчивается миф о гомогенной православности Белоруссии, более того, делается вывод, что «протестантское движение… обречено на успех» (С.82). Как выясняется, белорусы относятся к церкви и даже к религии отчужденно, прагматично (в отличие от русских), поэтому вопросы веры – это, прежде всего, внутри- и внешнеполитические вопросы (СС.44-45). Вот почему симфонию государства и Русской Православной Церкви не следует, если верить Шевцову, воспринимать буквально: «Усиливающееся давление Запада на А.Лукашенко привело к усилению внутри правящего слоя Беларуси тех сил, что ориентированы на получение в России поддержки со стороны наиболее антизападных, националистических кругов. Сближение государства и православной церкви стало неизбежным» (С.52). Это уж не говоря о том, что сближение РФ и РБ негативно скажется на межрелигиозной ситуации в РБ (С.63). В общем, автору, конечно, виднее, но явные симпатии к протестантам проявляются даже в констатирующей части, что уж говорить о прогнозах: «Протестанты продемонстрировали способность находить ключи к культурным кодам всех основных групп белорусов» (С.59). В целом религиозный дискурс книги Ю.Шевцова совсем не бесспорен. Возможно, его формулировки намеренно заострены, чтобы спровоцировать дискуссию. В любом случае, сведения, которые он излагает, необходимы нам, чтобы не наломать дров в ходе объединения с Белоруссией : последствия возможных ошибок названы автором по пунктам (С.63).

Как уже сказано выше, книга Шевцова очень разнородна. Наукообразный текст, сопровождаемый таблицами и схемами, может перебиваться эмоциональными, созерцательными в духе русских философов сентенциями или максимами. Например: «Беларусь не манифестируется, а постигается» (С.71). Но «феномен Беларуси» не удалось бы раскрыть без важнейшего постулата о том, что Белоруссия не Россия (прямо как у Кучмы: «Украина не Россия»), а белорусы – это не русские. Например, это доказывается через ментальное, сакральное: «Русским человеком быть в Беларуси нельзя. Обычные, самые невинные философские размышления в русском духе ставят человека в Беларуси перед угрозой полной неадекватности» (С.70). Виной всему – бóльшая, чем у русских, европейскость Белоруссии. Апелляции к европейскому вектору – постоянны. Конечно, учитывая, что исторический путь белорусского народа раскрыт недостаточно подробно, можно сделать вывод, что автор навязывает свою позицию несведущему читателю. Но правильнее было бы расценивать это как предостережение: не всё так просто с Белоруссией, есть своя специфика у «младшего брата», осторожнее надо быть: «Вооруженным путем контролировать этот регион долго нельзя… Если российская политическая традиция – это традиция захвата и покорения, то традиция белорусская и шире балто-славянская, региональная – это стремление объединиться на определенных условиях с сохранением каждым субрегионом своих прав, обязанностей и отличий. Политическая культура белорусов – это прежде всего культура переговоров об очередной унии или уточнении условий уже заключенной унии» (С.66).

Даже ключевая для понимания современной Белоруссии проблема Чернобыля,

этого своеобразного «белорусского холокоста» (С.138), катастрофы, изменившей сознание всей нации, подаётся в прозападном разрезе: «Чернобыльская катастрофа ввела Украину и Беларусь в современный европейский ценностный контекст, сделав их неотъемлемой частью новых европейских ценностей и новой европейской идентичности» (С.186). Вообще, книга, особенно в заключительной, экономической части, предупреждает российское общество и руководство о медленной, но верной смене вектора Белоруссии: взяв всё, что можно, от России она двинется в Европу, несмотря на изоляцию режима Лукашенко и многочисленные вопли в западной прессе. Белорусское руководство предельно прагматично и руководствуется только национальными интересами своей страны, ничем иным. Сейчас «Беларусь заинтересована в интеграции с Россией больше, чем сама Россия» (С.213), прежде всего, ради национального самосохранения. Но развитие республики, уже давно переставшей проедать советское наследие и двинувшейся вперед, толкает её к высокотехнологичному будущему. «Сырьевая» же экономика России не подразумевает развития ни её самой, ни её сотрудничества с соседями.

Подводя итоги, надо заметить, что книга Юрия Шевцова в той же степени познавательна, в какой она полемична. Главная её задача – перевод дискуссии о Союзе России и Белоруссии из эмоционального русла в русло здравого анализа и прагматичного равноправного диалога – пожалуй, выполнена. Теперь мы знаем, что надо учесть уже сегодня, чтобы двинуться в будущее.


Прикреплённый файл:

 shevcov_s.jpg, 2 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

1 марта 13:28, Русский:

Обидно

Вообще обидно, если белорусы нас не числят среди

братьев. Мы числим. Назвать белоруса нерусским язык

не повернется. И в понимании явного сверхродства, а

не в понимании собственности на название.


1 марта 15:46, Вадим:

Очередная оранжевая книжонка. Белоруссия не Россия, белоруссы еще древнее укров, все протестанты... Бред!!!


1 марта 15:49, Вадим:

Очередная оранжевая книжонка из серии "не Россия", не русские (а укры), протестанты (блин!). И естественно "глобус белоруссии" на обложке. Бред!!!


1 марта 19:46, Автор - Вадиму:

насчёт оранжевых

«Это важно понять при всех расчетах белорусских «революций»: после Лукашенко будут «лукашенковцы». Иных управленцев в Беларуси нет» (С. 77)

Революции в Белоруссии не будет. А книжка толковая.


2 марта 15:32, Сигн:

утомил "европейский вектор"

Белоруссия может быть такой, какой её описывают только при одном условии - наличии за спиной России. В этом случае можно и повыпендриваться своей большей европейской ориентированностью. Без России любая часть русского этноса обречена стать в лучшем случае Чехией, в худшем - Польшей. Если это - предел мечтаний, то и обсуждать нечего. Счастливого пути.

Европейский же вектор - полная абстракция, фактически означающая дистанцирование от русской культуры, ведь руская культура, при всем её православном знаменателе, территории, находящейся отчасти в Азии - не менее европейская, чем немецкая, французская или английская, скорее "альтернативная европейская". Не от Азии они бегут, а от этой самой альтернативы, чудесным образом имеющейся в нашем мире, которую строили их деды и отцы, которую продолжают их братья.

Европейский вектор белорусов и украинцев - маршрут предателей.


3 марта 15:20, Русский белорус:

Книгу не читал, но из этой статьи понятно - что это хрень ещё та. Правильно сказал Вадим - очередная "оранжевая" книжонка.

Белорусы - не русские, ну да, конечно. Только говорят почему-то почти все по-русски (с определёнными диалектными различиями). Это при том, что белорусы были оторваны от Матери-Руси едва ли не больше, чем были в её составе.

Советская власть впервые дала белорусам относительную государственность, она же постоянно поддерживала (с кратковременными колебаниями, не оказавшими никакого влияния)белорусский язык, белорусскую культуру.

Советская власть рухнула. И что? Белорусы выбирают русский язык.

Езжайте в Белоруссию, поговорите с народом - сами увидите!

Белорусы - не православные? Вот это финт!

Автор, где учился передёргиваниям фактов?

Решил сравнить количество приходов.

В Советское время Белоруссия была объявлена первой атеистической республикой. Подумайте, сколько православных приходов там осталось?

А рост количества католических и протестантских приходов... Эти друзья без мыла куда хочешь влезут, особенно при хорошей поддержки из-за рубежа.

Вот что я нашел на протестантском сайте:

Союз христиан веры Евангельской http://cxbe.com/?module=articles&make=readarticle&cat=19&id=50

Интервью с БУКО С.И.,председателем Комитета по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь.

Цитата:"По данным социологического исследования, около 50 процентов граждан нашей республики относит себя к верующим. Из них 80 процентов считают себя православными, 14 – католиками, 2 – протестантами, оставшиеся 4 процента поделили между собой представители иных религиозных направлений."

Или автор не доверяет "лукашенковской" статистике?

Можно ещё много говорить, но я скажу: "Аффтар, выпей йаду!"


11 марта 09:21, Дмитрий:

Вектор Белоруссии

Всё у нас общее (язык, история, религия и пр.), кроме вектора. Россияния - тонущий корабль, на котором плывёт Беларусь, но у неё есть отдельная шлюпка. Как в этом случае поступить?


13 марта 00:33, Владимир:

Дмитрию

Уступить шлюпку самым слабым.


19 марта 14:18, Киевлянин:

Если Россия - "тонущая шлюпка", то Белоруссия - тот остров, на котором можно спастись и здесь начать строительство мощного российского крейсера. Хотя, глядя на сегодняшние геополитические реалии в комплексе, назвать Россию "тонущей шлюпкой" как-то не получается... Украина же, по аналогии, - плавающий в атлантической жиже народ, с ужасом обнаруживший, что подкинутые бескорыстным Западом "спасительные жилеты" имеют множество дыр.


19 марта 14:25, Киевлянин:

Прошу прощения. По контексту Россия, конечно же, - не "тонущая шлюпка", а "тонущий корабль". Остальное по тексту.

И еще: Господи, помоги сегодня Белоруссии! Дай ее народу и Лукашенко силы устоять перед напором оранжевых псов, русофобов и агентов ЦРУ.


20 марта 17:41, Курсант:

Брестская крепость республиканского масштаба

Хотелось бы дополнить уже сказанное Русским белорусом. К сожалению, книгу я нигде не видел, иначе купил бы и прочитал. И сделал более объективные выводы. Но и хэтой статьи хватило, чтобы кое-что понять.

1. По поводу белорусской нации. Лично я считаю, что белорусы - часть русского народа, наравне с велико- и малоросами. Конечно, сегодняшнее население Беларуси не назовёшь чистокровками... Истинных арийцев, т.е. этнических белорусов, не так уж и много. Население, естественно, почти полностью славянской внешности, НО... Например, каждый 25-й житель РБ - поляк (по данным союза поляков Беларуси). Главное, что у нас в стране не стоит так остро вопрос национальности - уживаемся все вместе более-менее мирно. И похвастаться своей чисто белорусской родословной могут немногие. В основном, почти у всех есть и польские, и великоросские, и малоросские, и прибалтийские, даже еврейские корни( черта оседлости, если кто-то ещё помнит, что это такое, по нашей земле проходила). У меня самого, например, предки с белорусскими, польскими, украинскими и русскими (из старообрядцев) фамилиями были - своеобразный "молотов-коктейль" получается))))Страна ведь не такая и большая, ассимиляция, понимаешь... И ничего... Главное - быть русским по ДУХУ. Как в сказке: "Там Русский дух, там Русью пахнет". А можно быть "истинным", и в то же время носить в себе совсем чуждый дух. И если уж говорить о белорусской нации как таковой, то только с момента "индуцированной смерти" СССР. Ведь никто не спорит, что мы пошли другим путём после перестройки. Поэтому и стали отличаться от окружающего мира. Менталитет несколько другой, нежели у других славян. А всё из-за нехватки в воде и продуктах йода - так мне на эндокринологии говорили. Из-за этого развивается некоторая медлительность в действиях. Объясню более доходчиво: когда после развала Союза наши соседи уже почти всё у себя разломали и перереформировали, то у нас только тогда решили начинать делать то же самое. Но, глядя на "шокирующие успехи" соседей, решили для начала оставить всё как есть, а уж потом идти вперёд. Так что, если хотите жить хорошо - ни в коем случае не ешьте йодированную соль!!!! (шутка)

2. По поводу религиозного вопроса. Как вы думаете, какая религия является национальной религией белорусов??? Лично я считаю, что Православие. Хотя, год назад один незнакомец задал мне этот вопрос. Но из-за того, что перед этим он спросил у меня, кто такой Серафим Саровский и что вообще я делаю, дословно, "у маскальскай царкве" я понял, что если скажу то, что думаю, то не угадаю. Обычно такого рода личности считают истинно национальной белорусской религией неудачную мутацию православия и католичества - униатство, возникшее как раз на белорусских землях (была такая Берестейская уния в 1596 году). И тут я не угадал. ОКАЗЫВАЕТСЯ, правильный ответ - кальвинизм. Каково???? А всё потому, что этого протестантского движения придерживались крупнейшие магнаты-землевладельцы Речи Посполитой - Радзивилы. Да и то, только ради того, чтобы не зависеть от поднадоевшего римского понтифика. Но если следовать такой логике, то получается, что национальная религия великоросского народа - талмудический иудаизм. Ведь именно его придерживаются "власть имущие" в эРэФии.

Поэтому-то в начале 90-х и ломанулись к нам в страну протестанты. Ведь это нельзя назвать прозелитизмом - они здесь давно были. А Православие... Слава Богу, что оно вообще сохранилось. Ведь БССР всегда была примером для остальных ССРов, и в безБожной пятилетке в том числе. 70 лет даром не прошли. И пришлось всё строить сначала, даже восстанавливать почти нечего. Только фундаменты от храмов пооставались. А у западных пасторов материальных ресурсов хватает. В то время, когда у нас огнём и калёным железом всё уничтожали, они пребывали в "благоденственном и мирном житие"... А ведь случись то же самое у них, на Западе, так вряд ли бы кто-нибудь согласился на Соловки или Колыму ехать лишь из-за религиозных взглядов.

А то, что они у нас чуть ли не на кажлой ул… [используйте форум для подробного обсуждения http://forum.pravaya.ru]


24 марта 03:47, Посетитель сайта:

Разница русских и беларусов заложеная в историческом прошлом наиболее прослеживается в отношении к власти. Русский народ? никогда не позволит себе то, что мы называем "режимом Лукашенко". В той, или иной форме у нас всегда будет существовать оппозиция, меньшинство и мы всегда будем уважать его, быть снисходительными к нему. Во всяком случае это черта русского человека- "лежачего не бьют". В Беларуси мы видим совсем обратное...


24 марта 15:25, Русский белорус:

Курсант, спасибо за поддержку!

А что сказать "Посетителю сайта"? Тьфу...

В школу! За парту, учебники по истории России читать!


19 октября 15:56, 777:

Один народ

Белорусы (белые РУСЫ) -- это абсолютно равноправная, но НЕОТЪЕМЛЕМАЯ часть единого русского народа. Я уверен:белорусы считают русский народ братским, я много раз слышал от многих людей, что мы -- ОДИН НАРОД. А многовекторность нашей внешней политики -- это не показатель отождествления белорусов с западной европой. Увы, в нынешней РФ не всё гладко, но мы не развернулись из-за этого на 180 градусов. Мы едины! Это говорит белорус (и в то же время -- русский как представитель единого русского народа).


5 мая 03:17, Alex:

Да, белорусы - не русские и никогда ими не были. И не надо говорить, что советская власть много сделала для Беларуси. Одна только передача исторической столицы Вильно Литве чего стоит. Да только благодаря образованию БНР на свет появилась БССР. Просто компартия понимала, что не сделай они этого, то не удержать влать на этой територии. Да и притензии к Польше тогда будут обоснованы.

"Население, естественно, почти полностью славянской внешности, НО... Например, каждый 25-й житель РБ - поляк."

Это мог написать только человек, не знающий, кто такие славяне. И вообще слабо знающий историю своей страны.

Вообще название русский вошло в обиход только в конце правления Петра 1. А до этого вообще было редкостью. Название Белая Русь или Белорусь было введено немкой Екатериной 2 для недавно завоеванных западных земель, чтобы подчеркнуть связь с Российской Империей. В это же время вновь решили переписать историю "земли русской", для чего собрали все летописные источники на пренадлежащих Империи землях и сказочник Карамзин под неусыпной цензурой выдал свой шедевр. А первоисточники непонятным образом были утеряны. Причем пожар в Москве в 1812 во время окупации Наполеона был хорошим предлогом для этого.

По поводу религии - 40% православные. И это те, кто так себя называют. Но если спросить, соблюдают ли они хоть какие-нить религиозные обряды или ходят в церковь, то картина будет еще плачевнее. Вообще для Беларуси характерна нерелигиозность общества.

"Без России любая часть русского этноса обречена стать в лучшем случае Чехией, в худшем - Польшей."

Да для белорусов стать в экономическом плане наравне с Чехами, просто замечательно, и могу спорить, что основная масса населения неглядя поменяет на это некие призрачные мечты об единении с Россией. Вообще нам без России всегда жилось легче и свободнее, чем с ней.

Вообще я считаю, что стоит объединяться только с экономически сильными и дружественными странами, Россия к которым пока не относится. Т.е. нахрен вы нам такие нужны? Аппеляции к некому призрачному единому родству не уместны. Вот бы узнать, почему Австрия не объединяется с Германией. Таже Чехословакия разделилась.

И у меня последний вопрос: с каких это пор Украина и Беларусь - часть русского народа? С 1794 года?



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2020