3 апреля 2020
Правые мысли
Книги/Журналы

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Денис Ступников
6 июня 2006 г.
версия для печати

Мёртвый Журнал

После ознакомления с романом Пелевина "Шлем ужаса" складывается ощущение, что автор безнадёжно утратил связь с нервом эпохи – даже несмотря на уверенное жонглирование «падонкафской лексикой»

В.Пелевин, "Шлем ужаса"Информационное пространство за последнее время сильно изменилось. Печатные СМИ катастрофически теряют свой вес, а Интернет-пространство (и без того – противоречивое и разнородное) продолжает стремительно дробится. С дальнейшим распространением «Живого Журнала» централизованным источникам информации не поздоровится. Недавно лидер группы «Мегаполис» Олег Нестеров сделал прогноз о том, что в скором времени вместо успешных журналистов и модных писателей останутся одни владельцы авторских колонок-блоков (зачастую – виртуальные).

Виктор Пелевин, привыкший улавливать актуальные тенденции времени, написал роман «Шлем Ужасов» в виде захудалого Интернет-чата или сильно разросшейся ветви дискуссии в LiveJournal. Почти все герои книги (точнее – их виртуальные маски) равноправны и одинаково жалки. При чтении не раз ловишь себя на мысли о том, что Пелевин неплохо усвоил бахтинскую теорию полифонии Достоевского. Однако, за неимением высоких идей и идеологического каркаса, писатель творит затхлую атмосферу ещё похлеще той, что царит в знаменитой свидригайловской баньке.

Размытую фабулу Пелевин пытается оправдать спекуляциями о Минотавре, Лабиринте и Шлеме Ужаса, служащим буддийской (?) моделью Вселенной. Вся эта мифопоэтика откровенно притянута за уши – тем не менее, издатели зачем-то подверстали писания Виктора Олеговича под серию современных мифов.

Все персонажи книги интерактивно общаются против своей воли. Скорее всего, они уже умерли и оказались в аду. Ибо каждый из них терзаем именно теми материализованными грёзами, которые служили им флагманом в их «настоящей жизни». К тому же автор явно солидарен с небезызвестным постулатом французских экзистенциалистов «ад – это другой». Отсюда – и идея насильственных коммуникаций, положенная в основу «Шлема Ужаса».

На страницах своей книги Пелевин постоянно апеллирует к французской неклассической философии ХХ века. Он недобрым словом поминает слово «дискурс» и вводит в повествование пародийный эпизод с телеинтервью то ли Ролана Барта, то ли кого-то из «мальчиков-экзистенциальчиков». Этот момент тоже довольно необязателен. Знаменитое «интервью с Сартрушкой» митьковского писателя Владимира Шинкарёва куда рельефнее и смешнее.

Впервые после ознакомления с романом Пелевина складывается ощущение, что автор безнадёжно утратил связь с нервом эпохи – даже несмотря на уверенное жонглирование «падонкафской лексикой» (а, может быть, как раз и благодаря ему). В книге нет ни одного запоминающегося афоризма, ни одного забавного эпизода, который можно было бы в красках пересказать понятливой супруге за чашкой вечернего чая. Единственное сильное место: речи христианки UGLY 666, чьи размышления о таинстве евхаристии, хуле на Духа Святого и философии Имени, вопреки всем ожиданиям, лишены комического эффекта. Но, наверное, всё-таки не стоило так старательно смешивать это неотмiрное жемчужное зерно со смердящим Интернет-навозом.


Прикреплённый файл:

 В.Пелевин, "Шлем ужаса", 4 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2020