3 апреля 2020
Правые мысли
Книги/Журналы

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















ПРАВАЯ.RU
14 марта 2006 г.
версия для печати

В ожидании «делателей»

Любить Россию для политизированной богемы модерна и постмодерна есть настоящее “юродство”. Об этом "юродстве" - в книге Егора Холмогорова "Русский националист"

Егор Холмогоров, "Русский националист"Любить Россию для политизированной богемы модерна и постмодерна есть настоящее “юродство”. Этот бесспорный постулат — одна из немногих уточненных смысловых вариаций, которыми изобилует текст “Русского националиста”. Почему же именно на нее хочется обратить особое внимание?

Да потому что этой фразой Егор Холмогоров разделяет две существующие гуманитарные парадигмы: западноевропейскую и христианскую. Если кому-то кажется, что они совместимы, то он смешивает понятия. Во-первых, Запад уже в V веке явно “перерос” христианство, оставив позади и учение апостола Павла, и никео-цареградский символ веры. Во-вторых, европейское рацио не вместило идею Бога, безуспешно пытаясь доказать Его существование. В итоге, даже само понятие “христианство” оказалось чуждым западной культуре, Европа от него и отказалась. А чудовищные нагромождения постмодерна готовы поглотить даже едва используемые фрагменты Священного Писания.

Европа, в сущности, никогда как таковое христианство и не принимала. Едва появившись, христианство на Западе оказалось в достаточной мере переработанным. Единственным его отличием от предшествующих восточных мистерий было то, что оно распространялось через маргинальные низы, через рабочую массу. Однако, власть вовремя перехватила инициативу, и вот уже папа возводит на трон Карла Великого, а крестоносцы в пьяном угаре грабят Иерусалим.

Христианство стало частью западной культуры, его неотъемлемым до поры понятийным аппаратом. Но всецело оно вошло в корпус той смысловой парадигмы, которая ведет свое начало от аристотелевской логики и римского права. В центре этой парадигмы стоит принцип оправдания, т.е. частный случай, каким бы он ни был, признается всеобщим, если может быть обоснован – оправдан. Соответственно, в догму возводится причинно-следственная связь, нить которой находится в руках интеллектуалов и властителей. Достаточно вспомнить, что еще в ХI веке Ансельм Кентрберийский свел Искупление к юридическому понятию “выкупа”, втеснив Крестную Жертву в рамки юридической нормы. Дальнейшее развитие западного богословия на этом пути создало вообще гротескные формы типа “предопределения” или “деизма”, поставивших Волю Божью на службу свода законов. Что и говорить, если папа Римский “представляет на земле Христа”.

В принципе, причинно-следственные явления не требуют обязательного присутствия личности. Человек, как и любое животное, например, лишь вписан в узор этих нитей. Эта пантеистическая картина, осмысленная первыми греческими философами, отсылает своих адептов к магии. Именно в магических действиях и ритуалах, где человек выполняет ранее изученные процедуры и действия, возможна дрессировка духов. Главное – знать, куда дунуть и что выпить.

Очевидно, что современная научная – доминирующая – парадигма является такой же магией, замаскированной под разработанный веками понятийный аппарат. В центре – все тот же принцип оправдания, который теперь предстает сводом доказательств, обоснований, ссылок на предшествующие идеи и т.д. Достаточно создать теорию, разрекламировать ее, и она станет господствующей, “тормозящей” науку. Ведь не секрет, что тот же Гоббс писал рекламный текст для оправдания переворота, тем же занимался Локк, который, к слову, считается основоположником либерализма. А популярная идея “столкновения цивилизаций” вообще вброшена по заказу Белого дома. И эти идеи живут и здравствуют только потому, что каждая последующая опирается на предыдущую, оправдывается ссылками на “научное наследие”, повторяет те же понятия в том же дискурсе. Да, постмодерн декларирует отказ от текста, от кон-текста, но при этом методология остается той же, принцип оправдания присутствует обязательно, т.е. постмодерн – это сознательный обман, имеющий целью разрушить оставшиеся целостные определения.

Христианская парадигма в корне отлична от европейской. В мире, где наверху Бог, не может быть никаких оправданий. Жизнь – это подвиг, свобода – это дар, власть – это священный долг, а Родина – это судьба. И Бог не только Судья, но и Отец. Отец любящий и прощающий. И нигде так Он не понимается, как в России, ассимилированной Церковью.

Русский лишен частного в принципе, даже в глубоком одиночестве, без средств к существованию он всегда может обратиться к Богу, который “близ есть”. Это экзистенциальное переживание порождает жажду бытия, ибо оно наполнено непостижимым для разума содержанием. С каждой прожитой минутой человек обретает опыт, при этом становясь причастником всеобщего опыта – предков и современников. Это и есть основной принцип русского консерватизма, который целиком опирается на христианство – жажда вечного бытия.

Ни один русский консерватор не пишет свои труды в угоду конъюнктуре, ни базируется на "исторических предпосылках". Он открывает новое, создает новый мир, который по завершении творения становится частью целого свода мысли, дополняя его на пути к Истине. В чем-то консерватор – это поэт. Только он очень успешно оперирует “научным” языком, при этом постоянно создавая парадоксы и смысловые загадки, повторяя тем самым методологию христианства – самого парадоксального учения “в истории человечества”.

Кому, как ни русским, знаком этот принцип духа, а не буквы. Разбитые и уничтоженные Ордой русские отстояли веру от католической экспансии, в годы Смуты боровшиеся за власть элиты слились с народом, а “угнетенные Сталиным” спасли Европу (в который уже, кстати, раз) от уничтожения. Русские покорили Сибирь, ни разу не посмотрев алчным взглядом на Европу, русские запустили первого космонавта, ни разу не попытавшись скинуть на кого-нибудь ядерную бомбу (даже в порядке испытаний). Русские монастыри создали одну из самых успешных экономических моделей Средних веков, при этом считая ростовщичество постыдным занятием.

Подобных парадоксов великое множество, но их объединяет один – Россия – это царство Святых. Именно Святые созидали это государство, спасали его и развивали, в принципе, трудясь во славу Царства Небесного. Среди них есть и пустынники, и игумены, и князья, и Патриархи, и обычные люди, и воины. Каждое столетие, каждое достижение, каждая победа – плод труда Святых. Взаимозависимость нашего государства от Святых – это прямое соответствие слову Божьему о граде, который устоит по молитве праведника. И это, конечно, напоминает апостольское время, когда трудами горстки людей, “снабженных” дарами различными, мир узнал Истину.

Россия всегда пыталась идти путем Миссии, защищая кем-то обездоленных, заступаясь за кем-то обиженных, осваивая новое, а не отвоевывая у кого-то уже освоенное. Как в этом апостольстве мало от “викария Христа”, который читает себя наследником апостола Петра.

Чтобы понять все это, нужно обязательно прочесть книгу “Русский националист”. Но этого еще мало. Надо любить Россию, любить ближнего, стремиться к Правде. Это и есть национализм, которым пугают обывателя. Да, кровь русских войск на Куликовом поле – это национализм. Да, отвержение содомии – это национализм. Да, покорение Сибири – это национализм. Это русский национализм, единственное состояние духа, в котором возможно настоящее творчество на “благо человечества”. Пока удается на благо только России, но удается весьма и весьма результативно.

Но один недостаток у книги все же есть. И он достаточно серьезен, но легко поправим. Жатва идей, поле смыслов уже готово, но делателей мало. Где те, кто воспримет идеи и воплотит их в жизнь? И кто призовет? И когда?

Ясных ответов нет. Но очертания уже различимы…


Егор Холмогоров. Русский националист. М.: Издательство "Европа", 2006. 432 с. ISBN 5-9739-0047-9.
Тираж 2000 экз.


Прикреплённый файл:

 Егор Холмогоров, "Русский националист", 6 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

15 марта 20:08, Владислав:

Спасибо за статью! Обязательно куплю книгу!


17 марта 15:20, Димитрий Ч.:

К автору

Очень хочется почитать эту книгу, но с аспиранской стипендией её не купишь.

Есть ли электронный выриант книги?


28 марта 22:34, Ю.Т.:

Великолепная книга!

"Европа НИКОГДА не была христианской" - Уже не нужно жить на Западе, чтобы это начать понимать...

Как хорошо, что не придётся делать эту работу!

Егор - огромное спасибо за проделанную работу.

Хотя тираж 2 тысячи комичен...

Нужно искать спосоров и распространять книгу по стране. Всем власть имущим нужно раздавать эту книгу бесплатно.

Успехов!


4 апреля 00:14, Семен Семеныч:

Вроде и слов много правильных. Но и по стилю и по духу это - большевизм, увы.



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2020