2 апреля 2020
Правые мысли
Книги/Журналы

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Владимир Варава, Воронеж
17 апреля 2006 г.
версия для печати

Образование в свете историософии

Масштаб труда профессора Белозерцева "Образование: историко-культурной феномен" внушителен, и нужно сказать, что подобной книги по образованию еще не было

Е. П. Белозерцев «Образование: историко-культурной феномен» (2004)Когда наблюдаешь за современным образованием в стране, то охватывают чувства уныния и тоски: деградационные процессы приобретают характер катастрофы. Но когда держишь в руках книгу Е. П. Белозерцева «Образование: историко-культурной феномен» (2004), то испытываешь радость и гордость за отечественное образование и гуманитарную науку, и появляется надежда на возрождение духовных основ русской культуры. Это фундаментальный труд, раскрывающий целостный образ изучаемого Предмета, который сегодня может стать теоретическим и духовным ориентиром для современного учителя, потерявшегося в лабиринте бесконечных инокультурных теорий.

Сам автор, заслуженный деятель науки, профессор и писатель, так определил «методологическое кредо» своей работы: «… для нас сегодняшних и для нас завтрашних – образование есть абсолютная ценность». Именно такой абсолютистский подход и обеспечил автору абсолютный успех его книги. Важно и то, что отношение к образованию является для автора еще и важнейшим критерием государственности: «По отношению к образованию можно и должно судить об уровне государственного мышления». Это как раз то, что было утрачено в последние годы безраздельного господства анти-национальной идеологии и в образовании и в политике.

Особенность труда Е. П. Белозерцева еще и в том, что автор не рассматривает образование как исключительно педагогическую сферу, но как сферу историко-культурную, а значит имеющую онтологическую связь со всей целостностью национального бытия России. И философия образования, соответственно, рассматривается как «органическая часть более общей работы по воссозданию национальной идеологии в ее современной форме».

Книга убеждает нас в том, что образование – это зона абсолютно стратегического значения. Оно, по словам автора, гарантирует «…национальную и духовную самобытность любого народа, его культуру, святыни, без которых нет и не может быть ни свободной личности, ни свободного народа, ни безопасности страны».

Масштаб данного труда внушителен, и нужно сказать, что подобной книги по образованию еще не было. Что же определяет ее философско-теоретическую и, полагаю, огромную практическую значимость?

Всеохватность, глубина, научная достоверность, историософский стиль мысли, духовная насыщенность, любовное отношение к делу – вот далеко не все свойства, характеризующие оригинальность авторского письма. Плюс совершенно уникальная, синтетическая методология, в которой сочетается одновременно антропологический, историософский и региональный подходы. Все это делает книгу незаменимой не только для работника образования, но и для всякого истинно образованного человека, то есть такого человека, который всерьез озабоченного судьбами своего Отечества.

Сущность авторской концепции заключается в рассмотрении образования не в безличных «общечеловеческих» псевдо-универсальных категориях, но как института, произрастающего из национальной почвы, из глубины национальной культурной традиции. Здесь особо важен афганский опыт автора, так как в этот период (1983-1986) сформировалось важнейшее понимание взаимосвязи истории, религии, культуры народа с образованием.

Своей работой Е. П. Белозерцев фактически устраняет главный недуг сегодняшнего образования – его оторванность от истоков родной культуры и истории. Действительно, случившийся кризис с нашей страной зловеще отразился практически на всех сферах жизни. Но образование его переживает наиболее остро и болезненно. Нелады в образовании – расшатывается и разрушается весь ствол государственности, все первоосновы жизни. Ведь действительно, нет более значимой задачи у человека, чем образовать, то есть буквально сделать, сформировать другого человека, тем самым осуществить свое бытийное задание и выполнить свой долг перед Родиной.

Важнейшая задача образования, как ее понимает автор, – научить мыслить человека в категориях национального бытия. Основополагающий постулат всей работы звучит, поэтому так: «…образование национально по содержанию и характеру» и «непременным основанием современного образования является утверждение в сознании учащихся значения исторических корней своего народа, его духовных и нравственных устоев, гражданских и патриотических идей, гуманистического сознания связей с другими народами, всем человечеством». Это достигается лишь одним – пониманием того, что «душа русского образования – православное воспитание – постоянно питается живительными соками истории и культуры своего народа».

Для автора важнейшим понятием, определяющим национальное содержание и характер образования, является понятие «философия народа». Для раскрытия его глубинной сути Е. П. Белозерцев свободно и в тоже время точно и компетентно входит в безмерное пространство русской философии и литературы, в которых в течение ряда веков была выработана духовная квинтэссенция национального самосознания, которая и есть философия народа. Поэтому Ф. М. Достоевский, Н. В. Гоголь, В. В. Розанов, Л. Н. Толстой, В. С. Соловьев, Святитель Тихон Задонский, Н. А. Бердяев, Г. П. Федотов Н. О. Лосский, о. С. Булгаков, В. В. Зеньковский, И. А. Ильин, И. А. Бунин, М. М. Пришвин, А. Платонов … и бесчисленное множество других славных имен отечественной культуры – постоянные спутники автора.

Не обходит стороной автор и современных исследователей, благодаря которым возобновлен диалог с Церковью, обоснована необходимость раскрытия педагогического потенциала Православия. Среди них В. А. Беляева, А. В. Зайцева, о. А. Иванов, Е. И. Исаев, прот. Г. Каледа, о. А. Кураев, В. И. Косик, В. М. Меньшиков, Н. Д. Никандров, Т. И. Петракова, С. В. Перевезенцев, В. А. Сластенин, В. И. Слободчиков, Л. В. Сурова, В. Ю. Троицкий, Э. А. Чурсина, о. Е. Шестун и др.

Тем самым, происходит устранение ценностно-смыслового разрыва, произошедшего с отечественной культурой в последнее столетие, восстанавливается утраченная связь духовных первоначал жизни, поколений, истинных ценностей народа. И все это достигается посредством образования, вернувшего себе национальную основу. В этом смысле ценность труда Е. П. Белозерцева огромна, и хотелось бы, чтобы книга дошла до каждой школы, буквально до каждого учителя.

Всесторонний смысл образования раскрыт в данном труде потому, что его автор рассматривает как «онтологическое явление». Сам феномен образования приобретает у Е. П. Белозерцева зримо-конкретные черты, своеобразную философскую «плоть», в которой раскрывается уникальность и специфика отечественной парадигмы образования в ее отличие от иных практик и традиций. Для этого автор выделяет три константы русского образования – духовность, открытость, традиционность и три идеи русского образования – идея вселенского предназначения человека, идея национального дома, идея соборности. Все эти концепты взаимосвязаны и формируют онтологический столп отечественного образования. Примечательно то, что эти три идеи основаны на догмате о Пресвятой Троице, ставшей на Руси одновременно и духовной истиной и глубинным архетипом национальной ментальности.

Автор выполняет свою профессиональную работу, разбирая такие важнейшие вопросы как «Национальная идея России в педагогическом измерении»; «Триединство отечественного образования»; «Народность – общественная идея и принцип образования»; рассматриваются философско-педагогические воззрения святителя Тихона Задонского, Иннокентия Херсонского, В. В. Розанова, М. М. Пришвина; завершает книгу раздел, посвященный современным проблемам отечественного образования. Здесь находим следующие постановки вопросов: «XXI век – вызов образовательным системам»; «Образование как социально-педагогическая система»; «Целостный образ учителя: от монашества – старчества – пастырства к гражданину – интеллигенту – профессионалу»; «Духовная сущность учительского труда и профессиональное воспитание учителя»; «Культурно-образовательная среда (КОС): сущность понятия, среда провинциального города России, опыт изучения». Все написано абсолютно внятным и прозрачным языком, все насыщенно смыслами, все чрезвычайно интересно и полезно.

Фундаментальной теоретической и практической основой образования, ориентирующегося на высшие ценности национального бытия, является разработка под руководством Е. П. Белозерцева направления, которое обозначается как «культурно-образовательная среда». Разработка этого направления осуществляется на исторической базе Ельца – «одного из старейших городов России, … уникальной исторической территории православной христианской культуры». Этот опыт, естественно может быть реализован и в других городах России.

«Культурно-образовательная среда» как исторический и философско-педагогический феномен – это действительное новаторство и даже прорыв в современной методологии образовательных теорий, в которых господствует «вненациональная доминанта». В расширенном смысле культурно-историческая среда, это, по определению автора, средоточие природных, исторических, религиозных, культурных, материальных, социальных условий, в которых протекает жизнь и деятельность ее сельского и городского населения. В этом смысле эта среда является клеточным уровнем национальной самобытности, концентрированной субстанцией национального самосознания.

Свою задачу Е. П. Белозерцев воспринимает как нравственный долг, понимая, что современному образованию пора возвращать утраченные здоровые основы, ибо по его грустному признанию атеизм снова стал первоосновой сознания и научной методологии. В пустоту атеистического мировоззрения сегодня проникает гораздо более опасный враг – восточная эзотерика. Речь уже идет и о духовной, и об интеллектуальной, и о психической, и о физической деформации личности. Автор постоянно напоминает «прописные истины», основательно забытые современными творцами «инновационных парадигм». Это то, что истории России много веков неразрывно связана с историей Православной Церкви; что через глубокое взаимодействие с Византией в результате христианизации происходит преодоление локальной ограниченности русской культуры, которая приобрела универсальность, соприкоснувшись с библейскими и эллинистическими истоками. Со временем духовные традиции отечественного образования переходят на качественно новый уровень и оформляются в православную педагогику как «теоретическую форму педагогического мышления».

Исследование теории и практики православного воспитания, убежден автор, невозможно вне диалога Церкви и науки. На этом пути есть конкретные позитивные результаты. В частности в Ельце под руководством автора выходят сборники: «Культурно-образовательная среда: история, современность, перспективы развития» и «Собор: Альманах религиоведения», которые подтверждают возможность «адаптации к языку светской педагогики нормативно-воспитательной составляющей православной аскетики и православной антропологии».

Вся книга проникнута глубоким чувством любви к отечественным святыням и убежденностью в необходимости возвращения к духовным основам национальной традиции. Хотелось бы закончить свои размышления такими словами автора: «… с малых лет ребенка, а затем подростка, молодого человека важно и нужно воспитывать в атмосфере духовного опыта Родины, обогащать их душу и ум национальными сокровищами; пробуждать чувство любви к Родине, потребность служить ей, жажду подвига во имя Отечества». Это и есть главный принцип настоящего Учителя, от которого, действительно зависит судьба Отечества.


Прикреплённый файл:

 Е. П. Белозерцев «Образование: историко-культурной феномен», 6 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2020